«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

19 марта 2015 года

Орехово-Зуево

Страницы истории деревни Савостьяново. 1715 – 1900 гг.

Ольга Мурашова 

Восточное Подмосковье, Замосковный край… Ландшафт почти плоский, равнинный, природа скромная, «ситцевая», деревушки простенькие. Здесь не встретить ни древних памятников архитектуры, ни прославленных мемориальных усадеб. Эти болотистые земли не любили ни в эпоху деятельного Петра, ни в век «просвещенной» Екатерины.

Если ехать из Москвы на машине по Носовихинскому шоссе, а затем километров через 80 свернуть налево, то попадешь в деревню Савостьяново. В этой словно затаившейся деревеньке необычно тихо, будто невидимый барьер ограждает ее от живого шумного мира. Савостьяново тянется по прямой более, чем на километр, уходя за холм длинной лентой в поле. Домов более сотни. В деревне проживают как местные жители, так и дачники. Дореволюционных домов процентов 60. Проходишь по Савостьяново и кажется, что время остановилось. Здесь сохранились не просто дома, а целые крестьянские усадьбы, с резными воротами и амбарами в едином комплексе, дома середины ХIХ века. Наличники домов, как будто глаза деревни, сравнимые с зеркалом ее души – с красивым кружевным декором и древними узорами – символами солнечного бога Ярилы. Кажется, что в одном из этих домов жила Снегурочка и была по весне очарована песней Леля…

 

 

Для меня лично эти места имеют особое значение. Моя мама, Валентина Алексеевна, в девичестве Галкина, здесь родилась, училась в Савостьяновской школе, на старинном кладбище сохранились могилы прадедов. Родные места.

Некоторое время назад я пришла к восстановлению своей родословной. Погружаясь в историю нашей семьи, я воссоздавала её, в том числе по документам, которые хранятся в Центральном историческом архиве Москвы (ЦИАМ). Как оказалось, в Савостьяново родились и прожили свою жизнь многие и многие поколения моих предков (по линии деда 7, по линии бабушки – 10 поколений), а история семьи неотделима от истории самой деревни.

Сколько лет Савостьянову – задавала себе вопрос? Возраст населенного пункта принято отсчитывать от времени первого письменного упоминания о поселении людей на этом месте. Исторические документы продолжали вести меня вглубь веков и исследованы вплоть до 1747 года.

Но первое упоминание о Савостьяново – 1715 год, найдено мной на сайте www.bogorodsk-noginsk.ru: в статье «Фабричные сёла и посёлки Богородского уезда» со ссылкой на книгу Я.Е.Водарского «Промышленные селения центральной России в период генезиса и развития капитализма», в свою очередь со ссылкой на переписные книги 1887 и 1839 фонда 350 ЦГАДА (Центрального Государственного архива древних актов, ныне Российского – РГАДА) приводятся данные на 1715 год: в Савостьяново в 1715 году численность приписного населения составляла 104 чел. Очевидно, что деревня основана задолго до этой даты. Свое название, вероятнее всего, получила от имени своего основателя – Савостьяна.

Последующая история Савостьяново складывается, хотя бы с формальной стороны, из данных сохранившихся фондов ЦИАМа ХVIII, XIX и ХХ веков:

 

Страницы Исповедной книги, где указаны прихожане из д. Савостьяновой за 1747 год.

Страницы Исповедной книги, где указаны прихожане из д. Савостьяновой за 1747 год.

Данные по численности населения Савостьяново из вышеназванных источников сведены в таблицу:

 

Численность населения деревни Савостьяново в 1715 – 1900 гг. в т.ч., приписного (прп) и наличного (нал)

 

Год

Дворов

Муж.

Жен.

1715

 

 

 

1747

22

62

67

1752

15

48

45

1754

23

75

62

1759

15

50

40

1762

 

 

 

1765

19

70

63

1766

21

74

67

1769

21

69

66

1774

21

70

66

1790

23

93

90

1795

 

101

 

1811

33

122

 

1816

38

115

136

1827

37

114

116

1836

 

 

 

1837

48

144

141

1852

55

171

192

1859

50

194

215

1863

65-67

189

208

1869-1871

74

210

221

1883

91

271

259

 

С 1747 года Савостьяново в приходе Храма Рождества Богородицы на погосте Уполозы (Саурово). История церкви Рождества Богородицы на погосте Уполозы восходит к XV-XVI векам. В храме сохранились прославленные иконы: «Страшный суд» (конец ХVII – начало ХVIII века); «Успение Пресвятой Богородицы», «Спаситель» (ХVII века), сохранялась старинная плащаница, надпись на которой гласит, что вложена она при священнике о. Илие и старосте церкви Павле Яковлевиче Щукине. Святыни эти намолены и предками сегодняшних жителей деревни Савостьяново. В приходе церкви на Уполозах в разные годы кроме Савостьянова состояли также деревни: Назарьева, Стремяникова, Щекутова, Мишустина, Корнева, Дуброва, Горова, Ковригина, Демидова, Саурова, Гридина, Бялькова, Улитина, Горы, Коровина, Рудина, Киняева.

Много веков эта местность находилась во монастырском владении – Троице-Сергиевой Лавры. С 1391 года монастырские крестьяне платили оброк и отрабатывали барщину, выполняя все хозяйственные работы. В XV—XVI вв. общее усиление крепостнических тенденций распространилось и на монастырских крестьян. Со второй половины XV века был ограничен переход монастырских крестьян к новым владельцам, а с XVII века они стали крепостными. В случае побега монастырские крестьяне водворялись во владения монастыря великокняжеской администрацией. Тяжёлое положение монастырских крестьян усугублялось системой кабальных долговых обязательств, которая вела к дальнейшему росту зависимости монастырских крестьян от духовных феодалов.

В XVII — 2-й половине XVIII вв. оформление крепостного права, усилившее феодальную эксплуатацию, ещё более ухудшило положение монастырских крестьян. Монастырские крестьяне обязаны были не только обрабатывать монастырскую пашню и платить денежный оброк, но и выделять для монастыря работников. Помимо этого, монастырские крестьяне выполняли много мелких натуральных повинностей. Сохранение тяжёлых форм монастырской барщины сковывало хозяйственную деятельность монастырских крестьян, вело к их обнищанию. Надо сказать, что эта рабская зависимость крестьян, также как и свойственная средневековью жестокость в обращении с крестьянами, не являлось прерогативой только русского государства. История стран Европы и Англии тому подтверждение.

Монастырскими крестьянами наши прадеды оставались до секуляризационной реформы, предпринятой императрицей Екатериной II в 1764 году, одна из целей которой – изъятие в пользу государства церковных владений. Все имения Святейшего Синода, а также монастырей, приходов и епархиальных кафедр передавались государственной Коллегии экономии. Крестьяне, проживающие в указанных селениях, перепоручались в ведение Коллегии экономии, и в дальнейшем именовались «экономическими» или «государственными» крестьянами.

По исповедным ведомостям 1790 г. крестьяне Богородской округи экономической вохонской волости вохонской десятины деревни Савостьяново, будучи уже государственными, остаются прихожанами все той же церкви в Уполозах.

Государственные крестьяне жили на казённых землях, пользовались отведёнными наделами, находились в государственном управлении и считались лично свободными. Государственные крестьяне обязаны были вносить деньги на земские нужды и на мирские расходы, вместо барщины и оброков с 1 января 1764 года обязаны были платить по 1,5 руб. подушного оклада, который поступал в государственную казну непосредственно через Коллегию экономии, и отбывать натуральные повинности по принципу круговой поруки. С начала XIX века государственным крестьянам разрешили вести торговлю, открывать фабрики и заводы, владеть ненаселёнными (без крепостных крестьян) землями и пр.

1811 год. Деревня Савостьяново административно состоит в экономической Запонорской волости. Кроме Савостьяново в волости: села – Запонорье, Соболево, Осташково, Ащерино, деревни – Боярская, Ненилово, Радованье, Глебово, Короткая, Дубровая, Стенинская, Загряжская, Тереньково, Новая, Смолево, Запруденье, Логиново, Бывальня, Теренино, Ефимово, Козлово, Назарьево, Щекутово, Улитино, Стремянниково, Евсевьево, Юркино, Коровино, Островая (Остров), Кишнево Малое, Кишнево Большое, Малиновая.

В фондах Московской казенной палаты в ЦИАМ сохранились «Ревизские сказки Богородского уезда Московской губернии по 6 ревизии за 1811 г.»: «Алфавит къ ревизскимъ Скаскамъ Богородскаго Уезда Экономической Запонорской волости селениямъ… Деревни СавостьяновойВъ деревне Савастьяновой крестьян (перечислены только жители мужского рода – О. М.): по последней ревизии состояли (т.е. по предыдущей, 5-й ревизии 1794-95 гг. – О. М.) – 101; из того числа выбыло – 23, недостаетъ – 19 (в том числе: отданы въ рекруты, умерли, отданы в милицию, вышли в московские купцы, сосланъ на поселенiъ), нынъ на лицо с прибылыми и вновь рожденными – 122. Дворов – 33».

1816 год. Сохранились также «Ревизские сказки Богородского уезда Московской губернии по 7 ревизии за 1816 год Запонорской волости деревни Савостьяновой: Ревизская сказка 1816 года марта 14 дня Московской губернии Богородского уезда деревни Савастьяновой. Итого в деревне Савастьяновой: мужскаго пола налицо – 115, женскаго пола налицо – 136. Дворов – 38».

С 1795 года деревня Савостьяново в приходе древнейшей церкви с поэтичным названием «Параскевиевская, что у речки Березовки», стоящей в селе Десятая Пятница. По преданию, церковь была построена на месте явления иконы Мученицы Параскевы-Пятницы. Село Десятая Пятница образовалось возле Погоста Пятницкого. Как значится в окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа Погост Пятницкий, у речки Березовки в дворцовой Куньевской волости с «церковью Парасковеи мученицы, нарицаемыя Пятницы» упоминается с 1628 г., когда на нем уже стояла деревянная, исстари построенная церковь. Впоследствии возле Пятницкого погоста образовалось село Десятая Пятница, так как у погоста испокон веков на десятой неделе после Пасхи (во второе воскресенье после Троицы) ежегодно собирался торг местного значения.

Дальнейшая история церкви описана о. Олегом Пэнэжко в книгах «Очерки по истории веры и быта Орехово-Зуевского края», «Храмы Орехово-Зуевского района» (ч.1, ч.2).

Сменяя друг друга, на этом месте возводились деревянные церкви. После постройки в 1849 году ныне существующего каменного храма Святой Троицы с приделами Рождества Божией Матери и Параскевы–мученицы, в честь одного из приделов храм в народе называется Пятницким или Десятая Пятница (Параскева значит пятница – О. М.). Во владении церкви было несколько построек, что видно из клировых ведомостей 1868 года. После 1889 года по проекту архитектора Владислава Осиповича Грудзина были расширены трапезная и построена колокольня.

В приход храма входили деревни Горбачиха, Киняево, Бяльково, Рудино, Малиново, Большое и Малое Кишнево, Коровино. Более двух тысяч православных.

В апреле 1953 года храм Святой Троицы был закрыт. Со временем здание церкви практически полностью разрушилось и долгое время пребывало в руинах. 

В 1991 году возобновилась церковная жизнь в г. Дрезна и д. Горбачихе. Настоятелем храма о. Сергием Захаровым в колокольне и притворе устроен временный храм. 14 мая 2009 года указом правящего архиерея митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия протоиерей Павел Назаров, ранее служивший вторым священником в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Саурово-Уполозы Павлово-Посадского благочиния, был назначен настоятелем Троицкого храма деревни Горбачиха Орехово-Зуевского благочиния. Начались восстановительные работы.

С конца ХVIII – начала ХIХ вв. деревня административно в составе Теренинской волости образованного Богородского уезда.

О социально-экономической стороне жизни дер. Савостьяново во второй половине ХIХ века:

1852 г. – государственная собственность, 55 дворов, проживали 171 мужчина и 192 женщины;

1859 г. – деревня казенная, дворов 50, мужского пола – 194, женского пола – 215.

Наиболее информативной оказалась «Ведомость о селении Богородского уезда Савостьяновского сельского общества Теренинской волости» 1869-71 гг. Из описательной части этой ведомости: «Савостьяново находится в «7 верстах от Егорьевской Большой дороги которая идет от Павлова до Города Егорья», на расстоянии от Владимирского шоссе 14 верст, в 11 верстах от Павловского Посада нижегородской железной дороги, при реке Клязьме, в 6 верстах от волостного правления, в 3 верстах от приходской церкви «во имя десятой пятницы что у речки Березовки при погосте означенного урочища».

В деревне 74 дома, мужчин – 210, женщин – 221. Большинство Савостьяновских семей живут в деревянных домах, 12 семей имеют по два деревянных дома. В деревне 3 каменных дома, в т.ч. у семьи Моисея Захарова 2 каменных дома. 2 семьи не имеют собственных домов вовсе. Несмотря на то, что школы в деревне нет, грамотных мужчин в селении 97 человек, женщин – 2.

Земля принадлежала сельской общине – всего 595 десятин, из того числа на 166 десятинах пашни засевается ржи – 376 четвертей, овса – 752 четверти, на душу – по одной четверти на десятину, ржи и овса – по 2 четверти на десятину.

Мелкого скота в деревне практически нет, лишь в 5 семьях по 1 голове. Коров держат почти во всех домах, за исключением 7 семей, в 16 домах – по 2 коровы, в 2 домах – по 3 коровы. Из 74 семей безлошадных – 8 семей, в 8 семьях – по 2 лошади, в 4 – по 3 лошади.

Кроме традиционных земледелия и скотоводства, зимой Савостьяновские семьи (кроме четырех семей) дома занимались «фабричными застанами бумаготкацкими», т.е. ткачеством бумажных материй. В Богородском уезде со второй половины XVIII века кустарное ткачество занимало первенствующее положение и тем выделяло Богородский край среди других местностей Центральной России. В.О.Ключевский писал: «Ни Москва, ни Петербург не могут в этом отношении соперничать с Богородским уездом. Здесь во всякой деревушке, во всякой избе можно найти или тростильщиков шелка, или мотальщиков, или красильщиков, или ткачей». Ткачи в бумажном и шерстяном производстве ограничивались ничтожным заработком (6 – 12 руб. за зиму), Но к ак ни малы эти заработки, они все-таки улучшали благосостояние селян, не отрывая их в то же время от дома, хозяйства, от семьи. «Что ни выработаешь за станом, – говорили крестьяне, все лучше – подспорье; хоть подати уплатишь».

Некоторые наиболее предприимчивые крестьяне Савостьяново имели по несколько ткацких станов, некоторые использовали наемный труд. По семейному преданию Галкиных, в доме моего прапрадеда Михея Иванова Галкина на 20 станах наемные рабочие–ткачи ткали суровые льняные полотна для скатертей, полотенец и т.д., производство называлось фабрикой, хозяин – фабрикантом, семья считалась зажиточной.

Крестьянин Федот Трифонов (Тряпкин) – «фабрикант работает от себя разную материю бумажную и шерстяную». Бумаготкацкая фабрика Тряпкина в деревне Савостьяново в последней четверти ХIХ века станет единственной крупной (200 рабочих) в Теренинской волости» (Скибневский А. И. Очерк движения населения Богородского уезда Московской губернии за десятилетие с 1885 г. по 1894 г. Материалы по определению санитарного состояния Богородского уезда).

 

 

Кроме ткачества крестьянин деревни Савостьянова Моисей Захаров «кирпичный завод содержит»: «делатель кирпича летом и зимой занимается бумаготкацким делом».

В ведомостях 1869-71 гг. подробно расписан состав каждой семьи: «Имена и звания составляющих семью и других живущих в доме посторонних лиц», указан возраст членов семьи.

Не менее интересна также «Статистическая ведомость селения 1883 г.»:

 

Московская губернская земская управа

МВД

Теренинское волостное правление

Московской губернии

Богородского уезда

июня 12 дня 1883 г.

№ 408

18 июня

В Московскую Губернскую Управу

Рапорт

 

Во исполнение предписаний от 14 февраля и 20 июня сего 1883 года за №№ 544 и 1699 Волостное правление имеет честь представить при сем, на зависящее распоряжение, Московской Губернской Земской Управы, статистические ведомости 19 селений сей волости.

 

Волостной старшина Урин.

Волостной писарь Самочадин.

 

Статистическая ведомость

 

*Уезд Богородский волость Теренинское Сельское общество Савостьяновское

селение Савостьяново (*к Савостьяновскому сельскому обществу относились: селения Савостьяново, Рудино, Киняево, Бяльково, Горбачиха).

 

Какого прихода: Св. ВМ. Параскевы называемой Десятой Пятницы.

Ревизских душ в селении: 189 душ.

Крестьяне: государственные

Расстояние селения: от ближайшей школы 10 верст; от приходской церкви 3 версты.

 

I. Были ли падежи скота в последние 5 лет с 1878 по 1883 г.: Не было.

II. Не было ли градобитий за последние 5 лет: Градобитий не было.

III. Имеется ли общественный (хлебный) магазин (склад запаса зерна на случай неурожая или нехватки для посева – О. М.): Заменен денежным сбором.

IV. Есть ли в селении или нет училища, то не обучаются ли дети у частных лиц? Кто эти лица (звание, имя, отчество). Давно ли занимаются обучением? Где проводится обучение? – Обучаются у крестьянки Аксиньи Кузьминой с 1870 г., обучение проводится в доме учительницы.

V. Общая сумма недоимок, числящихся за селением по всем платежам к 1 января текущего 1883 г. – 892 руб.93 коп. Упадок фабрикации…

VI. Число дворов, окончательно выкупивших свой надел? На сколько душ? Выделена ли выкупленная земля к одному месту или же лежит чрезполосно с другими хозяевами? – Один на три души владеет чрезполосно.

VII. Грамотен ли сельский староста? – Г р а м о т н ы й.

VIII. Кто составлял эту ведомость? 20 июня 1883 г. Волостной Старшина Урин, Волостной Писарь Самочадин.

 

В 1883 году в деревне Савостьяново 85 семей, имеющих земельный надел и 6 – безземельных. Приведены: имена и отчества домохозяев, сколько имеет изб каждая семья; число душ в каждой семье (и мужских и женских), в том числе грамотных (мужчин, женщин) и учащихся (мальчиков и девочек); на сколько душ надел, сам ли обрабатывает землю, или сдает в аренду другим, или же весь надел лежит в пустырях, т.е. не распахан; сколько десятин имеет купчей земли сверх надела, на какую сумму снимал (арендовал) покосов в прошлом году? (в рублях); число лошадей, коров, мелкого скота. Содержится указание на то, где проживают безземельные семьи.

В 1883 году в Савостьяново числится муж. пола – 271 чел., жен. пола 259, в том числе в 6 семьях безземельных крестьян муж. пола – 10 чел., жен. пола – 7. В семьях от 1 до 13 душ (в среднем 5,8 душ), мужского пола – от 1 до 9 (в среднем – 3), жен. пола – до 7 ( в среднем 2,7). Грамотных в деревне 125 мужчин и 21 женщина, в т.ч. 3 безземельных крестьянина. Безграмотны 23 семьи, в т.ч. 3 семьи безземельных крестьян. Учащихся: 5 мальчиков и 3 девочки ( 1 мальчик и 3 девочки из семьи Михея Иванова). 55 семей имеют по 1 избе, 29 семей – по 2, семья Ивана Корнилова – 3 избы, 3 семьи из числа безземельных имеют по 1 избе. Земельный надел на 192 души. Большинство крестьянских семей (66) обрабатывают земельный надел сами, 15 семей обрабатывают сами и нанимают, 2 – сдают в аренду (Михаил Тимофеев и Ивлий Трофимов), надел Федота Трифонова (Тряпкина) пустует. Сверх надела ни одна семья купчей земли не имеет. 63 семьи снимали (арендовали) покосы в прошлом году и платили за аренду от 3 до 40 рублей.

В Савостьяново 81 лошадь, 114 коров и 11 голов мелкого рогатого скота. 63 семьи держат по 1 лошади, 4 семьи – по 2, 1 семья (Алексея Гордеева) –3 лошади, Федот Трифонов (Тряпкин) – 10 лошадей, 19 семей – безлошадные. Только 6 семей не держат коров, по 1 корове в 51 семье, по 2 – в 26 семьях, 3 коровы в семье Алексея Петрова, 6 – в семье Федота Трифонова (Тряпкина). Мелкий скот по 1 голове держат 17 семей. На 144 странице статистической ведомости помещена «Ведомость о красильном заведении, принадлежащем крестьянину Богородского уезда Теренинской волости дер. Савостьяновой Федоту Трифонову Тряпкину».

Многие сведения можно почерпнуть из сборника «Московская губерния по местному обследованию 1898-1900 гг. Том I. Поселенные таблицы. Выпуск 1-й. –М. 1903». В книге имеются подробные сведения о числе и занятиях жителей, земельных наделах, числе скота и урожае.

В этих источниках у жителей лишь имена и отчества. Фамилии крестьян начинают указывать (да и то далеко не у всех) в метрических книгах, начиная с 1873 года. Первые фамилии крестьян деревни Савостьяново: Аржановы (Ржановы), Бабкины, Багровы, Волковы, Галкины, Гордеевы, Горячеыв, Гусевы, Дурины, Ершовы, Карасевы (Колышкины), Коноваловы, Кругловы, Крючковы, Лялины, Маякины, Морозкины, Пряхины, Рыбаковы, Сапожниковы, Тряпкины, Чеварзины (Чиварзины, Чуварзины), Шилкины, Шкапкины. Тем не менее, всем, кто имеет савостьяновские корни и занимается изучением своей родословной, упомянутые статистические ведомости могут стать неоценимым подспорьем. 

В отличие от других соседних, «гуслицких» селений, старообрядческих семей в деревне практически не было, по сведения 1826 года раскольников здесь только двое мужчин и одна женщина. В последующие годы – не больше 2-х – 3-х семей. По метрическим книгам приходской церкви за 1873 – 1900 годов можно отследить переход из старообрядчества в православие: крестились как отдельные лица, так и семьи, но все это единичные случаи. При этом в записи о крещении в метрических книгах после имени, отчества, иногда фамилии, места жительства, верования, как правило, писалось «вследствие проявленного им решительного желания присоединиться к православной церкви через Миропомазание Святым Миром». Восприемниками большинства из перешедших в православную веру были члены семьи Тряпкиных: Герасим Федотов, Петр Герасимов, Васса Никитина. Возможно, большое влияние здесь было за главными работодателями в селении – православной семьей Тряпкиных.

В области духовной Савостьяново в 1901 году произошло событие, ставшее прологом следующего периода истории уже не деревни, а села Савостьяново – «старанием земского начальника Вл. Вл. Кашперова и крестьянина П. Гер. Тряпкина, тщанием прихожан и доброхотных жертвователей» была выстроена деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Ранее в 1890-м году в деревне на средства крестьянина Герасима Федооровича Тряпкина в память события 17 октября 1888 «Чудесное спасение Государя Александра III с семьей в катастрофе поезда около Харькова, близ станции "Борки"» была построена в 1890-м году каменная часовня (представляла собой кирпичную постройку с деревянным завершением).

 

Источники:

1. ЦИАМ. Фонд 203 Московская духовная консистория. Опись 747. Исповедные книги церквей Богородского уезда за 1747 – 1863гг.

2. ЦИАМ. Фонд 51 Московская казенная палата. Опись 8. Ревизские сказки крестьян Богородского уезда 6 и 7 ревизии.

3. ЦИАМ. Фонд 203 Московская духовная консистория опись 780. Метрические книги церквей за 1873 – 1900 гг.

4. ЦИАМ. Фонд 184 Московская губернская земская управа. Опись 10, дело 1732, 1750. Подворные переписи селений Теренинской волости Богородского уезда за 1869-71 гг.,1883 г.

5. Материалы сайта www.bogorodsk-noginsk.ru – Богородск-Ногинск. Богородское краеведение.

6. Пэнэжко О. Храмы Орехово-Зуевского района. Ч. 1., Ч.2 Владимир, 2007, с. 16-27.

7. Пэнэжко О. «Очерки по истории веры и быта Орехово-Зуевского края»

8. Зайцев Б., Пинчиков П. 'Солнечные узоры' – Москва: Московский рабочий, 1978 – с.142.

9. Из справочной книжки Московской губернии (описание уездов), составленной А.П. Шрамченко. М.,1890 г.

10. Скибневский А. И. Очерк движения населения Богородского уезда Московской губернии за десятилетие с 1885 г. по 1894 г. Материалы по определению санитарного состояния Богородского уезда.

11. Объединенная база данных «Мемориал»

12. XXIV. Московская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 г. – СПб. 1862.

13. Интернетсайт – Храмы России

14. Интернетсайт – Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века

15. Московская губерния по местному обследованию 1898-1900 гг. Том I. Поселенные таблицы. Выпуск 1-й. –М. 1903.

16. Е.Н.Маслов. Ручное ткачество.

17. В. Н. Алексеев, В. С. Лизунов. Моя Малая Родина. Край Орехово-Зуевский. Руководство по краеведению.

18. ЦИАМ ф. 2127, оп. 1, д. 465, лл. 55-58.

20. «Роспись Московскаго уезду Вохонской десятины вотчины Троицы Сергиевого монастыря церкви Рождества Пресвятой Богородицы что в Уполозах попа Василья Ильина с причетники обретающимися при оной церкви в приходе нижеявленных чинов людей со изъявлением против коего же имяни о бытии их во святую и великую четыредесятницу, також и в протчия посты, у исповеди и святаго причастия за сей 1747 год».

21. «Роспись Богородской округи вохонской десятины церкви Рождества пресвятой Богородицы, что в Уполозах священника Василия Константинова с причетниками обретающимися при оной церкви в приходе новоявленных чинов людям с изъявлением против коего же имени о бытии их во святую четыредесятницу у исповеди и святым таин причастия, и кто исповедался токмо, а не причастился и за каким инославием и кто не исповедался сего 1790 года».

22. ЦИАМ, ф. 2127, Оп. 1. Метрические и приходно-расходные книги, клировые и исповедальные ведомости, Указы Московской консистории благочинным округам Богородского уезда…» (имеются документы с. Савостьяново).

23. ЦИАМ, ф. 2127, оп. 1, д. 465, лл. 55-58. Клировая ведомость церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Савостьянова за 1903 г.

24. ЦИАМ, ф. 2127, оп. 1, д. 465, л. 41. Клировые ведомости церквей Богородского уезда. 1903 г. Ведомость о церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Уполозах за 1903 г. (указано, что д. Савостьяново в числе четырех селений в 1795 г. отошла к Параскевиевской, у речки Березовки, церкви).

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.