О возрасте Вохонской волости
Виктор Ситнов, Павловский Посад
Традиционно возраст какого-либо поселения или местности определяется по первому письменному упоминанию данной географической точки в исторических документах. Например, Москва впервые была упомянута в летописи под 1147 г. Эта дата и считается официально годом рождения нашей столицы, и соответственно от этой даты отсчитываются и отмечаются юбилеи. Вспомним, как торжественно отмечалось в 1997 году 850-летие Москвы. А многие коллекционеры наверняка могут похвалиться хранящейся в их коллекции памятной медалью с профилем Юрия Долгорукого, выпущенной в 1947 году в честь 800-летия Москвы.
Случается, что некоторые местности или населенные пункты порой резко и значительно "стареют" в связи с обнаружением более ранних дат упоминания о них в исторических документах. Так, например, случилось с нашими соседями – городом Орехово-Зуево. Многие десятилетия считалось, что впервые дер. Зуево упоминается в исповедных ведомостях Вырковской церкви в 1789 году как "вотчина его Высокопревосходительства тайного советника действительного камергера и кавалера В.А. Всеволожского" (владевшего, кстати, и многими деревнями нашего района в бывшей Буньковской волости). А про село Орехово впервые было упомянуто в "Письмах и мерах" князя В.П. Кропоткина и дьяка Игнатия Лукина в 1637 году как "Погост на Орехове, на реке Клязьме".
Однако, несколько лет назад краеведом В.Н.Алексеевым было сделано открытие, что первое письменное упоминание о поселении на месте современного города Орехово-Зуево относится к 1209 году! Под этим годом Московский летописный свод конца ХV в., Воскресенская летопись и Никоновский список упоминают поселение Волочек, располагавшееся на месте будущего села Зуева. Впоследствии Волочек стал называться Волочком Зуевым, затем его именовали "Зуево, Волочек тож". Кстати, это двойное название напоминает и наше раннее наименование – «Павлово, Вохна тож» (Известно и "Казанское, Меря тож"). Вот так, благодаря открытию краеведа, Орехово-Зуевская земля "состарилась" сразу на несколько веков и в 2009 году может с полным правом отмечать свой 800-летний юбилей.
Приведенные выше примеры говорят о том, что историю своей малой родины необходимо постоянно изучать, и тогда при серьезном исследовании и глубоком анализе нас могут ожидать интересные открытия. Подробное и глубокое изучение своих "истоков", "первопричин" и "первопутей" может помочь нам, заинтересованным искателям истины, постичь свою историю, свою материальную и духовную природу, лучше разобраться во вчерашнем и сегодняшнем дне, чтобы мудро и успешно вступить в завтрашний, наполнить его смыслом, радостью и созиданием.
Иван Калита. Фреска Архангельского собора Кремля. Середина 17 века.
Великий князь Иоанн Данилович. Миниатюра из «Титулярника» 1672 г.
Хорошо ли мы знаем историю своего края, своей малой родины? Можем ли мы ответить себе, а главное, молодому поколению на некоторые вполне естественные вопросы? Помните, у Маяковского: "Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха..." Представьте, подойдет к вам кроха (возраст не имеет значения) и поинтересуется: "А как звали прадедушку?", " Когда построен наш дом?», «Когда образован наш город?", "А сколько лет нашему краю?".
«Кроха» имеет полное право знать ответы на эти естественные и совсем не праздные вопросы, ибо эта информация помогает маленькому любознательному существу изначально «определиться на местности».
Думается, что по понятным причинам на первые два вопроса вы должны ответить себе или своими близким сами. В крайнем случае, спросите у старших родственников. А вот ответы на два последних вопроса могут кого-то и затруднить. Впрочем, многие когда-то слышали или читали про даты основания-рождения и города, и земли вохонской, да разве в памяти все удержишь... Это же не курс доллара, о котором нам ежедневно напоминают СМИ…
На худой конец, за краеведческой информацией можно обратиться к публикациям местных авторов, изучающих историю края. Но вот тут-то и могут встретиться сложности. Во-первых, краеведческих изданий у нас довольно мало (в соседних городах в несколько раз больше); во-вторых, из-за малых тиражей эти издания не продаются в городских книжных магазинах или киосках; а в-третьих, в большинстве краеведческих публикаций, к сожалению, встречается немало неточностей, которые порой искажают историческую правду. В случае сомнений следует обратиться за консультацией в Краеведческий музей или к специалистам, располагающим данными из первоисточников.
Чтобы вам сэкономить время на поисках означенных публикаций, сегодня мы еще раз ответим на вопросы о возрасте Павловского Посада и Вохонской земли.
Итак, посад Павловский был учрежден по именному Высочайшему повелению Императора Николая I от 2 ИЮНЯ 1844 года . Фактическое же торжественное открытие Павловского Посада состоялось 13 мая 1845 года. Таким образом, у посада ДВА ДНЯ РОЖДЕНИЯ – формальный и фактический.
Вопрос о возрасте Вохонской волости несколько сложнее и требует специального пояснения. Если мы обратимся за ответом в современные справочные издания, словари и энциклопедии, содержащие историческую информацию о городах и населенных пунктах Подмосковья, то в большинстве из них (особенно последних) найдем дату первого письменного упоминания о волости Вохна - 1328 год.
Справедливости ради замечу, что и автор этих строк изначально придерживался упомянутой даты, поскольку опирался на весьма солидный источник информации. Этот внушительный исторический фолиант, хранимый в "Ленинке" (ныне РГБ) и изданный в типографии Н.С. Всеволожского (Москва, 1813 г.), называется "Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной Коллегии иностранных дел". Авторитетный источник, не правда ли? Здесь на 31-33 стр. приводится "Духовная Грамота Великого Князя Ивана Даниловича Калиты", написана в 1328 году.
"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, се яз, грешный худый раб Божий Иван, пишу душевную грамоту, идя в Орду..." Тщательно и подробно перечисляется в завещании все движимое и недвижимое "имение" Ивана I . "... А се даю Княгине своей с меньшими детьми: Сурожик, Мушкову гору, Радонежское, Бели, Воря, Черноголовль, на Воре слободка Софроновская, Вохна, Дейково раменье, Данилищова слободка, Машев, Селна, Гуслиця, Раменье, что было за княгинею..." Вот оно - первое письменное упоминание Вохны. (Здесь же впервые упомянута и Данилищова слободка – возможно предположить, что это нынешнее Заозерье).
Нужно полагать, что именно эту книгу использовал в качестве справочного источника первый из известных нам павловских краеведов Иван Быковский, когда писал свой исторический очерк о Вохонской земле, опубликованный в "Русских Ведомостях" №137 за 1864 год. В этом очерке Быковский тоже датирует духовную грамоту Ивана Калиты 1328 годом.
Поскольку очерк И. Быковского был дословно использован в брошюре "Историко-археологическое описание Павловского посада Московской губернии", составленной и опубликованной псаломщиком Воскресенского собора Тихоном Михайловичем Троицким (в местной типографии братьев Бутаевых) в 1900 году, то и в этой работе завещание Ивана Калиты с первым упоминанием Вохны осталось датированным 1328 годом. Естественно, что с этой же датой брошюра Т.М.Троицкого была перепечатана в альманахе "Богородский край" №1 за 2000 год.
Духовная грамота Ивана Калиты, датированная 1328 годом, была также опубликована в книге "Духовные и договорные Грамоты Князей великих и удельных" под редакцией С.В. Бахрушина (Москва, 1909 г.). Книга эта вышла в серии "Памятники Русской истории" - издание Н.Н. Клочкова. Теперь нам становится понятно, почему многократно приводимая авторитетными источниками датировка была принята большинством краеведов за "истину в последней инстанции". Автор этих строк не был исключением, однако его точка зрения изменилась после собственного историко-хронологического анализа текста Грамоты и знакомства с книгами "Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей Х IV -Х VI вв." (М.-Л. 1950 г.) и "Иван Калита" (Н. Борисов, М., 1995, ЖЗЛ). Обозначилась более точная датировка духовной грамоты Ивана Калиты, а именно – 1339 год.
ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЙ СЛЕДУЮЩАЯ. Многие русские князья действительно оставляли духовные завещания перед поездками в Орду для решения вопросов о власти, ибо не было гарантии их возвращения от хана в добром здравии (характерный пример с отравлением Александра Невского и гибелью тверских князей). Но Иван Калита был в фаворе у хана и бывал в Орде в 1320, 1326, 1328, 1332, 1339 годах. В первые визиты опасности для князя практически не предвиделось, и составлять духовные завещания необходимости не было. Духовное завещание было составлено перед монашеским постригом Ивана I и, как полагают исследователи, было представлено им на утверждение хана Узбека весной 1339 года в Орде, куда Калита приезжал с сыновьями.
Но основным аргументом для более точного датирования Грамоты является упоминание в завещании княгини "с меньшими детьми". Дело в том, что у Ивана Калиты было две жены. Первая Елена (Олена) умерла еще 1 марта 1331 года, перед кончиной приняв монашеский постриг. От первого брака у князя остались дети: Семен, Иван, Андрей и дочери. Вторую жену князя Ивана звали Ульяной (брак в 1332 г.).
В своём завещании Калита указывает: "А се даю княгине свой с меньшими детьми" (перечисляются селения, в т.ч. Вохна, см. выше) с пояснением: "что было за княгинею ". И в другом месте завещания упоминается золото бывшей (первой) жены: "А что золото княгини моее Оленине , а то есмь дал дочери своей Фетиньи, 14 обручи и ожерелье матери ее... А что есмь придобыл золота ... дал княгини своей с меншими детми" (сохранена орфография подлинника – В.С.)
Таким образом, можно сделать очевидный вывод, что речь идет не о княгине Елене (о ней сказано как об умершей), а об Ульяне и дочерях ее, родившихся в браке с Калитой – Марии и Феодосии. Следовательно, духовная грамота Ивана Даниловича не могла быть составлена в 1328 году, как ошибочно отмечено во многих публикациях (в том числе и в ранних публикациях автора этих строк).
Исследование истории вохонского края и поиск новых документов нашими краеведами продолжается. Ну, а на сегодняшний день самым ранним упоминанием Вохны в письменных источниках остается пока 1339 год , которым датируется Духовная грамота (завещание) великого князя Ивана Даниловича Калиты (прозванного так за щедрость), скончавшегося иноком Ананием 31 марта 1340 года.
Разумеется, что волость Вохна была основана задолго до своего первого упоминания в официальном документе. Понятно, что до Ивана I она принадлежала его отцу князю Даниилу Александровичу (1261 - 1303) – основателю московской династии, который, в свою очередь унаследовал Москву с прилегающими землями от своего родителя - Александра Невского…
Поделитесь с друзьями