Альманах"Богородский край" N 2 (96)
К 240-ЛЕТИЮ ЦЕРКВИ УСПЕНИЯ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
Церковь Успения в с. Успенском.
Фото 1902 года.
В Ведомости Московской духовной консистории за 1821 г. 1 названо время строительства церкви — 1756 г., назван и благотворитель: «построена... тщанием Московского 1-ой гильдии купца Гаврилы Потапова сына Клюева» 2 .
В материалах московского краеведа П. В. Кислякова эта дата уточнена: «...В 1753 году Клюев просил дозволения построить каменную церковь при фабрике с престолами Успения Божьей Матери и Преподобного Сергия. Сергиев придел освящен в ноябре 1754 г., а главный — Успения — в мае 1756 г.» Придел 12-ти Апостолов построен и освящен позже.
Публикуемые архивные документы относятся к разным годам и, возможно, не создают цельной картины, однако, они характеризуют довольно живописно жизнь прихода.
«В Ведомости за 1821 г. об Успенской церкви, что при Пороховом заводе, с ея причтом и приходом, состоящей в Богородском уезде, Радонежской десятины», показано:
«...Зданием каменна крепка, а колокольни не имеется.
Престолов два: в настоящей холодной во имя Успения Богородицы, в теплом приделе во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.
Утварью достаточна.
Причта один: священник, дьячок и пономарь.
Приходских дворов 117, душ мужеска 451, женска пола 507.
Земли пашенной и сенокосной 33 десятины, плана на оную землю не имеется, а значится вместе во владельческом плане; оною землею священнослужители не владеют, а получают от помещиков Павла и Константина Михайловых детей Губиных 400... и лугового покоса на 4-е скотины, сверх сего для отопки домов дрова.
На содержание священнослужителей получается показанная 400... и от прихожан доходом содержание имеют порядочное.
При ней причту:
священник Тихон Иванов Смирнов, 42 лет, вдов; дьячковое место предоставлено за сыном умершего той же церкви дьячка Андрея Иванова Никанором 1821 году декабря 17 дня, коему от роду 6 лет; пономарь Иван Андреев, 43 лет, женат» 3 .
«Прошение московских первостатейных купцов Павла и Константина Михайловых Губиных 4 члену Св. Синода и комиссии духовных училищ архиепископу Московскому и Коломенскому Филарету от 14 июня 1823 г.
Богородского уезда в селе Успенском, что при пороховом заводе, находится Церковь Успения Пресвятыя Богородицы каменного здания в твердости, утварию церковною довольна, а как не имеется при оной церкви колокольни, то мы желаем для благолепия и виду выстроить новую на свой кошт...» 5
«Прошение московских первостатейных купцов П.М. и К.М. Губиных от 10 июля 1823 г.
...А как на сие строение предполагаемой нами суммы будет недостаточно, то по сему...просим выдать нам для сбора от доброхотных дателей денег книгу...» 6
«Прошение первостатейных купцов... Губиных от 2 августа 1824 года.
Прошлого 1823 года июля 24 дня... дана была из Московской духовной консистории книга для сбора от доброхотных дателей денежного подаяния на построение вновь каменной колокольни сроком на один год, но как сей срок кончился, колокольня же остается недоконченною, то по сему... просим... отсрочить сбор еще на год...» 7
«Рапорт благочинного Богородской округи. Радонежской десятины, священника Предтеченской церкви в селе Фряново П.И. Зверева в Московскую духовную консисторию от 30 января 1825 г.
...Предписано мне объявить Губиным об отказе им в разсуждении отсрочки на данную из оной Консистории книгу...еще на год. А как тем же указом предписано разсмотреть, дан ли отчет церкви по прежней книге. И потому тот отчет мною рассмотрен, и оказалось, что всех денег собрано 60 рублей и 46 копеек...» 8
«Успенской при Успенском пороховом заводе церкви священник Александр Холмогоров объявил...
что 13 июля 1848 г... в доме мастерового Иосифа Иерофеева сестры его девицы Марина и Елизавета Иерофеевы представили ему для окропления освященною водой поновленную икону Покрова Божией Матери и просили принять ее в церковь, объявив о ней следующее: 27 июня того года в ночи во сне из них Елизавете сказано было, чтоб оне в бумажном сушильном сарае взяли ветхую икону, поновили и отдали в церковь молиться ей от мора; то же самое по пробуждении их обоих и по объявлении Елизаветою Марине в той же ночи было повторено Марине, которой сказано было еще, чтоб они ее прославили, почему они, отыскав эту икону и не объявляя об этом никому, взяли икону из сарая, и, как она была полинялая и расколотая так, что по некоторым только ликам можно было видеть, что это икона Покрова Божией Матери, то и отдали ее иконописцу исправить и поновить... Икона та величиною 7 вершков вышины и 6 ширины, написана почти вся вновь с рукою Спасителя, благославляющего двоеперстным сложением, окрашена вновь...
Со времени постановлении иконы в церковь...умерших от болезни холеры не было...» 9
«Справка Московской духовной консистории.
...В иконе сей ничего противного Православной церкви, кроме руки Спасителя, изображающаго благословение двоеперстным сложением, нет, то учинить следующее: 1)помянутую икону, согласно прошению прихожан, к успокоению их в их Успенской церкви оставить и дозволить сделать ризу на оную, под которою менее может быть приметно изображение двоеперстного сложения... 1850 г.» 10
«Прошение прихожан Успенской церкви при Пороховом заводе Богородского уезда, мастеровых людей села Успенского члену Св. Синода митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету от июля 1853 г.
Мы... как дети от отца, надеемся получить еще новую милость от Вашего преосвященства...
...будучи под гневом Правосудного Бога, так как окружает и свирепствует около нас смертоносная болезнь и следы ея видны даже среди нас, мы желаем и просто жаждем для защиты и избавления от смертоносной болезни брать означенную икону Покрова Божия Матери в домы наши, где бы мы вместе со старыми и малыми могли помолиться пред нею Владычице Царице небесной, чтобы она покрыла нас и защитила от смертоносного меча и преждевременной страшной смерти.
...не лишите нас таковой милости, откройте нам новый источник, где бы мы могли искать избавления от смертоносной болезни, не оставьте настоящее наше слезное моление перед Вашим Высокопреосвященством без архипастырского утешения...»
Резолюция: «Июля 13 — Дозволить...»
«Донесение благочинного, протоиерея Богоявленской церкви г. Богородска Нестора Архангельского 11 члену Св. Синода митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету от 16 октября 1851 г.
Ведомства моего при Успенской церкви в Успенском бывшем пороховом заводе, что ныне писчебумажная фабрика, попечением священника оной церкви Александра Холмогорова 12 сего октября на основании 14 ст. устава духовных консисторий открыто для детей мастеровых училище, на что содержатель коллежский советник Павел Михайлович Губин изъявил согласие, по ходатайству священника отвел для училища покой и имеющих обучаться в нем уволил от фабричной работы до 15-летнего возраста, учение преподает священник Холмогоров с пособием обоих причетников, коим по ходатайству его же, священника, положено от содержателя по 17 руб.34 коп. серебра за сие каждому в год...»
«Прошение священника Успенской церкви при пороховом заводе Александра Холмогорова и церковного старосты от марта 1856 года.
Придельная теплая церковь наша в зимнее время в праздничные дни для помещения народа бывает тесна, так что многие не помещаются, почему прихожане усердствуют на собственное свое иждивение прикласть другой придел...»
«Донесение благочинного протоиерея Нестора Архангельского от 23 мая 1856 года.
...Существующая при Успенском пороховом заводе церковь для помещения народа, особенно в зимнее время и праздничные дни, при богослужении должна быть недостаточна, потому что настоящая церковь до предалтария имеет в длину 6 аршин, в ширину 9 аршин, что составляет 54 квадр. арш., теплая придельная, в которой в зимнее время отправляют богослужение, имеет в себе пространство кроме алтаря в длину 18, а в ширину 19 аршин, что составляет 342 квадр. арш., в том числе занимается в ней предалтарием, двумя печами и столбом среди церкви 47 квадр. арш., за исключением коих в придельной церкви свободного для предстоящих пространства остается 295 квадр. аршин, на которых может помещаться 590 человек... В приходе же, за исключением 261 душ малолетних, считается 1347 мужеска и женска пола возрастных, которые все православные... Распространить придельную церковь в ширину пристройкою придела предполагается для сообразности с имеющимся с другой стороны приделом и по неудобству продолжить распространение церкви в длину, так как колокольня соединяется с придельной церковью в одной стене... По архитектурной смете на предполагаемое распространение церкви назначается сумма 3088 руб. 15 коп. серебром, на предмет же сей имеется в наличности церковной кошелкового сбора суммы 1006 руб. 26 коп. серебром и пожертвованных от прихожан мастеровых Успенского завода 1000 руб. серебром, сверх того назначено от содержателя завода господина Павла Михайловича Губина 300 руб. серебром и от мастерового Василья Егорова Ситникова 150 руб. серебром, а сколько потребуется еще на сооружение новаго придела прихожане обещаются пожертвовать от себя, нисколько не останавливая церковной работы... Неудобства его построения не усматривается как по грунту земли, потому что церковное здание, к коему должна быть сделана пристройка, существует с давнего времени безвредно, так и по положению местности, потому что строение церковное удалено от обывательских строений и от реки Клязьмы, находится на возвышении, так что при разлитии воды в весеннее время вода не доходит до церкви» 12 .
«Указ Московской духовной консистории от 30 мая 1856 г.
...Дозволить...» 13
«Донесение благочинного протоиерея Богоявленского собора в Богородске Нестора Архангельского от 20 июля 1856 года.
...Имеющуюся при означенной Успенской церкви теплую церковь с приделом с левой стороны преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. по тесноте ея, дозволено с правой стороны распространить другим приделом... Предписано мне отобрать от священника с причтом, церковного старосты и прихожан сведение, каковое они и дали, назначив новый придел устроить во имя святых двенадцати Апостолов...» 14
«Прошение сельского старосты с. Успенского Василия Часова и крестьян того же села М. Коломинкина, Юдина, Д. Соколова, М. Зутькова, И. Бирюкова, А. Соколова члену Св. Синода митрополиту Московскому и Коломенскому Иоанникию от 26 января 1884 г.
Происходивший выбор на должность церковного старосты 31 декабря истекшего 1883 года в нашем Успенском храме при посредстве местного благочинного села Троицкаго-Рахманово тож священника Василья Зверева, церковного причта в присутствии прихожан означенной церкви... избран нами... прихожанами богородский купец Федор Памфилович Памфилов 15 — он, Памфилов, изъявил согласие.., избрав себе в помощники сына своего почетного гражданина Александра Федоровича Памфилова... По заявлению меньших числом прихожан.., что они не желают Памфилова, избрание было отложено благочинным до 8 числа января настоящего года. 8-го января благочинный разделял всех на правую и левую стороны, оказалось все-таки большее число прихожан на стороне Памфилова. Благочинный, как видно упрошенный... священником и заштатным протоиереем, стал действовать с малым обществом против нас, 232 человек.., написал приговор на имя нашего односельца крестьянина Ивана Васильева Филиппова... Были вызваны еще крестьяне, прихожане нашей церкви сельца Благовещения в числе 17 человек.., которые также по упросу нашего приходского священника и благочинного подписались к приговору крестьянина Филиппова...
Местный причт, состоящий из 3-х лиц.., не желают его (Памфилова) церковным старостой, потому что он виноторговец.
Заштатный протоиерей Александр Холмогоров, прежде бывший наш приходской настоятель, ...написал о крестьянине Иване Филиппове чрезмерную похвалу, что он его крестил и во все 47 лет за поведением его следил, и нет достойнее его, которому должность церковного старосты можно вручить...
Благочинный отнесся несправедливо к просьбе нашей, не дал нам пополнить приговор наш большим числом подписей рук на избрание купца Памфилова, кроме того допустил сельского старосту сельца Благовещения расписаться не за одних только 17 домохозяев.., но и за всех малолетков, которых считается мужескаго пола в выше упомянутом сельце 65 душ. Не принял нашего заявления, что крестьяне сельца Благовещенья вовсе при выборах церковного старосты никогда не участвовали, и что крестьяне сельца Благовещенья не ходят в нашу Успенскую церковь во весь год, исключая одной четыредесятницы и для исповеди и Святого причастия. Не ходят они в нашу сельскую Успенскую церковь, потому что их сельцо находится в 4-х верстах, тогда как сельцо Благовещенье стоит в 1-й версте от церквей г. Богородска, куда они, крестьяне, постоянно и ходят для молитвы и подаяния; подаяния же от них в нашу церковь почти никакого нет, они имеют свое кладбище и на нем часовня, и не носят своих умерших для отпевания в наш храм, в своей часовне отпевают и на своем кладбище хоронят, для своей часовни они имеют и своего свечного старосту... Успенская церковь единственно поддерживается нашим сельским народом и фабрикою купца Памфилова...
Многие виноторговцы, богатые купцы... служат церковными старостами для благоукрашения Божьих храмов; осмеливаемся привесть много примеров: с 1855 г. в Московском Успенском соборе был старостою церковным московский первой гильдии купец и почетный гражданин Иван Алексеев Смирнов, у которого вся торговля была сосредоточена вином; в Троице-Сергиевом посаде купец Тел... (в тексте неразборчиво — Ред.) виноторговец, а старостою церковным Воскресенской церкви и в другой купец Коннов, виноторговец, ...следовательно тоже и купец Памфилов, хотя и имеет винную торговлю, может быть и церковным старостою в нашей Успенской церкви... В нашем селе Успенском у купца Памфилова писчебумажная фабрика. Неправду также распространяли в народе священнослужители, что будто бы купец Памфилов не наш прихожанин, тогда как купец Памфилов имеет большое имение кругом нашей Успенской церкви, которое куплено у нашего помещика г-на Рахманова, всю нашу церковь окружает его собственная земля. Дом его находится подле самой церковной ограды, в котором постоянно живут купцы Памфиловы...
Мы, прихожане Успенской церкви, в числе 232 человек, домохозяев, избрали в церковные старосты купца Памфилова, надеясь, что он во время своего служения послужит для благолепия и украшения храма. Филиппова же мы не желаем выбрать в церковные старосты еще потому, что он человек одинокий, так что ему одному управиться невозможно, он должен нанять себе помощника, чего мы не желаем...» 16
«Донесение и.д. благочинного священника с. Троицкого-Рахманове Богородского уезда В. Зверева от 3 мая 1884 г.
...Прошение их об удалении крестьянина Ивана Васильева Филиппова от должности церковного старосты и об утверждении в оной купца Федора Памфилова, по определению епархиального начальства, оставляется без последствий» 17 .
«Летопись епархиальной жизни. Собеседование с сектантами-«братчиками».
17 февраля (1911 г. — Ред.), в пригородном селе Успенском, Богородского уезда, происходило собеседование с сектантами-«братчиками» 18 , которое вел прибывший из Москвы господин епархиальный миссионер Н.Ю. Варжанский. Собеседование это привлекло со всей окрестности множество слушателей, как из рабочих, так и из интеллигенции, а равно присутствовало на собеседовании немало и духовенства. Перед началом собеседования был отслужен молебен местным настоятелем и благочинным 20-го округа о. А.А. Холмогоровым, соборне, при стройном пении приходского хора и всего народа. Отец благочинный Холмогоров обратился к слушателям с задушевной речью, в которой убеждал их не увлекаться лжеучением «братчиков», не прельщаться их фарисейской трезвостью, а для того, чтобы трезвость в приходе процветала под покровом святой церкви, отец благочинный объявил, что при приходском храме открывается общество трезвости, посвященное имени Св. Предтечи Господня Иоанна. ...На беседу приехали из Москвы посланные «братца» Колоскова Иван Федоров и богородская пропагандистка секты лжемироносца Колоскова Авдотья Карякина, которые и выступали защищать своего «братца» Иванушку». Но их защита только еще более обличила их лжеучителя в глазах слушателей, и оба они посрамлены были...
Секта «братчиков» появилась первоначально на фабрике БогородскоГлуховской мануфактуры. Все богородские и окрестные пастыри повели беседы против сектантов особенно усердно, когда «братцы» Колосков и Григорьев были отлучены от церкви. Были приняты предупредительные меры к ограждению распространения секты.
Собеседование в селе Успенском 17 февраля имело значение важное и произвело неотразимое впечатление. Православные слушатели и духовенство выразили Н.Ю. Варжанскому глубокую благодарность.
На беседу епархиальный миссионер был приглашен отцом благочинным Холмогоровым, который принял меры, чтобы беседа имела успех и достигла цели, оказал радушие и гостеприимство, предоставив в своем доме отдых прибывшему на собеседование духовенству. Население с сочувствием отнеслось и к беседе, и к своему настоятелю, благодарило его за устройство бесед».
«Чествование старосты С.Ф. Панфилова 19
13 апреля (1914 г. - Ред.) в селе Успенском, близ г. Богородска, происходило духовное торжество. Причт и прихожане многолюдного благоустроенного прихода чествовали ктитора храма потомственного гражданина С.Ф. Памфилова поднесением ему св. иконы во имя Успения Божьей Матери.
Икона поднесена с разрешения Его Высокопреосвященства Владыки митрополита Макария. При поднесении св. иконы был прочитан адрес в теплых сердечных выражениях, из которого видно, как много сделал церковный староста С.Ф. Памфилов для храма за время своего служения в должности в течение двенадцати лет.
По случаю духовного торжества литургию совершал настоятель храма протоиерей А.А. Холмогоров соборно со вторым приходским священником А.В. Бухаревым и настоятелем Петропавловского, в Москве, храма Ф.И. Введенским, при пении прекрасного местного хора певчих.
По окончании литургии, протоиерей о. А.А. Холмогоров произнес глубоко прочувствованное слово о высоком значении служения Богу и ближним в должности ктитора храма, коснувшись личных заслуг и трудов С.Ф. Памфилова на благоукрашение дома Божия.
После поднесения св. иконы были произведены выборы в должность церковного старосты, за окончанием срока службы г. Памфилова, который к тому же отказывался от выборов по недосугу. Но прихожане единогласно и единодушно стали просить г. Памфилова не покидать их родной храм, и видя, что их просьба не успевает, приняли решительные меры: некоторые почтенные прихожане стали на колена, усугубляя свою просьбу. Пред таким проявлением христианской любви не мог устоять г. Памфилов и изъявил свое согласие послужить новое пятое трехлетие. После выборов был отслужен благодарственный молебен с установленным многолетием и ктитору храма.
Прихожане поднесли св. икону сотруднику ктитора и ближайшему помощнику его по храму управляющему фабрикой А. И. Бирюкову, который с неослабной энергией работает на пользу храма, являясь верным и преданным помощником ктитору в его распоряжениях по храму.
По окончании духовного торжества в доме ктитора была предложена трапеза. На этой трапезе гости стройно пропели пасху, канон пасхальный и тропарь храмовому празднику.
Во время трапезы священник Ф.И. Введенский сказал теплое слово о высоком значении христианской любви как отличительном настроении ктитора храма»
Список членов церковно-приходского совета Успенской церкви с. Успенского Пригородной волости Богородского уезда, избранных 18 марта 1928 г. 20
1. Турлупов Иван Дмитриевич, 41 г.
2. Монов Алексей Васильевич, 31 г.
3. Десницкий Иван Александрович, 39 л.
4. Муравлев Георгий Григорьевич, 45 л.
5. Суслин Иван Павлович, 53 г.
6. Дорин Константин Васильевич, 59 л.
7. Юрханов Петр Петрович, 72 г.
8. Борисов Михаил Васильевич, 28 л.
9. Чумаков Сергей Александрович, 50 лет.
10. Ромашов Арсений Георгиевич, 53 лет.
11. Кондратьева Анна Харитоньевна, 56 л.
12. Артамонова Анна Тихоновна, 41 г.
13. Аладин Владимир Алексеевич, 45 л.
14. Курочкин Василий Иванович, 52 л.
15. Сучкова Татьяна Григорьевна, 57 л.
Публикация Л. А. Рыбиной и Е.Н. Маслова
1 ЦИА г. Москвы, ф. 203, оп. 208, д. 346, л. 3. Орфография документов сохранена.
2 Гаврила Потапович Клюев, первый получивший земли в с. Успенском для строительства Порохового завода, создатель и владелец завода. Получил многие привилегии от царя Петра I. В дальнейшем завод переходил к многим владельцам и претерпел перестройки, менялось его назначение. Среди владельцев: Мусины-Пушкины, Рахмановы, Памфиловы и др.
3 ГИМ ОПИ, ф. 402, оп. 1, д. 981.
4 Павел и Константин Губины. Читаем о Губиных у А.И. Аксенова в его книге «Генеалогия московского купечества...», М. «Наука», 1988 г.: «...следует отметить Губиных, которые удерживали твердые позиции в среде купеческой верхушки и к середине XIX в. вышли в дворяне. Сыновья Михаила Павловича, умершего в звании коммерции советника и первостатейного купца, Павел и Константин, уже после смерти отца были возведены в потомственное почетное гражданство, а в 1854 г. за благотворительную деятельность в пользу Елизаветинского училища Павел получил чин тайного советника, дававший потомственное дворянство».
5 ЦИА г. Москвы, ф. 203, оп. 208, д. 346, л. 1.
9 ЦИА г. Москвы, ф. 203, оп. 263, д. 14.
10 ЦИА г. Москвы, ф. 203, оп. 281, д. 23, л. 4.
11 Архангельский Нестор Иванович скончался 30 октября 1864г. на 74г. жизни, похоронен на Тихвинском кладбище.
12 ЦИА г. Москвы, ф. 203, оп. 436, д. 9, л. 8 и 8 оборот.
15 Федор Памфилович Памфилов, один из последних владельцев фабрики в с. Успенское (на месте б. Порохового завода). Владел виноразливочным заводом в центре г. Богородска (это здание на ул. III Интернационала, в котором в советское время располагался Городской совет, снесено).
16 ЦИА г. Москвы, ф. 203, оп. 454, д.4 , л. 1-5.
18 «Братцы», «братчики» - название секты трезвенников.
19 Сергей Федорович Памфилов - сын Ф.П. Памфилова.
20 ЦИА г. Москвы, ф. 1215, оп. 3, д. 115.
От редакции: Как отмечалось на Поместном Соборе в 1918 г., быть членом приходского совета в пришедшие времена атеистической власти - факт гражданского мужества.
Поделитесь с друзьями