«История делает человека гражданином». В.М.Фалин, советский дипломат

8 августа 2005 года

Аннотации

Альманах «Богородский край» № 1 (2002). Часть 10

« предыдущая следующая »

Альманах"Богородский край" N 1 (2002)

 

БОГОРОДСКИЙ УСАДЬБЫ

Т.Н. ГРАНОВСКИЙ В ГОСТЯХ У ЩЕПКИНЫХ

Из воспоминаний А. В. Щепкиной1

...Муж мой, Н.М. Щепкин2, предложил Грановским3 провести лето у нас, в небольшом имении Богородского уезда, в 40 верстах от Москвы, где мы только что поселились. Здесь нравились им прогулки в ближних лесах и тихий образ жизни, не мешавший Грановскому заняться работой. Жена его Е.Б. говорила, что приятно отдохнуть от посетителей: «Я чувствую себя en surete?» — шутливо прибавляла она, разумея под этим, что никто не являлся неожиданно прерывать их занятия, никто не утомлял по вечерам. Помню, что тогда Грановскому предложено было составить учебник для преподавания в гимназиях, и он принялся за этот труд. По временам не было недостатка в обществе, и Грановскому было с кем побеседовать. Часто гостил у нас отец наш, Михаил Семенович Щепкин, разговоры которого всегда были интересны — то воспоминаниями о старине, пережитой им, то о театре и постановке пьес в Москве, и о Герцене и его изданиях заграницей, и о всем, что составляло тогда общие интересы. Грановские помещались в особом флигеле, зеленая луговина отделяла их флигель от другого, где помещался М. Сем. Щепкин. Наш дом стоял между обоими флигелями; общие окна выходили на луговину, в конце которой тянулась длинная аллея из старых тенистых берез. Рано утром по аллее мерным шагом ходил отец наш, М. Сем., разучивая свои роли. В свободные часы от работы и чтения шли по аллее Грановские на дальнюю прогулку в поле и в лес. Чаще прогулки эти совершались перед вечерним чаем, за которым собирались все в нашу небольшую залу. Елизавета Богдановна Грановская шла, опираясь на руку мужа, и во время прогулки читала ему наизусть стихотворения из Шиллера, Гете или Байрона; это дополняло Т.Н. удовольствие прогулок. Рассказывая нам, как много знала Е.Б. на память из Байрона, Шиллера и других поэтов, Грановский говорил, какой пробел в воспитании русского юношества является в том, что у нас не приучают заучивать на память из известных поэтом и драматургов...

К сожалению, я не вела дневника и не записывала всего, что можно было извлечь из разговоров Грановского, хотя мне советовали все записывать, что я видела и слышала тогда в кругу друзей Т.Н. Но мне показалось неловко записывать интимные беседы друзей, не подозревающих, что за ними наблюдают.

Несомненно, что в то время возникали часто разговоры об освобождении крестьян из крепостного состояния их; но не было надежд, чтобы это совершилось в недалеком будущем, хотя это и было желанием всех порядочных людей. Однако уже ходили слухи, что мысль об освобождении от крепостной зависимости возникала в правительственных сферах в царствование Николая I.

По мнению Грановского, реформа эта должна была свершиться сверху. Т.Н. понимал, что освобождение не могло произойти от самих владевших закрепощенными. Мнение Грановского оказалось верным, но он не дожил до светлого дня освобождения.

 

1 Приводится отрывок из «Воспоминаний Александры Владимировны Щепкиной». М., 1915. С.184-187.

2 Щепкин Николай Михайлович - старший сын великого русского артиста Михаила Сергеевича Щепкина, гласный богородского земства первого созыва.

3 Грановские: Тимофей Николаевич и его жена Елизавета Богдановна (урожденная Мюльгаузен).

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.