«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

13 ноября 2014 года

Воспоминания, дневники


Электроугли. День за днем. № 49 16 декабря 2011 года  

Сельская учительница

Эльвира Кронидовна Архиереева

Трехлетняя Катя Жеребцоеа с отцом и братом. 1894 год

Трехлетняя Катя Жеребцоеа с отцом и братом. 1894 год

Пётр Иванович Смирнов - супруг Екатерины Абрамовны. 1912 год.

Пётр Иванович Смирнов - супруг Екатерины Абрамовны. 1912 год.

Предводитель дворянства Богородского уезда Н.Н. Кисель-Загорянский. 1914 г. С разрешения Э.К.Архиереевой снимок публикуется впервые

Предводитель дворянства Богородского уезда Н.Н. Кисель-Загорянский. 1914 г. С разрешения Э.К.Архиереевой снимок публикуется впервые

Екатерина Абрамовна Смирнова с учениками. 30-е годы

Екатерина Абрамовна Смирнова с учениками. 30-е годы

Гимназистки Зуева, Белякова, Жеребцова (слева направо)

Гимназистки Зуева, Белякова, Жеребцова (слева направо)

Гимназистка Катюша Жеребцова

Гимназистка Катюша Жеребцова

Юная Катя, дочь садовника и кухарки фабрикантов Залогиных, показала в церковно-приходской школе села Фряново Богородского уезда замечательные успехи, и священник настоятельно рекомендовал господам стать попечителями способной девочки для продолжения учёбы в гимназии. Моей бабушке Екатерине Абрамовне Жеребцовой-Смирновой, учителю по образованию и состоянию души, в нынешнем году исполнилось бы 120 лет.

 

Окончив гимназию в 1912 году, Катя получила назначение в родные места, в село Рязанцы Богородского уезда, учительницей младших классов, получив подъёмные - 10 рублей золотом и столько же серебром. Денег вполне хватало, чтобы купить дом, корову и необходимую обстановку.

Бабушка вспоминала, как при встрече с молоденькой учительницей, приводя её в смущение, деревенские мужики снимали шапки, а женщины делали поклон. Бабушка прекрасно знала историю России, много читала, особенно любила Пушкина, «Евгения Онегина» знала наизусть. На каждый случай у неё находилась пословица или поговорка - учительницу дети слушали, затаив дыхание.

В 1913 году Екатерина и выпускник Московской семинарии Пётр Иванович Смирнов обвенчались в Елоховском соборе и стали учительствовать вместе. 

Семейный раритет 

Здесь следует сказать о том, что с 1908 года предводителем дворянства Богородского уезда являлся Н. Н. Кисель-Загорянский. До этого молодой энергичный администратор работал земским начальником в пятом стане Богородского края. За 12 лет работы в земстве Николай Николаевич продолжил земельные реформы, создал в окрестных деревнях десятки школ. Деятельность чиновника заметило правительство, назначив Николая Николаевича сначала вице-губернатором в Тверь, а затем губернатором Рязани. Император Николай II наградил Киселя-Загорянского орденами и пожаловал звание камергера. Завершая в 1914 году свою деятельность в Богородском уезде, Николай Николаевич высоко оценил вклад молодой учительской пары в народное образование и в знак признательности подарил супругам Жеребцовым свой портрет с надписью «На добрую память». Фотография бережно хранится в нашей семье как память о любимой бабушке!

Через общих знакомых я узнала, что в семье Кисель-Загорянских изображений предка не сохранилось. И копии этого снимка мы подарили главе городского посёлка Загорянский Николаю Николаевичу Озерову-третьему, внуку легендарного Николая Озерова.

В июле будущего года, отмечая 100-летие Загорянки, администрация готовится представить общественности редкую фотографию. 

Приговор – «грамотная»

Первые годы жизни супругов Жеребцовых прошли на фоне зловещих событий: Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, а затем и Гражданская война... Но школа продолжала действовать даже тогда, когда земство прекратило выплачивать жалованье учителям. В это время брак распался, и бабушка осталась с тремя маленькими детьми на руках.

Селяне с большим уважением относились к своей учительнице. В начале коллективизации случилось следующее. Дети из раскулаченной семьи сообщили своей наставнице, что её готовятся убить, устроив засаду на дороге, по которой Екатерина ходила к своей подруге, врачу. В надежде спасти детей, вызвав огонь на себя, Екатерина вечером села у открытого окна, зажгла лампу, чтобы облегчить палачам их задачу, и стала ждать исполнения «приговора». Вскоре в кустах под окном услышала шорох и громкий шёпот мужчин: «Ну, убьём мы её, а троих маленьких куда! Да и не виновата она в том, что писать умеет». Не двинувшись, до рассвета просидела у окна молодая учительница. Утром глянула в зеркало, а на голову-то «снег выпал». 

Призвание 

Летели годы. Екатерина жила, как и все вокруг. Работала, растила детей, дала всем трём педагогическое образование. Но грянул 1941 год. Страшная нумерология, замечала бабушка, цифры 1 и 4 - начало обеих мировых войн. 22 июня бабушка была в городе. Услышав речь Молотова, лесными тропинками побежала в деревню. Ведь ни электричества, ни автобусов, ни телефонов в то время на селе не было. Кросс мог закончиться плохо - перенесённый инсульт давал о себе знать. Но вмешалась природа - разряд молнии разнёс дерево, а бабушку будто пригвоздил к земле, дав бегунье передышку. В деревню добралась к вечеру. Мужики уже вернулись с поля и, распрягая лошадей, весело смеялись, радуясь удачному дню. «Довольно смеяться - война началась», - крикнула им бабушка и, донеся страшную весть, без сил опустилась на землю.

Учительствовала бабушка до сентября 1944 года - болезнь принудила оставить работу в школе. Некоторое время работала в избе-читальне. Дождалась с войны сына, а вот на Кронида - зятя, моего отца, похоронка пришла ещё в 1941-м. После инсульта бабуля прихрамывала, но это ей не мешало бродить по любимым местам. В семи деревеньках: Фряново, Афанасово, Аксёново, Ивановское, Петровское, Следово, Костыши, Беседы,  Екатерину Абрамовну встречали с любовью и обижались, если к кому вдруг не заходила. 

Дом учителей

В Кудиново мы перебрались в 1949 году, жили в школе №32. А в тридцать четвёртой жила бабушкина подруга Евдокия Георгиевна Розанова. Мы с бабушкой часто её навещали, и я, маленькая, иногда по несколько дней гостила в семье Розановых. Вот тогда мне и посчастливилось несколько раз увидеть боевого офицера Евгения Ильича Осташева, зятя младшей дочери Евдокии Георгиевны. В памяти моей навсегда запечатлелись необыкновенные глаза его. Очень я любила с бабушкой Катей навещать ее подруг-учителей. Часто бабуля вместе с Евдокией Георгиевной общалась с семьей Каверзневых. Мария Бертольдовна преподавала немецкий язык в школе № 32, её супруг Фрол Александрович - литературу и русский в Кудиновском машиностроительном техникуме (КМТ). Супруги собрали великолепную библиотеку.

На праздники часто бывали приглашены к Александре Ивановне Ивановой, словеснику школы № 32. Замечательный рассказчик-актёр, пианистка, Александра Ивановна аккомпанировала на всех школьных вечерах и самодеятельных спектаклях.

Рядом с нами в доме учителей жила семья Марии Дмитриевны Полукаровой, лучшей подруги моей мамы Нины Петровны и бабушки Кати. Она нам часто читала поразившие её воображение сочинения учеников, а бабушка устно их рецензировала. Помню, лучшими часто признавались сочинения сына художников Казило и Бориса Саксина, сына Нонны Антоновны Саксиной, математика из КМТ.

Это были незабываемые встречи! И наш дом, дом учителей, всегда был полон разговорами о школе, школьниках, коллегах-учителях.

Трое детей моей бабушки Екатерины Абрамовны Смирновой-Жеребцовой родили ей девять внуков, те, в свою очередь, 11 правнуков. В пятом поколении бабушкиных кровных родственников - восемь детей, а её трижды правнуку Артёму сейчас три года. Мальчишка читает, считает, знает все марки автомобилей.

На памятнике моей дорогой бабушки высечено «Помним всегда».

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.