Альманах"Богородский край" N 2 (2001)
ПЬЯНСТВО В ДЕРЕВНЕ1
С. Щекавцево, Ямкинской в.. Богородского у. В деревне в праздничное время вместо того, чтобы посидеть дома отдохнуть — каждого тянет на улицу, а здесь встретишь приятеля, да и не одного, потолкуешь, покуришь и от нечего делать пойдешь компанией в чайную. Сначала посидим, а потом друг другу и говорим «ну что, заказывай чайку». Сидим пьем чай. «А что, брат, у меня есть на половинку, а ты за чай заплати», — говорит товарищ. Дело, недолго думавши, слаживается, один идет за половинкой, приносит, выпиваем. Дальше уже думаем о том, как бы хорошо еще водки выпить, да денег-то нет. Однако денег всегда найдется у кого занять.
Сидит за другим столом, тоже чай пьет какой-нибудь приятель, подходишь к нему: «слышь-ка, одолжи на полбутылки». Тот без разговора дает, и пошло дело на лад, после этой половинки и еще найдешь. Так и приходится прийти домой, когда домашние поужинают. Придешь, конечно, не таким, каким ушел, а уже пьяным.
Встаешь утром, голова болит, на разум уже не то, чтобы поскорее идти на работу, а как бы опять идти в тот же трактир, увидать кого-нибудь из приятелей и опохмелиться. Так весь понедельник и проходишь почти без работы. И вот уже на третий день винишь себя, что так нехорошо загулял.
Всему этому пьянству является виновником тайная торговля вином. Ведь в воскресный день, в который крестьянину только и приходится быть свободному от работы, в этот день казенные винные лавки не торгуют — это сделано очень хорошо, но, к сожалению, шинкарство берет верх и приводит крестьян к большому разорению. На законном основании полиция не в силах закрывать такие места, где производится тайная продажа вина. У нас в деревне неоднократно были проведены обыски — но все они были напрасны. Да где же тут найти, когда тайно продающие вино, как услышат, что приехал в деревню урядник или кто-нибудь из полиции, сейчас же и хоронят вино. По моему, мнению легко было бы преследовать шинки самим виноторговцам казенных лавок; так как им видно, что приходят, а также и приезжают на лошадях с целыми корзинами порожней мелкой посуды и опять спрашивают у виноторговца сто и более половинок вина. Для чего же покупатель берет такое количество вина в мелкой посуде — ясно, что для продажи. Редко найдется такой сиделец винной лавки, который бы не знал лично каждого шинкаря своей округи, приходящего чуть ли не каждый день в лавку за вином. Для того чтобы уничтожить пьянство в деревне, не мешало бы виноторговцам выдавать награды за каждый объявленный полиции шинок.
Если бы вино в праздник совершенно не продавали, тогда бы мы с соседом хотя и пошли бы в трактир, но только попили бы чайку и пришли домой трезвые и вовремя, а также встали утром без головной боли и Способными к работе.
Много денег идет зря, на пьянство в деревне.
Владимир Лунёв.
1 Известия Московской Губернской Земской Управы. Вып. 9. Сентябрь, 1912 г. М. 1912. С. 38-39.
Поделитесь с друзьями