«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

4 февраля 2019 года

Аннотации

Записки-художника-архитектора. Труды, встречи, впечатления

Бондаренко И. Е. Записки-художника-архитектора. Труды, встречи, впечатления / под ред. М. В. Нащокиной. В двух книгах. – М.; Прогресс-традиция, 2018. В двух томах

 

Отрывки из воспоминаний Ильи Евграфовича Бондаренко (1870 – 1947) периодически появлялись в разных изданиях. Они, эти публикации, настолько подогревали интерес и ожидания, что появлялись сомнения – доживем ли до того момента, когда сможем наконец с этим замечательным человеком остаться наедине за чтением его искренних и живых воспоминаний на несколько дней, а потом уж, если Бог даст, обрести дружбу с ним и персонажами его воспоминаний на всю оставшуюся жизнь. Мы же обрели в свое время душевную дружбу с Пушкиным, Тургеневым, Достоевским, Толстым и их персонажами.

И вот, благодаря Марии Владимировне Нащокиной, сотрудникам РГАЛИ: кандидату исторических наук Алле Львовне Евстигеевой (1952-2017) и Лидии Николаевне Бодровой, а также издательству «Прогресс-Традиция», изданы воспоминания Ильи Евграфовича в двух книгах. Издание снабжено множеством фотографий, в том числе и редких. Но, главное, конечно – текст. Не хочется здесь предвосхищать чувства читающего воспоминания человека – все, начиная с самых ранних лет, и кончая зрелыми годами архитектора, пронизано острым художническим взглядом, творчеством, жизнелюбием, почти каждый персонаж его воспоминаний наделен хара́ктерным (поставим ударение на втором слоге) портретом. Описания Уфы, Москвы и других мест, где автор воспоминаний побывал за свою жизнь, представлены с такими бытовыми и художническими подробностями – создается впечатление, что читатель сам ходит по этим улицам, разговаривает с жителями, не пропуская ни одной постройки, чтобы не запечатлеть ее в своей памяти.

Отметим подробную, аналитическую вступительную статью, обширный иллюстративный ряд, подробнейший комментарий и именной указатель, выполненные Марией Владимировной Нащокиной. А издательство «Прогресс–традиция» превратило эти два тома Воспоминаний в добротное подарочное издание.

Читая воспоминания автора о времени учебы в «Строгановке», погружаешься в мир, который, кажется, уходит, скорее – уже ушел, в безвозвратное прошлое. Вот несколько строк:

«Я сошелся с тремя товарищами-единомышленниками и однокурсниками. Учились мы усердно, иногда бралась работа и домой; вечером при свете маленькой керосиновой лампочки далеко за полночь чертили свои программы… Товарищеский круг был охвачен пламенным стремлением к самоообразованию. Читалось много… прочитывали много, погружаясь в неизбежные горячие юношеские споры… Нас согревало солнце знаний. Далекие от пустых увлечений, единственный отдых мы находили в загородных прогулках, особенно в Петровско-Разумовское, где уже завелись друзья среди студентов Сельскохозяйственной академии. Там совершались прогулки, за скромным чаепитием велись споры.. споры в эти молодые, чистые годы… Пределом наслаждений был театр…» (с. 164-166).

Для нас Илья Евграфович – личность, запечатленная в его творениях – старообрядческих храмах пророка Захарии и великомученицы Евдокии в Богородске и Святой благоверной Анны Кашинской в Кузнецах, теперь Павлово-Посадского района. И, конечно, его воспоминания о Морозовых – Орехово-Зуевских, Богородских, Тверских… Здесь, конечно, мы отдаем некую дань нашему «местничеству». Илья Евграфович прожил большую, насыщенную событиями и творчеством жизнь – скорее будет затруднительным назвать его современников, с которыми у не было бы творческих или житейских взаимоотношений.

Мы же, в качестве некоего аккорда, поместим здесь фрагмент воспоминаний архитектора об Арсении Ивановиче Морозове:

«Крепко налаженное правление двигало огромную машину с многотысячным рабочим населением, составлявшим особый город при Богородске. Среди рабочих А.И. Морозов пользовался уважением за строгость в деле и добрые проявления в жизни. К нему постоянно обращались за помощью – отказа не было. В газете «Русское слово» появился фельетон Панкратова «Арсений Теплов», где Морозов нарисован был очень удачно.

– Панкрашка про меня в газете напечатал, врет только много, а что верно, то верно!

Как-то старообрядческий епископ Иоанн отлучил временно Арсения Морозова от церкви за то, что тот приказал попу обвенчать двух родных братьев на двух родных сестрах. В наказание кроме отлучения Морозов был послан епископом помолиться и просить прощения у мощей святителя Николая в г. Бари на юге Италии.

– Ну что ж, – говорил, вернувшись, Арсений Морозов, – ничего, съездил, сто целковых день стоил! А все же обвенчал! Уж очень ребята – то были хороши.

В своей старообрядческой вотчине он был полным хозяином, сам ставил попов, прогонял их, давал выговоры тут же, в церкви, даже в православных церквах [не скупился на] резкие замечания о непорядках… « (Бондаренко И. Е. … Книга вторая. С.152, 154)

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.