«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

8 апреля 2024 года

Война и армия Павловский Посад

Афганские рассказы. В горах Джелалабада

Екатерина Жукова

Наш сегодняшний рассказ мы посвящаем памяти летчика, воевавшего в Афганистане, Бориса Николаевича Осипова. Он родился в 1957 году в Павловском Посаде, здесь окончил среднюю школу, потом поступил в летное училище ДОСААФ. В Афганистане был два раза. Летал как штурман, командир вертолетного звена. Служил в Джелалабаде, где были размещены наши воздушно-десантная и мотострелковая бригады.

Лейтенант Б.Н.Осипов

Курсант Б.Н. Осипов

Джелалабад – это небольшой город в труднодоступной горной местности вблизи пакистанской границы. Горные ущелья здесь невероятно глубоки, внизу тянется змейкой река Кабул. Зимой 1842 года в этом направлении отступал из Кабула по перевалам и узким ущельям 16-тысячный отряд англичан. До Джелалабада удалось добраться только одному – раненному в спину военному хирургу Вердену, который едва доехал на загнанной лошади. Остальные члены отряда были убиты или же умерли в дороге от холода и голода. Кажется, сама земля в этой части света и населяющие ее племена делают все возможное, чтобы оставаться недоступными для остального мира.

В 1980-ых годах горная трасса от Кабула до Джелалабада представляла из себя вырубленную в горах дорогу, которую часто минировали. С высоких скал, окружающих трассу, по военным колоннам постоянно стреляли. «Джелалабад, Джелалабад! Ты шурави совсем не рад», – была такая песенка. Зажатые в ущельях колонны горели, Джелалабад и Асадабад в те годы считались военным адом.

Владимир Авдеев и Борис Осипов в госпитале

Владимир Авдеев и Борис Осипов в госпитале. 1981 год

Воевавшие в Афганистане редко говорят о войне. Награжденные боевыми орденами, они молчат о своих подвигах, но рассказать о боевом товарище могут. И вот что сообщил о своем сослуживце и друге летчик Владимир Николаевич Авдеев:

– С Борисом Осиповым мы знакомы с 1979 года. Мы оказались в одной части под Одессой. Я пришел туда после Сызранского военного училища, а Борис после Егорьевского летного училища. В части мы познакомились, подружились. В 1981 году мы вошли в состав эскадрильи – нас отобрали – лучших восемь человек состава 335-ого отдельного боевого вертолетного полка. Распределили по экипажам – мы с Борисом попали в одно звено. Я был старшим летчиком, а он правым летчиком, мы в одном звене. Уже шла война в Афганистане. Наш полк отправили в район боевых действий в Джелалабад на границе с Пакистаном.

Джелалабадская долина находится в низине в окружении гор, здесь протекает река, есть также канал, прорытый англичанами еще в те времена. В долине растут пальмы, апельсиновые, мандариновые деревья, тропические растения, вообще это джунгли, здесь водятся обезьяны, вараны. Температура летом достигает 65 градусов. До ручки вертолета невозможно дотронуться. Зимой температура 25 градусов, ночью иногда опускается до 15. Зимой в Джелалабаде все цветет, а летом трава выгорает. Джелалабад – древний афганский город, неподалеку от него сохранились остатки буддийских сооружений. Иногда мы выезжали в город на базар, на экскурсию. В Джелалабаде находится королевский дворец, куда на зимнее время перебиралась королевская семья. Вокруг двухэтажного здания с башенками и куполами был разбит прекрасный сад с экзотическими растениями. Там же впоследствии находилась зимняя резиденция Амина. Бассейн, в котором наложницы купались – все как в средние века.

Афганистан. Вертолет Ми-8

Афганистан. Вертолет Ми-8. 1981 год

Горы в Джелалабаде высокие, это красиво, конечно, но если бы мы там были на экскурсии… Горы опасные, скалистые, острые. Мне приходилось летать на Кавказе, на Урале – там совсем другие горы. Но вот однажды я попал в Египет, в Луксор – вот там горы, похожие на афганские, пока мы ехали, я думал: точь-в-точь.

Болели желтухой, брюшным тифом, многие болели. Мы сразу как приехали килограммов по десять сбросили. Первое время на этой жаре у нас не было кондиционеров, потом привезли, поставили в комнате кондиционер. На жаре спать невозможно. Есть не хочется, только пьешь. Вставали в четыре утра, в пять вылет. Потом, как жара спадет, снова вылет.

Мы жили в деревянных бараках, одна комната – одно звено. Летали много, постоянно были боевые вылеты, то есть вылетали на поддержку наземных сил. Пуски ракет, бомбометание. За год летчик-штурман Борис Осипов выполнил более 700 боевых вылетов.

Раз мы пошли на досмотр караванов, летели парой. Если с одним что-то случится, второй должен его забрать. В ущелье встретили сопротивление, нас обстреливали из пулеметов ДШК. Мы чудом вышли, но пошли на таран – они били по нам, мы по ним. Мы попали.

Много летали на спасение людей, вывозили раненых. Были случаи, когда жизни десантников, раненых и наши собственные зависели от нашего мастерства – приземлялись на клочке земли, на камне, когда другое колесо висело над пропастью.

Однажды мы были в дежурстве. Дежурная пара вертолетов вылетает на спасение людей. Это поисково-спасательная пара: кого-то сбили, напали, мы летим. Ракета в воздух – мы выбегаем к вертолетам, задачу ставят прямо в воздухе: квадрат такой-то. Мы летим. Дело было весной 1982 года, мы вылетели по сигналу ракеты и пошли в ущелье на предельно малой высоте – 50 метров над землей в узком ущелье, где развернуться было невозможно. Идем по руслу реки, а сбоку по скале идет дорога, на ней наша колонна и несколько машин горит. Нам пришлось садиться на русло реки, там пороги, камни, река каменистая. Мы с сильным риском приземляемся на таком островке, на камне на одно колесо, вертолет на весу. А сверху нам кричат: «Куда вы сели! Там заминировано». Но Борис выскакивает из вертолета и кидается вверх по камням на помощь раненым. Мы вынесли раненых, один был уже мертв, у него была насквозь прострелена грудь, в раскрытых глазах отражалось небо. (Это был день 8 марта, я еще подумал о его матери). А душманы уже подтянули силы. Мы на Ми-8, нас прикрывают Ми-24. Душманы снова обстреливают колонну. Но мы взлетели, вышли из ущелья.

Афганистан. Борис Осипов с боевыми товарищами

Афганистан. Борис Осипов с боевыми товарищами. 1981 год

Другой случай. Наша группа высаживала десант, борта шли конвейером. И вдруг в это время начался обстрел, удар, попадание, и вот один борт взлететь не может. Оставлять вертолет врагу нельзя, на нем системы опознавания, и нам ставят задачу – борт уничтожить. Мы должны были ночью подойти близко к тому месту; шли над горами, чуть не цепляя вершины, вертолет видели по контурам. Выпустили РС – реактивный снаряд, попали точно, вертолет загорелся, как шар.

Однажды нам случилось выручить наших ребят, буквально находившихся в осаде. Мы с Борисом возили боеприпасы, почту, продукты в Баркондат, небольшой населенный пункт, где находилась наша рота. Они там в ущельях сидят, закопались. Разгружаемся, а командир роты говорит: «духи» замучили: обстрелы каждую ночь ведут с моста, помогите. Мы взлетели, Борис сбросил бомбу – попал точно в мост – задачу выполнили.

В самые тяжелые дни у нас было до десяти вылетов в день. Некоторые с ног валились. Нам было по 23-24 года. Сейчас смотришь – некоторые жалуются на жизнь. Борис никогда не жаловался, молчал, все переносил, руками никогда не размахивал. Сигаретку в зубы – и пошел. Он был замечательный летчик, замечательный товарищ, он делал дело с полной ответственностью.

Из Афганистана Борис Осипов и Владимир Авдеев вернулись в августе 1982 года. Потом дороги боевых товарищей разошли, Владимир Авдеев отправился служить в Венгрию, а Борис Осипов снова в Афганистан. Его вторая военная командировка началась в октябре 1983 года и длилась год и несколько месяцев. Он стал командиром вертолета, стал сам принимать решения. На настоящий момент о второй командировке капитана Бориса Осипова в Афганистан ничего не известно.

Афганистан. Борис Осипов -  на боевое задание

Афганистан. Борис Осипов - на боевое задание. 1981 год

Б.Н. Осипов закончил службу в звании майора, за боевые заслуги был награжден орденом Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР», медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», медалью «За безупречную службу в вооруженных силах СССР», памятными и юбилейными медалями. Посмертно был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством».

Борис Осипов умер, не дожив до пятидесяти лет. Должно быть, сказалось и то, что в 1986 году, когда произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС, одними из первых на тушение вылетели летчики из-под Одессы, в их числе Б.Н. Осипов. Это было на следующий день после аварии, когда еще никто не знал, что делать, они тушили горящий реактор без всяких средств защиты, без специальных костюмов. Не было приказа надевать ОЗК (общевойсковой защитный комплект). Вертолеты зависали над реактором, сбрасывая раствор для тушения. Летчики работали в Чернобыле две недели, получили большую дозу облучения.

Вот такая судьба у коренного павловопосадца, выпускника второй школы Бориса Осипова. Вечная ему память!


Фото предоставлено Оксаной Осиповой

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.