«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

27 мая 2020 года

Великая Отечественная Павловский Посад

Материал опубликован в газете «Посадъ» №25 за 22 июня 2001 года

Был такой госпиталь – 2911                

Виктор Ситнов

Недавно пенсионерке, матери-героине Марии Васильевне Козыревой довелось побывать в городском краеведческом музее и познакомиться с экспозицией, посвященной участию павловопосадцев в мировых войнах. Эта интересная выставка, занима­ющая отдельный зал, понравилась Марии Васи­льевне. Но особое впечатление на нее произвел и вызвал волнение стенд, расска­зывающий о работе военных госпиталей, располагавшихся в нашем городе в 1941-1945 годах.

Дело в том, что семнадцатилетней Маше Усачевой (в замужестве Козыревой) в 1943 году пришлось поработать санитар­кой в эвакогоспитале №4857 в Павлово-Покровском ДК, а потом еще полтора года в ЭГ №2911 – до самого его расформирования в октябре 1945 года. Работа именно в этом госпитале запомнилась особенно, по­тому что здесь Маша познакомилась со своим будущим мужем – Борисом Григорь­евичем Козыревым.

А еще у Марии Васильевны в семейном альбоме сохранилась фотография того времени – начала 1945 года. На ней санитарка Маша Усачева (в белом халате) с медсестрой Соней Перовой (справа от нее) – среди раненых бойцов госпиталя 2911. С фотоснимка 60-летней давности смотрят на нас в большинстве своем моло­дые люди – серьезные, испытавшие на себе все тяготы фронтовых будней, боль потерь и ранений...

...Эвакогоспиталь 2911 располагался на улице Фрунзе в трех зданиях. Это – нынешняя Налоговая инспекция, детская больница и слева от нее еще было двухэтажное каменное здание (не сохранилось), где сейчас пустырь перед строящейся новой «Скорой помощью»: тут было отделение выздоравливающих.

Госпиталь 2911 на ул. Фрунзе. Палата Козырева – в углу на 2 этаже.

На­чальниками госпиталя в разное время были: Сергей Сергеевич Аванесов и подполковник Маринкин, а закрывать расфор­мированный ЭГ в октябре 1945 года выпало начальнику медицинской службы Ксении Александровне Самойловой.

Заведующими отделениями были: Лидия Сергеевна Клюева (выздоравливающие), а хирургическими – Антонина Николаевна Симакина и ныне здравствующая и живущая на ул. Фрунзе Антонина Григорьевна Филина. Она приехала в Павловский Посад в составе эвакуированного из Рязани ЭГ 2994 в январе 1942 года и в октябре объединившегося с ЭГ 2911.

Антонина Григорьевна Филина

Антонина Григорьевна посвятила меди­цине 48 лет трудовой жизни. В новом госпитале она была сначала ординатором, затем зав. хирургическим отделением. Через ее опытные и чуткие руки прошли тысячи исцеленных больных, которые всю жизнь хранят о ней добрую память. После закрытия ЭГ 2911 А.Г.Филина работала в орехово-зуевском госпитале для инвалидов войны, а затем опять в Павловском Посаде.

В 1953 г. она закончила курсы рентге­нологов и еще 36 лет (до пенсии) работала по этой специальности в Павлово-Покровской поликлинике. Сейчас, несмотря на возрастные недуги и трудную судьбу, Антони­на Григорьевна остается бодрым, оптимис­тичным человеком. За заслуги перед Роди­ной она награждена орденом Отечествен­ной войны и несколькими медалями. Иног­да в городе А.Г.Филина встречается со своей бывшей санитаркой Марией Василь­евной Козыревой. Пенсионерки беседуют о жизни, вспоминают молодые годы.

А случается, они встречают общего знакомо­го – инвалида войны, кавалера трех орде­нов Ивана Николаевича Носова, прохо­дившего лечение в их госпитале. Тогда воспоминания становятся еще живее и ярче.

Ветераны помнят своих сотрудников по госпиталю 2911: заботливую сестру-хозяй­ку Смолкотину Александру и ее родную сестру санитарку Клавдию, ординатора Горбатовскую Ревекку Абрамовну и стар­шую сестру Андрееву Клавдию Ивановну, медсестру Екатерину Никулину, безотказ­ную и старательную санитарку Бабушкину и других. Жаль, что многих уже нет...

Госпитальные будни были заполнены ра­ботой с утра до вечера. Выходных и отпусков не было. В трех зданиях размещалось примерно 300 коек, и забот хватало всем. Сотни и сотни операций, тысячи процедур, перевязок, санобработок. И никто не просил компенсаций, доплат, отгулов...

Мария Усачёва, 1945 год

Мария Васильевна вспоминает, что однаж­ды ей пришлось даже сопровождать одного из больных в его родной город Брест-Литовск. А был случай, когда она при мытье окон неловко поскользнулась и упала со второго этажа.

Пролежав три недели в больнице, девушка вернулась на работу. Может быть, и потому, что ее там ждал он...

Бравый разведчик, девятнадцатилетний сержант Козырев за боевые заслуги имел уже орден Красной Звезды и медаль «За отвагу». Несмотря на тяжелые ранения, симпатичный сибиряк держался геройски, имел веселый и твердый характер, умел увлекательно рассказывать о боевых при­ключениях и хорошо рисовал. Такой не мог не понравиться молодой скромной са­нитарке...

Кстати, сейчас Борис Григорьевич пи­шет мемуары, которыми можно зачитываться, и всплывают интересные подробности. Например, мы узнаем про библиотекаршу Катю, которая приобщала молодых бой­цов к классике. Козырева она приохотила к Достоевскому, а потом заставила прочи­тать весь роман Льва Толстого «Война и мир». А Борис по ходу пересказывал сю­жет ребятам из своей палаты №31, в которой лежало аж восемнадцать человек!

Веселая была палата. На Новый 1945 год ее украшали кто чем мог. Козырев замечательно и быстро вырезал из карто­на разных зверей и развешивал их. Когда надоедало слушать черный репродуктор-тарелку и парни начинали скучать, положение спа­сал озорной паренек, раненный в «мягкое место», который на гармошке, даже лежа на спине, под общий хохот исполнял коронный номер – частуш­ки-страдания типа:

«Сестра, пойди ко мне, –

Я весь лежу в г...»

Самодеятельные концерты имели неиз­менный успех. За культмассовую работу отвечал «зав. клубом» Афанасий Кравцов. В столовой был патефон, и по вечерам нередко устраивались танцы, в которых участвовал и мед. персонал. Кстати, сила­ми сотрудников госпиталя устраивались концерты по праздникам. Иногда с этими концертами они выезжали на Большие Дво­ры. А оттуда (видимо, из больницы) приез­жала  концертная «бригада» с ответными визитами. Лучше всех из наших пела медсе­стра Зина Кубасова. Она исполняла «Си­ний платочек» и «Медсестра Анюта».

Борис Козырев с Афанасием Кравцовым готовили и выпускали боевые листки, заменявшие стен­газету, оформляли наглядную агитацию и разные медицинские таблицы.

Чтобы порой приподнять настроение соседей по палате и поощрить самих себя, парни проявляли солдатскую смекалку: рисовали на полотне лубочных лебедей на пруду и эти весьма популярные в те времена «самопальные» коврики про­давали на рынке по 200 р. за штуку, чего хватало на 2 литра водки. Конский волос для изготовления кистей Козырев позаим­ствовал из хвоста госпитальной лошади.

Это «искусство» пригодилось и в День Победы – чтобы отметить долгожданный праздник. «Наркомовских» 100 граммов, конечно, было мало для такого торжества. Опять выручили «лебеди». Их понесли на павловский рынок утром 9 мая. Встречные рабочие со смены, все в пуху, поздравляли и обнимали на радостях хромающих на рынок солдат. Козырев был с Ваней Лобановым, соседом по палате. А там, когда на подводе привез­ли заветную железную бочку с разливной водкой, их первыми пропустили получить свои три литровых ковшика в баклажку...

И даже сам подполковник Маринкин, заметив за праздничным обедом под столом постороннюю емкость, конечно, дога­дался о ее предназначении и великодушно разрешил ребятам тихонько добавить по сто...

Сколько еще интересных эпизодов из жизни госпиталя 2911! Их хватило бы на целую повесть. Возможно, мы когда-нибудь и прочитаем ее.

За каждым из строгих номеров госпита­лей в длинном списке из «Книги памяти» скрыта целая поистине героическая жизнь этих прифронтовых и тыловых медучрежде­ний, спасших жизни, а значит, и судьбы бесчисленного множества людей, давших рождение новым жизням. Значение этого гражданского подвига трудно переоценить.

ЭГ № 2911, май 1945 г.

Мария Васильевна Козырева сердечно благодарит коллектив краеведческого музея за сохраненную память о героических страницах нашего прошлого, о гражданском подвиге соотечественников, являющем­ся нравственным ориентиром для молодого поколения. У самой героини нашего рас­сказа сегодня восемь внуков и двенадцать правну­ков. Есть кому принимать эстафету слав­ных дел старшего поколения.

 

Примечание автора. Приведены данные на 2001 год.

Ныне М.В. Козырева (1925-2010) и Б.Г. Козырев (1925-2013) покойные) а правнуков у них уже четырнадцать, внуков – восемь.

 

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.