«История делает человека гражданином». В.М.Фалин, советский дипломат

16 февраля 2023 года

Балашиха

Черноголовская газета № 48 (696) 2 декабря 2004 года

"...это чрезвычайно ценное учреждение"

Из истории науки в восточном Подмосковье

Михаил Дроздов

Аэродинамический институт

Аэродинамический институт

Через 15 минут (если все нормально) после отправления автобуса со Щелковского автовокзала в Черноголовку мы пересекаем первое водное препятствие на своем пути - реку Пехорку. Мало кто знает, что чуть ниже по ее течению ровно 100 лет назад, в 1904 году, произошло событие, важное для мировой науки. Близ станции Кучино Московско-Нижегородской дороги в местечке, до сих пор называемом старожилами Рябушками, было закончено строительство научного учреждения, значение которого очень скупой на похвалы академик С.А. Чаплыгин охарактеризовал в 1921 году словами, вынесенными в заголовок этой заметки.

Первый в Европе (а фактически - и в мире!) аэродинамический научно-исследовательский институт возник по мысли, воле и на средства его создателя, директора и хозяина Д.П. Рябушинского (1882-1962), при моральном и организационном содействии профессора Н.Е. Жуковского (да-да, "дедушки русской авиации"). Возник всего через несколько месяцев после первого полета братьев Райт. Возник, чтобы изучить и усвоить законы воздушной стихии, моделируя ее на земле, чтобы можно было летать надежно, быстро, высоко. Задачу свою пионер точных наук Подмосковья выполнил с честью.

Первые же работы нового научного учреждения стали широко известны и внесли большой вклад в теоретическую и практическую аэродинамику. Достаточно сказать, что ее основополагающая "теорема Жуковского" - о величине подъемной силы, действующей на крыло самолета - была установлена в Кучино и проверена там на большой аэродинамической трубе. На ротативных установках испытывались винты аэропланов и вертолетов, и были получены удобные для расчетов формулы. А в 1911 здесь появилась одна из первых в мире лабораторий гидродинамики, прямо на русле Пехорки. Д.П. Рябушинский наблюдал в ней то, что потом стало называться "дорожкой фон Кармана", изучал кавитацию и другие чрезвычайно важные явления. Вот почему я называю Пехорку рекой русской науки.

Регулярно с 1905 года на шарах-зондах (а иногда и воздушных змеях) запускали метеорографы по международной программе исследования высоких слоев атмосферы. В результате появились данные о годовом распределении температуры и других параметров на высотах до 12 000 м, используемые в русской и советской авиации и дальнобойной артиллерии.

В Кучинском аэродинамическом институте работали талантливые и высококвалифицированные люди: конструкторы С.С. Неждановский и Б.М. Бубекин, будущий академик Л.С. Лейбензон, изобретатель генерал М.М. Поморцев. Директором и главным научным сотрудником был Д.П. Рябушинский, способнейший ученик Жуковского, приват-доцент Московского университета, будущий профессор Сорбонны и член-корреспондент Французской академии наук, заместителем директора - крупный специалист-аэролог В.В.Кузнецов.

В 1914 году отмечали 10-летие Кучинского института. Приветствия были получены из многих стран мира. Дальнейшего процветания "славному гнезду авиационной науки" (это - Игорь Сикорский сказал) пожелали знаменитые физики, механики, математики В. Оствальд, лорд Рэлей, Леви-Чивита, Адамар, А.Н. Крылов, К.Э. Циолковский и многие другие.

В годы I Мировой войны в Институте решали военно-прикладные задачи: разрабатывали пневматический бомбомет, безоткатные орудия Рябушинского, развернули работы по ракетному оружию. Первым в мире Д.П. Рябушинский провел теоретическое исследование реактивной тяги. После революции здесь помещался один из отделов ЦАГИ, здесь были геофизическая база исследователей КМА, гравиметрическая и астрономическая лаборатории, одно время здесь жил будущий известный астроном Шкловский. В "эпоху застоя" на берегах Пехорки плодотворно работал большой НИИ "Водгео" и солнечная лаборатория Института Штернберга. Так что, видите, не так уж и проста маленькая речушка, впадающая, между прочим, в Москву-реку (у города Жуковского, что тоже символично).

Несколько лет подряд в Московском гидрометтехникуме, располагающемся в усадьбе Рябушинского, мы с покойной теперь А.Н. Слепневой проводили "Рябушинские чтения", а к 90-летию КАИ на его сохранившемся (!) здании была открыта памятная доска с моим текстом. Два года назад в Московском Доме ученых, где отмечали 120-летие Д.П. Рябушинского, неоднократно говорилось, что подходы и схемы Дмитрия Павловича используются в науке до сих пор. Память о нем и его детище живет. Живет она, между прочим, и в любом современном институте - ведь именно Кучинский аэродинамический институт явился родоначальником современной структуры НИИ - с профильными лабораториями, мастерскими, КБ, испытательным полигоном, библиотекой, своим печатным органом. Это с него брали пример Эйфель и Прандтль, а потом - советские институты.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.