Т. И. ГРИКО,
кандидат исторических наук, доцент МАМИ
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ
ИЗУЧЕНИЯ МЕНТАЛИТЕТА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
(на примере семьи Шмелевых)
В последнее время все большее внимание исследователи уделяют изучению менталитета российских предпринимателей.1 Постановка темы требует дальнейшего уточнения самого понятия "менталитет". Можно сказать, что менталитет" понимается как "умонастроение", "образ мыслей", "установка сознания".
Можно достаточно обоснованно предположить, что умонастроение, установка сознания должны быть реализованы в каких-то конкретных действиях, в том числе и в предпринимательской деятельности.
Подобное понимание термина предполагает исследование не только того, как человек воспринимает этот мир, себя в нем, но и того, как этот человек в этом мире действует.
В связи с этим представляется принципиально важным вопрос об источниковой базе исследования предпринимательского менталитета. Анализ многочисленных и весьма интересных работ по данной тематике показывает, что в качестве исторических источников активно привлекаются дневники, воспоминания и другие документы личного происхождения.2
Все эти источники рисуют интересный, сложный и многогранный облик российского предпринимателя, но этот облик представляется все же слишком субъективным в силу характера тех источников, которые привлекаются для его реконструкции.
Весьма интересным и неоднозначным представляется попытка привлечь для изучения вопросов ментальности художественную литературу.3
В целях расширения источниковой базы исследования предпринимательского менталитета представляется возможным привлечь материалы делопроизводственного характера, отложившиеся в результате собственно производственной деятельности и ее характеризующие.
К данному выводу привела попытка реконструкции истории рядовой купеческой семьи Шмелевых (предков писателя И. С. Шмелева). Это частное, но конкретное исследование позволило сделать вывод о возможности привлечения в качестве источников по данной теме документации муниципальных органов власти.
В ходе своей предпринимательской деятельности купец неизбежно должен вступать в разнообразные контакты с органами власти, в результате чего и возникают делопроизводственные документы, которые при соответствующем подходе позволяют сделать выводы о менталитете предпринимателя.
Изучение истории конкретной семьи дало возможность сделать несколько предварительных выводов, которые возможно использовать в качестве рабочих гипотез при разработке темы:
1. Менталитет предпринимателей подвержен изменению во времени, что показывает история семьи Шмелевых.
2. Источниковая база изучения предпринимательского менталитета может быть существенно расширена за счет привлечения документов, характеризующих и отражающих собственно предпринимательскую деятельность,
3. Своеобразной парадигмой изучения предпринимательского менталитета может стать достаточно массовая реконструкция историй купеческих семейств.
1. Напр., Сб. ст. "Менталитет и культура предпринимателей России ХУЛ—XIX вв.". М„ 1996,
2. См. статьи Н. В. Козлова, А. И. Куприянова, А. А. Преображенского в указ. сб.
3. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987.
Поделитесь с друзьями