«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

8 июля 2006 года

Богородский атлас

Материалы разведки Синих камней Подмосковья в 2003 году

И.Д. Маланин

Финская исследовательница историко-культурных камней Арья Альквист в своей работе, посвященной так называемым Синим камням Ярославской области, указывает на тот факт, что топонимы Синий камень вряд ли могли появиться без наличия когда-то самого объекта, а именно «синего камня» (Альквист А. Синие камни, каменные бабы // Suonalais - ugrilaisen scuran aikikauskirja ( JSFO ). 1995. № 86 s. 12.)

В другой статье, «Меряне, не меряне... (II) ( Вопросы языкознания. 2000. №3. С. 85,90) этот же автор высказывает некоторые сомнения относительно утверждения А. К. Матвеева, что Синие камни Ярославского края и Важско-Устьянского региона могут быть однозначно интерпретированы как своеобразные мерянские индикаторы русского происхождения. (Матвеев А.К. Мерянская топонимия на Русском севере - фантом или феномен? // Вопросы языкознания. 1998. № 5. С. 97).

С А.К. Матвеевым, однако, соглашается А.Л. Шилов, указывая такие индикаторы и в Московской области. Топонимы Синий камень им отмечаются возле населенных пунктов Следово Ногинского района, Душоново и Огуднево Щелковского района 3 См.: Шилов АЛ. О меряискнх топонимических индикаторах (голос в дискуссии) // Вопросы языкознания. 2001. ЛЬ 6. С. 25).

В 2003 г. наша задача, основываясь на изложенном выше, состояла в проведении проверки возможного наличия близ указанных А.Л. Шиловым селений собственно археолитов с названием Синий камень.

Четырнадцатого мая автором этих строк производился опрос старожилов п. Следово Ногинского района на предмет выявления здесь или хотя бы в окрестностях Синего камня. Удалось опросить лишь четырех женщин, которые о Синем камне ничего не слышали. Одна из них, правда, показала мне два крупных валуна. Первый из них лежит рядом с ее домом на окраине селения, а второй находится прямо во дворе дома. Хозяйка пояснила, что камень во дворе был привезен ее ныне покойным отцом, а больше ничего про данный камень она не знает.

Возможно, что валун во дворе дома - это и есть местный Синий камень. С другой стороны, он по «смутным воспоминаниям» бывшего хозяина дома, может быть, лишь символизирует (воспроизводит) утраченную по каким-либо причинам местную достопримечательность. Наконец, камень может служить только украшением малого жилого комплекса.

Название Следово местные жители объясняют так. В давние времена люди ходили к р. Шерне за водой. Проложили здесь тропинку - след, а затем стали тут селиться. Деревню же так и назвали - Следово. Но это только народная топонимика.

Известно, что некоторые населенные пункты получили свое название от находящегося (возможно и специально принесенного) рядом валуна, имевшего имя, как например, Большой конь, Малый конь на Тулыцине и др. (4 См.: Маланин И..Д. Темная лошадка Петра I . М., 1999. С. 5; Маланин И.Д. Коня нарекли Гром // Отечество: Краевед, альм. М, 2000. Вып. 19. С. 283, 286; Маланин И. Второй конь Медного всадника // Не может быть: Науч.-попул. альм. М, 2001. № 9. С. 17).

Поэтому не исключено, что на Синем камне около д. Следово было изображение какого-то следа, и он подобно Синему камню — идолу языческого бога Велеса возле д. Веледниково на границе Истринского и Красногорского районов Московской области [1 Меланин И.Д. Предварительная проверка некоторых историко-культурных камней в 1999-2000 гг. // Географическое краеведение: Материалы Ш Всерос. науч.-практ. конф. по географ, краеведению. Владимир, 24-25 янв. 2001 г. Владимир, 2001. С. 99-101], являлся следовиком [О -термине следовик см.: Маланин И. Материалы для «Энциклопедии Древнего Камня» // Краеведческая мысль. I . М., 2000. С. 14]. Именно от следа, изображенного на валуне, могло появиться название населенного пункта Следово.

Жители д. Следово упоминают урочище Подкаменка, расположенное неподалеку.

В селе Мамонтово (около 4 км к юго-западу от д. Следово), возле одного из входов в церковь Илии Пророка, с правой стороны лежит сравнительно небольшой валун, на видимой поверхности которого каких-либо знаков или надписей не обнаружено. Информацию о нем получить не удалось, т.к. на момент осмотра священник отсутствовал. Может в дальнейшем, с получением сведений, появится возможность рассматривать этот камень в рамках проблемы расширения источниковой базы при изучении историко-культурных камней [Постановку вопроса такого изучения камней см.: Болдин И.В. Культовые камни (к проблеме расширения источниковой базы) // Песоченский ист.-археолог. сб. Киров, 1997. Вып. 3.4.1. С. 43-44]

 

Шестнадцатого и 29 сентября автором производился опрос представителей администрации и местных жителей, преимущественно старожилов, в селениях Огуднево и Душоново Щелковского района.

В более древние времена, по словам местного населения, Огуднево находилось на Боловинской горе, к северо-востоку от ее нынешнего расположения (В.Н. Матюшина). Считается, что название Огуднево пошло от слова огонь (огнь, огниво). Когда-то на дороге в этих местах стояла часовня, в которой горел огонь, указывая путникам направление (А.В. Кляпов).

Никто из опрошенных о Синем камне возле д. Огуднево не слышал. Со слов восьмидесятилетней В.Н. Матюшиной, она помнит какой-то большой камень, находившийся в Титушинском парке, «в старых липах», где стоял дом барина Титушина, а сейчас там магазин. Когда ей было лет десять, она, как и другие ребятишки, лазила на этот камень, но как он назывался, куда потом делся, не знает.

Близ Петрищ (Мал. Петрищи находятся в 3 км к северо-востоку от д. Огуднево) есть колодец, называвшийся святым, возле него бывал Лермонтов, но есть ли там камень - не помнится (В.Н. Матюшина).

В то же время многие жители как д. Огуднево, так и с. Душоново (около 2 км х юго-востоку от д. Огуднево) знают Синий камень, лежащий примерно в 2-2,5 км южнее с. Душоново (Н.В. Лавретъева, В.Н. Матюшина, Н.М. Кундина, А.В. Кляпов и др.). Он находится на краю болота, на вырубленном и вновь засаженном участке леса. Представляет собой валун гранитной породы несколько уплощенной формы размером 166x85x72 см. В настоящее время камень лежит на боку, ибо не так давно был приподнят с помощью техники (Л.В. Кляпов), а раньше его наиболее плоская и широкая, ныне западная, сторона являлась поверхностью. При осмотре археолита нами каких-либо знаков на его видимой части не обнаружено, видны лишь следы сколок, один из которых, возможно, естественного происхождения.

По словам Н.М. Кундиной, когда камень находился в лесу, то был как бы синим, а когда лес около него вырубили, то он стал обычным. Когда шли за дарами природы, говорили: «Пойдем к Синему камню за грибами...», «Пойдем за клюквой к Синему камню...». На Синем камне отдыхали, ждали друг друга (Н.М. Кундииа, Н.А. Шуринова).

Согласно бытующим здесь преданиям, название Душоново селение получило от того, что: 1) был тут густой лес, а обитавшие в нем разбойники грабили и душили попавшихся им путников; 2) когда-то кому-то подарили несколько душ (крепостных), которые здесь и осели (В.Н Матюшина).

Получены данные от лесовода Огудневского лесничества Л.Д. Ильичевой о том, что около д. Афанасово, ближе к Черноголовке, на одном из дачных участков имеется довольно большой и красивый камень, но ничего конкретного о нем она не знает. Как сказал ей владелец дачного участка, валун этот находился там еще до того, как он приобрел участок.

16 октября автор с целью осмотра камня, указанного А.Д. Ильичевой, приехал в Афанасово Ногинского района. Благодаря объяснениям информанта валун на садовом участке в 1,5 км к западу от д. Афанасово удалось найти быстро. Величина его надземной части составляет 135x120x75 см. Каких-то знаков на нем не выявлено.

В д. Афанасово поиски старожилов, которые могли что-то рассказать об этом камне, привели к Н.А. Шуриновой (в девичестве - Солдатова). Поразительно, но она, хорошо зная Синий камень возле п. Душоново, ничего не могла сказать о валуне близ д. Афанасово, ибо не помнит такого. В то же время Н.А. Шуринова пояснила, что Синим камнем называется не только камень рядом с с. Душоново, но и болото рядом с ним, оконечности которого с названиями Бородки и Пожарище находятся недалеко от д. Афанасово. А дачный участок, где, по моим словам, лежит большой камень, расположен в Бородках.

Н.А. Шуринова посоветовала мне дойти до д. Старки (примерно 2,5 км северо-восточнее д. Афанасово), где проживает Т.М. Волкова, возможно, знающая что-либо про камень в Бородках. И в тот же день я разговаривал с Т.М. Ассоровой (ранее — Волкова).

Оказалось, что Т.М. Волкова не слышала о камнях при селениях Душоново и Афанасово, но зато ей известен огромный Синий камень у бывшей д. Старые Старки. В довоенные годы и в войну ходила она с другими девушками, женщинами туда косить траву. На самом камне, бывало, танцевали и пели:

«Синий камень, Синий камень - семь пудов!

Синий камень легче тянет, чем проклятая любовь!»

Возле камня, под телегой, ночевали. Водой из под камня мыли голову, обмывались, т.к. считалась вода та целебной. Считалось также, что Синий камень растет.

По словам Т.М. Ассоровой, еще в советские времена привезла она в Старки два не очень крупных камня, которые лежали неподалеку от большого Синего камня. Попало ей за это от местного начальства, а камни те забрали. И теперь они находятся здесь, во дворе одного из домов, но посмотреть нельзя, т.к. с владельцами этого дома у нее не очень хорошие отношения. А к Синему камню проводить может В. Коченев, живущий в д. Ботово (чуть более 2 км к юго-востоку от д. Старки).

14 ноября, приехав в Ботово Ногинского района, я попросил местного старожила В.В. Коченева проводить меня к Синему камню возле бывшей д. Старые Старки. С нами пошел и сын В.В. Коченева - Владимир. По дороге они рассказали, что д. Старые Старки (или Старо Старкове) как таковой сейчас нет. Где-то в 1910-1911 гг. там возникла эпидемия чумы, по причине чего царскими властями деревня была полностью сожжена вместе с пораженными болезнью жителями. Правда, кто смог выползти - выжил, остальные погибли в огне. Кроме большого Синего камня, упомянутого Т.М. Ассоровой, недалеко от д. Старо Старково есть еще несколько не очень больших Синих камней, но почему они так издавна называются, жители окрестных деревень не знают.

Примерно в 3,5 км к северо-западу от д. Ботово, не доходя метров 500 до бывшей д Старые Старки, находится Синий камень, о котором поведала Т.М. Ассорова. Это огромная плита размером около 220x200x55 см, как и Синий камень близ с. Душоново, с помощью техники выворочена и стоит ныне на боку. В ямс, где раньше лежала плита, наиболее плоской стороной вверх, скопилась вода. Поверхностный осмотр археолита на предмет обнаружения искусственных знаков или надписей результатов не дал. Однако на плитообразном камне имеются сколы и вырубки подтреугольной формы, часть из которых может иметь искусственное происхождение. Впечатление такое, что они делались специально не за один раз.

В северном, северо-восточном направлении примерно в 500 шагах от Синего камня — плиты протекает Черный ручей, образуя здесь одноименное болото. В этих местах, по рассказам старых женщин, в передаче Коченевых, «леший водит», причем некоторые слышали даже как он «блеет». Сам В.В. Коченев, заядлый охотник, связывает это «блеяние» с бекасом - птицей, обитающей здесь. Никаких еще преданий о большом Синем камне, как и о других, Коченевы не припомнили.

К другим относится группа Синих камней, расположенная возле лесной дороги, примерно в 500 юго-западнее бывшей д. Старо Старково. На мой вопрос, куда ведет эта дорога, по которой мы шли мимо д. Старо Старково к группе Синих камней, В.В. Коченев ответил, что «никуда она не ведет». Таким образом, здесь, возле Синих камней, уже был тупик, дорога заканчивалась.

В этот раз мы нашли три небольших валуна, но В.В. Коченев сказал, что раньше, кажется, их было больше. Возможно, именно отсюда вывезены камни Т.М. Ассоровой в Старки. Как показало предварительное обследование археолитов, два из них, к удивлению моих проводников из местных старожилов, ранее не знавших о существовании каких-то изображений на здешних Синих камнях, оказались камнями - чашечниками.

Надземная часть наиболее отдаленного от бывшей д. Старо Старково чашечника размером 93x70x35 см как бы украшена естественными широкими, почти параллельными, горизонтальными полосами-прожилками, хорошо выделяющимися на более темном фоне камня. На данном Синем камне мы насчитали более двадцати явно искусственных не очень глубоких выемок - чашечек, наибольшая из которых имеет диаметр 4 см и глубину до 1 см.

Второй Синий камень — чашечник расположен всего в нескольких шагах от первого, но ближе к д. Старо Старково, почти вплотную к лесной дороге. Его надземная часть составляет 65x60x45 см. Искусственные углубления - чашечки - на поверхности археолита имеют различные размеры, причем в ряде случаев чашечки заменяются лишь небольшими затесами. На стороне валуна, обращенной к дороге, выбито изображение, напоминающее гарпун, птицу, рыбу или даже самолет. Его длина -11, высота -3, глубина до 1,3 см. Своим острием знак обращен к линии из неглубоких ямок-чашечек и ориентирован почти на север. Над знаком имеются мелкие, малозаметные «чешуйки», выработанные также рукой человека.

Если этот знак действительно есть стилизованное изображение рыбы или птицы, то на Синем камне, совсем не исключено, отображена картина финно-угорской мифологии о путешествии души в страну мертвых. По некоторым таким преданиям, душа умершего человека, покинув тело, превращается в птицу и улетает на север, где возле океана находится скала мертвых. Скала покрыта сетями и охраняется. Поэтому птица попадает в сети, крылья ее ломаются, она же падает в воду, превращается в рыбу и через отверстие в скале проникает в страну мертвых .

Эту скалу вполне может представлять Синий камень с петроглифами, а исполненные на нем чашечки-углубления символизируют отверстия для каждой души. Причем линия из углублений на археолите представляет, вероятно, ни что иное, как «дорогу мертвых». [См.: Буров В.А. Образ мировой горы у новгородских кривичей и словом // Истоки русской культуры (археология и лингвистика). Материалы по археологии России. М., 1997. Вып. 3. С. 88-89]

Третий камень более малой величины, не имеющий знаков или петроглифов, лежит прямо напротив валуна с петроглифами, но через лесную дорогу, которая «никуда не ведет», обозначая в комплексе как бы ворота. Не исключено, что это действительно ворота, обозначающие вход в святилище - рощу древних финно-угров.

Итак, если считать, что валун возле д. Афанасово, в урочище Бородки, на окраине болота Синий камень, имеет также название Синий камень, хотя более точными данными на этот счет мы пока не располагаем, то число Синих камней, зафиксированных во время полевых работ в 2003 г., достигает 6. К тому же следует, видимо, учитывать и вывезенные в Старки камни Т.М. Ассоровой.

Интересна информация Коченевых о вывозе каких-то двух камней в д. Стояново из Монастырского леса.

Предварительная разведка Синих камней в Подмосковье показала, что их основные особенности во многом совпадают с особенностями Синих камней Ярославской области, описанными А. Альквист 1. [Альквист А. Синие камни, каменные бабы // Suonalais - ugrilaisen scuran aikikauskirja ( JSFO ). 1995. №86 s . 12.]

 

Приношу свою благодарность всем информантам и проводникам го числа местных жителей и представителей администрации, без помощи которых работа автора этой статьи была бы сильно затруднена, а именно: Ассоровой Тамаре Михайловне 1927 г.р. (Старки); Земцовой Светлане Васильевне (Огуднево); Ильиной Лидии Егоровне (Огуднево); Ильичевой Альбине Дмитриевне (Огуднево); Кляпову Александру Васильевичу 1956 г.р. (Душоново); Коченеву Василию Власовичу 1930 г.р. (Ботово); Кочене-ву Владимиру Васильевичу 1962 г.р. (Ботово); Кундиной Надежде Михайловне (Душоново); Лаврентьевой Нине Васильевне 1934 г.р. (Огуднево); Матюшиной Вере Николаевне 1924 г.р. (Огуднево); Шуриновой Нине Александровне 1930 г.р. (Афанасово).

 

И.Д. Маланин. Материалы разведки Синих камней Подмосковья в 2003 году // Краеведение и регионоведение. Межвузовский сборник научных трудов. ч.1. Владимир, 2004. стр. 86-92.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.