«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

23 июля 2005 года

Аннотации

Альманах «Богородский край» № 3 (2001). Часть 4

« предыдущая следующая »

Альманах"Богородский край" N 3 (2001)

 

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ В ГЛУХОВЕ 1895 г.

 

В большом архивном фонде канцелярии Московского губернатора (49649 единиц хранения) собрано много материалов о деятельности православной церкви как на территории губернии, так и за ее пределами. Предлагаемая вниманию читателей подборка никогда не публиковавшихся прежде документов из этого фонда открывает малоизвестную страницу истории Глуховских фабрик, крупнейших в Богородском крае.

Тексты публикуются без купюр, авторские особенности оригиналов сохранены.

Документы 1-Х1: ЦИА г. Москвы Ф.17 ОП.77 Е.Х. 16.7 «Дело канцелярии Московского губернатора по сообщению управляющего К° Богородско-Глуховской мануфактуры Ф.А. Детинова о священнике отце Симеоне Соколове, ведущем возбуждающие против раскольников беседы».

Документ ХЦ: ЦИА г.Москвы Ф.17 О П. 77 Е.Х. 859 «По прошению К° Богородско-Глуховской мануфактуры о противостарообрядческих беседах в церкви при фабрике».

I

Его Превосходительству

Господину Московскому Губернатору

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

от Управляющего К° Богородско-Глуховской мануфактуры Ф.А. Детинова близ г. Богородска1

Обязанный по закону и по долгу нравственному пещись о мире и тишине на вверенной мне фабрике — одной из обширнейших в пределах России — я нахожусь ныне вынужденным, Ваше Превосходительство, представить на Ваше благосклонное усмотрение некоторые обстоятельства, кои заставляют меня не без некоторой тревоги взирать на возможность сохранения в ближайшем будущем порядка и спокойствия на вверенной мне фабрике. Население оной, состоя приблизительно из 10.000 душ обоего пола, распадается в вероисповедном отношении на две группы: большая часть его исповедует веру господствующую, а меньшая — около 800 душ — а равно и хозяева, принадлежит к старообрядчеству.

Входя в нужды рабочего населения, без различия его духовных мировоззрений, Компания соорудила, пять лет тому назад, с благословления св. Синода, два православных храма вместимостью оба на 3700 человек. Всеобщая радость была следствием этого человеколюбивого дела, но это отрадное состояние длилось недолго: вскоре один из священников фабричной церкви овдовел, будучи еще весьма молодым человеком, и духовное начальство признало целесообразным заместить его другим — лицом женатым; и поэтому в ноябре минувшего года был определен, вместо вдовца, о. Симеон Соколов, 23-летний священник семинарского образования. Сей иерей, стремясь привести старообрядцев в господствующую веру, поспешил выступить против них с церковной кафедры, в целом ряде бесед и поучений, как бы против людей, отверженных самим НЕБОМ, от которых САМ ВСЕЩЕДРЫЙ БОГ не приемлет ни богоугодных дел, ниже жертв. Полутемный рабочий люд, благодаря чьим-то таинственным разъяснениям, принял эти новые проповеди как замаскированный поход против власти хозяев, служебного персонала и вообще против старообрядствующих сотоварищей по работе на фабрике; таким образом, мирное и безмятежное в течение пятидесяти лет, существование нашего фабричного населения получило толчок и начались рассуждения и препирательства о правоте веры и начались обособления правых от неправых, угодных Богу — от отверженных; и явились самые нелепые толки и россказни, к существу веры нисколько не относящиеся; стали говорить, что и самые храмы. сооруженные на иждивение людей отверженных, суть ничто иное, как дело вынужденное, а не добровольное, и что все, ныне делаемое хозяевами для благоустроения и благолепия храмов, имеет поводом вовсе не чувство человеколюбия, а есть тайная эксплуатация истинно верующих прихожан, и что поэтому надо бы положить этому порядку вещей конец. освободившись так или иначе от власти людей Богу неугодных.

И так храмы, воздвигнутые создателями их для насаждения любви и мира, ныне оказываются обращенными в место страстной проповеди против самих же храмоздателей, к величайшему их огорчению.

Вашему Превосходительству небезызвестно, сколько горючего материала кроется ныне между фабричными людьми, сколько есть между ними лиц, готовых всегда воспользоваться самомалейшими случаями, чтоб раздуть их в смуту, и с каким трудом приходится фабричной администрации устранять в самом начале всякие возникающие недоразумения, дабы избегнуть возможных усложнений и обострения отношений как между отдельными рабочими, так и между теми или иными группами оных. И при таких-то условиях явилась на вверенной мне фабрике проповедь отца Симеона, что старообрядцы (иначе говоря хозяева), покуда не обратятся в господствующую церковь, будут, несмотря на все благотворения, находиться, так сказать, вне закона божеского и после смерти своей единственный для них удел есть ад кромешный, подобно жидам.

Не раз было обращаемо внимание о. Симеона, что права и обязанности священника фабричного храма, в силу местных особенностей, не одни и те же, что у священников обычноприходских, и что в силу этого условия часто наиблагие намерения пастыря могут принести плоды неожиданные и печальные и что поэтому о. Симеону надо бы быть весьма осторожным в общении с фабричным людом; но несмотря на все это юный иерей продолжает каждый праздник громить старообрядцев, заведомо их раздражая и вместе с тем доставляя этим видимое удовольствие полутемной толпе своих слушателей.

Зная, что дела церковные не подведомственны власти гражданской, я не посмел бы входить к Вашему превосходительству с моею настоящею докладною запискою, но в данном случае лицо духовное своими действиями, хотя и идеальными в основе своей, несомненно может произвести последствия весьма нежелательные в смысле нарушения общественного порядка и тишины; и это тем более, что в умах темного люда являться в последнее время стали обобщения в смысле противуположения раскольников, как богачей, православным, как неимущим, чего до настоящей поры никогда мною не замечалось.

Служа на фабрике г.г. Морозовых с лишком 40 лет, я изучил фабричную жизнь во всех ее мелочах и беру смелость уверить Ваше Превосходительство, что в поведении о. Симеона кроются зародыши разных нежелательных неожиданностей. Слава Богу, что до сей поры разгромы фабрик, разражающиеся хронически последние 8 лет в соседних губерниях, щадят вверенную Вашему Превосходительству Московскую губернию, так как всяческие недоразумения до сей поры быстро устранялись в самом начале, и дай Бог, чтоб милость Его продлилась, но ничего не будет удивительного, если беседы, подобные беседам нашего иерея, приведут разноверное население фабрик в состояние возбужденное, близкое к фанатизму, и какая сила умиротворит тогда волнующуюся толпу? И поэтому-то осмеливаюсь почтительнейше просить Ваше Превосходительство обратить Ваше благосклонное внимание и не отказать в принятии своевременных зависящих от Вас мер, чтоб священнику Соколову было предложено не раздражать толпы, создавая почву для всякой смуты, взамен мира и тишины, которыми отличается вверенная мне фабрика от самого начала ее существования, и в заключение считаю долгом почтительнейше присовокупить, что в случае продолжения деятельности о. Симеона в теперешнем направлении, я не могу поручиться за дальнейшее спокойствие на вверенной мне фабрике.

Компании Богородско-Глуховской мануфактуры доверенный Федор Андреев Детинов, с. Глухово 18 мая 1895 года.

II

20 мая 1895 года Совершенно секретно

№ 1095 Г. Богородскому Уездному Исправнику2.

Управляющий К° Богородско-Глуховской мануфактуры Ф.А. Детинов сообщил мне, что недавно назначенный священником в одну из фабричных церквей, сооруженных Компанией, о. Симеон Соколов, устраивает в церкви беседы, в коих резко порицает раскольников, которые, по его словам, отвержены небом, и несмотря на их благотворения, находятся вне закона Божеского.

Принимая во внимание, что владельцы означенной фабрики, а также и многие из рабочих — старообрядцы и что такие резкие беседы, хотя и облеченные в форму проповедей, не могут не оказывать большого впечатления на массу и тем влиять на обострение отношений между хозяевами и рабочими, а также и рабочих между собою. Я предварительно каких-либо распоряжений, предлагаю В. В. (Вашему Высокоблагородию. — С. И.) представить мне, с возвращением приложения, по сему делу ближайшие сведения, а также насколько, по Вашему мнению, означенная деятельность отца Симеона представляется нежелательной в смысле невозбуждения умов фабричных рабочих.

III

Совершенно секретно

Его превосходительству

Июля 9 дня 1895 года Господину Московскому губернатору

№ 74 Богородского Уездного Исправника3

РАПОРТ

Во исполнение предписания от 20 мая за № 1092 и в дополнение к личному докладу 29 мая с. г., с представлением заявления управляющего фабрикой К° Богородско-Глуховской мануфактуры Ф.А. Детинова, имею честь донести Вашему Превосходительству, что по собранным лично — совершенно секретно — сведениям оказывается, что, действительно, как заявляют некоторые старообрядцы и утверждает местный церковный староста Василий Борисов Диткин, Священник о. Симеон Соколов в своих проповедях и беседах не считает нужным быть сдержанным в выражениях и резко порицает раскольников в той форме, как это изложено в заявлении Детинова. Слушатели же, принимая в соображение, что проповеди эти относятся ко всем вообще раскольникам, в то же время не упускают из виду и того обстоятельства, что хозяева фабрики также раскольники, а потому, по-видимому, относят большую часть резких выражений проповедника к сим последним, т. е. к хозяевам — так, например, после одной беседы, по выходе из Церкви, в толпе рабочих происходили следующие переговоры: «Хлестко, хлестко, ай да батька: молод, а умен! Хозяев под орех разделал». — «Послушал бы хозяин, не бойсь, не поздоровилось бы». — «Что говорить - воин, сам задирает...» и т. п. Если большинству проповедей о. Соколова слушатели будут производить подобного рода оценку, то едва ли возможно будет ожидать на будущее время каких-либо улучшений в отношениях между хозяевами и рабочими. Кроме сего о. Соколову следовало бы не забывать, что среди его десятитысячной фабричной паствы могут оказаться люди столь злонамеренные, которые приняв во внимание характер направления его проповедей, могут воспользоваться ими как могучим орудием к достижению целей известной преступной пропаганды.

В виду того, что беседы о. Соколова, как проникнутые духом религиозной нетерпимости, могут вызвать среди разноверного населения фабрики не только взаимное раздражение и озлобление, но и смуту, то я полагал бы, что церковно-проповедническая деятельность о. Соколова в данном направлении является не только нежелательною, но и опасною, в особенности в настоящее время, когда замечается и обнаруживается уже крайне тревожное состояние умов фабричной рабочей массы на всех фабриках.

Уездный исправник Виноградов.

IV

Июля 13 дня 1895 года

№ 1486

Сов. Секретно

Г. Богородскому уездному

Исправнику4.

Предлагаю В. В. представить мне в дополнение к рапорту от 9 сего июля за № 74 сведения, продолжает ли священник церкви Богородско-Глуховской мануфактуры о. Симеон Соколов произносить резкие проповеди против раскольников, или же он в настоящее время уже не выражает столь резких суждений.

V

Совершенно секретно

Его Превосходительству

Июля 21 дня 1895 года Господину Московскому Губернатору

№74 Богородского уездного исправника

РАПОРТ5

Во исполнение предписания Вашего Превосходительства от 13 июля за № 1486 имею честь донести, что священник церкви Богородско-Глуховской мануфактуры о. Симеон Соколов, в настоящее время никаких проповедей против раскольников не произносит.

Уездный исправник Виноградов.

VI

Сентября 16 дня 1895 г. Совершенно секретно

№2051 Г. Богородскому Уездному Исправнику6.

Препровождая при сем телеграмму директора Правления БогородскоГлуховской мануфактуры Морозова7, предлагаю В. В. с возвращением приложения представить мне в дополнение к рапорту от 21 июня с. г. за № 74 сведения, в чем собственно заключается деятельность отцов-миссионеров, признаваемая просителем неправильною.

VII

К" Богородско-Глуховской Его Высокородию

мануфактуры Господину Богородскому

Богородско-Глуховская Уездному Исправнику

контора Управляющего фабриками

6 сентября 1895 года по доверенности Правления

№ 1082 Компании Богородско-Глуховской

Глухово, близ г. Богородска мануфактуры в селе Глухове,

Московской губ. близ г. Богородска

Московской губернии

Федора Андреевича Детинова8

ЗАЯВЛЕНИЕ

В минувшее воскресенье (3-го сентября) в Троицкой на фабрике Компании церкви, после литургии, когда народу надо было подходить к Кресту, священник означенной церкви Симеон Соколов обратился к молящимся с резко обличительной беседою о старообрядцах, в которой изложил присутствующим историю о том, как старообрядцы почитают три найденных на Кавказе трупа черкес, или татар, за мощи св. мучеников Дады, Гаведдая и Каздая, как старообрядцы этим мусульманским трупам поклоняются, лобызают их, полагают в антиминсы, освящают на них св. престолы и проч. Вся эта беседа была просто подробный пересказ статьи «Переполох в раскольничьем мире», напечатанной в № 33 иллюстрированного прибавления к газете «Московский листок», за 27-е минувшего августа.

Излишне разъяснять, что такой случай, как настоящий, когда священник в церковной проповеди предпочел руководствоваться, вместо Священного Писания, газетным сообщением очевидной невероятности, — есть случай исключительный, едва ли имеющий себе пример.

Так как на фабрике Компании старообрядцы в Троицкую церковь не ходят, а православным прихожанам и желательнее, и важнее слышать только назидательные поучения, основанные на слове Божием, а вовсе не газетные пасквили, сочиняемые досужими корреспондентами, — то легко понять, что последняя беседа о. Семена Соколова, как и все предшествовавшие его беседы, была направлена исключительно против главных хозяев фабрики (они же и храмоздатели Троицкой церкви!), авторитет и достоинство которых он с самого начала своего поступления на фабрику старается всеми мерами подорвать в глазах рабочих.

Нахожусь вынужденным заявить о вышеизложенном Вашему Высокородию, так как беседы о. Соколова я считаю систематическим возбуждением рабочих и открытым призывом их к нарушению добрых отношений между ними и главным хозяином фабрики.

Управляющий фабрикою по доверенности Правления К° Богородско-Глуховской мануфактуры Федор Детинов.

VIII

Компания

Богородско-Глуховской

мануфактуры

Богородско-Глуховская контора

20 сентября 1895 года

№ 1090

Глухово, близ г. Богородска.

Его Высокородию

Господину Богородскому

Уездному Исправнику

Управляющего фабриками

по доверенности Правления К°

Богородско-Глуховской

мануфактуры, находящейся

в селе Глухово близ г. Богородска

Московской губернии

Федора Андреевича Детинова9

ЗАЯВЛЕНИЕ

В воскресенье, 17-го сентября, служивший обедню в Троицкой на фабрике Компании церкви священник Симеон Соколов обратился к молящимся с проповедью о преимуществах бедности перед богатством. Богатому трудно внити в Царство Божие, как верблюду пролезть в иглиное ушко. Могут богатые спастись, но только тогда, когда они употребляют свое богатство на добрые дела; большей частию оно ведет к гордости, а чрез это — к погибели. Христос сам не имел, где главу преклонить. Мы пришли в мир нагими и такими же из него выйдем. Что же толку в богатстве? Что толку, если весь мир приобретем, а души своей не спасем? И т.д., в том же роде.

Вдруг, без всякой надобности, вне какой бы то ни было логической связи с предыдущим и к большому смущению всех присутствовавших в храме, о. Соколов повел речь о старообрядцах. «Именуемые старообрядцы богаче нас, православных,— мы это видим. Я не берусь судить о причинах этого; не стану разбирать, чему они обязаны своим богатством. Но они любят выставлять православным свое богатство, как проявление к ним, старообрядцам, особенного благоволения Божия. Они, как будто, и добрые дела творят иногда. Но как они это делают?! (Последняя фраза была произнесена таким ироническим тоном, что мысленно само собою добавлялось: «только для отвода глаз!») Спасет ли их это? Они отделяются от церкви; они ее хулят; они называют ее служителей, священников, волками хищными и другими бранными словами. Посмотрим, что говорит Св. Отец наш Киприан Карфагенский: «Отделяющийся от Церкви Христовой — враг ея». Какие жертвы думают приносить питающие ненависть к священникам? Поэтому добрые дела именуемых старообрядцев значения не имеют; даже мученической кровию они не смоют греха разделения, ибо вне церкви нет мучеников. Следовательно, богатства старообрядцев никак нельзя считать признаком Божьего к ним благоволения, и добрые их дела никого не должны соблазнять».

Полагаю, что нет надобности распространяться о том, как подобные проповеди должны действовать на умы и отражаться на настроении десятка тысяч фабричных рабочих, у коих главный хозяин - старообрядец; я только считаю нужным заявить о вышеизложенном Вашему Высокородию. При этом не лишним нахожу также присовокупить, что, как оказалось по справке, о. Соколов, ссылаясь в своей проповеди на Св. Киприана Карфагенского, цитировал вовсе не из подлинного творения этого Святого, а из книги какого-то купца Озерского: «Выписи из старописьменных, старопечатных и др. книг».

Управляющий фабрикою по доверенности Правления К° Богородско-Глуховской мануфактуры Федор Детинов.

IX

К° Богородско-Глуховской Его Высокородию

мануфактуры Господину Богородскому

Богородско-Глуховская Уездному Исправнику

контора Мануфактур-советника,

Октября 12 дня 1895 г. Потомственного почетного гражданина

№... Давида Ивановича Морозова10

Глухово, близ г. Богородска

Московской губернии

ОБЪЯСНЕНИЕ

На запрос Вашего Высокородия имею честь сообщить, что под словом «Отцы миссионеры» в телеграмме моей, поданной на имя Его Превосходительства Господина московского губернатора я разумел священника Соколова, состоящего при фабричной церкви фабрики Компании Богородско-Глуховской мануфактуры, что в селе Глухове. Неправильные же действия о. Соколова, по моему убеждению, выразились в целом ряде проповедей, направленных преимущественно против нас, как хозяев фабрики, старообрядцев; в этих проповедях священник Соколов, очень мало касаясь чисто религиозных вопросов, главным образом останавливал внимание слушателей на экономических отношениях между хозяевами, богачами-старообрядцами, и православными бедняками.

О характере таковых проповедей Вы можете составить заключение из поданных Вам, по моему распоряжению, двух последних заявлений управляющего нашею фабрикою г. Детинова.

Мануфактур-советник Давид Иванович Морозов.

X11

1895 года, октября 12 дня, я, нижеподписавшийся, дал сию подписку Г. Богородскому Уездному исправнику в том, что изложенное в заявлениях Управляющего фабриками К° Богородско-Глуховской мануфактуры г. Детинова от 6 сентября сего года за № 1062 и 20 сентября за № 1090, относительно проповедей, произнесенных в фабричной церкви священником Соколовым, я вполне подтверждаю.

Церковный староста Троицкой, что при Глуховской мануфактуре, церкви Василий Борисов Диткин.

Уездный исправник Виноградов.

XI

Совершенно секретно.

Его Превосходительству

Господину Московскому Губернатору

Богородского уездного исправника

РАПОРТ12

Вследствие предписания от сентября за № 2051, и в дополнение к рапорту моему от 21 июля сего года за № 74, с представлением отзыва Директора Правления Богородско-Глуховской мануфактуры Давида Морозова, двух заявлений Управляющего той же мануфактурой Ф. Детинова и подписки церковного старосты Глуховской фабричной церкви В. Диткина, имею честь донести Вашему Превосходительству, что Давид Морозов, принося жалобу в телеграмме, поданной Вашему Превосходительству, на неправильные действия «Отцов-Миссионеров», под сими последними подразумевал, как видно из представленного отзыва, исключительно Священника Троицкой, что при Глуховской мануфактуре, церкви Отца Симеона Соколова, который 3 сентября сего года вновь начал произносить проповеди, направленные против раскольников. Неправильность действий Отца Соколова, по убеждению Морозова, заключается в том, что Отец Соколов, в своих проповедях очень мало касаясь религиозных заблуждений старообрядца, главным образом старается обратить внимание слушателей, исключительно фабричных рабочих, на разность общественного и экономического положения фабрикантов-богачей раскольников и рабочих-нищих православных; как на образец миссионерских собеседований Отца Соколова, Морозов указывает в своем отзыве на проповеди, произнесенные в фабричной церкви 3 и 17 сентября сего года;

содержание сих проповедей подробно изложено в представленных при сем заявлениях Ф. Детинова. Церковный староста фабричной церкви Василий Диткин, при личном объяснении со мной, вполне подтвердил заявления Морозова и Детинова и заявил, что о непристойности проповеди 3 сентября он докладывал Отцу Благочинному Священнику Голубеву и последний обещал сделать внушение Отцу Соколову.

Донося о вышеизложенном, имею честь присовокупить, что телеграмма Морозова, в которой, ссылаясь на статью 299 т. 2 Изд. 1892 г. и статью 77 Уст. о пред. и прес. преет, изд. 1890 г.13, просит оградить его от неправильных действий «о. миссионеров», — не может быть представлена мною по причине, о которой я имел честь лично доложить Вашему Превосходительству.

Уездный исправник Виноградов.

№ 130

Октября 14 дня 1895 г.

XII

Для просмотра. Совершенно секретно.

19 октября 1895 года. Его Императорскому Высочеству

№ 2395 Московскому Генерал-губернатору14

В находящейся при фабрике Богородско-Глуховской мануфактуры близ г. Богородска Троицкой церкви состоит священником о. Симеон Соколов, который, по имеющимся у меня сведениям, произносит крайне бестактные проповеди и устраивает беседы, в коих резко порицает раскольников, говоря, что они отвержены Небом и, несмотря на все благотворения, находятся вне закона Божеского.

Между тем владельцы фабрики, а также многие из рабочих — старообрядцы и проповеди эти, оказывая большое впечатление на массу, влияют на обострение отношений между хозяевами и рабочими и рабочими между собой. На это обстоятельство мною было своевременно обращено внимание Его Высокопреосвященства митрополита Сергия и вместе с тем высказано, что таким отношением к делу о. Соколова можно вызвать крайне нежелательные осложнения на означенной фабрике.

По полученным мною в настоящее время сведениям, о. Соколов, прекративший было одно время свои возбуждающие проповеди, в сентябре месяце вновь их возобновил, чем возбудил недовольство владельцев фабрики.

Принимая с одной стороны во внимание, что в № 282 «Московских Ведомостей» от 13 сего октября, появилась статья в защиту о. Соколова, где высказывалось вместе с тем предположение о печатании дневника, в котором имелось ввиду описывать те преследования и нападки, которые будто бы претерпевает священник Соколов, с другой же стороны не имея права, ввиду изложенного предполагать, чтобы Епархиальное Начальство согласилось положить предел означенной, крайне нежелательной и опасной деятельности о. Соколова, я о вышеизложенном имею честь представить на благоусмотрение ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА на тот предмет, не признаете ли со своей стороны возможным, сделать распоряжение о воспрещении редакции «Московских Ведомостей» печатать подобные статьи, а также оказать свое содействие к прекращению в данном направлении деятельности о. Соколова.

XIII

Правление Компании Его превосходительству

Богородско-Глуховской Господину Московскому

мануфактуры, учрежденной Губернатору15

Захаром Саввичем Морозовым в Москве

января 24 дня 1901 года

№ 75

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

В минувшее воскресенье, 21 сего месяца, в Богородском городском Богоявленском соборе состоялась миссионерская беседа известного московского протоиерея И. Г. Виноградова, получившего от Его Высокопреосвященства Московского Митрополита Владимира поручение вести противостарообрядческие беседы в г. Богородске и его окрестностях; под «окрестностями» подразумевается наша фабрика, где имеется нашим иждивением построенный благолепный храм во Имя Святой Живоначальной Троицы. С крайним прискорбием и не без тревоги помышляем мы о том, что в Храме, созданном нами в утешение рабочих и служащих, для молитвы Богу и приношения бескровной жертвы, воздвигнется кафедра, с которой вместо проповедывания слова Божия и назидательных поучений, которые столь необходимы простому народу, будут глумиться над старообрядцами и сеять к ним вражду в громадном большинстве населения, принадлежащем к господствующей церкви. Тем более это прискорбно, что мы, хозяева фабрики, и лица, стоящие во главе управления оной, - также старообрядцы, и миссионерские беседы, с их полемическим характером, ведомые на территории наших владений, не могут не ронять нашего авторитета и достоинства в глазах рабочих и тем самым не подрывать столь необходимой среди них дисциплины. Лет 8 тому назад со стороны духовного ведомства уже была сделана попытка к нарушению спокойного течения дел на фабрике путем устройства миссионерских бесед, для каковой цели к новосооруженному тогда храму был назначен, вопреки нашему желанию, священник Симеон Соколов, этот иерей, своими «беседами», своими озлобленными нападками на старообрядцев, имевшими в виду, прежде всего, самих хозяев фабрики, произвел тогда большое смущение в фабричном населении. К счастию, по представлению высшей губернской администрации, внявшей нашим ходатайствам, вышеозначенные беседы, как бесполезные для нравственного и религиозного развития рабочих и способные лишь производить смуту в их умах, были покойным митрополитом Сергием воспрещены.

Теперь попытки к возбуждению неприязни в одной части населения против другой, а равно и хозяев фабрики, повторяются вновь. Как один из хозяев и директор правления Компании, 33 года руководящий делами фирмы, я не могу не высказать, что никогда промышленники не переживали такого тяжелого времени, как ныне, при сильном вздорожании материалов обработки, отсутствием спроса и непомерной дороговизной кредита. Несмотря, однако, на все эти неблагоприятные условия, фабрика Компании производства не сокращала, рабочих не убавляла и заработка их не понижала. Но если при всех невзгодах, переживаемых нами, наше внимание будет отвлекаться на борьбу с теми, кто всячески старается подорвать к нам доверие народа и расположение рабочих, то мы вынуждены будем дело сломать, ибо наших сил не хватит, чтобы одновременно и дело вести, и изыскивать меры к отстранению вредного влияния интриг, направленных против нас со стороны ведомства, фабрике совершенно чуждого. Неужели с простым, непросвещенным фабричным людом там, где 1000 старообрядцев (мужчин, женщин и детей) живет среди 12000 православных, церковному пастырю не о чем более говорить, как о том, что старообрядцы отделились от церкви, что они 180 лет не имели епископства, что у них нет благодатных Таинств и что спасения им не будет. Казалось бы, что гораздо важнее и полезнее было бы поучать прихожан церковному житию, просвещать их в заповедях Божиих, толковать им Св. Писание и творения Св. Отец, давая им в церкви то духовно-нравственное воспитание, которого они не получали или получили недостаточно в школе. Сооружая на нашей фабрике церкви (приходскую Троицкую и домовую при больнице — Скорбященскую) мы, хозяева, не думали, что из этого возникнут для нас неприятности, что наступит время, когда мы будем завидовать другим Морозовым, не имеющим на своих фабриках церквей и потому свободным от опеки и происков духовенства. Когда устраивался на нашей фабрике приход, я просил бывшего епископа Можайского Тихона выделить больничную церковь в другой приход, но он мне посоветовал сделать Троицкую церковь приходскою, а больничную — приписною к ней; на вопрос мой — кто будет избирать к ним священников, преосвященный Тихон сказал, что это будет предоставлено хозяевам фабрики. Совет преосвященного был мною принят и исполнен, но его архиерейское слово относительно выбора священников, к глубокому прискорбию, не оправдалось на деле

Пользовавшись до сего времени благосклонным отношением Вашего Превосходительства к фабрике Компании и содействием к поддержанию на ней должного порядка и спокойствия, я нахожусь ныне вынужденным беспокоить Ваше Превосходительство почтительнейшею просьбою о принятии зависящих мер к защите фабрики и на будущее время от возможности возникновения недоразумений между рабочими, подстрекаемыми, под благовидным предлогом ревности о церкви, к междоусобной розни и вражде к хозяевам.

Директор правления Компании Богородско-Глуховской мануфактуры Арсений Морозов.

Публикация С. В. Ильина

 

 

1 Машинописный оригинал, собственноручно подписанный Ф.А. Детиновым

2 Рукопись без подписи, с правкой. Возможно, черновик предписания Богородскому уездному исправнику.

3 Рукописный оргинал на бланке.

4 Рукописный черновик.

5 Рукописный оригинал на бланке.

6 Рукописный черновик.

7 В архивном деле отсутствует.

8 Машинописный оригинал.

9 Машинописный оригинал.

10 Рукопись на бланке с подписью Д.И. Морозова.

11 Рукописный оригинал.

12 Рукописный оригинал на бланке.

13 Не вполне ясно, какие тома Свода Законов Российской империи упоминает исправник.

14 Черновая рукопись, последний абзац со слов «на тот предмет» зачеркнут карандашом. Последний документ архивного дела.

15 Машинописный оригинал с подписью А. И. Морозова. Единственный документ в деле.

 

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.