Ж-л «Щёлково», № 1-2, 2006, С.14-16.
Возвращаясь с Поля Куликова
М.Ф. Фёдоров.
Краевед Моисей Федорович Федоров
На вопрос о возможности возвращения. Дмитрия Донского через современную территорию нашего края довольно подробный ответ дал М.Ф. Федоров (1905-1985) - учитель истории и краевед, автор исследований по истории Щелковского края, развития промышленности городов Щелково и Фрязино.
Моисей Федорович родился в Чувашии, окончил философский факультет МГУ. В Щелковском районе поселился в 1937 году. Участник Великой Отечественной войны. Работал директором школ во Фрязине - средней и детской музыкальной. Почетный гражданин г. Фрязино. Своей главной задачей считал создание научной, т.е. основанной строго на документальных источниках, истории края.
К 100-летию со дня рождения исследователя краеведами М.М.Федоровым-Чеберако и Г.В.Ровенским была издана брошюра "Поле Куликово и Щелковский край", в которой раскрывается участие жителей нашего края в Куликовской битве.
Представляем вниманию читателей одну из глав этой книги.
После битвы великий князь Дмитрий Иванович, воины которого предали земле останки убиенных сотоварищей, возвращался домой, в Залесский край, в Москву. В местечке Гребенях, недалеко от места сражения, князь, по преданию, стал прощаться с войском. Ратные люди преподнесли ему икону Божьей Матери. По месту преподнесения она получила название Гребенской (Гребневской) Богоматери и стала национальной святыней. Вначале икона находилась в Успенском соборе московского Кремля, а затем в 1472 году для нее была построена деревянная церковь на Бору, на краю большого посада (позднее Китай-города). Деревянную сменила каменная. Переменилось с XVII века и название: теперь церковь носила имя главной иконы. Она стояла до 1930-х годов на Лубянской площади, за Никольскими воротами, в самом начале Мясницкой улицы, на правой стороне.
Люди не могли забыть великого подвига народа, и в течение веков из уст в уста передавались предания о битве и об иконе. Они обрастали домыслами. Из созвучия городка Гребени и нашего села Гребнева родилась легенда о том, что именно здесь, в нашем Гребневе, и получил великий князь Дмитрий Иванович икону Гребневской Богоматери. В 1791 году в Гребневе была отстроена изумительная так называемая летняя церковь. Митрополит Платон освятил ее в честь Гребневской иконы Богоматери. Тем самым как бы подтверждалось предание о приходе сюда, именно в наше Гребнево, войска Дмитрия Донского после битвы. Эта легенда попала и в историческую, и в историко-краеведческую литературу, но не как легенда, а как историческая достоверность. В своей книге «Историко-статистическое описание села Гребнева» историк-краевед И.Ф.Токмаков писал: «По мнению историков... Попко и И.В.Бентковского, опирающихся, главным образом, на свидетельство книги «Большому Чертежу» и Сказания о Гребенской Иконе Божией Матери, приписываемого Рязанскому Митрополиту Стефану (Яворскому), видно, что село Гребнево было временным станом Князя Дмитрия Иоанновича, который возвращался с берегов Дона после победы над Мамаем в XIV веке с Гребенской иконой Богоматери, которая была поднесена ему гребенскими казаками, сопровождавшими его до вышеупомянутого селения, где они, распростившись с великим князем, возвратились к себе обратно; позднее, в 1623 году, гребенские казаки являлись с кабардинской депутацией в Москву с повинной (винились, вероятно, в участии в казацких шайках, грабивших южные пределы Московского государства) и, прежде чем получить разрешение явиться ко двору царя Михаила Федоровича, останавливались вторично в той же местности, где ныне село Гребнево». (Токмаков И.Ф. Историко-статистическое описание села Гребнева. Москва. 1903, с. 14).
Разберем эти утверждения.
Во-первых, где находился городок Гребени? В «Сказании о чудотворной Гребенской иконе Божией Матери, находящейся в Москве» и в других церковных источниках, посвященных этой иконе, четко указано местонахождение данного городка: устье речки Чары (Чиры). В «Сказании...» говорится: «Когда Великий Князь Димитрий Иоаннович, Московский и всей Великой России обладатель, после поражения гордаго Мамая и обращения в бегство несметных его полчищ, торжественно возвращался в Москву, живущие на берегах Дона козаки радостно стремились на встречу к нему, со святыми иконами и с крестами, благодаря его, как избавителя России от ига неверных, и принося ему различные дары. Так вначале поднесена была Великому Князю чудотворная икона Пресвятыя Богородицы, Одигитрии, именуемыя Донския, от жителей города Сиротина, из храма Благовещения, а по достижении Великим Князем Дмитрием Иоанновичем козачьяго города Гребени, на устье речки Чары, живущие там козаки также вышли на встречу Великому Князю с крестами и святыми иконами и поднесли в дар образ Пресвятыя Богородицы, издавна прославленный у них чудесами, по благодати Пресвятаго духа. Победитель Мамая, приняв сии безценные дары с верою и любовию, пожаловал Козаков многими милостями и жалованьем, достигнув же Москвы, поставил икону в соборном храме Успения Пресвятыя Богородицы». (Сказание о чудотворной Гребенской иконе Божией Матери, находящейся в Москве. С.-Петербург. 1857, с. 1-2).
Село Гребнево, как это известно, уже с 1584 года находилось на речке Любосеевке, причем не в ее устье, а в среднем течении. Первое упоминание о речке относится к 1401-1402 годам. Трудно предположить, что за 20 лет (с 1380 по 1400 гг.) речка Чара вдруг превратилась в Любосеевку. В 1401-1402 году в устье Любосеевки стояло село Мосейково. Поскольку это было село, вероятно, и в 1380 году оно, являясь селением, а не селом, носило такое же название. Из духовного завещания князя Владимира Андреевича Храброго мы знаем, что на Любосивле в 1401-1402 годах находилось и село Четрековское. Оно, конечно, могло стоять на достаточном удалении от Мосейкова, т.е. занимало территорию среднего, а может быть, верхнего течения Любосивля. О селении Гребнево в завещании нет никаких упоминаний. Конечно, какие-то деревни, относящиеся к Четрековскому, несомненно, были и тут. Существовали некоторые из них и раньше, а именно в 1380 году. Впоследствии дело могло обстоять следующим образом. Село Четрековское, т.е. само селение, понесло какой-то урон - достаточно было небольшого пожара, чтобы ничего не осталось от деревянной церквушки и нескольких крестьянских дворов. Центр села как административной единицы переместился в другое селение. В данном случае это могло быть Гребнево, а затем название селения Гребнево распространилось на все село. Но совершенно ясно, что даже если в 1380 году такое селение и существовало на Любосеевке, «притягиваясь», входя в состав села Четрековского, оно не имело никакого отношения к городку Гребени на речке Чары.
Во-вторых, городок Гребени находился на прямом пути с поля Куликова на Москву. А именно так возвращалось русское войско домой. Никаких кружных маршрутов не было. В одном из 182 списков «Сказания о Мамаевом побоище» говорится: «Гости же сурожане и вси людие черные встретиша великого князя Дмитрия Ивановича Московского и всеа Руси в Коломенском со златыми и с соболми и с хлебом...» («Сказание о Мамаевом побоище». Лицевая рукопись из собрания ГИМ. М., 1980). Село Коломенское (ныне юго-восточная часть Москвы) действительно существовало в то время, и через него шла дорога на Коломну и в орду. Так что русское войско могло и должно было проходить его, если возвращалось прямой дорогой. Но тогда непонятно, как и зачем оно могло оказаться на Клязьме, тем более в наших местах?!
В-третьих, в то время не было и гребенского казачества. Не случайно об иконе Гребневской Богоматери в церковных документах и в писаниях церковных писателей вы не встретите упоминания о казаках - говорится о жителях Гребени. Например, в июльских «Минеях» за 28 июля, день, когда отмечается (по старому стилю) праздник этой иконы, записано: «Гребневскаа икона Божией Матери получила свое наименование по месту первоначального нахождения в городе Гребня, что на реке Чири, впадающей в Дон. Когда благоверный князь Димитрий Донской возвращался в 1380 году с Куликовской битвы, жители Гребни преподнесли ему самое дорогое, что у них было, - месточтимую чудотворную икону Божией Матери». (Минея. Июль. Ч. III . М. Патриархат. 1988, с. 282). Архитектор И.М.Снегирев, рассказывая о церкви Гребневской Богоматери на Лубянке, писал: «Теперь уже не существует на устье Чира городка Гребня, от коего святая икона получила название Гребневской, измененное в Гребенскую. Посему неправильно производят название ее от гребенских казаков, которые сделались известными по своим разбоям только в царствование Ивана Васильевича и жили на Тереке, куда не доходил Донской. Гребенские казаки заимствовали свое название от Гребенских гор, где они, как видно из книги "Большому чертежу", поселились в XVII столетии». (Московская церковная старина. Труды комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины г. Москвы и Московской епархии. М. 1904. С. 55).
Что в народном сознании название села Гребнево, благодаря созвучию, могло связываться с названием гребенских казаков, это еще можно понять. Но как в легенде появилась Клязьма? Выскажем свое предположение.
Хотя уже несколько десятилетий Москва была центром политической жизни, но столицей великого княжения все еще продолжали считать город Владимир. Куликовская битва подтвердила право Москвы не только на фактическое, но и формальное признание ее в качестве столицы. И это признание состоялось. В 1395 году из города Владимира в Москву перевезли икону Владимирской Богоматери, служившей символом столицы. Перевозили икону по Клязьме. Процессию по пути следования встречали торжественно. Среди встречавших,
конечно, были и жители нашего края. Естественно допустить, что где-то там, где сейчас расположено Амерево или Щелково, процессия остановилась. Были отслужены молебны, устроены празднества. Это событие и могло отразиться в легенде.
Но если появление иконы Гребневской Богоматери в нашем Гребневе никак не связано с Куликовской битвой, то когда и почему она привлекла к себе владельцев и жителей села? У нас нет конкретных данных, когда икона появилась здесь. Известно, что в 1791 году владелец гребневского имения Гаврила Ильич Бибиков построил специальную церковь, посвященную Гребневской Богоматери. Стало быть, в это время икона могла уже быть. Правда, ее могли написать по просьбе Бибикова специально к открытию храма. Но, думаю, икона стояла в церкви уже при Трубецких. И вот почему.
Откроем вновь цитировавшееся нами сказание об иконе. Читаем: «Впоследствии, когда по тревожном царствовании Василия Иоанновича Шуйскаго, Поляки и Литовцы вторглись в Москву, и засели в ней, небесное заступление Пресвятыя Богородицы молящимся Ей, ознаменовалось во взятии города Китая (Китай-города в Москве). Русское воинство преднося в полках своих против сопостатов икону Гребенския Пресвятыя Богородицы, поразило Поляков, обратило их в бегство и вскоре заняло Кремль». (С. 4).
1612 год. Мы знаем Минина и Пожарского. Но освобождением Москвы от поляков руководили не только они, но и князь - боярин Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, получивший звание «Спаситель Отечества». Именно он предпринял конную атаку на Китай-город. А началась она от церкви Гребневской иконы Богоматери на Лубянке. Это был звездный час Дмитрия Тимофеевича Трубецкого. Икона Гребневской Богоматери стала символом победы русского воинства над поляками. И об этом слишком хорошо знали владельцы Гребнева Трубецкие.
Так как же им было не почитать эту икону?!
Таким образом, икона Гребневской Богоматери напоминает нам о двух выдающихся событиях в истории нашего Отечества: 1380 год - Куликовская битва, 1612 год - освобождение Москвы от поляков. Икона освящала борьбу против чужеземных захватчиков. Она стала национальной святыней.
Поделитесь с друзьями