Проект программы вечера «Музыка в Богородском уезде»
Составитель Е. Маслов
Проект открыт для дополнений и изменений, а также личных воспоминаний о музыкальной жизни в Богородском уезде вплоть до дня сегодняшнего
Кашин Даниил Никитич
(1769, Москва – 1841, Москва) — композитор, пианист, дирижер, педагог, музыкальный деятель. До 1798 дворовый крепостной музыкант генерала Гаврилы Ильича Бибикова, владельца богородской усадьбы Гребнево; был направлен в Петербург для учебы у Джузеппе Сарти. После получения вольной служил дирижером в оперном театре и учителем музыки в Московском университете. В последние годы жизни открыл в Москве музыкальные классы. В 1806–07 издавал первый в России музыкальный журнал: ежемесячник «Журнал отечественной музыки». Широкой известностью Кашин сталь пользоваться в дни Отечественной войны 1812 как автор военно-патриотических песен, организатор популярных симфонических и хоровых концертов, и пропагандист русской народной музыки. Его сочинения: 5 опер, военно-патриотические песни и гимны, в т. ч. «Вступление союзных войск в Париж», «Авангардная песнь», «Гремит ужасный гром» и др.; камерные пьесы для фортепиано, арфы. Собирал и издавал сборники русских народных песен. Мелодию его гимна «Ликуй, Москва! В Париже Росс!» использовал Россини в опере «Путешествие в Реймс» для арии-гимна русского графа Либенскоффа.
«... он был простой, прямой, добродушный, настоящий русский человек; безыскусственный и добрый, как песни, которые он изучал и собирал с такой любовью» /Некролог//Литературная газета. 11.1.1842, № 2 стр. 38.
Музыка:
- «Элегия». Д. Кашин. Исп. М. Высотский, гитара.
- «Черноокий, чернобровый». Исп. Л. Зыкина.
- «Среди долины ровныя…» (слова А. Мерзлякова). Исп. Ж. Бичевская.
- Ария русского графа, генерала Либенскоффа из оперы Россини «Путешествие в Реймс». Исп. Д. Корчак.
Алябьев Александр Александрович
(1787, Тобольск - 1851) - начало его композиторской деятельности можно отнести к 1810-му году. В 1825 году (24 февраля) случилось происшествие во время товарищеского обеда у Алябьева, которое перевернуло всю жизнь композитора. Последовал судебный процесс, 23 октября был вынесен оправдательный приговор. Но не все с ним согласились и в числе других судья И. И. Пущин, участник скорого декабрьского восстания. Во всяком случае, последовала отставка Алябьева с воинской службы, заключение под стражу, ссылка в Сибирь, почти через 10 лет весной 1835 года он появляется в Богородском уезде в селе Рязанцы у своей сестры Натальи и её мужа Владимира Ислентьева. В Москву наезжал только по личным делам – творческим, лечебным, семейным. В эти годы им написана музыка для двух опер – «Виндзорские кумушки» по Шекспиру и «Русалка» по Пушкину, песни на тексты из романа Лажечникова «Последний Новик». На афишах только инициалы композитора – «А.А.». Надо сказать, что Алябьев писал музыку и в тюрьме. В заключении и был написан знаменитый Соловей» на слова Антона Дельвига. Впервые он был исполнен в московском Большом театре 7 января 1827 года. Популярность его была всеобщей.
В августе 1840 года Алябьев привозит в Рязанцы Екатерину Александровну Офросимову (Римскую-Корсакову), год тому назад потерявшую мужа, и венчается с нею.
Повелением Николая I отчуждение Алябьева от столиц было продолжено – 24 апреля 1842 году он был уволен с гражданской службы и выслан на жительство подальше от Москвы – в Коломну.
Музыка:
- «Я Вас любил» (на слова А. С. Пушкина). Исп. Ел. Шевелева.
- «Нищая». Исп. Вера Панина.
- «Нищая». Исп. Валерий Агафонов.
- «Соловей» (на слова Антона Дельвига). Исп. Евг. Мирошниченко.
Титов Николай Алексеевич
(1800-1875). Еще при жизни, более того - в молодости - Николай Титов получил лестное прозвище "Дедушка русского романса", поддержанное такими авторитетами, как Глинка и Даргомыжский. Дело в том, что именно Николай Титов положил начало русскому романсу изданием в 1820 году своей "Уединенной сосны", который долго считался первым русским романсом вообще, и о котором, между прочим, упоминает Тургенев в "Записках охотника" (рассказ "Татьяна Борисовна и ее племянник"), ошибочно приписывая этот романс А. Варламову. Русский романс, однако, существовал уже за 10-15 лет до первых опытов Титова (К. Шаликов, кн. П.И. Долгоруков). Тем не менее, Николай Титов имеет полное право на данный ему титул, так как именно его романсы впервые получили широкое распространение, сделались популярными, отчасти отвечая назревшим эстетическо-музыкальным потребностям русского общества, отчасти же и способствуя их пробуждению. В 1840-х годах, по словам профессора А.Н. Бекетова, не было "музицирующей барышни, которая не пела бы романс Титова "Коварный друг, но сердцу милый". Этот романс можно было услышать чуть ли не в каждой семье, имевшей музыкальные интересы. Первый романс он написал в 19 лет, когда "впервые заговорило сердце". В начале 20-х увлекся танцевальными кадрилями и они стали очень популярными. В 1824 г. он, как батальонный адъютант, ведал полковой музыкою Финляндского полка и не мог не сочинить несколько маршей, и, по словам самого Государя, стал главным создателем военных маршей гвардии. Много романсов сочинено им на темы русских песен.
Н. А. Титов несколько лет до закрытия в 1859 году был директором Лосиной фабрики в Богородском уезде – этой фабрике нынешний город Лосино-Петровск обязан своим рождением.
Музыка:
- «Я знал её милым ребенком когда-то…» (исп. И. Козловский.).
- «Нет, не тебя так пылко я люблю»
- «Коварный друг, но сердцу милый»
Эраст Абаза
(1819 - 1855). В середине 19-го века богородское сельцо Райково и соответствующая усадьба (впоследствии известная под именем Райки) принадлежали потомку молдавских бояр, принявшему русское подданство вместе с господарем Кантемиром, крупному помещику, сахарозаводчику и откупщику Аггею Васильевичу Абазе (1782--1852). Но знает вся страна и весь русский народ, даже не подозревая об этом, сына владельца богородской усадьбы – Эраста. Знает потому, что слушает, поет, любит шедевр из шедевров русского романса – знаменитейшее «Утро туманное». Слова его принадлежат нашему гению Тургеневу, а конгениальная музыка – майору Эрасту Аггеевичу Абазе, павшему при обороне Севастополя в Крымскую войну.
Музыка:
- «Утро туманное» Муз. Э. Абаза, слова И. С. Тургенева. Исп. Иван Петров.
Сергей Иванович Танеев
(1856-1915). Сергей Иванович ради работы над своими произведениями часто искал уединения и уезжал - ему полюбился, в частности, Черниговский скит в Троице-Сергиевской лавре, бывал он и в Берлюковской Богородского уезда пустыни: «… поехал по железной дороге (вечерним, 7-ми часовым поездом – ЕМ). Приехал в Щелково. Взял за 2 рубля экипаж и без четверти два ночи прибыл в монастырскую гостиницу» – пишет он в своем дневнике за среду 3-его мая 1895 г. и продолжает: «… Я один во всей гостинице. Покой… Сочинял с большой легкостью… обедаю в половине 12-го (щи или суп и каша – всё без мяса), гуляю, пью чай в два или три (иногда в четыре) часа, снова пишу…»
Сергей Иванович работал в эти дни над своим 2-м струнным квартетом, до-мажор, ор. 5. 1895. Здесь композитор предстает во всей зрелости своего дарования, сочинения поражает необычайной симфоничностью. Квартет посвящен Ивану Войтеховичу Гржмали (1844-1915) и впервые исполнен 16 ноября 1895 г. Гржимали – участник квартета (1-я скрипка), который, в частности, исполнял в этот день 2-й квартет.
Этот квартет открывает центральный период в творчестве Танеева – исключительно струнный. Здесь композитор совершенно ушел от ранних приемов стилизации. Квартет сразу же завоевал популярность и доносит до нас «характерно танеевские сферы чувствований и размышлений»
Музыка:
- Струнный квартет №2, До-мажор, ор. 5. III Adagio espressivo
«Морозовский Хор»
Обратимся к не так давно вышедшей замечательной книге Ирины Дынниковой «Морозовский хор» (Москва. 2009). Автор считает датой возникновения хора 1872 год, в 1890-х годах за ним закрепляется название «Морозовский». В начале ХХ века хор превращается в крупный церковно-певческий коллектив с отлаженной учебной и репетиционной работой. Хор постоянно принимает участие в богослужениях не только в Глухове и Богородске, но и в других городах и селениях. Пройдет несколько лет и хор будет выступать в крупнейших залах России – петербургской певческой капелле и Большом зале Московской консерватории. До своей кончины в 1907 году хор возглавлял Иван Аверьянович Фортов, с 1907 по 1911 годы – Павел Васильевич Цветков. После его скоропостижной смерти хором руководили Василий Егорович Швецов, Никандр Федорович Маслов, А. С. Калякина. Среди лучших певцов – А. С. Цепова, А. В. Краснова, А. А. Барышева, М. Ф. Маслов. Потомки многих солистов хора и сейчас живут в Ногинске - в частности, Аггешины, Архиповы, Оранжереевы, Цеповы…
Музыка:
- Псалом 134 «Хвалите имя Господне». Исп. «Морозовский хор». 1907 г.
«Хор Ивана Ивановича Юхова»
Имя Ивана Ивановича Юхова (1870 (по другим данным 1871)—1943) неразрывно связано с хором, которым он руководил более сорока лет. За это время коллектив не раз менял названия, но по существу всегда оставался хором Юхова.
В начале своего пути (1900) хор И. И. Юхова — это семейный ансамбль, в котором, помимо его отца (бас-октава) и сестер, пели друзья. Потом к ним присоединились рабочие фабрики Рабенека и Мытищинского вагоностроительного завода. С 1903 года хор начинает петь в московских храмах МосквыВ условиях здоровой конкуренции среди столичных коллективов он постепенно завоевывает признание. Этому в немалой степени способствует природная одаренность, необыкновенная энергия И. И. Юхова и принципы товарищества, положенные в основу созданного им хора. Любовь к пению, энтузиазм, «крепкая спайка», взаимовыручка всегда являлись отличительной чертой этого коллектива.
С 1912 года хор И. И. Юхова становится участником концертов С. А. Кусевицкого в Москве, что, несомненно, свидетельствует о возросшем мастерстве коллектива и регента, так как до того времени С. А. Кусевицкий сотрудничал только с хором А. А.Архангельского.
Судя по рекламе в газете «Богородская речь», хор часто выступал в Богородске и Павловском посаде.
С 1918 года начинается другая история хора, но он сохранился в разных форматах и продолжал выступать в концертах, на митингах, сопровождал агитаторов. Некоторое время, пока было возможно, пел и в московских церквах. Хор озвучивал и первые советские звуковые фильмы, в частности: «Волга-Волга», «Цирк» и «Веселые ребята». Коллектив после смерти И. И. в 1943 году продолжил свою творческую жизнь и ныне широко известен как Государственная академическая хоровая капелла России им. А. А. Юрлова.
Хор, между прочим, «отпевал» Ленина. Скорее всего, пели «Вечная память», а также, вспоминает Алла Мейчик, внучка И.И., революционные песни. Можно отметить, что одна из сестер Юхова – Ольга, была замужем за Алексеем Ивановичем Чистовым, братом Ивана Васильевича Чистова. А здесь уже начинаются коллизии, ставшие сюжетом пьесы Л. Н. Толстого «Живой труп» - об этом читайте на сайте «Богородское краеведение».
Музыка:
- «Господи, помилуй». Солистка: Анна Юхова (сестра И. И. Юхова).
- «Хоровые песни из фильма «Волга-Волга».
Протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров
(1870-1951). Родился в семье священника в с. Гребнево Богородского уезда Московской губернии. Род Холмогоровых известен с 1740 г. Службы в Никитской храме на Старой Басманной с участием отца Михаила стали знаменитыми. Послушать его голос со всего города съезжались знатоки и любители церковного пения. Одновременно с церковным служением в дореволюционные годы отец Михаил начинает участвовать в концертах вместе с хором под управлением И.И. Юхова, с артистами императорских театров А.В. Неждановой, В.Р. Петровым, архидиаконом Кремлевского Успенского собора Константином Розовым… С.И. Зимин пытался пригласить его в свой театр для исполнения партии Пимена в постановке оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского. Дирижер и композитор, художественный руководитель Частной оперы С.И. Мамонтова и капеллы Русского хорового общества М.М. Ипполитов-Иванов настойчиво предлагал отцу протодиакону стать солистом этих музыкальных коллективов. Но он устоял от этого искушения и остался верен своему церковному призванию. Чтобы содержать многочисленную семью в трудное для церковнослужителей время 1920-х гг., он был вынужден поступить на службу в Первый государственный хор, созданный и руководимый А. В.Свешниковым. Будучи солистом хора, он пел арии басового репертуара из опер: «Русалка» А.С.Даргомыжского, «Садко» Н.А.Римского-Корсакова, камерные произведения А.Г.Рубинштейна, П.И. Чайковского, Р. Шумана и других композиторов. В своей квартире, которую он занимал с 1910 г. в доме № 14 по ул. Старой Басманной (после революции - ул. Карла Маркса), протодиакон Михаил часто устраивал музыкальные вечера; на них присутствовали друзья и почитатели его таланта — дирижер Н.С. Голованов, академик-химик Н.Д. Зелинский и другие деятели науки и культуры. Здесь нередко звучал голос молодой солистки Большого театра (впоследствии народной артистки РСФСР) Е.С. Кругликовой (её исполнение Татьяны в «Евгении Онегине» и сейчас является эталонным), певшей дуэтом с хозяином дома. 4 февраля 1945 г., в Богоявленском соборе происходила торжественная интронизация Патриарха Алексия (Симанского): «…Нашему Патриарху возглашал многолетие престарелый и немощный старейший московский протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров…собор затих. А затем вдруг наполнила его мягкая сила. Именно сила. Казалось, что-то мягкое, звучное, глубокое, плотное, обильное непреодолимо заливает собор доверху. От купола до дальнего угла ризницы. Это был осязаемый звук. Он лился, переполняя собой все, звучал в каждой частице пространства, это было более чем орган или оркестр, потому что этот звук был живым и органичным. Он присутствовал во всем и всюду. Казалось, он шел ниоткуда, но был во всем и все наполнял собой. Это был «Михал Кузьмич». Это была его лебединая песнь, последний и полный дар его старческих сил новому Патриарху Московскому и всея Руси. Минутой позже он опустился в изнеможении на скамью в уголке ризницы». М.В. Нестеров, почитая Холмогорова вторым после Ф.И. Шаляпина басом, увидел в нем центральную фигуру своего эпического полотна «На Руси» («Душа народа»), написанного в 1915-1916 гг. и ныне находящегося в ГТГ. Задушевным другом отца Михаила был художник П.Д. Корин, который его неоднократно портретировал. Художник в те годы работал над серией портретов-этюдов к своему задуманному, но неосуществленному полотну «Уходящая Русь. Реквием». В 1944 г. П.Д.Корин нарисовал последний из своих портретов Холмогорова, названный автором «Рыцарь печального образа» (ныне хранится в Музее искусств Казахстана, г. Алма-Ата, графический набросок портрета – в ГТГ). Протодиакон Михаил Холмогоров умер 8 марта 1951 г. в Москве. К сожалению, граммофонных записей знаменитого протодиакона не осталось.
Музыка:
«Господи, помилуй…» исполнитель: Протодиакон Николай Платонов и Хор Троице-Сергиевской лавры. Регент архимандрит Матфей (Мормыль).
Свешников Александр Васильевич
(1890 – 1980). Александр Васильевич родился в Коломне. Шестнадцати лет Александр Васильевич поступает в Московскую народную консерваторию. Но материальные затруднения вносят свои коррективы в жизнь студента. Они заставляют его временно оставить занятия. Он приезжает в Глухово, начинает преподавать пение в школе для детей рабочих Глуховской мануфатуры. Почти три года он совмещает, скорее всего, эту работу с учебой в классе Виктора Сергеевича Калинникова Московского филармонического училища. Тут же, на фабрике, он, не без поддержки хозяев мануфактуры, создает рабочий хор. Его любовь и понимание народно-песенного искусства находят живой отклик у певцов... Глуховский рабочий хор под управлением Свешникова часто выступал в Богородске, чаще всего – с программами духовной музыки. Но всему свое время и Александр Васильевич где-то в середине 1910-х годов покидает Богородск для углубленной учебы, для восхождения, без преувеличения, к вершинам хорового искусства. С 1928 года под его руководством начала свои выступления хоровая капелла Центрального радио. В 1936 году Свешниковым был создан Государственных хор СССР, ставший с 1942 года Государственным академическим хором русской песни, с 1955 года – Государственным академическим русским хором, который носит имя своего выдающегося создателя. Много лет Свешников возглавлял Московскую государственную консерваторию.
Музыка:
- «Наша жизнь коротка», русская народная песня в обработке А. В. Свешникова (исп. Хор под управлением А. В. Свешникова, солист М. Д. Михайлов)
Частная опера Сергея Ивановича Зимина
Вот, для примера, афиша одной недели ноября 1912 года в г. Богородске: 18 ноября в помещении женской гимназии концерт в пользу малообеспеченных учениц с участием артистов Частной оперы С. И. Зимина; 21 ноября 5-й общедоступный спектакль в глуховском клубе приказчиков – драма С. Гарина «Пески сыпучие» с участием артистов театров Корша и К. Незлобина; 22 ноября в помещении электро-театра «Фантазия» концерт оперных артистов в помощь семействам убитых и раненых воинов-славян; 25 ноября в глуховском клубе приказчиков спектакль А. Деккера «Две сиротки» с участием артистов императорских театров. Частыми гостями в Богородске были выдающиеся актеры того времени: В. А. Дамаев (тенор Частной оперы С. И. Зимина), М. М. Блюменталь-Тамарина (драматическая актриса театра Корша).
Сергей Иванович Зимин (1875–1942), сын богородского промышленника И. Н. Зимина, в октябре 1904 года открыл в Москве первую в России Частную оперу, которая славилась постановками, в первую очередь, русских опер. Часто солировали в опере Л. В. Собинов и Ф. И. Шаляпин. Опера просуществовала до 1924 года, а ее солисты были частыми гостями в Богородском уезде. Первые шаги, как солист оперы, здесь сделал и Никандр Ханаев.
Музыка:
- «Прости, небесное созданье…». П. И. Чайковский. Исп. Василий Дамаев.
- «Куда, куда..», ария Ленского из оперы «Евгений Онегин». П. И. Чайковский. Исп. Леонид Собинов.
Зимний театр в Орехово-Зуеве
В ноябре 1912 года в Зимнем театре Орехово-Зуева была поставлена «Пиковая дама» П. И. Чайковского. Театр был заложен еще Саввой Тимофеевичем Морозовым (1862–1905), но грандиозность замысла позволила завершить строительство только к концу 1911 года и театр открылся 16 января 1912 года оперой «Жизнь за царя». В «Пиковой даме» впервые выступил хор из местных рабочих под управлением Андриана Николаевича Гайгерова (1875-1948). «Богородская речь» в рецензии на спектакль сообщала: «...Громадный местный хор выдержал первый дебют. Свежие, молодые голоса, стройность, ясное понимание своего места – оставили наилучшее впечатление... Во втором акте г. Гайгеров был вызван всем театром. Спектакль прошел с аншлагом». Вскоре театр будет иметь и свой симфонический оркестр, которым дирижировал Сергей Никанорович Корсаков, сын самобытного музыканта и зачинателя театральной и музыкальной жизни в Орехово-Зуеве Никанора Атафоновича Корсакова и дед известного скрипача Андрея Борисовича Корсакова (1946-1991).
В театре гастролировали солисты Большого театра, Частной оперы С. И. Зимина, Московского народного дома.
Надо сказать, что краеведческим музеем Орехово-Зуева достаточно подробно освящена культурная жизнь в городе в конце XIX-начале ХХ веков, в советское время, выдающаяся созидательная роль двух русских семейств Гайгеровых и Корсаковых в становлении и развитии культурной жизни города на протяжении более чем полувека. Надо отдать должное вдохновителю всей этой деятельности Савве Тимофеевичу Морозову, который умел находить в народной среде талантливых самородков, всеми силами и средствами их поддерживать.
Музыка:
- Камиль Сен-Санс «Фантазия». Исп. Вера Дулова, арфа; Андрей Корсаков, скрипка.
Оркестр клуба приказчиков Богородско-Глуховской мануфактуры.
При Глуховском клубе приказчиков существовал небольшой оркестр под руководством скрипача Йозефа Кухарского, ученика великого поляка Генрика Венявского. В этом оркестре еще юношей играл Сергей Иванович Старичков, будущий ученик знаменитого А. И. Ямпольского. Сергей Иванович всю свою жизнь отдал Ногинску, его усилиями в городе начала работать музыкальная школа. Уже в советское время в Глухове в 1937 г. был организован оркестр народных инструментов, его многолетним руководителем был Иван Николаевич Столяров. Оркестр выступал не только в Ногинске, но и во многих городах Подмосковья.
Яков Владимирович Флиер
(1912, Ор. –Зуево – 1977, Москва). Яков уже шести лет проявил свои особые пианистические способности и известный нам Сергей Корсаков подготовил его к поступлению на детское отделение Московской консерватории. В последние консерваторские годы он учился у Константина Игумнова. В 1936 году в конкурсе в Вене занял первое место, опередив Э. Гилельса, занявшего второе место. С 1944 г. и до конца жизни – профессор Московской консерватории. На 12 лет Флиер был лишен возможности концертировать из-за болезни. Он полностью отдался педагогике и это стало счастьем для его многочисленных учеников. Среди них Белла Давидович, Родион Щедрин, Владимир Фельцман, Лев Власенко, Наталья Постникова, Михаил Плетнев. Как вспоминает одна из его талантливых учениц – Нина Лельчук, он был для своих учеников «музыкальным папой».
Только после операции, проведенной в Ленинграде в 1959 году, Яков Владимирович возобновил свои выступления в концертах и имел огромный успех и на просторах нашей Родины и во многих странах мира.
В Орехово-Зуево в последние годы появилась улица имени пианиста, его именем названа музыкальная школа. Проходит конкурс молодых талантов имени Я. Флиера.
Музыка:
- Фредерик Шопен. Ноктюрн №13. До-минор. Исп. Яков Флиер.
Никандр Сергеевич Ханаев
(1890, с. Песочня Рязанской губ. – 23 июля 1974 г. Москва). В Глухове жила еврейская семья Ильи Рывкина, глава семьи работал на Глуховской мануфактуре. После царского манифеста о свободе вероисповеданий все члены семьи перешли в старообрядчество и стали членами Богородско-Глуховской старообрядческой общины. Так вот, дочь Ильи Рывкина Раиса вышла замуж за приехавшего в Богородск в 1917 году начинающего певца Никандра Ханаева. Мы сейчас послушаем его собственные воспоминания об этом времени. Только отметим, что их дочь Евгения – драматическая актриса Евгения Ханаева, известна и памятна всем присутствующим.
Музыка:
- Н. Ханаев рассказывает.
- Ариозо и ария Германа из «Пиковой дамы». П. И. Чайковский. Исп. Н. Ханаев.
Федор Иванович Шаляпин
(1873-1938). В 1918 году к Федору Ивановичу обратились рабочие Орехово-Зуева с просьбой приехать к ним в город с концертом. И такой концерт состоялся. Сбор от концерта пошел на нужды бесплатной столовой для рабочих и их детей. Концерт начался с «Вакхической песни» Александра Глазунова на слова А.С.Пушкина. Особо понравилось публике исполнение «Старого капрала» Даргомыжского, а «Дубинушка» была исполнена Федором Ивановичем в сопровождении пения всех присутствовавших на концерте. Успех концерта был огромный.
Федор Иванович был связан самой искренней дружбой с Саввой Тимофеевичем Морозовым, был частым гостем в семейном особняке на Спиридоновке. Певец бывал в Орехово-Зуево с концертами и при жизни Саввы Тимофеевича, но, к сожалению, афиш или каких-либо сообщений о концертах не сохранилось.
Музыка:
- «Старый капрал» Даргомыжский. Исп. Ф. И. Шаляпин.
- «Дубинушка», исп. Шаляпин.
Иван Семенович Козловский
(1900 — 1993). Не случайно мы включили музыкальный сюжет в исполнении И. С. Козловского, который также был частым гостем в Орехово-Зуеве, да и в Ногинске тоже. С группой артистов Большого театра, в которой был и И. С., однажды произошел курьезный случай. После концерта в Ор. –Зуеве, по дороге в Москву их остановила милиция, чье внимание привлекли продукты, которые они везли – овощи и что-то м.б. еще. Выручила подпись администратора театра на их документах – в то время им был человек с фамилией Ленин. Когда будете слушать Ивана Семеновича, обратите внимание и на звучание оркестра, в нынешних театрах такое большая редкость.
Музыка:
- «Куда, куда…», речитатив и ария Ленского из оперы «Евгений Онегин». Дирижер Александр Орлов. Исп. И. С. Козловский. 1948 г.
Елагин Юрий Борисович
(1910-1987). Скрипач. Юрий Борисович выходец из известной богородской семьи Елагиных. С ранних лет музыка овладела им и уже с 19-ти лет он играл в оркестрах 2-го Художественного театра, затем много лет – Вахтанговского. В конце войны он через Польшу и Германию в 1945 году попал в Америку, где был первой скрипкой одного из лучших оркестров – Хьюстонского. Прославился он также двумя своими книгами, изданными в Нью-Йорке в издательстве имени Чехова: «Укрощение искусств» и «Темный гений». Первая рассказывает о довоенной музыкальной и театральной жизни в стране, а вторая посвящена творчеству и личности Всеволода Мейерхольда.
Юрий Любимов, Артур Штильман, Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, Леопольд Стоковский и Игорь Стравинский – их связывали с Елагиным дружеские и творческие отношения.
Музыка:
- Вальс из спектакля «Турандот» в постановке театра им. Вахтангова. 1930 гг.
Симфонический оркестр Электростальского музыкального училища им. А.Скрябина.
До 1997 года художественным руководителем и дирижером оркестра, состоящего из почти 60-ти музыкантов, являлся народный артист РСФСР, профессор Иосиф Юрьевич Айзикович. С 1997 года и до своей кончины в 2012 году оркестром руководила Заслуженный работник культуры области, доцент Валентина Ивановна Тарасова.
Музыка:
- Гектор Берлиоз. Венгерский марш из драматической легенды «Осуждение Фауста». Дирижер В. Тарасова.
- К. Гардель. Танго «Безумие». Солист народный артист Дагестана Мурад Абуев. Дирижер В. Тарасова.
Май Глеб Борисович
(1951 г. р.) Композитор, живет в Электростали. В 70-е и 80-е годы Глеб Май был участником многих популярных ансамблей: «Скоморохи», «Самоцветы», «Коробейники», «Лада», «Голубые гитары», «Веселые ребята», «Аракс». Позже он отошел от эстрадной музыки. После окончания Московской консерватории и композиторского отделения Института им. Гнесиных написал 3 симфонии, 2 струнных квартета, концерт для флейты с оркестром, несколько вокальных и инструментальных циклов, музыку к кинофильмам «Детский сад», «Похороны Сталина» (оба фильма снял Е. Евтушенко по собственному сценарию), «Круг обреченных», к документальной ленте «Принцип Калины», сериалам «Мачеха», «Черная богиня», «Горячев и другие», мультфильму «Волшебные холмы». Кроме того, им создана и успешно исполняется рок-опера «Идут белые снеги...» на стихи Евгения Евтушенко. премьера состоялась в концертном зале «Олимпийский» 12 декабря 2007 года. Ранее, еще в 1980-м году, была написана Литературно-музыкальная композиция "ИСПОВЕДЬ", также на стихи Евгения Евтушенко, которую исполнял Вокально-инструментальный ансамбль "АРАКС" (1980 г.). Сейчас Глеб Борисович ведет класс композиции в Детской Музыкальной Школе № 2 г. Электростали и увлечен работой с учениками. Является секретарём Союза композиторов России, председателем Московского Областного регионального отделения «Композиторы Подмосковья».
Музыка:
- Фрагмент из композиции - поэтории на стихи Е. А. Евтушенко «Исповедь», Исп. Поэт и группа Аракс.
Николай Алексеевич Титов
Музыка:
- «Я знал её милым ребенком когда-то…» Исп. И.С.Козловский.
- «Нет, не тебя так пылко я люблю». Исп. Борис Штоколов.
Продолжение следует.
При составлении проекта программы использованы следующие источники:
- Краеведческие работы Алексеева В. Н., Дроздова М. С., Лизунова В. С., Маслова Е. Н., Ровенского Г. В., опубликованные на сайте «Богородск-Ногинск. Богородское краеведение».
- Материалы Орехово-Зуевского краеведческого музея.
- Ровенский Г. В. Композитор Данила Кашин (1771-1841). – Фрязино. 2006.
- Гайгеров Андриан Николаевич
- Гайгерова В.А.
- Корсаков Никанор Атафонович
- Корсаков Сергей Никанорович
- И.Шаляпина. Воспоминания об отце/Концерт в Орехово-Зуево //Федор Иванович Шаляпин. Литературное наследство. Письма. И. Шаляпина. Воспоминания об отце. – М. 1960. С. 581-583.
- В.Е.Боровский / Музыкальная энциклопедия под ред. Ю. В. Келдыша, 1973—1982
- Русский Биографический Словарь. Титовы (семья музыкантов-композиторов)
- Флиер. К столетию со дня рождения
- Мейчик Алла. «Я родилась в оркестровой яме».
- А. Тевосян. Московский регент Иван Юхов и его хор.
- Дынникова И. Морозовский хор в контексте старообрядческой культуры начала ХХ века. – М. 2009.
- Штейнпресс Б. Страницы из жизни А. А. Алябьева. – М. 1956.
- Бернардт Г. С. И. Танеев. Лекция. – М.-Л. 1951.
- Поляновский Г. Работа А. В. Свешникова на радио // Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания. М. 1998. с. 134).
- К. Птица. Александр Васильевич Свешников // Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания. М. 1998. с. 79.
- Евгений Евтушенко — Глеб Май. Литературно-музыкальная композиция «Исповедь»
- Рок-опера на острове Россия
- Любартович В. А. Московский протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров//Исторический вестник. Научный журнал. №1 (12) 2001.
- С. Танеев. Дневники. В трех книгах 1894-1909. Книга первая. 1894-1898. Текстологическая редакция, вступительная статья и комментарии Л. З. Корабельниковой. – М. 1981. 333 с., ил., нот.
- Музыкальные записи портала Muzafon.com
Поделитесь с друзьями