Альманах"Богородский край" N 2 (2001)
ЗАОЧНАЯ ПОЛЕМИКА. 1916 год
ПИСЬМО А.И. МОРОЗОВА МИТРОПОЛИТУ МОСКОВСКОМУ И КОЛОМЕНСКОМУ МАКАРИЮ ОТ 15 АПРЕЛЯ 1916 ГОДА1
Христос воскресе!
Ваше Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Макарий, митрополит Московский и Коломенский.
В газетах было помещено сообщение о разговоре Вашего Высокопреосвященства с рабочими Коломенского машиностроительного завода и о предложенном им Вашим Высокопреосвященством вопросе, есть ли на заводе храм. Из этой газетной заметки ясно, сколь горячо Ваше Высокопреосвященство принимаете к сердцу духовные нужды Богом вверенной Вашему Высокопреосвященству паствы. Поэтому не могу умолчать о поразившем меня в Светлую ночь зрелище в гор. Богородске. Проезжая мимо Богоявленского собора, я заметил кругом его настоящее народное гуляние, целые толпы народа были вне храма. Значит, или храм не может вместить всех желающих молиться, или народ чем-нибудь неудовлетворен, или тут действуют обе причины вместе. Из беседы моей по этому поводу с богородским городским старостою я пришел к заключению, что для г. Богородска с прилегающими к нему селениями недостаточно существующих в нем двух храмов, ибо в одних поселках и деревнях, приписанных к г. Богородску, население превышает 10 000 душ, да в самом городе оно не менее 20 000. Если к этому добавить, что в самом близком будущем предстоит постройка невдалеке от Богородска нового завода, то станет ясно, что для удовлетворения религиозных нужд всего местного населения надо построить еще два храма: один — за линией железной дороги, а другой по Нижегородскому шоссе, по направлению к Москве, ибо из окрестностей публика тяготеет к городу, как средоточию торговли.
К великому прискорбию, Богородские пастыри, во время торжественного объезда Вашим Высокопреосвященством епархии, не сочли нужным обратить внимание Вашего Высокопреосвященства на эту вопиющую нужду народную; видно, только одним заняты их помыслы: обличением, а буде возможно, и ущемлением старообрядцев; ведь это — одни из тех заслуг, за которые духовенство получает отличия и награды.
ДОНЕСЕНИЕ БЛАГОЧИННОГО I ОКРУГА БОГОРОДСКОГО УЕЗДА ПРОТОИЕРЕЯ КОНТАНТИНА ГОЛУБЕВА В МОСКОВСКУЮ ДУХОВНУЮ КОНСИСТОРИЮ от 28 сентября 1916 года2
Во исполнение указа из Московской духовной консистории от апреля 28 дня, сего 1916 года, за № 5460, долг имею почтительнейше донести.
Любимым занятием г. Морозова во всю жизнь служат доносы и доносы, и его ложными доносами заняты все местные учреждения. На одного меня сыпались и сыпятся ложные доносы, начиная с министра и оканчивая уездным исправником и уездным земским училищным советом.
Что это значит, Морозов едет в светлую Святую пасхальную ночь по городу и непременно верхом с плетью в руках вместо того, чтобы быть в своем старообрядческом храме и молиться Богу. Я говорю «верхом с плетью» потому, что любит по временам подъезжать к православному храму у себя на фабрике «верхом с плетью» и разгонять народ, если он толпится около храма.
Около Богоявленского собора Морозов заметил «настоящее народное гулянье; целые толпы народа были вне храма. Значит, или храм не может вместить всех желающих молиться или народ чем-нибудь неудовлетворен» и т. д.
Я вижу здесь две мысли, одна другую исключающие. Иное дело гулять около собора, и иное дело быть вне собора по нужде. Морозов не показал и не может показать, в чем выражалось народное гулянье около собора, это в святую-то ночь. Следовательно, около собора был народ не гуляющий, а нудный, изможденный, обессиленный. Пусть Морозов представит себе женщину фабричную, которая имея мужа, детей и грудного ребенка, мотавшуюся на фабрике ежедневно, готовившую все дела семьи к празднику: нужно обшить ее, обмыть, приготовить, что покушать. Вот такая женщина, не спавшая ряд ночей и дней пред Св. Пасхою, а таких женщин множество, вот они пришли бдеть и в Св. ночь в соборе праздновать праздник праздников, встретить Светлое Христово Воскресение в храме Божием вместе с другими всею дружною христианскою семьею. Вот у этих-то женщин, а мужчин теперь в храме весьма мало, и нет силушки стоять всю ночь за богослужением, и они с бледными губами и лицом и бледными языками выходят из храма, чтобы подышать свежим воздухом. Этих женщин мы, священники, знаем лучше Морозова. Он на них смотрит как на рабочую единицу, а мы знаем их и с другой, нудной стороны. Мы знаем, каких слабых детей они родят, которых приносят к нам крестить. После Св. Причастия не легко удовлетворить жажду их теплою водою, разбавленною виноградным вином.
Так вот это кто был около собора — изнуренные слабые женщины с малыми детьми, жаждущие отдыха и требующие святого воздуха, молящиеся, а не толпа гуляющих. Толпу гуляющих под праздники готовит тот, кто накануне праздников устраивает для своих рабочих спектакли и народные гулянья. Вот на что следовало бы обратить внимание Морозову.
Морозов нашел, догадался, чем мы, священники, заняты: «обличением, а буде возможно ущемлением (выделено автором. — Ред.) старообрядцев». Вот как рельефно ложь может путаться и обличать саму себя. Обличение и ущемление старообрядчества не порок для пастыря, а высокое достоинство (старообрядцев ничем не ущемишь, они нас действительно щемят); долг пастыря отгонять волков от стада Христова, угрожающих безопасности и спасению стада. Пастыри в Пасхальную ночь бдят в храме Божием за богослужением, а не бродят около храмов, следя, что делает в это время народ, чем занят г. Морозов, ездящий верхом около храмов.
Теперь о богородских храмах. В городе Богородске не два храма, как пишет Морозов, а три. Возьмем количество народа то, какое указывает Морозов — 30 000 с окружающими город селениями. Из 30 000 надо считать детей от году до 4 лет тысяч 5—6. Из 30 000 народа, включая сюда и детей, никогда не может придти в храм в один раз, одновременно, 10 000 человек. Допустим, что придут, и все они поместятся в богородских храмах. Богоявленский собор может вместить до 4 000, Тихвинский храм до 5 000 и Татианинский тюремный до 1 000 человек. Следовательно, даже по соображениям Морозова богородские храмы полномочны удовлетворить религиозную потребность православного народа. При этом я не говорю о храмах в окружающих город селениях:
о Троицком и Скорбященском при больнице в Глухове, и об Успенском в Клюеве. Если и эти храмы принимать во внимание, а их не принимать невозможно, то заявление Морозова обращается в пустой звук. В приходе Богоявленского собора с деревнями по исповедным проверенным ведомостям насчитывается 7 000 человек с небольшим, в этом числе значатся и женщины и дети, да столько же приблизительно в Тихвинском приходе с деревнями. Судя по рассматриваемому донесению и другим донесениям Морозова, незнающий его человек может подумать о нем, как о ревнителе религиозных убеждений народа, старающемся поддержать народную веру. А на самом деле это далеко не так. Своими доносами он старается унизить, огрязнить, обесславить православное духовенство, — вот его цель, вот задача его жизни, а не та, какую он выставляет в своих прошениях. Чем объясняется его поведение, тем что он православным священникам, живущим на его фабрике, впрочем не на фабрике, а в деревне, куда он выгнал их с фабрики, не дает уроков по Закону Божию, в своих фабричных школах. Этим он унижает православное духовенство пред народом и детьми и ослабляет православно-религиозное влияние их на свою паству. В последнее время обоим священникам о. Александру Смирнову и о. Сергию Бардинскому он дал только по три урока в неделю. Чем объясняются его внушения народу «попам не давайте» или «попам давайте меньше» за труды их по разным религиозным нуждам для народа? Это объясняется глубокой ненавистью, презрением его к православным священникам. А человек, презирающий священство как Господне учреждение, едва ли может называться верующим.
Кто мешает Морозову строить православные храмы? — Никто. Пожалуйста, строй и обеспечь их и обеспечь православное духовенство, чтобы оно не бедствовало и не пресмыкалось у богатых фабрикантов и не было бы в зависимости от их своеволия и произвола.
Прежде чем заботиться о постройке новых храмов там, где они не нужны или будут роскошью, пусть он озаботится постройкою нового храма у себя на фабрике в Глухове. Настоящий же деревянный храм приходит в совершенную ветхость. Этот деревянный Троицкий храм не имеет ни пяди своей земли и стоит на Морозовской фабричной земле. Это, между прочим, говорит о «великой щедрости» Морозова в пользу православных храмов и православного духовенства, а сам норовит и стремится к тому, чтобы поставить православное духовенство на точку жалких нищих или индийских париев, которые бы перед ним трепетали, прося у него кусок насущного хлеба. Мало того, так как Троицкий храм стоит не на церковной земле, а на земле его, Морозова, то он грозил и грозит снести этот храм с фабрики и поставить его в деревне. Удастся ли ему это сделать, покажет будущее. По крайней мере, это явление показывает его не с лицевой внешней стороны, а со стороны внутренней, душевной, а именно, какое он имеет расположение к православной вере, к православным храмам и православному духовенству.
Далее Морозов пишет: «что касается постройки невдалеке от Богородска нового завода, то станет ясно, что для удовлетворения религиозных нужд всего местного населения надо построить еще два храма», то по сему поводу должно сказать следующее: Морозов причисляет новый строящийся завод к городу и следовательно к приходу Богоявленского собора. Спасибо ему за его доброжелательность. Только дело в следующем. Нас — причт Богоявленского собора — пригласили 6-го августа сего 1916 года на закладку этого завода. Морозов, увидав священника Богоявленского собора Василия Былинского, говорит ему: «зачем едете в чужой приход, завод не вашего прихода» (Морозов ехал туда же). О. Былинский ответил ему: «Мы едем потому, что нас пригласили». Из этого разговора двуличие Морозова ясно обрисовывается. В прошении, на бумаге епархиальному начальству пишет, что строящийся завод принадлежит приходом к Богоявленскому собору, а на деле оговаривает публично, что причт собора едет в чужой приход. Неблагородно и нечестно. Мы искренне совсем не желаем, чтобы новый завод принадлежал приходом к нам. Михайло-Архангельский причт уже хлопочет о том, чтобы этот завод принадлежал приходом к нему. В этом мы желаем ему полного успеха. Но на самом-то деле у завода будет иметься свой храм с своим причтом. Для постройки храма на заводе в плане и намечено место. Дай, Бог, им в этом успеха. Строящийся завод в 7-8 верстах от города пока доходу нам никакого не дает, а расходу приносит много. На базаре теперь картошки не видим, потому что каждый из огородников и крестьян знает, чего не привези на завод, там все будет взято по самой высокой цене. Тоже самое должно сказать о всех предметах домашнего обихода. Этот завод несомненно дает тон в деле заработка и морозовским рабочим.
Никольский храм в Лосино-Петровском (фото 1976 г.)
В приходе Богоявленского собора количество треб оказалось в 1915 году:
родившихся — 544, бракосочетавшихся — 34, умерших — 435; в 1916 году за истекшие месяцы родившихся — 359, бракосочетавшихся — 26, умерших — 281, прекрасно обличает ложное показание Морозова в 30 000 населения города с деревнями. Такое количество треб у четырехштатного причта.
Что же касается всей округи г. Богородска, то она обслуживается шестью храмами, из них три весьма обширные с одиннадцатью священниками, двенадцатый — приписной.
Долг имею при сем почтительнейше представить свое объяснение по донесению Морозова. Оно вчерне у меня давно было готово, но я ждал проверки прихода по исповедным ведомостям, которые теперь находятся в переписке. Дело, о котором говорит Морозов, не спешное, и я хорошо знаю, что донесения его по некоторым учреждениям оставляются без рассмотрения именно потому, что в них никогда нет правды.
Публикация Л.А. Рыбиной
1 ЦИАМ, ф. 203, оп. 759, д. 600, л. 1.
2 ЦИАМ, ф. 203, оп. 759, д. 600, л. 4-7.
Поделитесь с друзьями