«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

19 февраля 2024 года

Война и армия Павловский Посад

Афганские рассказы. Дворец Амина

Екатерина Жукова

Олег Викторович Трушин родился в 1965 году в Павловском Посаде, учился в четвертой школе. В октябре 1983 года был призван в армию, куда попадет, не знал, конечно. В парке на танцплощадке, уже пройдя медкомиссию, на вопросы друзей, куда отправляется, в шутку отвечал: «В солнечный Афганистан». О войне в Афганистане тогда писали и говорили мало, может быть, поэтому относился легко, ну а в смысле погоды там действительно оказалось солнечно, жарко, в тени 45 градусов. Но сначала была учебка в Термесе, это город в Узбекистане. Там Олег проходил курс молодого бойца: маршброски, дневные, ночные стрельбы, снайперская подготовка, – и вот уже самолет из Самарканда с молодыми бойцами вылетает в Кабул. Олег попал в отдельный батальон охраны, батальон охранял «советские» районы города, телевидение, радио, политехнический институт.

Дворец Амина

Дворец Амина

– А нам достался Дворец Амина, – рассказывает Олег Викторович. – Точнее, сам Дворец охраняли спецназовцы (там находился штаб 40-й армии), а мы охраняли всю прилегающую территорию. Дворец стоял на холме, он тогда великолепно выглядел, был отремонтирован после штурма. А на прилегающей местности располагался гарнизон 40-й армии, автомобильный батальон, связисты, две-три роты, которые доставляли грузы из Союза. В зоне охраны стоял еще один дворец, ресторан Амина, склады продовольствия и питьевой воды,разные другие постройки. Сзади Дворца Амина был разбит прекрасный фруктовый сад, где росли яблони, груши – мы туда за яблоками ходили, и груши обалденные. Но особенно отлучаться не приходилось – из кишлаков стрельба шла по постам. Наши посты боевого охранения располагались по сопкам. Каждый пост состоит из пяти человек, в прикрытии БТР стоит в окопе. На посту я был старший пулеметчик на БТРе. Мы смотрим, чтобы с гор никто не прошел, если пройдут – вырежут всех. В конце 1983 года, в новогоднюю ночь «духи» устроили обстрел с минометных установок, во Дворце Амина стекла летели, но в ту ночь никто из наших не погиб, отбились быстро, мы подавляли такие вылазки огнем или с вертолетов. Они старались наш гарнизон с гор обстреливать, займут господствующую высоту, затащат минометы. Орудия у них частично наши были, завоеванные в боях, а так вообще Америка, Пакистан им оружие поставляли. В горных условиях воевать сложно, Афганистан – страна гор.

Олег Трушин с боевыми товарищами. 1984 год

Олег Трушин с боевыми товарищами. 1984 год

В Кабуле Олег встретил земляков-павловопосадцев Еременко Андрея, он служил в полку связи, и Олега Кондакова. С Олегом познакомились в Кабуле, в магазине случайно встретились взглядами, а потом в гости ходили друг к другу на сопки. Они все трое вернулись на родину, но Андрей погиб впоследствии уже в Павловском Посаде при трагических обстоятельствах.

В Афганистане в то время было много наших гражданских специалистов, строили дома, школы, дороги. Афганистан – страна бедная. Домики у афганцев глиняные (строительный материал – местная глина вперемешку с соломой), стена достигает метра толщиной, если что – танк с трудом пробивает эти крепкие строения. Одеты афганцы просто: штаны типа шароваров, рубаха, на голове чалма. Иногда, говорит Олег Викторович, приходилось наблюдать их обычаи, например, похороны на кладбище: покойника несут одни мужчины, все быстро делается, бегом.

Многие афганцы того времени хорошо говорили по-русски, так как до войны учились в Советском Союзе. Но с местным населением наши специалисты и военные общались немного, разве что афганские дети подходили к советским КП. Общаться с местными, входить в дома было крайне рискованно.

Олег Трушин. Афганистан, 1984 год

Олег Трушин. Афганистан, 1984 год

– Если покинул пост, мог уже и не вернуться, или вернется одна голова, – рассказывает Олег Викторович. – Трудно сказать, что они к нам чувствовали: днем он может в своем кишлаке поле обрабатывать, а ночью оттуда же выстрелы несутся. Обстрелы, бывало, шли с зеленки, так мы называли засаженную кустарником территорию вокруг кишлака, а дальше шла полупустыня. С природой там скудно, лесов нет, равнины нет, горная местность – красиво по-своему. Служба моя обошлась без ранений, как мы говорим, «пришел без дырок». А полк, где служил Олег Кондаков, при движении в часть нарвался на засаду. Произошла перестрелка, у Олега несколько ранений. Но из засады они вырвались, дело было ночью или поздно вечером, шли под прикрытием бронетехники, вертолетов. Без вертушек тяжело. Воевали душманы, также разрозненные банды талибов, это как кланы, они могли между собой воевать. Это Азия, другой мир, другое вероисповедание. Мы задачи выполняли, которые нам поставили.


Фото из архива Олега Трушина
Фото Дворца Амина сделано штаб-сержантом ВВС США Маркусом Майером

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.