«История делает человека гражданином». В.М.Фалин, советский дипломат

8 августа 2005 года

Аннотации

Альманах «Богородский край» № 1 (2002). Часть 2

« предыдущая следующая »

Альманах"Богородский край" N 1 (2002)

 

У ЦЕРКОВНЫХ СТЕН

УНИЧТОЖЕННЫЕ1 В БОГОРОДСКОМ УЕЗДЕ ЦЕРКВИ2

Священник Николай СКВОРЦОВ

В публикуемой работе изложена история 34 храмов, существовавших на территории Богородского уезда в XV — начале XIX вв. Из них 22 храма располагались на юго-западе нашего края - в т. н. Щелковской округе. Такое расположение совпадает с направлением двух стариннейших наших дорог — Стромынской (Остромынкой) и Хомутовской. Эти места были заселены издревле и всегда имели большую плотность населения. Это подтверждается и археологическими изысканиями, обнаружившими древнее городище — «Шерну-городок», известное также как Могутово.

Несколько слов об авторе — протоиерее Николае Алексеевиче Скворцове (1861—15.06.1917). Церковный историк и москвовед, он заслуженно считался знатоком московской церковной старины. В 1887 г. он закончил курс Московской духовной академии и Московский археологический институт. Отцом Николаем было написано большое количество трудов по истории храмов Москвы и Московской епархии, основу которых составили архивные разыскания автора. Последние годы жизни протоиерей Николай Скворцов был настоятелем храма Сошествия Святого Духа на апостолов на Лазаревском кладбище Москвы. К сожалению, жизнь его закончилась трагически. В ночь с 15 на 16 июня 1917 г. отец Николай был убит грабителями в собственном доме. Похоронен он был у церкви, где проходила его служба, могила не сохранилась. Вечная ему память.

А.Ю. Симонов

В Богородском уезде уничтожено более тридцати церквей, а именно: в Ащерине Николая чудотворца (№ 11), в Беседах две: Николая чудотворца (№ 30) и Воскресенская (№ 31), в Благовещенском Благовещенская (№ 23), в Богородском на Воре Покровская (№ 15), в Богородском-Мосальском, на Дубенке, Богородицерождественская и Спаса Нерукотворенного (№ 21), Воскресенская, на Купавне (№ 18), Воскресенская, около Хотеич (№ 34), в Воскресенском, на Шеренке, в Могутове Дмитрия Селунского (№ 33), в Глинкове церковь по имя двенадцати апостолов (№ 9), в Елизаветине Спаса Нерукотворенного (№ 17), Желтухине-Костышах Николая чудотворца (№ 20), Кармолине Всемилостивого Спаса (№ 24), Климове Параскевы-Пятницы (№ 22), Колонтаеве в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (№ 25), в Крестах великомученика Георгия (№ 19), в Лапине-Тарбееве Спаса Нерукотворенного (№ 1), в Литвинове Всемилостивою Спаса (№ 14), в Мизинове Иоанна Богослова (№ 8), в Михаило-архангельском урочище монастырь Михаило-архангельский (№ 26), в Мишневе Знамения Пресвятой Богородицы (№ 13), в Невзорове-Муроме в честь Смоленской иконы Божией Матери (№ 16), Никитская на Мележе (№ 28), в селе Никифоровском Спасская (№ 2), в Новом Николая чудотворца и Кирилла Белозерского (№ 10), в Орлове Николая чудотворца (№4), в Рудне (№27), в Сабурове-Подъягодном Спаса Нерукотворенного (№ 5), в Савинском преп. Сергия Радонежского (№ 7), в Саулине в честь Толгской иконы Божией матери (№ 6), в Соболеве преп. Сергия радонежского (№ 12), в Топоркове Казанская (№ 32), в Турабьеве (№ 3) и в Федурнове в честь Зачатия Иоанна Предтечи (№ 28).

Сведения об уничтоженных церквах изложены в алфавитном порядке приходов, в которых теперь состоят селения, где некогда существовали церкви. Федурново — деревня Московского уезда — относится к приходу Савина-Спасского Богородского уезда. Вот почему сведения о церкви, некогда бывшей в Федурнове, помещены в описании Богородского уезда. Наоборот, сведения об уничтоженном монастыре в деревне Озерах Богородского уезда, отнесены к Московскому, так как деревня Озеры принадлежит к приходу села Пехры Московского уезда.

В описании встречаются земельные меры, которые теперь не употребляются: копна сенокосной земли, четь, или четверть, пашенной. Десять копен сена составляли десятину. Четь, или четверть, пашенной земли равнялась полудесятине в одном поле или полутора десятинам в трех полях.

Под писцовыми книгами XVI в., на которые часто делаются ссылки, нужно разуметь печатные «Писцовые книги XVI века. Издание Императорского Русского Географического Общества / Под ред. Н.В. Калачова. Отделение I. СПб., 1872».

1. В полуверсте от Тихвинской, города Богородска, церкви находится деревня Тарбеева. По преданию, здесь была церковь. Мы предполагаем, что здесь было село Спасское-Лапино, в котором новопостроенная церковь во имя Спаса Нерукотворенного Образа освящена в 1711 г. Церковь построена вотчинником коммисаром (так в тексте. — Ред.) Васильем Федоровым Головленковым. Приход этой церкви составился из одного двора самого вотчинника, 9 крестьянских, дворов священника, диакона, дьячка и просфорницы. Земли к церкви отведено 15 десятин пашенной и одна десятина сенокосной. С 1712г. Лапино по церкви называлось Спасским и принадлежало (в 1737 г.) вдове Ивана Васильева Головленкова Анне Михайловой, по второму мужу Потемкиной, в 1745 г. - князю Михаилу Иванову Шаховскому, в 1746 г. — фабриканту Андрею Максимову Никонову (В. и Г. Холомогоровых. Радонежская десятина. М., 1887. С. 166—167). В документах архива Московской духовной консистории значится Тарбеево-Спасское, приписанное к Богоявленской, города Богородска, церкви. В 1846 г. построена Тихвинская церковь в Богородске; тогда деревня Тарбеева перешла в Тихвинский приход. Вероятно, Лапино-Спасское и Тарбеева-Спасское — одно и то же. Состоящая в Тихвинском же приходе недалеко от Тарбеева Спасская слобода, несомненно, имеет связь с описанною Спасскою церковью. Быть может, она стоит на земле этой церкви.

2. В селе Сергиевском-Ашиткове (теперь Алмазово Богородского уезда), вотчине статского советника Никиты Демидова, построена была церковь, но положенной пропорции земли, за неимением при том селе пашни и сенных покосов и потому, что на всей даче состояли сады, зверинцы, выкопанные пруды, рощи, неудобные болотные места, отмежевать причту оказалось нечего. Приходом же в той церкви состояло в 1769 г. село Спасское-Никифоровское того же Демидова, за опустением в том селе церкви. Поэтому Московская губернская Межевая Канцелярия требовала от консистории известия: состоящая в селе Спасском-Никифорове ком церковь ныне в действительном ли священнослужении находится; если же церковь, за ветхостию, оставлена без службы, то Спасское приписано ли приходом к новопостроенной в Сергиевском церкви.

По свидетельству Радонежского Духовного Правления, оказалось, что состоящая в селе Никифоровском Спасская церковь подлинно ветха, вся сгнила и обвалилась, с самых давних лет состоит впусте и упразднена, священнослужителей при ней никого нет; а давно ли эта церковь состоит в праздности, и священнослужители от нее отбыли или померли, и почему оное село Спасское приходом стало принадлежать к селу Сергиевскому-Ашиткову, в делах оного Правления не значится (Арх. Моск. Дух. консист., 1769 г., 20 февраля).

Церковь в сельце Никифоровском построена в 1691 г. князем Петром Димитр. Волконским; она была деревянная в честь Нерукотворенного Образа Спасителя, почему село получило название Спасского-Никифоровского. В 1689 г. Волконский отвел из своей вотчины для пропитания причту 15 десятин пашенной земли и одну десятину сенокосной. В 1732 г. князья Федор и Михаил Михайловы Волконские, вместо обветшавшей церкви, построили новую деревянную на том же месте, в то же именование; освящена новопостроенная церковь в 1732 же г. Никифоровское потом продано Никите Иакинфову Демидову (В. и Г. Холмогоровых. Радонежская десятина. С. 147—150). Деревня Никифорова теперь в Алмазовском приходе; при деревне находится 14 десятин земли, принадлежащей Алмазовской церкви. 3. В версте от села Амирева находится сельцо, прежнее село, Турабьево. В 1472 г. князь Юрий Васильевич отдал брату своему Андрею село Турабьевское со всем тем, как было при его бабке великой княгине. «А возьмёт Бог брата моего Андрея и мати моя Великая княгиня те села даст по моей душе и по брату моего душе». В 1496 г. 3 июня Федор Михайлов Викентьев взял себе митрополичье село Турабьево, на реке Клязьме, в Московском уезде, в Боховом стане «до (своего) живота, а взял есми то сельцо пусто без людей, и мне то сельцо ведать и пахать на себя до своего живота, и лес сечи и розселивати и людей в то сельцо призывати, а что в то сельцо примышлю серебра и хлеба и животины и по моем животе то сельцо Турабьево со всем тем в дом Пречистой Богородице и чудотворцу Петру» (Акты до Юрид. быта относящиеся т. I № 96 и 118). Следовательно, в это уже время в Турабьеве церкви не существовало. В 1584-1586 г. значилась за митрополитом пустошь, что было село, Турабьево (Писцовые книги XVI века. С. 218). Среди прихожан Амиревского прихода сохранилось такое предание, что на месте Турабьева когда-то жил схимонах Андроник, который вел суровую монашескую жизнь и пользовался особым уважением в народе. Здесь же он, по преданию, скончался и погребен. Местом его погребения считают часовню, находящуюся среди сельца Турабьева; около этой часовни имеются два намогильных памятника с надписями, неизвестно, на каком языке. Память о схимонахе Андронике живет в народе, и крестьяне сельца Турабьева до настоящего времени вписывают имя его в свои поминанья. 4. В приходе Казанской, села Богословского, церкви, в 2 верстах от церкви, находится сельцо Орлове. Орлове, на речке Вздериножке, в царствование Федора Иоанновича было сельцом Московского уезда, Бохова стана, в вотчине Троице-Сергиева монастыря, а прежде того принадлежало Василию Яковлеву Волынскому (Писцовые книги XVI века. С. 70). В 1627 г. архимандрит Дионисий продал пустошь, прежнее сельцо, Орлово Ивану Иванову Чемоданову. В 1677 г. деревня Орлово принадлежала его сыновьям Богдану и Федору. В этом году освящена новопостроенная здесь Церковь Николая чудотворца с приделами: преп. Сергия радонежского и великомученика Никиты. Богдан Чемоданов из своей вотчинной земли обещался отвесть причту, состоявшему из священника и дьячка, земли 30 четвертей пашенной и 15 копен сенокосной. Приход этой церкви составили двор самого Чемоданова, 3 крестьянских и 3 людских. По досмотру 1680 г. оказалось, что вышеуказанное количество земли Чемодановым не отведено, а дал он причту пашенной земли только три десятины, сенокосной по речке Лашутке 30 копен и выдавал хлебную и денежную ругу. В 1709 г. село Орлово куплено Иродионом Христиановым Боуром, от которого перешло к его сыну Иродиону; в 1742 г. племянницы последнего продали село Орлово Наталье Романовой, урожденной Брюс, жене Ивана Яковлева Албрехта; в 1761 г. им владел Яков Александрович Брюс; с 1763 г. князь Павел Николаев Щербатов, а с 1774 г. Агриппина Иванова Дурасова, которая тогда же купила у Щербатова село Иевлево-Царево, в Дмитровском уезде (Радонежская десятина, стр. 135). Когда уничтожена в Орлове церковь, кто завладел землею, сведений не имеется. Орлово к приходу Казанской, в селе Богословском, церкви отчислено в 1871 г. от прихода села Царева, Дмитровского уезда, по неудобству сообщения с последним. 5. В двух же верстах от Богословского находится другое сельцо — Сабурово, прежнее село Подъягодное-Сабурово. Подъягодное — в XVI в. пустошь Подъягодная, Желудево Московского уезда. Вора и Корзенева стана,— принадлежавшее Василию Царевскому, в 1585 г. значилось вотчиною его вдовы старицы Евгении, в 1589 г. Тимофея Сабурова, в 1625 г. Никиты Вас. Олябьева. Последний, построив на Подъягодной пустоши "дворы и овины", назвал пустошь сельцом, которым впоследствии владел его племянник князь Григорий Афанас. Козловский. По смерти его (скончался 15 ноября 1694 г.), имение досталось его внуку князю Семену Мих. Козловскому. При нем сельцо Подъягодное получило придаточное название «Сабурово», по фамилии прежнего владельца Тимофея Сабурова, построена и освящена деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворенного Образа; Козловский же отвел священнику с дьячком на пропитание пашенной земли 30 четвертей (15 десятин) и сенных покосов в пустоши Березниках 10 копен. В состав прихода новой церкви вошли, кроме причтовых, десять дворов: один — вотчинника, шесть крестьянских и три двора деловых людей. Сельцо Подъягодное, со времени построения в нем церкви, получило название села Подъягодного-Сабурова. Им владели в 1772—1775 г. князья Алексей Семенов и Яков Алексеев Козловские (Радонежская десятина. С. 160—162).

Село Сабурово в 1785 г. приписано к Казанской церкви, села Богословского, по ветхости церкви, скудости утвари и малоприходству (Арх. Моск. Дух. коне. 1785 г. № 143 по Приказному столу). В 1818 г. антиминс из обветшавшей деревянной церкви взят и вся церковная утварь перенесена в приходскую церковь. К Спасской церкви земля была отмежевана, а сколько, за неимением плана, причту Казанской церкви было неизвестно; этою землею в 1819 г. владел помещик Татаринов (Клировые ведомости Казанской, села Богословского, церкви 1819 г.).

6. К Богословскому в 1783 г. приписано было село Саулино с деревянною Богородицкою церковью. В 1819г. отмечено, что церковь эта приходит в ветхость, колокольня каменная, антиминс взят из нее издавна (там же).

Церковь в честь Толгской иконы Божией Матери в Саулине построена в 1730 г., по прошению вотчинника Алексея Иванова Дашкова. Прежде Саулино (Савунино) было в Левковском приходе, в Воре и Корзеневе стане. Московского уезда. Церковь в Саулине выстроена (по отдаленности от приходской церкви села Левкова Дмитровского уезда) для Дашкова, так что считалась как бы домовою, и земля была отведена только усадебная для причта. Ругу Дашков выдавал только священнику (хлеба 12 четвертей и 5 рублей) и дьячку (хлеба 5 четвертей и 2 рубля), а пономаря и просфорницу определил из своих дворовых (Радонежская десятина. С. 177—179). Саулино в 1819 г. значилось в трех верстах от Казанской церкви села Богословского, В настоящее время Саулина нет.

7. В приходе Глинкова-Брюсова, в 2 верстах от церкви, находится сельцо Савинское. Это — прежнее село. С 1614 г. деревня Вашукова, Савинское тож, на реке Воре, принадлежала помещику Вельяминову, в 1678 г. — стольнику Петру Иванову Лопухину, потом боярину Петру Авр. Лопухину. Последний в 1694 г. построил в Савинском деревянную церковь во имя преп. Сергия радонежского и отвел к ней пашенной земли 30 четвертей и сенокосной 10 копен; приход этой церкви составили дворы: вотчинников, семь крестьянских, священников, дьячков и просфорницын. В 1733 г., по случаю обветшания этой церкви, дано дозволение полковнику Иван Петр. Лопухину строить новую деревянную церковь. Церковь эта освящена во имя преп. Сергия радонежского в 1737 г., когда владельцем села Сергиевского-Савинского был Владимир Иван. Лопухин. (В. и Г. Холмогоровых. Пехрянская десятина. М., 1892. С. 155—157). В 1776 г. церковь преп. Сергия, в Савинском, была уже ветхою, селом владел еще Влад. Ив. Лопухин. Земли при церкви было 33 десятины, из них 6 ? десятинами владел причт, и остальными 26 ? десятинами пользовался помещик Лопухин, а священнику с дьячком выдавал за это в год муки ржаной 15 чт., крупы гречневой 1 чт., свиного мяса 3 пуда, постного масла одно ведро. Приходских было 10 дворов (Клировые ведомости описываемой церкви за 1776 г., в Арх. Моск. Дух. коне.). В Архиве же Московской Духовной консистории хранятся метрические книги этой церкви, кончая 1777 г., после чего село это значится в Глинковском приходе.

Церковь из Савинского перенесена в Берлюковскую пустынь, а земля ее (24 десятины 300 квадр. саж.) (в клировых ведомостях 1819 г. значится: «земли 27 десятин 200 квадр. саж. в плане помещицы Чебышевой». — Прим. авт.) принадлежит Иоанно-Богословской в Глинкове церкви.

8. В том же приходе, в 6 верстах от церкви, находится деревня Мизиново. В ней был храм, перенесенный впоследствии в Глинково. Сельцо Мизиново, на речке Воре, Московского уезда, Кошелева стана, приблизительно в 1706—1708 г. куплено дьяком Михаилом Григ. Гуляевым. Он построил в Мизинове каменную церковь, которая освящена в 1712 г. в честь Иоанна Богослова, вследствие чего Мизиново стало называться селом Богословским-Мизиновым; к церкви отведено земли пашенной 30 четвертей и сенокосной 10 копен; приход составился из дворов священника, дьячка, просфорницы, вотчинникова и девяти крестьянских. В 1733 г. Мизиново продано графу Якову Вилимову Брюсу, а от него в 1737 г. перешло к его племяннику Александру Романову Брюсу (В. и Г. Холмогоровых. Вохонская десятина. М., 1888 г. С. 103-104). Он в 1753 г. подал в Московскую Духовную консисторию такое прошение: «В Московском уезде в Кошелеве стану в вотчине его в селе Мизинове имеется церковь Иоанна Богослова ветхая и вся расселась и кирпич валится и службы исправлять опасно, а вновь за слабым местом и за исхождением из земли воды настоящего фундамента достать и церковь строить нельзя, а от села Мизинова в четырех верстах имеет он вотчину, сельцо Глинково, в котором состоит его дом и живут дворовые люди и ныне он желает в Мизинове за ветхостию церковь разобрать и построить в сельце Глинках вновь каменную церковь во имя того же храма Иоанна Богослова» с приделом благоверного князя Александра Невского. Вохонское Духовное правление сообщило, что в Мизинове алтарь от церкви отсел, в алтарных стенах большие расселины, с правой стороны церковь сверху до фундамента расселась в пяти местах, колокольня от трапезы отсела, в алтаре из предосторожности поставлены подпорки. Московская синодальная контора, на рассмотрение которой поступило это дело, в 1753 г. 3 ноября разрешила церковь и колокольню в Мизинове разобрать, годные материалы перевезти в сельцо Глинки и здесь в удобном месте построить каменную церковь во имя Иоанна Богослова с приделом благоверного князя Александра Невского. Придел освящен в 1756 г., а настоящая церковь в 1757 г. (Арх. Моск. Свят. Синод, конторы, 1757 г., № 573). С тех пор Глинково стало селом, а Мизиново - деревнею (правильнее было бы назвать Мизиново сельцом).

В Мизинове каменный столб напоминает о некогда существовавшем здесь храме.

9. В метрических книгах упоминается в 1780—1786 г. в самом Глинкове церковь Двенадцати Апостолов.

10. В Гребневском приходе, в полуверсте от церкви, находится деревня Новая, прежнее село Новое. В 1584-1586 г. значилась вотчина Богдана Яковлевича Вольского — село Новое на речке Любосевке, а в нем деревянная с трапезою церковь Николая чудотворца "без пения" (Писцовые книги XVI века. С. 215). По писцовым же книгам Московского уезда 1623—1624 г., в Бохове стане значится вотчина князя Димитрия Тимофеева Трубецкого, ранее принадлежавшая боярыне Марье Воронцовой, село Новое на речке Любосивке, а в нем пустая без пения деревянная церковь Кирилла Белозерского чудотворца (почему не Николая чудотворца?), да крестьян в том селе четыре двора. В 1646 г. Новое было уже приселком села Гребнева. Впоследствии память о существовавшем в селе Новом храме исчезла совершенно, так что в дозорных книгах Патриаршего Казенного приказа 1680 г. записано:

«...а что де в писцовых книгах показано село Новое, а в нем церковь Кирилла Белозерского чудотворца, тут-де исстари деревня Новое, а не село, и в той-де деревне церкви и церковной земли и кладбища исстари не бывало» (Радонежская десятина. С. 185-186).

(Продолжение следует)

1 Имеются в виду церкви, разобранные из-за ветхости или из-за отсутствия прихода в XV - начале XIX вв.

2 Свящ. Н. Скворцов. Уничтоженные в Богородском уезде церкви. Московские церковные ведомости. 1901. № 33—38. Текст публикуется полностью без исправлений.

 

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.