Материал опубликован в газете «Посадъ» №25 за 22 июня 2001 года
Был такой госпиталь – 2911
Виктор Ситнов
Недавно пенсионерке, матери-героине Марии Васильевне Козыревой довелось побывать в городском краеведческом музее и познакомиться с экспозицией, посвященной участию павловопосадцев в мировых войнах. Эта интересная выставка, занимающая отдельный зал, понравилась Марии Васильевне. Но особое впечатление на нее произвел и вызвал волнение стенд, рассказывающий о работе военных госпиталей, располагавшихся в нашем городе в 1941-1945 годах.
Дело в том, что семнадцатилетней Маше Усачевой (в замужестве Козыревой) в 1943 году пришлось поработать санитаркой в эвакогоспитале №4857 в Павлово-Покровском ДК, а потом еще полтора года в ЭГ №2911 – до самого его расформирования в октябре 1945 года. Работа именно в этом госпитале запомнилась особенно, потому что здесь Маша познакомилась со своим будущим мужем – Борисом Григорьевичем Козыревым.
А еще у Марии Васильевны в семейном альбоме сохранилась фотография того времени – начала 1945 года. На ней санитарка Маша Усачева (в белом халате) с медсестрой Соней Перовой (справа от нее) – среди раненых бойцов госпиталя 2911. С фотоснимка 60-летней давности смотрят на нас в большинстве своем молодые люди – серьезные, испытавшие на себе все тяготы фронтовых будней, боль потерь и ранений...
...Эвакогоспиталь 2911 располагался на улице Фрунзе в трех зданиях. Это – нынешняя Налоговая инспекция, детская больница и слева от нее еще было двухэтажное каменное здание (не сохранилось), где сейчас пустырь перед строящейся новой «Скорой помощью»: тут было отделение выздоравливающих.
Госпиталь 2911 на ул. Фрунзе. Палата Козырева – в углу на 2 этаже.
Начальниками госпиталя в разное время были: Сергей Сергеевич Аванесов и подполковник Маринкин, а закрывать расформированный ЭГ в октябре 1945 года выпало начальнику медицинской службы Ксении Александровне Самойловой.
Заведующими отделениями были: Лидия Сергеевна Клюева (выздоравливающие), а хирургическими – Антонина Николаевна Симакина и ныне здравствующая и живущая на ул. Фрунзе Антонина Григорьевна Филина. Она приехала в Павловский Посад в составе эвакуированного из Рязани ЭГ 2994 в январе 1942 года и в октябре объединившегося с ЭГ 2911.
Антонина Григорьевна Филина
Антонина Григорьевна посвятила медицине 48 лет трудовой жизни. В новом госпитале она была сначала ординатором, затем зав. хирургическим отделением. Через ее опытные и чуткие руки прошли тысячи исцеленных больных, которые всю жизнь хранят о ней добрую память. После закрытия ЭГ 2911 А.Г.Филина работала в орехово-зуевском госпитале для инвалидов войны, а затем опять в Павловском Посаде.
В 1953 г. она закончила курсы рентгенологов и еще 36 лет (до пенсии) работала по этой специальности в Павлово-Покровской поликлинике. Сейчас, несмотря на возрастные недуги и трудную судьбу, Антонина Григорьевна остается бодрым, оптимистичным человеком. За заслуги перед Родиной она награждена орденом Отечественной войны и несколькими медалями. Иногда в городе А.Г.Филина встречается со своей бывшей санитаркой Марией Васильевной Козыревой. Пенсионерки беседуют о жизни, вспоминают молодые годы.
А случается, они встречают общего знакомого – инвалида войны, кавалера трех орденов Ивана Николаевича Носова, проходившего лечение в их госпитале. Тогда воспоминания становятся еще живее и ярче.
Ветераны помнят своих сотрудников по госпиталю 2911: заботливую сестру-хозяйку Смолкотину Александру и ее родную сестру санитарку Клавдию, ординатора Горбатовскую Ревекку Абрамовну и старшую сестру Андрееву Клавдию Ивановну, медсестру Екатерину Никулину, безотказную и старательную санитарку Бабушкину и других. Жаль, что многих уже нет...
Госпитальные будни были заполнены работой с утра до вечера. Выходных и отпусков не было. В трех зданиях размещалось примерно 300 коек, и забот хватало всем. Сотни и сотни операций, тысячи процедур, перевязок, санобработок. И никто не просил компенсаций, доплат, отгулов...
Мария Усачёва, 1945 год
Мария Васильевна вспоминает, что однажды ей пришлось даже сопровождать одного из больных в его родной город Брест-Литовск. А был случай, когда она при мытье окон неловко поскользнулась и упала со второго этажа.
Пролежав три недели в больнице, девушка вернулась на работу. Может быть, и потому, что ее там ждал он...
Бравый разведчик, девятнадцатилетний сержант Козырев за боевые заслуги имел уже орден Красной Звезды и медаль «За отвагу». Несмотря на тяжелые ранения, симпатичный сибиряк держался геройски, имел веселый и твердый характер, умел увлекательно рассказывать о боевых приключениях и хорошо рисовал. Такой не мог не понравиться молодой скромной санитарке...
Кстати, сейчас Борис Григорьевич пишет мемуары, которыми можно зачитываться, и всплывают интересные подробности. Например, мы узнаем про библиотекаршу Катю, которая приобщала молодых бойцов к классике. Козырева она приохотила к Достоевскому, а потом заставила прочитать весь роман Льва Толстого «Война и мир». А Борис по ходу пересказывал сюжет ребятам из своей палаты №31, в которой лежало аж восемнадцать человек!
Веселая была палата. На Новый 1945 год ее украшали кто чем мог. Козырев замечательно и быстро вырезал из картона разных зверей и развешивал их. Когда надоедало слушать черный репродуктор-тарелку и парни начинали скучать, положение спасал озорной паренек, раненный в «мягкое место», который на гармошке, даже лежа на спине, под общий хохот исполнял коронный номер – частушки-страдания типа:
«Сестра, пойди ко мне, –
Я весь лежу в г...»
Самодеятельные концерты имели неизменный успех. За культмассовую работу отвечал «зав. клубом» Афанасий Кравцов. В столовой был патефон, и по вечерам нередко устраивались танцы, в которых участвовал и мед. персонал. Кстати, силами сотрудников госпиталя устраивались концерты по праздникам. Иногда с этими концертами они выезжали на Большие Дворы. А оттуда (видимо, из больницы) приезжала концертная «бригада» с ответными визитами. Лучше всех из наших пела медсестра Зина Кубасова. Она исполняла «Синий платочек» и «Медсестра Анюта».
Борис Козырев с Афанасием Кравцовым готовили и выпускали боевые листки, заменявшие стенгазету, оформляли наглядную агитацию и разные медицинские таблицы.
Чтобы порой приподнять настроение соседей по палате и поощрить самих себя, парни проявляли солдатскую смекалку: рисовали на полотне лубочных лебедей на пруду и эти весьма популярные в те времена «самопальные» коврики продавали на рынке по 200 р. за штуку, чего хватало на 2 литра водки. Конский волос для изготовления кистей Козырев позаимствовал из хвоста госпитальной лошади.
Это «искусство» пригодилось и в День Победы – чтобы отметить долгожданный праздник. «Наркомовских» 100 граммов, конечно, было мало для такого торжества. Опять выручили «лебеди». Их понесли на павловский рынок утром 9 мая. Встречные рабочие со смены, все в пуху, поздравляли и обнимали на радостях хромающих на рынок солдат. Козырев был с Ваней Лобановым, соседом по палате. А там, когда на подводе привезли заветную железную бочку с разливной водкой, их первыми пропустили получить свои три литровых ковшика в баклажку...
И даже сам подполковник Маринкин, заметив за праздничным обедом под столом постороннюю емкость, конечно, догадался о ее предназначении и великодушно разрешил ребятам тихонько добавить по сто...
Сколько еще интересных эпизодов из жизни госпиталя 2911! Их хватило бы на целую повесть. Возможно, мы когда-нибудь и прочитаем ее.
За каждым из строгих номеров госпиталей в длинном списке из «Книги памяти» скрыта целая поистине героическая жизнь этих прифронтовых и тыловых медучреждений, спасших жизни, а значит, и судьбы бесчисленного множества людей, давших рождение новым жизням. Значение этого гражданского подвига трудно переоценить.
ЭГ № 2911, май 1945 г.
Мария Васильевна Козырева сердечно благодарит коллектив краеведческого музея за сохраненную память о героических страницах нашего прошлого, о гражданском подвиге соотечественников, являющемся нравственным ориентиром для молодого поколения. У самой героини нашего рассказа сегодня восемь внуков и двенадцать правнуков. Есть кому принимать эстафету славных дел старшего поколения.
Примечание автора. Приведены данные на 2001 год.
Ныне М.В. Козырева (1925-2010) и Б.Г. Козырев (1925-2013) покойные) а правнуков у них уже четырнадцать, внуков – восемь.
Поделитесь с друзьями