5.3. К истории научной школы полунатурного моделирования авиационных комплексов и построения авиационных тренажеров
А.А. Милякин, подполковник в отставке, кандидат технических наук, замначальника отдела полунатурного моделирования с 1985 по 1992 год
Раньше Военный городок Ногинск-2, или в простонародье Полигон, где с 1956 года располагался вычислительный центр Министерства обороны (ВЦ-3), многие в городе знали по двум достопримечательностям.
Во-первых, это, конечно, универмаг «Военторг», где можно было, если подсуетиться, добыть дефицитный товар, а в трудные годы подкупить колбасы, мяса и даже, если повезет, каких-то деликатесов.
Во-вторых – что касалось в основном молодежи – это Дом офицеров, а вернее, танцы, которые проводились в нем каждую неделю. Построенный после войны пленными немцами Дом офицеров притягивал молодых девушек (а их в текстильной округе было очень много) в надежде найти свою половинку или, на крайний случай, просто поразвлечься под звуки духового оркестра.
А вот что делали люди, которые каждое утро тянулись к проходной в лесу, а вечером возвращались обратно, никто, конечно, не знал, да и не должен был знать. Но в соответствующих кругах Ногинск-2 был широко известен своими исследованиями, многие важные люди приезжали знакомиться с работой коллектива и результатами проводимых исследований.
Сегодня уже нет воинской части, территория ее заросла и продана, здания обветшали и частично разрушены, да и Полигон – не военный городок, а микрорайон города; не дожили до нашего времени бывшие достопримечательности – они остались только в памяти старожилов.
Поэтому можно приоткрыть завесу и рассказать, что делали, чем жили люди, на примере двух научно-экспериментальных отделов части.
Направления деятельности этих отделов – это проведение исследований авиационных комплексов методом полунатурного моделирования и построение авиационных тренажеров.
Тематика эта была очень важна и актуальна, так как давала возможность в лабораторных условиях без выполнения реальных полетов решать на всех этапах создания, испытаний и внедрения в войска авиационной техники целый комплекс задач (военно-научное сопровождение разработки и испытаний, обучение и тренировки экипажей по решению боевых задач, оценка эффективности боевого применения, доработка аппаратуры и программного обеспечения и многое другое).
Такой подход позволяет экономить значительные финансовые средства, устраняет всегда присутствующие в реальном полете риски, дает возможность практически без ограничений имитировать нештатные ситуации, а также реальную боевую обстановку, которую крайне затруднительно сымитировать в реальных полетах.
Сначала коротко о методе полунатурного моделирования: это метод исследования сложных человеко-машинных систем в реальном масштабе времени с включением в модель реальной аппаратуры и участием в контуре управления человека – оператора.
Одним из основных требований, необходимых для практической реализации данного метода, является наличие мощной лабораторно-экспериментальной и вычислительной базы.
Для моделирования сложных систем вычислительных мощностей ЭВМ в то время явно не хватало, это сейчас в каждом доме имеются персональные компьютеры; да что в доме – практически у каждого в кармане есть смартфон с огромным быстродействием и объемом оперативной памяти на несколько порядков выше ЭВМ шестидесятых годов.
К примеру, самая мощная тогда ЦВМ М-20 имела быстродействие 20 тысяч операций в секунду, а объем оперативной памяти составлял всего 4096 ячеек 45-разрядных чисел. Точность вычисления у аналоговых машин, несмотря на их высокое быстродействие, была низкой.
Но и в этих условиях выход был найден: было предложено объединить цифровые и аналоговые вычислительные машины в аналого-цифровой комплекс, чтобы максимально использовать положительные характеристики вычислительных средств.
А потом, правильно распределив общее решение задачи на цифровую и аналоговую части, можно было проводить исследования сложных систем. Как правило, модели динамики полета, требующие высокого быстродействия, реализовались на аналоговых машинах, а на цифровых – модели алгоритмов бортовых систем и подыгрыш оперативно-тактической обстановки.
Для создания идентичных с реальными условий работы экипажа в контур моделирования включалась кабина со штатным оборудованием и рабочими местами экипажа, а также имитаторы реальной аппаратуры и система визуализации.
Начало научному направлению полунатурного моделирования было положено еще в ВЦ-3. Тогда была выполнена научно-исследовательская работа, в которой разработаны методические основы применения метода полунатурного моделирования для исследования сложных систем с использованием аналого-цифровой вычислительной техники (научный руководитель – доктор технических наук Владимир Михайлович Семенов, ответственные исполнители – кандидаты технических наук Владимир Ермолаевич Виноходов и Андрей Афанасьевич Берковченко).
При создании ЦНИИ-30 в 1961 году был образован отдел полунатурного моделирования сложных систем и объектов авиационной техники, он стал первым научным подразделением в ВВС по данной тематике.
Начальником отдела был назначен полковник В.Е. Виноходов, позже отделом руководили А.А. Берковченко, И.Б. Чумаков и В.П. Бурлаков.
Виноходов Владимир Ермолаевич – кандидат технических наук, старший научный сотрудник, полковник. В 1944 году окончил Ташкентское военное авиационное училище стрелков бомбардировщиков. С 1944 по 1947 год – преподаватель в Чугуевском военном авиационном училище летчиков-истребителей. В 1947–1953 годах проходил обучение в ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, затем в адъюнктуре этой академии, по окончании которой в 1956 году защитил кандидатскую диссертацию. Был оставлен в академии для эксплуатации ЭВМ «Урал-1», однако, узнав о созданном ВЦ-3 в Ногинске, добился перевода туда.
С декабря 1956 года – начальник лаборатории ВЦ-3, с 1961 по 1964 год – начальник отдела полунатурного моделирования. Закончил службу на должности заместителя начальника Центра (5-го управления ЦНИИ-30 МО) по научной работе.
Один из создателей научной школы полунатурного моделирования авиационных комплексов и космических аппаратов. Под его руководством созданы комплексы полунатурного моделирования (КПМ) самолетов Ил-38, Ту-142, Су-24, Су-24М и космического аппарата «Буран».
Активное участие принимал в исследованиях по внедрению вычислительной техники и математических методов в деятельность авиационных штабов и пунктов управления ВВС. Был в числе пионеров, которые начинали формирование математического, информационного и лингвистического обеспечения создаваемых автоматизированных систем управления ВВС.
За весомый вклад при проведении исследований по противолодочной тематике награжден орденом Трудового Красного Знамени и получил звание «Лауреат Государственной премии СССР».
Наибольший расцвет отдел получил в период, когда им руководил А.А. Берковченко, талантливый организатор и ученый, фанатично влюбленный в свое дело. Двадцать лет он стоял у руля отдела, и как раз в это время были получены наиболее значимые результаты исследований.
Андрею Афанасьевичу удалось создать сплоченный творческий коллектив и увлечь его своими идеями, что позволило отделу добиваться высоких результатов не только в научно-производственной деятельности, но и в культурно-массовой, спортивной и общественной жизни части.
Берковченко Андрей Афанасьевич, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, полковник. В 1938–1941 годах проходил обучение в Харьковском авиационном и Московском авиационном технологическом институтах. После эвакуации МАТИ в Среднюю Азию добился призыва его в армию и был направлен в Ташкентское высшее пехотное училище. Закончив его, преподавал там и учил курсантов разведывательному и минометному делу. В 1949–1958 годах – слушатель, затем адъюнкт ВВИА им. Н.Е. Жуковского. После защиты кандидатской диссертации был направлен в ВЦ-3 (г. Ногинск). Один из основоположников создания и развития научного направления полунатурного моделирования авиационной техники.
В 1964–1984 годах руководил отделом полунатурного моделирования. Выполнил более 60 НИР и ОЗ по оценке эффективности боевого применения авиационных комплексов (АК), сопровождению испытаний АК и внедрению их в войска. За свой вклад в создание и сопровождение испытаний авиационных противолодочных комплексов (АПЛК) награжден орденом «Знак Почета» (1969) и орденом Красной Звезды (1971). Имеет авторское свидетельство на изобретение.
После увольнения из армии более семи лет работал в отделе старшим научным сотрудником в качестве служащего СА, участвуя в выполнении НИР и передавая свой богатый опыт.
Основной костяк отдела сформировался еще в ВЦ-3 – прошедшие войну фронтовики, получив высшее образование в ВВИА им. Жуковского, стали наставниками молодых специалистов.
Фронтовики отдела полунатурного моделирования. Слева направо: В.Ф. Перевертайло, М.А. Фадеев, Л.А. Дроздов, Н.Г. Гончаренко, И.И. Гришин, М.И. Трошенков, С.М. Баранов, В.М. Третьяков, Н.М. Бойко
Среди участников войны особо следует отметить Василия Федоровича Перевертайло, который почти два года участвовал в боевых действиях в качестве штурмана пикирующего бомбардировщика Пе-2.
Войну он встретил курсантом Харьковского авиационного училища штурманов. С ноября 1943 года в составе 82-го гвардейского бомбардировочного авиационного орденов Суворова и Кутузова Берлинского полка 1-й Кировоградской дивизии младший лейтенант В.Ф. Перевертайло участвовал в освобождении Польши, Чехословакии, штурме Берлина. Имеет награды: орден Отечественной войны I степени, два ордена Отечественной войны II степени, медали: «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», медаль Чехословакии «Словацкое народное восстание». Имеет благодарность от Верховного Главнокомандующего за активное участие в штурме Берлина.
Из наградного листа на Василия Федоровича Перевертайло: «…Совершил 65 успешных боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника, из них с пикирования – 16. В боях за Родину проявил себя одним из храбрых, в совершенстве владеющим самолетовождением на самолете Пе-2, отлично выполняющим самые сложные боевые задания командования. …24.4.1945 г. в составе группы 8 Пе-2 бомбардировал войска и технику противника в гор. Берлин, бомбометанием уничтожено: 10 автомашин, пакгауз, разрушено 10 зданий, результаты подтверждены фотоснимками. …».
Василий Федорович не любил вспоминать и рассказывать о войне, многие факты его боевой биографии стали известны только после его смерти.
Именно фронтовики и стали основными ведущими специалистами отдела, задавая тон в работе и подтягивая за собой остальных членов коллектива.
Первым шагом в последующих многолетних исследованиях этого научного направления стал тренажный комплекс для исследования глазомерного наведения истребителей Миг-21 на воздушные цели, летящие на большой высоте в стратосфере.
Этому предшествовали известные события, когда 1 мая 1960 года американский летчик-шпион Пауэрс на самолете U-2 на высоте свыше 20 километров проник далеко вглубь территории СССР и в течение трех часов проводил фотосъемку военных и промышленных объектов, а также запись сигналов советских радиолокационных станций. Наши истребители не смогли «достать» его на такой высоте, и в итоге нарушитель был сбит ракетой «земля-воздух». Этот случай вскрыл ряд недостатков и в обучении летчиков, и в действиях боевых расчетов командных пунктов ВВС.
Именно тогда командование ВВС поручило Научному Центру разработать тренажерный комплекс наведения самолетов Миг-21 на высотные воздушные цели. Работы проводились под общим руководством Главного штурмана ВВС В.М. Лавского, ответственный исполнитель – В.Е. Виноходов, начальник тренажного комплекса – А.А. Берковченко, основные исполнители: И.И. Гришин, М.А. Фадеев, И.К. Кришталь, Н.А. Афонина, Н.Т. Чайков, С.А. Шапошников, Г.В. Рябинин, а также специалисты из ЦБП ВВС. На созданном комплексе прошли обучение и тренировки около 300 офицеров КП ВВС.
Позднее данный тренажный комплекс был доработан и использовался для исследования задач вывода самолетов СУ-7Б на бомбометание по наземным целям.
А.А. Берковченко проводит тренировку боевых расчетов КП АСУ
Очередной масштабной работой с использованием полунатурного моделирования были исследования по противолодочной тематике. Разработка авиационных противолодочных комплексов началась в нашей стране для противодействия возникшей угрозе со стороны американских атомных подводных лодок, которые в конце 50-х годов активизировались в Мировом океане.
Первым АПЛК стал самолет Ил-38 с поисково-прицельной системой (ППС) «Беркут». Именно для него и был разработан и создан моделирующий комплекс, который потом постоянно дорабатывался под новые ППС.
О системе «Беркут» вспоминает полковник в отставке М.И. Трошенков: «…Первой большой работой, развернутой на аналого-цифровом комплексе, было исследование системы „Беркут“ в целях военно-научного сопровождения ее разработки в промышленности н позже – испытаний … В этой системе впервые на борту самолета была установлена цифровая ЭВМ… Я занимался анализом и оценкой методов фильтрации информации о подводных объектах…».
На созданном КПМ проведены исследования по оценке эффективности боевого применения АПЛК на режимах поиска и обнаружения подводных лодок, слежения за ними и их поражения, даны рекомендации по совершенствованию ППС.
Как позже вспоминал А.А. Берковченко: «…наши результаты по моделированию были настолько важны, что Председатель Госкомиссии по испытаниям Герой СССР И.И. Борзов (командующий ВВС ВМФ) распорядился не проводить заседания Госкомиссии без представителей ЦНИИ-30 (В.Е. Виноходова и А.А. Берковченко), а для оперативной доставки результатов моделирования в Феодосию, где проводились натурные испытания, специально был выделен самолет Ил-14…»
В дальнейшем комплекс полунатурного моделирования использовался для проведения исследований АПЛК Ту-142 и Ту-142м. Было впервые проведено моделирование испытательных полетов Ту-142 продолжительностью до 16 часов с непрерывной боевой работой лиц боевого расчета АПЛК, и выполнена оценка влияния медико-физиологического состояния ЛБР на эффективность решения боевых задач.
На созданных КПМ прошли обучение и тренировки экипажи строевых частей ВВС ВМФ (около 300 человек).
Основной вклад в выполнение работ по противолодочной тематике внесли научные руководители и ответственные исполнители: В.М. Семенов, В.Е. Виноходов, А.А. Берковченко; основные исполнители: И.И. Гришин, М.И. Трошенков, Н.Г. Гончаренко, В.Ф. Перевертайло, В.А. Бовыкин, А.Г. Милаенко, А.К. Соловьев, Л.А. Дроздов, И.Б. Чумаков, М.В. Титов, В.Н. Зайцева, О.А. Воробьев, В.М. Третьяков, Н.М. Бойко, С.А. Шапошников, Н.Ф. Цыпилев, Н.А. Афонина, Г.И. Мельникова, И.А. Зубко, Е.С. Велицкая, В.А. Макеев, А.А. Белянина.
За важные результаты, полученные при моделировании, которые способствовали успешному созданию, испытаниям и принятию АПЛК на вооружение, ведущие исполнители были отмечены государственными наградами: за внедрение Ил-38: В.Е. Виноходов – орденом Трудового Красного Знамени и званием «Лауреат Государственной премии СССР»; А.А. Берковченко – орденом «Знак Почета»; В.М. Семенов, Н.Д. Самсонов, М.И. Трошенков и А.К. Соловьев – медалями «За боевые заслуги»; за внедрение Ту-142м: – А.А. Берковченко – орденом Красной Звезды. Другие отличившиеся исполнители были поощрены за свою работу командованием ВВС и ВМФ, начальником института и командиром части.
Тематикой беспилотных летательных аппаратов отдел полунатурного моделирования начал заниматься еще в середине 70-х годов. Было проведено исследование применения беспилотного самолета (БС) для поражения воздушных целей. В рамках этого проекта были изучены вопросы наведения БС на маневрирующие воздушные цели при управлении летчиком-оператором с земли. Работу эту выполнили: А.А. Берковченко (отв. исполнитель), И.К. Кришталь, А.Н. Губский, И.И. Гришин.
Позже исследования по данной тематике были продолжены. Совместно с промышленностью был разработан и создан моделирующий комплекс, который позволил проводить исследования боевого применения ударных дистанционно управляемых летательных аппаратов (ДПЛА) при управлении с воздушного пункта управления и наведения.
Были проведены исследования по оценке эффективности применения ДПЛА по поражению наземных целей с участием летчика и штурмана воздушного пункта управления.
Научным руководителем данной работы был начальник института А.П. Молотков, отв. исполнителем – А.А. Берковченко, ведущими исполнителями – Е.Б. Костюкевич, А.А. Милякин, Л.А. Дроздов, И.Б. Чумаков, Н.М. Бойко, И.К. Кришталь, А.К. Соловьев, С.А. Шапошников, Н.А. Афонина, Г.И. Мельникова, А.А. Белянина, Т.К. Козлова.
Данный проект сулил большие надежды на успешное развитие направления беспилотных аппаратов, однако в это время в руководстве ВВС возник вопрос о целесообразности дальнейшего использования ДПЛА. Единого мнения по судьбе ДПЛА не было не только между организациями ВВС, но даже между подразделениями одной организации.
Я вспоминаю, как на предзащите своей кандидатской диссертации по данной тематике в головной организации (ГК НИИ) после моего доклада представители двух управлений вместо обсуждения диссертационной работы затеяли отчаянный спор о дальнейшей судьбе ДПЛА.
К большому сожалению, в итоге это направление было признано командованием неперспективным и впоследствии было закрыто. Жизнь показала, что такое решение было ошибочным.
Отделом полунатурного моделирования был выполнен ряд работ по космической тематике – в частности, проведены исследования орбитального самолета «Буран» на этапах полета на орбите, спуска и захода на посадку на заданный аэродром, а также произведена оценка характеристик маневренного орбитального полета космического летательного аппарата «Союз» и устойчивости его на этапах схода с орбиты и спуска в плотных слоях атмосферы.
Из воспоминаний А.А. Берковченко: «…исследование устойчивости аппарата „Союз” было поручено нескольким организациям. В нашем заключении указывалось, что КЛА на спуске находится на границе устойчивости. После трагической гибели летчика-космонавта В.М. Комарова оказалось, что только наше заключение было объективным…».
Основной вклад в выполнение работы внесли: научный руководитель – В.Е. Виноходов, ответственный исполнитель – А.А. Берковченко, ведущие исполнители: И.И. Гришин, В.П. Михин; исполнители: Н.Г. Гончаренко, И.К. Кришталь, А.А. Милякин, Г.И. Мельникова, В.Н. Зайцева, В.П. Котелевская.
Коллектив отдела полунатурного моделирования в середине 80-х годов. Слева направо: в нижнем ряду – А.В. Соловьев, И.К. Кришталь, А.Г. Милаенко, В.П. Котелевская, Л.А. Дроздов, А.А. Берковченко, С.А. Шапошников, В.Н. Зайцева, В.А. Рылова, В.А. Бовыкин, А.А. Милякин; в верхнем ряду – А.С. Свирин, В.И. Жерноклеев, А.А. Корнилов, В.В. Трифонова, Г.И. Мельникова, В.С. Амелина, А.А. Белянина, Н.А. Афонина, И.Г. Марчукова, З.А. Рыбкина, Н.Ф. Цыпилев, Д.И. Пащенко, С.В. Дубинин
Одной из основных и масштабных работ, выполненных отделом, явилось исследование авиационных комплексов фронтовой авиации Су-24 и Су-24м. На КПМ было реализовано моделирование всех боевых задач, решаемых прицельно-навигационными системами.
Во время посещения отдела главнокомандующий ВВС маршал авиации П.С. Кутахов лично апробировал КПМ, выполнив в качестве летчика одну из боевых задач, и отметил, что стенд вполне может быть использован в качестве тренажера для обучения и тренировок летного состава. В результате экипажи строевых частей ФБА ВВС (более 300 человек) прошли обучение и тренировки по решению боевых задач на стенде-тренажере.
На стенде кабина Су-24
Главнокомандующий ВВС маршал авиации П.С. Кутахов знакомится с КПМ
Главнокомандующий ВВС маршал авиации П.С. Кутахов в кабине Су-24. Пояснение дает подполковник А.Г. Милаенко
Выполнение боевых задач на тренажере офицерами БП ВВС во главе с заместителем ГК ВВС по БП генерал-полковником авиации П.С. Кирсановым
Одной из задач было моделирование облета горы Эльбрус на малой высоте. Ответственным исполнителем этой работы был А.В. Соловьев. Макет местности и имитация летных условий были выполнены с такой тщательностью, что после осуществления «маловысотного полета» в условиях моделирующего стенда экипажи выходили из кабины буквально с мокрыми спинами.
За активное участие в исследованиях многие исполнители отдела были поощрены начальником института, главкомом ВВС, а В.А. Бовыкин и А.А. Милякин награждены медалями «За трудовое отличие».
Докладывает заместитель командира Научного Центра полковник В.Е. Виноходов. Слева направо: заместитель главнокомандующего ВВС генерал-полковник П.С. Кирсанов, Н.В. Линич, Д.Н. Песков, А.С. Гладилин, начальник отдела Фронтовой бомбардировочной авиации ВВС С.М. Лискин, офицеры отдела Боевой подготовки ВВС В.Н. Ковтун, И.Н. Ковалев, начальник отдела А.А. Берковченко
В середине 80-х годов отдел полунатурного моделирования приступил к исследованиям авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения (АК РЛДН). Была поставлена задача создания объединенного комплекса полунатурного моделирования (ОКПМ) для совместных исследований АК РЛДН, КП АСУ ФА и ИФА.
Работа эта продолжалась более 10 лет и стала заключительным аккордом в деятельности отдела. Комплекс полунатурного моделирования разрабатывался в два этапа, научный руководитель В.П. Бурлаков; ответственные исполнители: А.А. Милякин (ОКПМ I этапа) и А.И. Садков (ОКПМ II этапа); основные исполнители: Ю.И. Жердев, В.К. Данилов, В.Н. Бакшеев, Л.А. Дроздов, В.А. Бовыкин, Г.В. Рябинин, Н.А. Афонина, Е.В. Пшеничная, Н.Ф. Цыпилев, Т.М. Животова, Г.Я. Коликова.
На первом этапе были проведены исследования по решению задач обнаружения, сопровождения воздушных целей и наведения на них самолета Су-27 в режиме командного и бортового наведения с участием оператора сопровождения и штурмана наведения радиотехнического комплекса АК РЛДН и летчика Су-27.
На ОКПМ второго этапа были выполнены исследования процессов сопровождения и наведения ИФА на низколетящие цели в условиях активных радиолокационных помех, а также было осуществлено моделирование задач наведения с АК РЛДН групп перехватчиков на групповые цели.
Л.А. Дроздов проводит занятие с очередной сменой экипажей
Идет тренировка очередной смены экипажей АП ФБА ВВС. Руководитель И.Б. Чумаков
Начальник БП ВВС знакомится с отзывами экипажей строевых частей ВВС о тренировках. Справа налево: А.С. Гладилин, А.А. Берковченко, С.М. Лискин, Н.В. Линич, А.С. Кирсанов
Анализ решения задачи бомбометания с экипажами проводят: И.И. Гришин (справа) и Л.А. Дроздов (в центре). У ЭВМ «Электрон» Н.А. Афонина
Идет моделирование наведения ИФА Су-27 с АК РЛДН. В кабине самолета В.П. Бурлаков
Схема имитатора визуальной обстановки
Нельзя обойти стороной еще одно направление деятельности отдела, без которого было бы невозможно проведение исследований, – это разработка, создание и обеспечение эксплуатационной готовности многочисленного парка вычислительных машин, разнообразных устройств сопряжения и имитаторов, а также разработка программного обеспечения. В отделе сложился творческий коллектив инженеров и техников, которым было под силу выполнение этой сложной задачи.
В разработке уникальных устройств сопряжения и имитаторов бортовых систем, на часть из которых были получены авторские свидетельства на изобретение, принимали участие: В.Ф. Перевертайло, В.А. Бовыкин, И.К. Кришталь, И.Б. Чумаков, Н.М. Бойко, С.А. Шапошников, И.А. Зубко, Ю.И. Жердев, Г.В. Рябинин.
Эксплуатационную готовность аналоговых вычислительных машин обеспечивали: Н.Ф. Цыпилев, Г.И. Мельникова, Н.А. Афонина, В.А. Рылова, В.И. Жерноклеев, В.В. Трифонова, В.С. Амелина, С.А. Железова. За техническое обслуживание реального оборудования отвечали С.А. Шапошников, А.С. Свирин, за устройства сопряжения – В.А. Бовыкин, И.А Зубко, Т.А. Рябинина.
Зал АВМ «Электрон». В зале Н.Ф. Цыпилев
Основными разработчиками программного обеспечения ЦВМ были: А.К. Соловьев, Д.М. Кузьменков, А.А. Милякин, Е.С. Велицкая, В.А. Макеев, А.А. Белянина, В.П. Котелевская, Е.В. Пшеничная, А.А. Корнилов, Т.К. Худякова (Пушкарева), Л.С. Советова, Т.М. Животова, Г.Я. Коликова.
Надо отметить, что работа нашего отдела имела свои особенности. При подготовке и проведении полунатурного моделирования требовалась одновременная слаженная работа большого количества исполнителей. Сбой одного звена приводил к срыву решения всей задачи, так что успехи, которые были достигнуты отделом, стали возможными только потому, что каждый сотрудник хорошо знал и ответственно выполнял порученную ему работу. Все мы были винтиками и шестеренками одной сложной машины, управляемой опытным водителем.
Центральный пульт управления КПМ. За пультом А.В. Соловьев
Общая структура комплексов полунатурного моделирования
Мне посчастливилось работать в этом коллективе. Вся моя трудовая деятельность была связана с полунатурным моделированием. Удалось поработать практически на всех участках. Участвовал в разработке лабораторной базы КПМ в части создании устройства сопряжения цифровых и аналоговых машин, в установке первой в части ЦВМ серии «Ряд» ЕС-1020 и последующей ее эксплуатации в течение нескольких лет. Более десяти лет возглавлял лабораторию математического обеспечения полунатурного моделирования, участвовал в постановке и проведении исследований в качестве ответственного исполнителя ряда НИР.
Подытожим результаты работы отдела: с использованием метода полунатурного моделирования были исследованы 7 авиационных комплексов, выполнено около 80 НИР и ОЗ, написаны более 100 научных отчетов, получено 6 авторских свидетельств на изобретение, защищено 10 кандидатских диссертаций, более 900 человек экипажей и лиц боевых расчетов прошли обучение на созданных в отделе моделирующих комплексах.
Но не только научно-производственными успехами гордился отдел – он славился своими успехами в общественной, в культурно-массовой и спортивной жизни, был одним из самых дружных и сплоченных отделов управления.
Сразу следует оговориться, что мы жили тогда в другой стране, в отделе работали партийная, комсомольская и профсоюзная организации. Сейчас это кажется архаизмом, но тогда все подразделения института участвовали в социалистическом соревновании, и отдел всегда занимал одно из лидирующих мест и носил звание «Коллектив коммунистического труда». Такие звания имели и лаборатории отдела.
По праздничным мероприятиям в отделе проводились вечера, которые надолго оставались в памяти сотрудников. Неизменными организаторами таких вечеров были Нинель Матвеевич Бойко, Галина Ивановна Мельникова, Нинель Александровна Афонина и др.
Заседание партийного бюро. Слева направо: И.И. Гришин, В.А. Бовыкин, В.Н. Зайцева, А.А. Берковченко, Д.Н. Песков, В.Е. Виноходов, Л.А. Дроздов (парторг)
Комсорг Г. Титушина (в центре) проводит заседание комсомольской ячейки
Команды к поединку готовы. Слева направо: Г.И. Мельникова, С.М. Баранов, В.И. Жерноклеев, А.В. Соловьев
А.А. Берковченко проводит инструктаж команды перед матчем
В походе на Байкал. Слева направо: Ю.И. Жердев, И. Косенко, А.В. Соловьев, А.И. Садков
Командорские острова. Остров Беринга. Ю.И. Жердев возлагает цветы на могилу Беринга
Торжественное собрание в Доме офицеров. На переднем плане: Александр Иванович Ильин получает награду. Во втором ряду слева: И.Б. Чумаков
В отделе существовала традиция два раза в году (летом и зимой) устраивать вылазки на природу. Подготовка была серьезной: писались стихи, репетировались сценки. Каждый раз получался замечательный праздник для сотрудников отдела и их семей. Естественно, присутствовали костер и шашлыки. Очень весело проходили эти мероприятия, а заканчивались всегда футбольным поединком между женской и мужской сборными командами.
Руководил женской командой начальник отдела А.А. Берковченко. Женщинам разрешалось в ходе матча не соблюдать футбольные правила, играть руками, держать соперников и др. Это было еще то зрелище – наблюдавшие за матчем буквально покатывались со смеху, все это еще больше сплачивало коллектив, заряжало энергией, вдохновляло на новые свершения.
Владимир Петрович Михин был увлеченным любителем фото- и кино-съемок. У него первого в части появилась диковинная тогда кинокамера.
Творческий коллектив в составе режиссера Н.М. Бойко, оператора В.П. Михина и продюсеров в лице начальника, парторга и профорга отдела снял фильм про весеннюю любовную детективную историю, в главных ролях которого снялись Генриетта Алексеевна Гунбина и Александр Викторович Соловьев, а роль сыщика сыграл Василий Игнатьевич Жерноклеев. Премьера фильма состоялась весной 1971 года и произвела фурор у зрителей; очень жалко, что фильм не сохранился до настоящего времени.
На протяжении многих лет бессменным организатором спортивных мероприятий в части был Анатолий Григорьевич Милаенко. Активное участие в спортивной жизни принимали Н.Ф. Цыпилев, С.А. Шапошников, А.С. Свирин (легкая атлетика, лыжи); заядлые туристы А.В. Соловьев, Ю.И. Жердев, А.И. Садков побывали во многих уголках страны.
По случаю праздников отделы по очереди готовили и проводили в Доме офицеров «огоньки».
Окунуться в атмосферу того времени поможет фото одного из торжественных собраний коллектива части в Доме офицеров, который, к сожалению, не дожил до наших дней – сгорел весной 1995 года.
Коллектив части участвовал в демонстрациях и парадах, проводимых городскими властями, однако на демонстрациях нам не дозволялось идти отдельной колонной. Нас включали в колонну одной из фабрик Глуховского комбината. Когда мы проходили, люди, стоявшие на обочине – а это были, как правило, работники других фабрик, – очень удивлялись: где же они столько мужиков-то набрали, да таких приличных?
Очень хорошо передает атмосферу участия сотрудников части в праздничных мероприятиях стихотворение, которое написал бывший сотрудник одного из математических отделов Андрей Лебедев, которому поручили написать стихотворение для стенгазеты, но партком забраковал его. Пришло время его опубликовать.
Прекрасен Первомай! Прекрасен единеньем
Людей различных рас, различных языков.
И миллионы нас в торжественном волненье
Заполнят улицы нарядных городов.
И выйдет как один весь наш народ великий
(Хотя б одним числом, и то уже велик):
Прибалтов череда, тунгус доныне дикий,
И робкий друг славян, и друг степей калмык.
Нас тоже повезут, в два иль три захода,
На площадь, где начнется праздничный маршрут,
Где собралась уже такая тьма народа,
Как будто без талонов сахар продают.
Чтоб обхитрить врага, нас нарекут ткачами
И цех определят, где коллектив наш ткет.
Четырнадцать знамен распределят меж нами –
Одно давно упер какой-то патриот.
И долго будут петь динамики нам песни,
Под звуки маршей время потечет.
Но, наконец, порой топчась на месте,
Мы мужественно тронемся вперед.
И содрогнулся б враг от нашего единства,
Узнав бы, что сочтен его недолгий век,
Но где ему понять средь сытости и свинства,
Чем дышит, как живет советский человек.
Нелегок будет путь, но мы дойдем до цели,
Где сгрудилась толпа кумиров городских,
Чтоб сверху они нас, счастливых, обозрели,
Чтоб снизу мы полицезрели их.
И с высоты трибун, немного утомленно,
В бумажку заглянув, восславят ткацкий труд,
И где-то от души, и даже умиленно
Мы возопим «Ура!» и завершим маршрут.
Отдел на демонстрации. На переднем плане: И.Б. Чумаков, А.А. Берковченко, В.Е. Виноходов
Первомайская демонстрация. Слева направо: В.В. Пшонов, Б.К. Запорожец, П.С. Кляус, И.И. Гришин, В.И. Жерноклеев, В.А. Бовыкин, А.А. Берковченко, А.Г. Милаенко, С.А. Шапошников, Л.А. Дроздов
Парад на Глуховской площади в День Победы
С 1995 года востребованность в использовании моделирующих комплексов упала, вычислительная база к этому времени выработала свой ресурс, произошла смена кадров. Предпринимались попытки обновления вычислительной базы КПМ и перевод математического обеспечения на персональные компьютеры. Были получены некоторые положительные результаты этой работы, но в 1998 году, в результате очередной реорганизации части, направление полунатурного моделирования авиационных комплексов, успешно развивавшееся в течение почти 4 десятилетий, было окончательно закрыто.
Второе научное направление, о котором хотелось бы рассказать, – это построение авиационных тренажеров. Этим занимался отдел комплексных авиационных тренажеров.
Первым начальником отдела был полковник, кандидат технических наук Н.Д. Самсонов, позже отдел возглавляли полковники, кандидаты технических наук Н.А. Клишов, Н.В. Линич, Н.Д. Криволап.
Клишов Николай Андреевич, родом из Холмогорского района Архангельской области (д. Заполье). Недаром в один из юбилеев его поздравили таким стихотворением:
Он знаток любых вопросов
И охотно вступит в спор.
Он почти что Ломоносов,
Так как сам из Холмогор.
В Емецком краеведческом музее (Холмогорский район) хранятся материалы к биографии земляка.
Николай Андреевич работал в Центре после окончания Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского. В 1969 году он, тогда уже полковник, к.т.н., возглавил только что созданное 2-е Управление Центра подготовки космонавтов и работал во главе управления до 1976 года. Управление было образовано для «создания и испытания комплексных и специализированных тренажеров пилотируемых космических аппаратов и обеспечения подготовки космонавтов». Участвовал в работе по русско-американской программе «Союз–Апполон».
Н.А. Клишов имел более 40 научных трудов и изобретений, являлся ученым секретарем Звездного. Н.П. Каманин, который возглавлял тогда Центр подготовки космонавтов, ставил задачу перед Центром, в том числе и перед 2-м Управлением, быть в состоянии «обеспечить подготовку не менее 500 космонавтов». 17 февраля 1971 года он, в частности, отмечал: «… В Центре лучше других из руководящего состава работают Клишов, Самсонов…, а из космонавтов – Шаталов, Попович, Филипченко…».
Н.А. Клишов (первый справа) у входа в центр подготовки космонавтов
Поступление на вооружение ВВС самолетов новых модификаций, наступление космической эры требовало довести почти до автоматизма навыки «общения» летного состава с невиданной до того времени техникой.
Первой выполненной отделом работой был тренажер для отработки навыков тактического бомбометания по малоразмерным наземным целям (ответственный исполнитель – инженер-подполковник, кандидат технических наук Н.А. Клишов). Тренажер позволил исключить дорогостоящие тренировки летчиков навыкам решения боевых задач в условиях полигона и заменить их обучением на тренажере.
В период с 1961 по 1962 год силами отдела авиационных тренажеров выполнена очень важная работа по созданию тренажера сверхзвукового бомбардировщика средней дальности Ту-22.
Дело в том, что в это время Ту-22 стал поступать в строевые части ВВС, но освоение этого самолета летчикам давалось очень трудно. Особенность этого самолета, имевшего вектор тяги существенно выше центра тяжести, требовала специфической техники пилотирования, которой летчики не владели. Следствием были тяжелые аварии.
В конце мая 1961 года в Ногинск была привезена кабина от разбившегося в г. Казани самолета и получены аэродинамические характеристики самолета. Уже в августе того же года усилиями тренажерного отдела и опытного завода был создан опытный образец тренажера для этого самолета для отработки навыков летного состава при взлете, посадке и действиях в нештатных ситуациях (научный руководитель – инженер-полковник, кандидат технических наук Н.А. Клишов, ответственный исполнитель – подполковник-инженер, кандидат технических наук Я.С. Топунов). В конце августа летчики-испытатели от фирмы А.Н. Туполева произвели испытания тренажера, и он был принят в эксплуатацию.
На тренажере прошли обучение 120 экипажей ДА ВВС, позже он был передан в строевую часть, а по разработанной в отделе документации была изготовлена серия (5 шт.) таких тренажеров.
Активное участие в его разработке и изготовлении принимали: подполковник-инженер Н.В. Линич, подполковник-инженер И.М. Иконников, майор-инженер С.И. Карпов, майор-инженер А.А. Штефан, Е.М. Мирской, В.И. Аникин, Б.И. Маляев, Э.С. Комарова, Г.В. Рябинин.
Еще в 1963 году перед Научным центром была поставлена задача разработки тренажера для отработки навыков стыковки космических кораблей (тренажер «Волга»). Такой тренажер в 1964 году был создан и с участием космонавта Г.С. Титова опробован. Работа выполнена коллективом исполнителей: научный руководитель – Н.А. Клишов; ответственный исполнитель – подполковник-инженер Н.В. Линич; исполнители: подполковник-инженер И.М. Иконников, майор-инженер С.И. Карпов, майор-инженер А.А. Штефан, Е.М. Мирской, В.И. Аникин, Г.В. Рябинин, А.С. Клевцов. На нем проводилось моделирование процессов сближения и стыковки космических кораблей, а в тренировках принимали участие космонавты Г.С. Титов, А.Г. Николаев и П.Р. Попович. На тренажере «Волга», позже переданном в Центр подготовки космонавтов, проводились тренировки по программе «Союз–Аполлон».
При создании тренажера получено авторское свидетельство на изобретение, коллектив за успешную работу премирован командованием ВВС, а ответственный исполнитель Н.В. Линич награжден орденом Красной Звезды.
В те годы в воздухе витала идея полета человека на Луну, и С.П. Королевым ставилась задача обеспечения стыковки космического корабля с т.н. «бочками» – ракетами с очередной порцией топлива. Тогда впервые решался вопрос стыковки космических аппаратов, и в отделе был разработан тренажер для отработки этого процесса, тогда еще в ручном режиме.
Заметный вклад в развитие научного направления построения авиационных тренажеров внесли исследования на разработанном и созданном в отделе на основе чешского тренажера ТЛ-39 исследовательском стенде «ИСТ-31».
Исследовательский стенд-тренажер «ИСТ-31»
Стенд использовался при обосновании тактико-технических требований на цифровые тренажеры авиационных комплексов различного назначения, экспериментально показаны пути создания таких тренажеров.
В данной работе участвовали: А.А. Захарченко, О.Е. Пономарь, А.С. Прошунин, Ю.Т. Горохов, Г.В. Рябинин, В.М. Жданов, В.А. Матвеев, С.М. Миненкова, С. Макаров.
На заключительном этапе в отделе был установлен тренажер самолета Су-27 «Предок», и прорабатывались вопросы его использования в составе КПМ отдела полунатурного моделирования совместно с АК РЛДН и КП АСУ.
Обратимся к воспоминаниям кандидата технических наук, старшего научного сотрудника Егора Михайловича Мирского: «… В 1963 году отдел получил задание на разработку тренажера для выработки навыков управления стыковкой космических кораблей „Союз”. Опыт, полученный при разработке тренажера для выработки у летного состава навыков бомбометания по малоразмерным целям и пилотажного тренажера летчика самолета Ту-22, позволил успешно справиться и с этой сложной задачей».
Вспоминал Мирской и о встрече с маршалом Советского Союза Иваном Христофоровичем Баграмяном: «… работаю в своей комнате над сборкой очередного тренажера. Подходит ко мне Иван Христофорович и говорит: „Вы хорошо знаете свое дело и поэтому, когда я группе офицеров буду рассказывать о тренажере, не стесняйтесь меня поправлять”. Подходят офицеры, Баграмян рассказывает. И меня удивило: он рассказывал так, будто сам занимался авиационными тренажерами всю жизнь».
Вспомним мудрое «Кадры решают всё» и еще раз вернемся к воспоминаниям Егора Михайловича: «… Если искать источники высоких результатов деятельности Научного Центра, то в качестве одного из главных можно назвать целенаправленный подбор и подготовку кадров, способных решать поставленные большие задачи… Проблема подбора качественных кадров решалась разными способами: … набор выпускников военных и гражданских ВУЗов производился персонально, с учетом их успехов в учебе, участия в общественной и исследовательской деятельности в процессе учебы;… избавление от сотрудников с недостаточными нравственными и профессиональными качествами». Многие из молодых сотрудников Научного Центра со временем стали крупнейшими специалистами и внесли большой вклад в развитие отечественной науки и техники. Среди них можно отметить В.В. Витера, В.В. Пржиялковского, И.П. Ладыку, Р.М. Асцатурова и многих других.
Коллектив отдела комплексных тренажеров в начале 80-х годов. Слева направо: в нижнем ряду – А.А. Захарченко, В.И Аникин, Н.В. Линич, Г.С. Пономарь, С.Н. Карпова; в верхнем ряду – В.М. Жданов, А.В. Войцицский, О.Е. Пономарь, Н.Д. Криволап, Г.В. Рябинин, Е.М. Мирской
Витер Владимир Васильевич в тяжелые годы конца 40-х несколько лет провел в детском доме в г. Горловка. Школу он окончил в 1952 году с серебряной медалью, в 1957 году с отличием окончил Харьковский политехнический институт по специальности «Радиотехника», тогда же по распределению начал работать инженером в ногинском Научном Центре.
В 1962 году Владимир Васильевич был принят на работу в ОКБ-52 к известному В.Н. Челомею, где занимал должности инженера, старшего инженера, начальника лаборатории. В 1976 году Челомей назначает Витера заместителем главного конструктора по радио- и спецсистемам, а в 1979 году – заместителем Генерального конструктора.
При активном участии Витера проводились работы по созданию МКА (малых космических аппаратов). Он уделял много сил и времени разработке технических предложений по КА «Кондор-Э» в конкурсе по созданию КС (космических станций) и ЭП (экспедиций посещения). В этом конкурсе предприятие одержало победу. Под руководством и при непосредственном участии Владимира Васильевича проводились технические проработки по теме «ТГР» (телевизионное оперативное средство наблюдения из космоса и доставки этой информации на Землю). А еще на славном трудовом счету Владимира Васильевича – участие в создании космической системы обнаружения морских целей и выдачи по ним целеуказаний кораблям-носителям КР (для их боевого применения).
В последующие годы он успешно прошел все ступени ответственных должностей и в 1994 году был назначен первым заместителем Генерального конструктора, первым заместителем начальника ЦКБМ.
За успешное выполнение ответственных заданий Владимир Васильевич был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1983) и медалями. В 1985 году В.В. Витер был удостоен звания лауреата Ленинской премии, денежный фонд которой он полностью передал в Реутовский детский дом.
Пржиялковский Виктор Владимирович, в 1953 году окончил факультет электровакуумной техники и специального приборостроения Московского энергетического института по специальности «Автоматические и измерительные приборы и устройства».
С 1953 по 1956 год он работал инженером, старшим инженером в Пензенском филиале СКБ-245. Участвовал в создании уникальной сеточной модели Электронной информационной системы (блок центрального управления и блок инжекционных скважин). Он был главным конструктором специализированной ЭВМ «Гранит», предназначенной для статистической обработки результатов артиллерийской стрельбы.
С 1956 по 1959 год он — старший инженер ВЦ-3 в Ногинске. Участвовал в создании полупроводниковой ЭВМ (арифметическое устройство и устройства местного и центрального управления).
С августа 1959-го по июль 1971 года работал на различных должностях в СКБ Минского завода им. Г.К. Орджоникидзе (Минское проектное бюро, филиал Научно-исследовательского центра электронной вычислительной техники (НИЦЭВТ), с 1964 года он главный инженер СКБ, затем заместитель директора филиала НИЦЭВТ по научной работе, главный конструктор ЭВМ «Минск-2», «Минск-23», «Минск-32», ЕС-1020.
С 1971 по 1977 год Виктор Владимирович — заместитель директора по научной работе, главный инженер НИЦЭВТ, заместитель Генерального конструктора Единой системы ЭВМ стран социалистического содружества (ЕС ЭВМ), заместитель главного конструктора Бортового цифрового вычислительного комплекса «Аргон».
В 1977 году он назначен директором НИЦЭВТ, а затем до 1988 года был генеральным директором НПО «Персей», Генеральным конструктором ЕС ЭВМ, главным конструктором БЦВМ комплекса «Аргон».
В 1988–1990 годах — Генеральный конструктор НПО «Персей», Генеральный конструктор Единой системы ЭВМ, главный конструктор БЦВМ комплекса «Аргон».
В 1970 году он стал лауреатом Государственной премии СССР, а в 1983-м – Героем Социалистического Труда. Виктор Владимирович награжден орденами Трудового Красного Знамени (1971), Октябрьской Революции (1977), орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда» (1983), четырьмя медалями.
Уже на пенсии он работал начальником лаборатории технико-экономического анализа ОАО «НИЦЭВТ». Его научные интересы лежали в области создания ЭВМ, вычислительных систем, периферийного оборудования. Он автор более ста научных работ, в том числе четырех монографий по вычислительным машинам типа «Минск» и ЕС ЭВМ, соавтор четырех авторских свидетельств СССР на центральные процессоры ЭВМ «Минск» и ЕС-1020.
Ладыка Иван Петрович, окончил в 1956 году Харьковский электромеханический техникум по специальности «Счётно-решающие машины и приборы». В этом же году Иван Петрович был направлен на работу в ВЦ-3.
В 1963 году Иван Петрович окончил Всесоюзный заочный энергетический институт по специальности «Электронно-вычислительные машины и приборы». С этого года он стал служить в Ногинске кадровым офицером на должности инженера расчётно-аналитической станции. В этой части и состоялась его профессиональная карьера – он служил начальником смены, начальником машины «Раздан-2», начальником отделения «Аналит», начальником вычислительного центра части. За время своей службы Иван Петрович Ладыка стал лауреатом Государственной премии СССР. Полковник Ладыка был удостоен этой высокой правительственной награды в 1988 году за свою работу по «созданию цифровых карт местности». Такая цифровая карта закладывается в электронную память крылатых ракет, которая делает их неуязвимыми для условного противника.
Асцатуров Рубен Михайлович, в 1959 году с отличием окончил Киевский политехнический институт по специальности «инженер-электромеханик», трудовую деятельность начал в 1959 году инженером ВЦ-3. C 1961 по 1965 год Рубен Михайлович — инженер, старший инженер ЦНИИ-30 МО.
С 1965 года он работает в Научно-исследовательском институте ЭВМ (СКБ, МПБ завода им. Г.К. Орджоникидзе) ведущим инженером, начальником лаборатории, заместителем начальника отделения, начальником отделения. С ноября 1992 года — заместитель директора по науке и конверсии НИИЭВМ, с 1 ноября 1994 года по октябрь 1998 года — директор НИИЭВМ.
Принимал участие в разработке ЭВМ «Минск-23», ЕС-1020, ЕС-1022 и ЕС-1036, был заместителем главного конструктора ВК-2Р-35, главным конструктором ЕС-1036, ведущим разработчиком ряда ЭВМ и систем на их основе, заместителем главного конструктора ЭВМ РВ-2, главным конструктором ЭВМ РВ-3. Он руководил работами по системе пограничного контроля и системам для Российского космического агентства.
Удостоен премии Министерства промышленности Республики Беларусь (1999), награжден орденом «Знак Почета» (1976), Трудового Красного Знамени (1983, 1988). Кандидат технических наук (1978), доцент (1984), академик Международной академии информатизации и Белорусской инженерно-технической академии. Имеет 101 научный труд, 35 авторских свидетельств.
В 1985 году решением командования отдел тренажеров был переведен в состав 2-го управления ЦНИИ-30 в пос. Чкаловский, где существует до сих пор.
Поделитесь с друзьями