Альманах"Богородский край" N 3 (96)
НАШИ ЗЕМЛЯКИ
К 85-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ ПУБЛИКАЦИИ А.В. ПЕРЕГУДОВА
Александр Перегудов (в центре) с родителями, сёстрами и друзьями. Фото 1910 года
Два наиболее крупных произведения (романы «В те далекие годы» и «Суровая пора») Александра Владимировича Перегудова (1894—1989), многие его рассказы — о Гуслице, о которой, как он отмечал, «ни в русской, ни в советской художественной литературе ничего не написано, об этой любопытнейшей местности вскользь только упоминается в «Деле Артамоновых» М. Горького и чуть больше — «В лесах» Мельникова-Печерского»1.
Гуслица, Богородский край... Александр Владимирович знал и горячо любил эти места.
В заметке «Ногинск в моей судьбе» («Знамя коммунизма», Ногинск, №16, 27 января 1973 г.) А.В.Перегудов писал: «Ногинск (бывший Богородск) сыграл большую роль в моей судьбе. В 1907 году я поступил в первый класс Богородского реального училища2, только в том году открытого. Во втором классе учился Борис Вогау. Жили мы на Рогожской3 улице, и дома, в которых мы жили (Вогау — в доме Богдановых4, я—в доме Сопова5), стояли рядом, разделенные небольшим пустырем. Борис и я мечтали стать писателями, и мечтам нашим удалось сбыться: Вогау стал известным Борисом Пильняком6, я всю свою жизнь посвятил литературе. В Богородске я начал писать стихи.
В 1911 году в местной газете «Богородская речь» (№ 20 от 26 июня 1911 г. — Ред.) появилось мое первое печатное произведение, стихотворение «Море», подписанное псевдонимом Александр Чайка. Этот псевдоним придумал Пильняк. «Чайка» только однажды взмахнула крылом и навсегда исчезла, на смену ей пришла фамилия Перегудов.
В 1912 году я перевелся из Богородского реального училища в Московское промышленное, которое и окончил в 1917 г. Впервые после своего отъезда в Москву я посетил Ногинск, уже сделавшись писателем, в 1928 году вместе с Б.А.Пильняком и нашим общим другом — писателем А.С.Яковлевым7.
Мы приехали на литературный вечер, который состоялся в реальном училище8. Я и Борис застали в нем учителей, у которых учились, будучи реалистами...»
К творчеству нашего земляка Александра Владимировича Перегудова мы будем возвращаться еще много раз. В этом же номере альманаха мы вместе с первым произведением А. В. Перегудова — стихотворением «Море», публикуем одно из его последних писем.
«Дорогой, глубокоуважаемый Николай Степанович!..9 Это письмецо прилагаю к моему новогоднему поздравлению... В будущем 1989 г. мне исполнится 95 лет, пойдет 96-й год, а моей жене исполнится 90 лет, и пойдет 91-й год... В последнее время мы стали такими немощными, что не думали дожить до нового года... (несколько строк зачеркнуто — Ред.)
Я не помню, писал или говорил Вам, что у меня было два небольших инфаркта. Вот что происходило со мной: я еле-еле ходил дома, цепляясь за мебель и стены... Мария Петровна10 и Вера Ивановна11 поддерживали меня, когда я шел в кухню обедать, ужинать, пить чай ... Без поддержки я падал, разбивал в кровь голову, лопались какие-то маленькие сосудики, и кровь проникала в мозг... после одного такого падения вызвали скорую помощь, приезжал хирург и с ним две медсестры. Меня положили в постель... Потом я четверо суток не мог пошевелить даже пальцем, не мог глубоко вздохнуть. Четверо суток возле меня сидели жена или племянница. Двое суток я не мог говорить... Страшно и вспомнить... Головокружение, бред, галлюцинации. В постели лежал полмесяца, потом понемногу стал вставать, осторожно ходить...
В другом падении сломал ребро... Меня туго забинтовали, наложили повязку... Я носил ее девять (9) месяцев... Все это, конечно, отразилось на мне... Дорогой, милый друг мой... Глубокоуважаемый, любимый мною Человек... Пишу слово Человек с большой буквы... Вы заслужили это... и письмо мое увеличилось вдвое. Хотел написать немного, но нахлынули воспоминания, встречи и разговоры с Вами... Впервые Вы приезжали с Гуськовым, а как его зовут — позабыл. И каждый раз привозили подарок - изумительные изделия Вашей работы. Вы превратили мою квартиру в музей... Все, кто бывал у меня, восхищались Вашей работой, на каждом Вашем изделии на металлической пластине (реже на самом дереве) надпись: кому, в каком году (одно слово зачеркнуто — Ред.) это было... Часто встречалось — «Из Гуслицы», «Гуслица». Ваша скромность не позволяла Вам написать свою фамилию.
Это письмо и поздравление последнее...
Грустно!..
Как быстро пролетели наши годы!
Я люблю и глубоко уважаю Вас и как хорошего охотника и как знатока охотника! И мне искренне хочется сказать:
«Спасибо Вам за Вашу достойную, честную, справедливую жизнь.
Низкий поклон Вам!
Я очень плохо себя чувствую, больше лежу... Прошу Марию Петровну и Веру Ивановну никого не пускать ко мне.
Милый... друг мой! Прощайте!
Навсегда прощайте! Какое страшное слово НАВСЕГДА!
Пишу и на глазах у меня появляются слезы...
Прощайте! Побольше бы таких людей, как Вы.
Низко кланяюсь Вам, по-братски обнимаю...
Милый, добрый, хороший друг мой! Прощайте.
4-I-89 г.
А. Перегудов»12
Александр Васильевич Перегудов в Богородске (сидит в центре). Стоят слева Софья Александровна и Иван Иванович Алексеевы с сыном Сашей. Фото конца 1920-х годов
1 А.Перегудов «Солнечный клад. Рассказы. Воспоминания», Москва, «Московский рабочий», 1973,с.519-520.
2 В 1907 году реальное училище открылось в первом своем здании (ныне Дом учителя).
3 До революции улица называлась Средней.
4 Богданов Е., бухгалтер, преподавал в реальном училище счетоводство, его дом ныне д.№ 98 (имеется мемориальная доска).
5 Видимо, в доме Кирила и Михаила Анисимовичей Соповых, сыновей владелицы шелкоткацкой фабрики Дарьи Соповой
6 Пильняк (Вогау) Борис Андреевич, писатель
7 Яковлев Александр Степанович, писатель. Перегудов считал Яковлева своим учителем. Когда в 1928 г. Перегудов получил новую квартиру - «половину небольшого домика с двумя комнатами, кухней и чуланом», где прожил всю жизнь и где сейчас музей писателя, Яковлев написал в его тетрадке: «Вот где - за этим столом, в этой комнате - Александр Владимирович ОБЯЗАН написать много, обязан забыть о лени и благодушии. На будущий год об эту пору я приеду и буду требовать показать мне повесть «Гуслица» - законченную. И если повести не будет - прощайте, Александр Владимирович! 14/1-28 г. А.Яковлев» (А.Перегудов «Солнечный клад. Рассказы. Воспоминания», Москва, «Московский рабочий», 1973, с. 519). Из повести «Гуслица» получился роман «В те далекие годы».
8 Вечер состоялся в новом здании реального училища, где с 1927 года располагается Педагогическое училище.
9 Николай Степанович Самошин живет в дер. Анцифорово Орехово-Зуевского района. Разносторонне одаренный человек, краевед.
10 Мария Петровна жена писателя.
11 Вера Ивановна Тодоровская, племянница писателя, художник, хранитель музея писателя.
12 Письмо печатается без сокращений. Отточия автора.
Поделитесь с друзьями