«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

28 ноября 2007 года

Люди Богородского края

Николай Евграфович Пестов

Людмила Ильюнина

«Подвижником земли Русской» называли Николая Евграфовича Пестова его почитатели, — и это высокое именование не было преувеличением. Можно сказать, что его многотомный труд «Путь к совершенной радости» был плодом этого личного, опытного подвижничества. В работе Николая Евграфовича опыт Святых Отцов пережит через катастрофы и искушения XX века, — те, которые изведал он сам.

В детстве и юности, которые прошли на Волге, в Нижнем Новгороде, будущего подвижника воспитывали в гуманистическом духе, привив ему уважение к высоким человеческим проявлениям: добру, справедливости, талантливости, учености, но не идеалов святости и веры христианской.

Это и привело к тому, что в годы революции, придя после демобилизации из царской армии для регистрации в нижегородский комиссариат, Пестов не отказался от предложенной ему работы во Всевобуче, а впоследствии от звания военного комиссара.

Об этом периоде своей жизни Николай Евграфович писал так: «Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее...Весь этот кошмар... карамазовская грязь. Все это было при отсутствии у меня христианской веры». В эти годы Пестов даже дружески сблизился с Л.Троцким, сопровождая его в инспекционной поездке по военным частям разных городов Приуралья. В Екатеринбурге председатель Реввоенсовета Советской республики сделал на подаренной книге надпись: «Моему другу и соратнику Н. Пестову на память. Лев Троцкий».

Были в архиве Н.Е.Пестова и фотографии, на которых он был запечатлен со своим «другом». А ведь юность Николая Евграфовича была ознаменована общением с государем Николаем II , не раз он встречался и с Великой Княгиней преподобномученицей Елизаветой Федоровной. И вот на месте их мученической кончины он шел путем «сынов проклятья».

Видимо, необходимо ему было пройти путь «блудного сына», чтобы потом всегда гореть сердцем в христианском подвижничестве, не зная «теплохладности».

Обращение и покаяние Николая Евграфовича было вызвано призывом Божиим. В 1921 г . после трех лет службы в Красной Армии, «Господь вошел в сердце, и с тех пор, что бы я ни делал, ни чувствовал, я знаю, что Христос всегда был рядом со мной, всегда пребывает рядом со мной и никогда не покидал меня».

Свершилось это чудо в сонном видении, которое сам Н.Е.Пестов описывает так: «Какое-то полутемное обширное подземелье с земляными стенами и сводами. С левой стороны вижу в стене вход в коридор, ведущий куда-то вниз. Кругом полутьма... И вот у входа появляется светящаяся фигура Христа. Он не идет, а, скорее, как бы плывет по воздуху... Проходя мимо меня, Он обернулся и посмотрел на меня. Во взоре была необычайная серьезность, глубина, проникновенность и строгость: не только всепрощающая Сила и Величие, но Огонь могущества, святости и бесконечно-снисходящая любовь... Я падаю на колени и кланяюсь Ему до земли... Я проснулся мгновенно... что же произошло? Я — комиссар, и вдруг — Христос? Почему? Зачем? Полное смятение всех чувств... И сжигающая сознание огненная мысль: «Ведь я грешник, нераскаянный грешник, и кругом меня — грязь, порок и кровь... И взгляд Христа...».

Николай Евграфович ревностно откликнулся на Божий зов — в июле 1921 года он уволился из рядов РККА и вышел из партии, переехал в Москву.

В Москве Н.Пестов стал студентом Высшего технического училища. В начале 1920-х гг., в ответ на начало «наступления на религию», в Москве возникло множество просветительских религиозных кружков, братств и «монастырей в миру». Был такой кружок и в МВТУ. Когда студент Пестов попал впервые на лекцию В.Ф.Марциковского «Жил ли Христос?», с ним произошел окончательный внутренний перелом. «Внезапно точно пелена упала с глаз, в простых словах Евангелия, которое читал лектор, я услышал ответ на мучившие меня вопросы. Жестокий спазм сдавил мне горло, из глаз лились обильные слезы... Этот вечер стал поворотным в моей жизни. С лекции я вышел христианином. Началась моя новая просветленная жизнь».

Христианский кружок сблизил Николая Евграфовича с Зоей Вениаминовной Бездетновой, и в 1923 году они обвенчались. На свадьбе родственники спрашивали: «Ну можно ли в наше время быть верующим? — Да, можно! Мы верим и готовы умереть за Христа!» Но Господь сохранил своих верных служителей от смерти. В ноябре 1924 г . Николай Евграфович был арестован (его жену пощадили, потому что она кормила грудного ребенка), но через 40 дней отпустили. Заключение в Бутырках имело промыслительное значение. В камере Пестов познакомился с прихожанином церкви Святителя Николая на Маросейке, где настоятельствовал о.Алексий Мечев. Николай Евграфович по его благословению стал духовным чадом его сына — отца Сергия Мечева и активным участником жизни прихода. Под духовным окормлением о.Сергия и начинает Пестов труд своей жизни — изучение Писаний Святых Отцов, построение христианского миросозерцания и главное — приучение себя к молитве Иисусовой.

В 1926 г . при поездке в Саров и Дивеево Николай Евграфович получает благословение на этот труд от одного из Саровских старцев: «Господь принял Ваше покаяние. Идите, живите с миром и трудитесь, Господь во всем вам поможет». И как пророчество о грядущем значении труда Николая Евграфовича — ему была дана на благословение келейная икона святых Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.

Теперь, когда книги Пестова стали достоянием многих христиан, после их служения людям в годы «самиздата», мы можем свидетельствовать, что Пестов создал произведение, которому трудно найти равное среди духовных книг. Почему? Потому что прежде всего духовная литература создавалась монашествующими, и в ней отражен прежде всего опыт иночествующих. Николай Евграфович создал труд, который можно назвать «Добротолюбием для мирян». Ни в коем случае не принижая путь монашеский, Н.Е.Пестов справедливо пишет, что в условиях XX столетия в России, когда была уничтожена духовная традиция, разрушены монастыри, умучены лучшие духовные наставники, восстанавливать нужно прежде всего христианские семьи, а они уже смогут взрастить ревностных священнослужителей и иноков и восстановить монастыри и традиции духовные.

В книгах Н.Е.Пестова постоянно подчеркивается высота христианского подвига в миру, рассматриваются разные житейские обстоятельства. Это воистину благочестивая практика современного христианина: в семейных отношениях, в воспитании детей, в дружбе, на работе с сослуживцами и начальством, на транспорте, в очередях, утром и вечером, в течение дня, в разговорах и молчании.

Николай Евграфович живо рисует «лествицу добродетелей» (подчеркивая среди них именно мирские добродетели) и одновременно говорит о бесконечном стремлении к гармонии внешнего и внутреннего.

Николай Евграфович создает стройную систему основных правил благочестивой христианской жизни, систему понятий православного мировоззрения, но не устает повторять призыв «отойти от нивелирования в духовном отношении, от стремления подогнать всех под одну мерку». И поэтому в цитировании Николай Евграфович проявляет удивительную широту, наряду с цитатами из Святых Отцов он много (в преобладающем большинстве случаев) цитирует подвижников или XX , или конца XIX столетия, а также порой и светских философов, писателей, поэтов, приводит примеры из жизни политических деятелей, ученых, художников, врачей. Все это он делает с мыслью о народе в целом, а не только о воцерковленных и укрепленных в вере людях: «Чтобы семена истины вошли, надо сначала вновь разрыхлить затвердевшую почву... Велики страдания народа нечестивого: и не только оскудение во всем и голод, войны и эпидемические болезни падают как удар за ударом на головы народа. От него отнимаются и его духовные руководители, и в среде его воцаряется полная духовная разруха -смятение всех устоев, на которых зиждется нормальная здоровая общественная жизнь: прекращается или замирает проповедь о Богослужении, гаснет вера».

Можно сказать, что сам Николай Евграфович был и остается духовным руководителем и проповедником и в своих книгах, и в жизни. Многие годы он работал в Инженерно-экономическом институте, был профессором химии. В 30-е годы не боялся у себя дома собирать людей на тайные богослужения, на исповедь, беседы. Во время войны дети особенно приучены были к молитве: каждый день вместе читали акафисты, и ни одна бомба не попала в их дом, хотя соседние дома были разрушены.

После войны Пестов постоянно ходил в церковь и отказался вести атеистическую работу в институте.

Николай Евграфович воспитал два поколения истинных христиан. По свидетельству его внука архимандрита Сергия (Соколова): «Особое место в жизни дедушки занимала молитва. Молитва пронизывала буквально всю его жизнь. Кто жил постоянно с ним, тот особенно мог ощущать это. Неукоснительно посещал он храм Божий. Особенно любил ранние литургии по воскресным дням, к которым тщательно готовился за несколько дней и на которых постоянно причащался Святых Таин. Это великое таинство давало ему новый импульс жизни, вселяло в него необычайную энергию, делало настоящим подвижником».

А вот свидетельство одного из друзей Николая Евграфовича: «...главным моментом в мироощущении Пестова было радостное исповедание христианства... Уже внешне Николай Евграфович производил сильное впечатление внимательным взглядом черных глаз и гвардейской статностью. Когда он улыбался, глаза его приобретали удивительную теплоту и доброжелательность».

Скончался Н.Е.Пестов 19 января 1982 года в Москве на девяностом году жизни.

О книгах Николая Евграфовича можно сказать его же словами: «Хорошие духовные книги — это наши лучшие друзья, наши руководители и наставники. Их надо читать, перечитывать, изучать, делать из них выписки... Духовное чтение есть одно из средств развития в нас смирения — основы добродетелей».

И еще. Все, о чем писал Николай Евграфович Пестов в книгах, он осуществил в своей жизни.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.