Николай Евграфович Пестов
Людмила Ильюнина
«Подвижником земли Русской» называли Николая Евграфовича Пестова его почитатели, — и это высокое именование не было преувеличением. Можно сказать, что его многотомный труд «Путь к совершенной радости» был плодом этого личного, опытного подвижничества. В работе Николая Евграфовича опыт Святых Отцов пережит через катастрофы и искушения XX века, — те, которые изведал он сам.
В детстве и юности, которые прошли на Волге, в Нижнем Новгороде, будущего подвижника воспитывали в гуманистическом духе, привив ему уважение к высоким человеческим проявлениям: добру, справедливости, талантливости, учености, но не идеалов святости и веры христианской.
Это и привело к тому, что в годы революции, придя после демобилизации из царской армии для регистрации в нижегородский комиссариат, Пестов не отказался от предложенной ему работы во Всевобуче, а впоследствии от звания военного комиссара.
Об этом периоде своей жизни Николай Евграфович писал так: «Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее...Весь этот кошмар... карамазовская грязь. Все это было при отсутствии у меня христианской веры». В эти годы Пестов даже дружески сблизился с Л.Троцким, сопровождая его в инспекционной поездке по военным частям разных городов Приуралья. В Екатеринбурге председатель Реввоенсовета Советской республики сделал на подаренной книге надпись: «Моему другу и соратнику Н. Пестову на память. Лев Троцкий».
Были в архиве Н.Е.Пестова и фотографии, на которых он был запечатлен со своим «другом». А ведь юность Николая Евграфовича была ознаменована общением с государем Николаем II , не раз он встречался и с Великой Княгиней преподобномученицей Елизаветой Федоровной. И вот на месте их мученической кончины он шел путем «сынов проклятья».
Видимо, необходимо ему было пройти путь «блудного сына», чтобы потом всегда гореть сердцем в христианском подвижничестве, не зная «теплохладности».
Обращение и покаяние Николая Евграфовича было вызвано призывом Божиим. В 1921 г . после трех лет службы в Красной Армии, «Господь вошел в сердце, и с тех пор, что бы я ни делал, ни чувствовал, я знаю, что Христос всегда был рядом со мной, всегда пребывает рядом со мной и никогда не покидал меня».
Свершилось это чудо в сонном видении, которое сам Н.Е.Пестов описывает так: «Какое-то полутемное обширное подземелье с земляными стенами и сводами. С левой стороны вижу в стене вход в коридор, ведущий куда-то вниз. Кругом полутьма... И вот у входа появляется светящаяся фигура Христа. Он не идет, а, скорее, как бы плывет по воздуху... Проходя мимо меня, Он обернулся и посмотрел на меня. Во взоре была необычайная серьезность, глубина, проникновенность и строгость: не только всепрощающая Сила и Величие, но Огонь могущества, святости и бесконечно-снисходящая любовь... Я падаю на колени и кланяюсь Ему до земли... Я проснулся мгновенно... что же произошло? Я — комиссар, и вдруг — Христос? Почему? Зачем? Полное смятение всех чувств... И сжигающая сознание огненная мысль: «Ведь я грешник, нераскаянный грешник, и кругом меня — грязь, порок и кровь... И взгляд Христа...».
Николай Евграфович ревностно откликнулся на Божий зов — в июле 1921 года он уволился из рядов РККА и вышел из партии, переехал в Москву.
В Москве Н.Пестов стал студентом Высшего технического училища. В начале 1920-х гг., в ответ на начало «наступления на религию», в Москве возникло множество просветительских религиозных кружков, братств и «монастырей в миру». Был такой кружок и в МВТУ. Когда студент Пестов попал впервые на лекцию В.Ф.Марциковского «Жил ли Христос?», с ним произошел окончательный внутренний перелом. «Внезапно точно пелена упала с глаз, в простых словах Евангелия, которое читал лектор, я услышал ответ на мучившие меня вопросы. Жестокий спазм сдавил мне горло, из глаз лились обильные слезы... Этот вечер стал поворотным в моей жизни. С лекции я вышел христианином. Началась моя новая просветленная жизнь».
Христианский кружок сблизил Николая Евграфовича с Зоей Вениаминовной Бездетновой, и в 1923 году они обвенчались. На свадьбе родственники спрашивали: «Ну можно ли в наше время быть верующим? — Да, можно! Мы верим и готовы умереть за Христа!» Но Господь сохранил своих верных служителей от смерти. В ноябре 1924 г . Николай Евграфович был арестован (его жену пощадили, потому что она кормила грудного ребенка), но через 40 дней отпустили. Заключение в Бутырках имело промыслительное значение. В камере Пестов познакомился с прихожанином церкви Святителя Николая на Маросейке, где настоятельствовал о.Алексий Мечев. Николай Евграфович по его благословению стал духовным чадом его сына — отца Сергия Мечева и активным участником жизни прихода. Под духовным окормлением о.Сергия и начинает Пестов труд своей жизни — изучение Писаний Святых Отцов, построение христианского миросозерцания и главное — приучение себя к молитве Иисусовой.
В 1926 г . при поездке в Саров и Дивеево Николай Евграфович получает благословение на этот труд от одного из Саровских старцев: «Господь принял Ваше покаяние. Идите, живите с миром и трудитесь, Господь во всем вам поможет». И как пророчество о грядущем значении труда Николая Евграфовича — ему была дана на благословение келейная икона святых Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.
Теперь, когда книги Пестова стали достоянием многих христиан, после их служения людям в годы «самиздата», мы можем свидетельствовать, что Пестов создал произведение, которому трудно найти равное среди духовных книг. Почему? Потому что прежде всего духовная литература создавалась монашествующими, и в ней отражен прежде всего опыт иночествующих. Николай Евграфович создал труд, который можно назвать «Добротолюбием для мирян». Ни в коем случае не принижая путь монашеский, Н.Е.Пестов справедливо пишет, что в условиях XX столетия в России, когда была уничтожена духовная традиция, разрушены монастыри, умучены лучшие духовные наставники, восстанавливать нужно прежде всего христианские семьи, а они уже смогут взрастить ревностных священнослужителей и иноков и восстановить монастыри и традиции духовные.
В книгах Н.Е.Пестова постоянно подчеркивается высота христианского подвига в миру, рассматриваются разные житейские обстоятельства. Это воистину благочестивая практика современного христианина: в семейных отношениях, в воспитании детей, в дружбе, на работе с сослуживцами и начальством, на транспорте, в очередях, утром и вечером, в течение дня, в разговорах и молчании.
Николай Евграфович живо рисует «лествицу добродетелей» (подчеркивая среди них именно мирские добродетели) и одновременно говорит о бесконечном стремлении к гармонии внешнего и внутреннего.
Николай Евграфович создает стройную систему основных правил благочестивой христианской жизни, систему понятий православного мировоззрения, но не устает повторять призыв «отойти от нивелирования в духовном отношении, от стремления подогнать всех под одну мерку». И поэтому в цитировании Николай Евграфович проявляет удивительную широту, наряду с цитатами из Святых Отцов он много (в преобладающем большинстве случаев) цитирует подвижников или XX , или конца XIX столетия, а также порой и светских философов, писателей, поэтов, приводит примеры из жизни политических деятелей, ученых, художников, врачей. Все это он делает с мыслью о народе в целом, а не только о воцерковленных и укрепленных в вере людях: «Чтобы семена истины вошли, надо сначала вновь разрыхлить затвердевшую почву... Велики страдания народа нечестивого: и не только оскудение во всем и голод, войны и эпидемические болезни падают как удар за ударом на головы народа. От него отнимаются и его духовные руководители, и в среде его воцаряется полная духовная разруха -смятение всех устоев, на которых зиждется нормальная здоровая общественная жизнь: прекращается или замирает проповедь о Богослужении, гаснет вера».
Можно сказать, что сам Николай Евграфович был и остается духовным руководителем и проповедником и в своих книгах, и в жизни. Многие годы он работал в Инженерно-экономическом институте, был профессором химии. В 30-е годы не боялся у себя дома собирать людей на тайные богослужения, на исповедь, беседы. Во время войны дети особенно приучены были к молитве: каждый день вместе читали акафисты, и ни одна бомба не попала в их дом, хотя соседние дома были разрушены.
После войны Пестов постоянно ходил в церковь и отказался вести атеистическую работу в институте.
Николай Евграфович воспитал два поколения истинных христиан. По свидетельству его внука архимандрита Сергия (Соколова): «Особое место в жизни дедушки занимала молитва. Молитва пронизывала буквально всю его жизнь. Кто жил постоянно с ним, тот особенно мог ощущать это. Неукоснительно посещал он храм Божий. Особенно любил ранние литургии по воскресным дням, к которым тщательно готовился за несколько дней и на которых постоянно причащался Святых Таин. Это великое таинство давало ему новый импульс жизни, вселяло в него необычайную энергию, делало настоящим подвижником».
А вот свидетельство одного из друзей Николая Евграфовича: «...главным моментом в мироощущении Пестова было радостное исповедание христианства... Уже внешне Николай Евграфович производил сильное впечатление внимательным взглядом черных глаз и гвардейской статностью. Когда он улыбался, глаза его приобретали удивительную теплоту и доброжелательность».
Скончался Н.Е.Пестов 19 января 1982 года в Москве на девяностом году жизни.
О книгах Николая Евграфовича можно сказать его же словами: «Хорошие духовные книги — это наши лучшие друзья, наши руководители и наставники. Их надо читать, перечитывать, изучать, делать из них выписки... Духовное чтение есть одно из средств развития в нас смирения — основы добродетелей».
И еще. Все, о чем писал Николай Евграфович Пестов в книгах, он осуществил в своей жизни.
Поделитесь с друзьями