«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

8 июля 2006 года

Богородские староверы

Богородские старообрядцы-иконописцы добрались до Томской губернии

1839 год. В Томской губернии были задержаны шестеро крестьян д. Костиной Карповского приказа (местность в те годы принадлежала Дворцовому ведомству – ред.) Богородского уезда: Игнатий и Сысой Родионовы, Кондратий Ефимов, Алимов, Павел и Кирилл Кондратовы, «с иконами, рисункам, книгами, тетрадями и прочими записками». Они подозревались «в намерении действовать к расстройству прихожан Единоверческой Секисовской церкви»*. При них было: 34 иконы, «оконченные письмом», 24 – «покрыты краскою и подалью с совершенною отделкою, но места для изображения лиц и прочих частей тела просто прогрунтованы», 2 доски – «загрунтованы с изображением некоторых ландшафтов» и 2 – «просто загрунтованы»**.

Некоторые другие подробности и отношение епархиального начальства к специфическому «товару» задержанных можно узнать из письма Агапия, епископа Томского московскому гражданскому губернатору***.

«… отобранные от крестьян шести человек Московской губернии , по объявлению их - иконописцев, иконы по свидетельству в Консистории оказались все вообще не худо написанными в отношении к простому письму и правильно, исключая того, что в благославляющей руке сложение двух перстов по обыкновению древле бывшему в России, а по 9-му Высочайше утвержденных 27 октября 1800 года культов Московского митрополита Платона то допущено между старообрядцами; по сему все те иконы можно дозволить в употребление между одними только единоверцами по здешней Епархии; книги же и тетради, хотя противнего Христианскому учению в себе не заключают кроме неправильного письма, но как они могли служить к совращению в старопоповщинскую секту для тех крестьян первым способом, также разные письма их между собой к здешним заводским крестьянам с рисунками и сколками с образов не имеющими правильности в себе и даже противными к употреблению между правоверными, препроводить в Богородский уездный суд… просить дабы выслал [тот суд] на укупорку и пересылку оных вещей 40 рублей****.

Вашего Превосходительства Милостивого Государя покорный слуга Агапит Томский».

* Приходится сомневаться, что крестьяне прибыли для каких либо «совращений в раскол» и «расстройства прихожан». Для гуслицких крестьян иконописание являлось довольно доходным промыслом и их «ходоки» прибыли в Томскую губернию торговать. Интересно, что с ними были и только загрунтованные доски – эти крестьяне были не только торговцами, но и сами в дороге могли писать иконы, в том числе и т. н. «заказные».

** ЦИАМ, ф. 16, оп. 109, д. 184, л. 6. Из письма епископа Томского Агапита Московскому гражданскому губернатору №69 от 19 июня 1839 г.

*** Там же, л. 22-22об.

**** Там же, л. 6об. Владыка Агапит пишет: «Епархиальное начальство, не участвовав своим распоряжением в отобрании тех икон, не обязано принимать на себя отсылку икон». Переписка о необходимых для пересылки 40 рублях длилась, как видим, с марта по июнь. В деле, во всяком случае, нет документов о состоявшейся пересылке икон и суде над богородскими крестьянами.

 

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.