Часть вторая. 1957 – 1962 годы
Наши учителя
Видова А.И.
Больше всего в деревне Соколово знают и помнят Видову Анну Ивановну (1917 - 2008), которая проработала в школе 45 лет и выучила не менее половины деревенских мальчишек и девчонок.
Слева направо:
1 ряд: Замешаева (в зам. Рябина) Валентина Павловна, Рябин Александр Алексеевич, Гуськов Евгений Васильевич, Рябина «Гаширина» Галина Ивановна, Рябина «Капустина» Ольга Ивановна, Анохина «Васягина» (в зам. Кучкина) Любовь Васильевна, Зыков Анатолий Васильевич.
2 ряд: Рябина «Васюхина» Лидия Васильевна, Смирнова (в зам. Кирина) Татьяна Николаевна, Валиулин (Анохин) «Павлов» Юрий Габдулбарович, Савина «Максимова» (в зам. Смирнова) Валентина Михайловна, Бурдаков Николай Иванович, Мурзаев Виктор Касеинович.
3 ряд: Кирин Анатолий Александрович, Рябин «Капустин» Анатолий Иванович, Зяблев «Гурьев» Сергей Александрович, Сосин «Кабочкин» Александр Александрович.
4 ряд: Агафонов «Барабошкин» Виктор Иванович, Видова Анна Ивановна – заведующая школой, Замешаев Анатолий Павлович.
Взрослые относились к ней, как к безусловному авторитету. Ученики же всех возрастов старались не огорчать её ни поведением, ни плохими отметками.
Анна Ивановна родом из деревни Молзино. После школы поступила в Ногинский образцовый педагогический техникум. В то время после окончания техникума надо было пройти «установленный испытательный стаж педагогической работы в школе».
В 1936-м году, после окончания Ногинского педагогического техникума, её направляют для прохождения испытательного стажа на работу в Соколовскую начальную школу. В это время заведующей школой была Мария Сергеевна Касимова. Анна Ивановна снимала комнату в частном доме у семьи Куликовых.
9-го июля 1938-го года Анна Ивановна Видова получает Аттестат на звание Учителя начальной школы.
Видова А.И. с мужем и сыном Сергеем. Примерно 1945 год.
В 1939 году вышла замуж за Гуськова Ивана Андреевича (1910 - 1993 гг.). Фамилию менять не стала, осталась Видовой. Жили они с родителями мужа. Позднее им выделили участок для постройки дома, в широком «прогале» между двумя домами по улице Октябрьская. В 1939-м году родился первый сын Сергей, в 1941-м второй сын Владимир.
Анна Ивановна любила ездить на велосипеде. Как рассказывают её соседи, Анна Ивановна с мужем регулярно ездили на велосипедах навещать родню в деревню Молзино. Сиденье велосипеда она всегда обтягивала чистой тряпочкой, закрепляла её и только потом садилась и они отправлялись в дорогу. До самых преклонных лет она пользовалась велосипедом вместо общественного транспорта.
В те времена в деревне все держали скотину. У Гуськовых-Видовых была коза, затем корова. Заботу и содержание их Иван Андреевич полностью взял на себя, чтобы Анна Ивановна могла больше времени уделять школе и ученикам. Он кормил, поил, доил, убирал за животными. Летом ходил с подойником на выпас, чтобы там подоить корову. Косил траву, сушил, заготавливал сено на зиму. Занимался огородом.
Правление Соколовского колхоза оказывало разную возможную поддержку учителям. В протоколах заседаний правления в те годы встречаются записи о выделении учителям сенокосов на домашних животных. Так в протоколе от 19.06.1945 г. № 13 записано, что правление постановило: « ...выделить сенокосы учителям Видовой и Бурдаковой на коз по 0,25 га».
К своей работе, не только педагогической, но и любой другой, Анна Ивановна относилась ответственно, старалась всё делать на «отлично».
Анна Ивановна была членом Правления Соколовского колхоза «Имени 15 лет Октября», участвовала во всех его заседаниях.
Правлению колхоза приходилось решать множество неотложных и насущных дел. Например, в 1945-м году слушали на правлении следующие вопросы: об ускорении уборки и силосовании; об оказании помощи демобилизованным красноармейцам и устройстве их на работу; об оказании помощи семьям воинов, погибших на фронтах Отечественной войны; о периодическом опаздывании на работу доярки; о краже свинины из кладовой 35 кг 450 г; о продаже маленьких поросят от вынужденно зарезанной свиноматки; о приобретении семян клевера для посева в 1945 году; об оказании помощи МТС в строительстве жилых домов. И много других проблем, возникающих в каждодневной жизни колхоза.
В районной газете «Голос рабочего» за 13-го августа 1943-го года помещена заметка корреспондента Касаткиной о том, как в суровые военные годы школьники помогали колхозу в уборочной кампании:
«...Дружно и организованно работают школьники Соколовского колхоза на полях. Ежедневно 35-40 учащихся бывают на огороде, где они вместе с учителем Анной Ивановной Видовой помогают полоть овощи. Подростки трудятся наравне со взрослыми и вырабатывают по 1-2 трудодня в день. Хорошо работают Савина К., Куликова Л., Белухина Н., Афонюхина Н. и другие».
В 1946 году Анна Ивановна была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», с 1-го августа 1947-го года назначена заведующей Соколовской начальной школой.
Гуськовы – Видовы одними из первых в деревне купили телевизор. В 50-е годы на телевидении существовало несколько передач для детей - «Умелые руки», например. Первый эфир передачи прошёл весной 1956 года. Передача выходила 1 раз в месяц. Детей обучали поделкам из пластилина, цветной бумаги, природного материала. В начале передача выходила по субботам и длилась 30 минут. На эти передачи Анна Ивановна приглашала класс к себе домой. Рябина Валентина Ивановна «Капустина», 1948 г. р. и Кузнецова (в замуж. Панкратова) Любовь Михайловна, 1947 г. р. вспоминают, как они сидели перед маленьким экраном и внимательно наблюдали за тем, как из самых простых вещей: листочка бумаги, ниток, лоскутка материала, спичечного коробка, скорлупки грецкого ореха получались нужные и полезные вещи.
Своим накопленным опытом работы в школе Анна Ивановна делилась со своими коллегами. Ее приглашали выступать на научной областной педагогической конференции.
Когда в 1970-м году после третьего курса педучилища на практику в школу пришла бывшая ученица Катина (в зам. Зяблева) Наташа, то Анна Ивановна учила её учить детей. Наталья Ивановна вспоминает: «Сижу, проверяю тетради и вижу, что работа написана плохо, ошибки, надо ставить двойку. Но ведь ученик старался, он всё-таки пытался всё сделать правильно. Жалко мне ставить двойку, может быть можно три поставить?». Будущая учительница колеблется. Подходит Анна Ивановна, видит нерешительность практикантки и говорит: «Ставь двойку! Иначе ты никогда не станешь настоящим учителем! Надо уметь быть не только доброй, но и строгой и принципиальной с учениками!»
В 1962 году РОНО организовало шесть кустовых методических объединений (КМО). Учитывая большой педагогический опыт, приказом Ногинского РОНО от 21-го ноября 1962-го года № 516 руководителем Ямкинского КМО была назначена Видова А. И.
За свою многолетнюю и плодотворную педагогическую деятельность она награждена знаком «Отличник народного просвещения».
Ногинская районная газета «Знамя коммунизма» 30 июля 1976 года опубликовала очерк об Анне Ивановне «40 лет в школе».
30 лет Анна Ивановна была депутатом Сельского Совета. Принимала активное участие в общественной жизни.
На торжественном мероприятии в Доме культуры
На празднике в д. Соколово
Гвоздкова М.К.
Второй учительницей в наши школьные годы была Мария Константиновна Гвоздкова. Она окончила Ногинское педагогическое училище в 1957-м году. Тогда выпускников училища часто направляли на работу в отдалённые точки страны. Мария Константиновна была «полусиротой», отец умер. Поэтому после окончания училища её распределили на работу ближе к дому. Сначала оставили запасной учительницей начальных классов Ногинского РОНО. Затем, на время декретного отпуска учительницы, её назначили в Каменковскую начальную школу, а с 1-го января 1958-го года направили на работу в Соколовскую начальную школу, на должность учительницы начальных классов. Сначала временно, на время декретного отпуска учительницы Романовой, а затем и постоянно.
Светло-русая, с косой, очень милая, внимательная и добрая, она преподавала в нашей школе четыре года, а с 15-го августа 1962-го года была переведена в Старо-Псарьковскую восьмилетнюю школу. Позже Мария Константиновна вышла замуж, стала Бутылиной, у них с мужем родились две дочки. Жила в деревне Каменки-Дранишниково.
Для девочек она была предметом для обожания. В ней чувствовалось домашнее тепло. Несколько девочек писали ей письма, скучали без неё.
На фото (слева направо):
1 ряд: Зяблева Лидия Александровна, Савин Евгений Васильевич, Бузин «Пимахин» Виктор Васильевич, Костина «Пыхова» Лидия Сергеевна, Тимонова (в зам. Небузданова) Нина Васильевна, Шаронов Сергей Иванович, Белкина «Колыванова» Надежда Спиридоновна, Шкадина Надежда Алексеевна.
2 ряд: Савина «Солдатикова» (в зам. Баранова) Нина Александровна, Лобачёва (в зам. Мартишина) Людмила Николаевна, Катина (в зам. Ульянова) Нина Ивановна, Дубровина (в зам. Гришина) Нина Петровна, Рябов «Леонов» Анатолий Иванович, Самсонова (в зам. Менькова) Зинаида Степановна.
3 ряд: Анохин «Чекресов» Александр Арсеньевич, Юдин «Данилин» Виктор Сергеевич, Бурдакова Лариса Ивановна, Рябин «Валтузов» Виктор Владимирович, Рябин «Гранов» Вячеслав Алексеевич, Зяблев «Мишин-Платов» Виктор Васильевич.
4 ряд: Гуськов «Бармихин» Виктор Александрович, Катина (в зам. Зяблева) Наталья Ивановна, Гвоздкова Мария Константиновна – учительница, Анохина Валентина Викторовна, Бурдаков Владимир Иванович.
Обустройство школы
В школе было два помещения для занятий, два класса. Одно помещение поменьше, потеплее, в него выходила одна сторона печки. В этом классе вела уроки Анна Ивановна. Второе помещение чуть больше. Здесь преподавала Мария Константиновна.
Обогревалась школа большой печью, в коридоре был подтопок, как маленькая печка. Зимой на нём дети сушили варежки. Топили печь дровами и торфяными брикетами. Для этого в зимнее время нанимали истопника. Брикет складывали в сарае, недалеко от школы. Когда машина привозила и сваливала брикет, то школьники, переодевшись после занятий, по цепочке переносили его в сарай. На брикете, в углу, лежали старые, исписанные школьные тетрадки, наверное, для розжига печки.
Между школой и сараем был колодец с «журавлём». Воду из него брали для школьных нужд и для пришкольного участка.
На стене коридора, при входе, были прибиты большие надежные крючки. Дети вешали на них верхнюю одежду, каждый на свой крючок.
В коридоре школы находились два столика. На одном стояла большая металлическая ёмкость для воды, чтобы мы могли попить, особенно после урока физкультуры или большой перемены. Вода была не кипячёная, сырая. Мы и дома воду никогда не кипятили. Под краном бачка стояло ведро, чтобы вода не капала на пол.
На другом столике были две шашечных доски. На переменках играли в «поддавки», «уголки», «щелчки» (когда надо было сбить с доски шашки противника щелчком). У шашечного стола, на перемене, всегда стояла очередь желающих поиграть.
Напротив класса Анны Ивановны, в коридоре, был подпол, где хранилась картошка, собранная осенью на пришкольном участке. Доски пола были широкие, две доски поднимались, чтобы достать картофель, когда надо было его продать или весной на посадку.
Убиралась в школе уборщица Раиса Бурдакова. Её дом стоял напротив часовенки. У Раисы была дочь - школьница, в то время у нее болели ноги и дети каждое утро заходили за ней, чтобы помочь дойти до школы. Двое вели её под «локотки», а третий нёс портфель.
Туалет находился в крылечке школы. Тепло от печки туда не доходило и зимой там было холодно.
Форма
Летом, перед началом учебного года, нам покупали школьную форму и портфель. Форма сразу делала нас серьёзнее и ответственнее.
В 1948-м году был принят первый вариант обязательной школьной формы. И с 1-го сентября 1949-го года в СССР вводится единая школьная форма.
В 1957-1962 годах у мальчиков были гимнастёрки серого цвета с отложным воротником, серые брюки, ремень с пряжкой, чёрные ботинки, фуражки с околышем. На околыше фуражки крепился металлический знак: лучи солнца с рифлёной буквой «Ш», окружённые лавровыми ветвями. Такая же эмблема была на ременной пряжке. На отложной воротник гимнастёрки пришивался сменный белый воротничок.
Ткань для школьной формы была двух типов: шерстяная плотная, она стоила дороже. И полушерстяная потоньше, эта форма стоила дешевле. В наших классах были мальчики и в более дорогой форме и в той, что подешевле. Наверное, это зависело не только от достатка родителей, но и от аккуратности самого ученика. В деревне, по дороге от дома до школы и, особенно, обратно, форма могла подвергнуться всяким неприятностям. Эта форма просуществовала до конца мая 1962-го года.
У девочек форма практически не менялась с 1948-го до 1985-го года. Они ходили в тёмно-коричневом полушерстяном платье до колен и повседневном чёрном переднике (фартуке) из сатина, завязывавшемся сзади на бант. На праздники и торжественные мероприятия одевался белый фартук. Платье украшали белыми съёмными отложными воротничками и белыми манжетами. На уроке труда в третьем классе нас научили пришивать воротнички и манжеты, чтобы мы дома делали это самостоятельно, без помощи мам. Девочки носили банты из шёлковых или капроновых лент: чёрные, коричневые или белые.
Обязательными элементами школьной формы, в зависимости от возраста, были октябрятский значок, красный пионерский галстук и пионерский значок.
Перед началом уроков и мальчики и девочки надевали нарукавники, потому что шерстяная ткань очень быстро протиралась на локтях. Чаще всего нарукавники шили из сатина чёрного или тёмно-синего цвета.
В школу, в матерчатом мешочке, несли сменную обувь. При входе переобувались. Мешок, с уже уличной обувью, вешали на крючок, вместе с верхней одеждой. Переобувались в кожаные тапочки со шнурками, в сандалии, в тапочки из сукна с пришитыми сзади на пятке завязками. Зимой приходили в школу в валенках с галошами. Галоши снимали и сидели на уроках в валенках. И это было хорошо, так как пол был холодный. У некоторых учеников валенки были подшиты и они ходили без галош. Уборщица на них ворчала, потому что они оставляли мокрые следы по всему коридору.
Дежурства
Из учеников третьего и четвёртого классов каждый день назначались дежурные. В их обязанности входило: вытирать классную доску перед каждым уроком, следить, чтобы тряпка для вытирания доски была влажная, следить за дисциплиной на переменах, поливать цветы. На подоконнике стояли цветы и бутылки с веточками тополя, мы наблюдали, как они распускаются.
В школе мы были дисциплинированные, особо не бегали, не шумели, не кричали. Только, если начинался урок, а наша учительница задерживалась в учительской, то могли тихонько начать переговариваться.
Назначали санитарный контроль из двух человек (девочка и мальчик). Перед началом первого урока санитары пропускали в класс, только проверив чистоту рук и ушей.
Уроки
Уроки проходили в двух классных комнатах. В одном помещении сидели ученики первого и третьего классов, в другом - второго и четвёртого.
В отличие от сегодняшнего времени, мы приходили в первый класс, не умея читать и писать. Учителя неодобрительно относились к тому, если родители перед школой учили детей читать, потому что это нарушало методику преподавания.
До сих пор наша память хранит время, когда мы стали учениками первого класса. Учительница показывает нам, как правильно писать карандашом палочки в тетради в косую линейку. Мы сосредоточились на том, чтобы правильно держать в руке карандаш, поскольку это чрезвычайно важно, и старательно выводим палочки. А она, в это время, решает с третьим классом задачи по арифметике, вызывает к доске, объясняет. Палочки, потом и буквы карандашом мы писали месяца два. Потом мы взяли перьевую ручку и стали макать её в чернильницу-непроливайку и опять писать палочки и отдельные составные части букв в тетради по чистописанию. В тетрадях были промокашки, но чернила упорно лезли на пальцы и даже на лицо. Фразу: «Мама мыла раму», мы написали только в третьей четверти! Обучение было медленное, но запоминалось на всю жизнь. Иногда случались даже второгодники.
На урок Азбуки учительница приносила самодельные кармашки с буквами. Кармашки вешала на стену и мы вынимали буквы и составляли слова на картонном стенде. На нём тоже было подобие кармашков, только неглубоких. В них и вставлялись буквы.
На Арифметике тоже были такие же кармашки с цифрами и знаками арифметических действий. Ещё на Арифметике были счётные палочки. В прямоугольной коробочке или цилиндрическом пенале были разноцветные палочки. Сначала хватало 20 палочек, потом 50.
У каждого из нас были свои азбуки с кармашками, покупные или самодельные. Они назывались «Касса букв и слогов». Если терялись буквы или цифры из этого набора, то мы сами вырезали из бумаги недостающие знаки.
На уроках Естествознания, когда проходили какой-либо вид растений, собирали Гербарий. Сушили листья или травы, раскладывая их между страницами газет или в книги между страницами. Иногда листья гладили не горячим утюгом. Тогда они получались ровные и не теряли цвет. Особенно красивые были листья клёна и осины.
В обоих классах стояли большие деревянные школьные счёты. В классе Анны Ивановны на стене висела карта СССР, на столе стоял глобус.
Мы старались бережно относиться к учебникам, потому что их нужно было оставить для младших детей. Готовых обложек не было, поэтому оборачивали учебники бумагой, которую можно было найти дома. Часто это были газеты в два слоя или листы из больших журналов, например из журнала «Огонёк».
Так как мы писали перьевой ручкой, макая её в чернильницу, то периодически перо надо было очистить от мелкого мусора. Бумага в тетрадках иногда была рыхлая, не «лощёная», и перо забивалось, прилипали мелкие крошки или ворсинки. Чтобы почистить перо, делали самодельные перочистки из сшитых по центру круглых тряпочек.
На уроках труда нас, девочек и мальчиков, учили вышивать. Мы готовили в подарок мамам на 8-е Марта вышитые салфеточки. Шили мешки для сменной обуви. С удовольствием и с фантазией занимались изготовлением закладок в учебники и в художественную литературу.
На уроке рисования пользовались цветными карандашами, в коробочке было 6 штук разных цветов. Потом появились коробки с 12-ю карандашами. Но когда кто-то принёс на урок необыкновенную упаковку с карандашами 36 цветов, в три ряда, класс был потрясён такой роскошью. В третьем и четвёртом классе стали рисовать акварельными красками. Это создавало некоторые проблемы. С собой надо было приносить баночку для воды, на уроке постараться её не разлить, после урока вылить воду и мокрую баночку уложить в портфель, чтобы ничего не замочить.
Ручки, простые карандаши, стёрки, точилка для карандашей лежали в пенале. Пенал у большинства наших учеников был деревянный с двумя отделениями.
Если кто-то не справлялся с домашним заданием или плохо работал на уроке, то учительница говорила: «Останешься после уроков!». Когда все побежали домой, ты вынужден сидеть в классе и заниматься - это было ощутимое наказание.
После уроков дежурные должны были подмести класс.
Уроки начинались и заканчивались под звон колокольчика. Колокольчик с ленточкой всегда стоял на учительском столе Анны Ивановны. Она сама всегда звонила о начале и окончании уроков.
Когда мы стали читать по слогам, открылся новый неизведанный, манящий, притягательный мир! Мир книг!
В большом классе у окна стоял деревянный двухстворчатый шкаф. Дверцы наполовину были со стеклом, с внутренней стороны затянутым занавесочками. Хранились в том шкафу книги для уроков внеклассного чтения по субботам. Можно было взять книгу для чтения домой. Маленькая школьная библиотека.
Все уроки проходили в классе, кроме физкультуры. Физкультура на улице. Иногда, когда была плохая погода, занимались в коридоре. Зимой катались на лыжах. Если был в этот день урок физкультуры, то девочки под форменное платье, дома, сразу надевали шаровары, а зимой тёплые штанишки «с начёсом». Деревянные лыжи с деревянными палками носили с собой, оставлять в школе было негде. Катались в валенках, которые крепились к лыжам с помощью ремней и резинок. Лыжи перед катанием надо было смазывать лыжной мазью, которая подбиралась в зависимости от температуры воздуха. Это был тогда сложный для нас процесс, поэтому смазкой мы не занимались. Из-за этого в сырую погоду к лыжам налипал снег, катание тогда превращалось в испытание.
Нас учили наблюдать, видеть и слышать природу. Самой ранней весной, когда ещё лежал снег, срезали не проснувшиеся побеги с дерева, ставили в бутылку с водой и через некоторое время на них вырастали корешки и начинали разворачиваться клейкие душистые листочки. За окном снег, а на подоконнике возрождается новая жизнь!
Чуть позже ставили в бутылки с водой ветки берёзы, чтобы на них появилась нежная зелень к 1-му Мая. Эти ветки украшали искусственными цветами, и родители с детьми шли с ними в город на Первомайскую демонстрацию.
Пришкольный участок
При школе существовал пришкольный участок с яблоневым садом. Вероятно, яблонькам было много лет, за ними ухаживали, окапывали и они исправно плодоносили. Летом, в каникулы, на участке отрабатывали практику.
На этом пришкольном участке сажали картошку. Осенью изимой её продавали и на вырученные деньги покупали для школьников подарки на 7-е Ноября и на Новый год.
Расходование урожая овощей с пришкольного участка строго регламентировалось. Действовал приказ Ногинского РОНО от 7 сентября 1943 года № 163 «О сборе и распределении урожая с пришкольного участка», которым, в частности, предписывалось:
1) подготовить помещение для хранения овощей, предусмотренное правилами санитарного надзора; запретить совместное использование погребов частных лиц.
2) приемку готовых овощей производить обязательно комиссией в следующем составе: представитель РОНО; директор (зав.) школы; зав. пришкольным участком; председатель МК; представитель от родителей
3) готовая продукция тщательно взвешивается ...заносится в ведомость и по окончании составляется акт, за подписью всех членов комиссии
4) после уборки овощей, урожай распределяется следующим образом:
а) засыпается семенной фонд; б) 50% урожая поставляется в фонд организации горячих завтраков учащимся и работникам школы; в) 25-30% урожая бесплатно распределяется между работавшими учащимися по трудодням; г) 10-15% урожая распределяется между учителями и техработниками школы по количеству трудодней; д) 10% урожая выделяется заведующему пришкольным участком;
5) распределение урожая производится вышеназванной комиссией
6) денежные суммы от пришкольного хозяйства поступают на отдельный счёт школы и расходуются директором в соответствии со сметой.
Продажей картофеля занимался родительский комитет. Зимой, перед Новым годом, когда картофель стоил дороже, запрягали лошадь, в сани складывали мешки с картошкой и везли продавать в Глухово. Как правило, ездила с картошкой член родительского комитета Ольга Петровна Зяблева (в девичестве Агафонова «Барабошкина»).
Праздники
Как все дети, мы очень любили праздники. Самый долгожданный праздник - Новый год! Готовились к нему вдохновенно! Подготовка начиналась с изготовления игрушек. Нарезали из бумаги ленты, раскрашивали цветными карандашами, склеивали в цепочку. Получались бусы. Вырезали снежинки, нарезали и склеивали фонарики! Стеклянных игрушек было мало: сосульки, фигурки зверей, шишки. В Новый год ждали чуда, сказки! В сказке непременно должно быть «.. и вдруг...». А вдруг придёт волшебник - Дед Мороз и принесёт с собой красивые куклы, красивое платьице, настоящий кукольный чайный сервиз!
Перед праздником, в коридоре, проходила общешкольная репетиция. Все четыре класса водили хоровод, кто-то читал стихи про ёлку, кто был зайчиком, лисичкой, волком. Был и медведь, в маске, в тулупе, вывернутым мехом наружу. Репетировали свои роли и сценки.
Мы, девочки из первого класса, были снежинками. Мамы шили нам платьица из двух слоёв марли, крахмалили их клейстером из картофельного крахмала. На платьица наклеивали, тем же клейстером, вырезанные из белой бумаги снежинки. На голове корона - картонка, обклеенная белой бумагой и осколками разбитых ёлочных игрушек. Эти девочки были самыми красивыми и счастливыми от значимости своей роли!
Ёлка всегда стояла в нашем классе, так как он был больше. Выносили в коридор школьную деревянную доску, несколько парт и в середину устанавливали ёлку. Ёлка всегда была настоящая. Когда она после леса обживалась в новых условиях, то хвойный запах заполнял школу. Это был запах грядущего праздника! На встречу Нового года приходили родители с младшими детьми, дедушки, бабушки. Для младших детей родители приносили маленькие подарочки, отдавали их Деду Морозу, и он вручал их малышам. Гости стояли у входа в класс, там, где располагалась школьная доска, а дети-артисты стояли вдоль противоположной стеночки и ждали своего выхода.
Роль Деда Мороза иногда исполняли мамы. Несколько лет этим волшебником была Елизавета Павловна, мама Равиля (Юры) Валиулина.
В конце праздника раздавали подарки: в цветной картонной коробочке несколько шоколадных конфет, печенье, ириски и мандарин! Так с хвойного запаха и мандарина начинались зимние каникулы.
Мы готовились не только к Новому году, но и к другим праздникам. Например, к 9 Мая. На уроках пения репетировали военные песни. Запевалами были Сосин Саша и Савин Женя. Иногда эти репетиции продолжались в коридоре, на перемене. Кто-то начинал петь, обычно Саша или Женя, и некоторые ученики бросали игры, подходили к ним и все вместе исполняли песню.
Октябрята
К дню Великого Октября первоклассников принимали в «Октябрята». Вручали октябрятский значок: звёздочка с портретом юного Ленина в центре. «Октябрята — дружные ребята» был нашим девизом.
Пионеры
Когда исполнялось 9-ть – 10-ть лет, в день рождения В.И. Ленина, 22-го апреля, школьников принимали в «Пионеры». Но не всех сразу, а сначала самых достойных. Тех, кто хорошо учится, дисциплинирован, принимал участие в школьной общественной жизни. Надо было выучить и произнести перед линейкой «Торжественное обещание пионера СССР». В нем были и такие слова: «...торжественно обещаю: ...горячо любить свою Родину». У нас это торжество проходило перед школой, а в плохую погоду - в коридоре. Строились все четыре класса. Вновь принятым повязывали красные галстуки. Накануне дома его отглаживали, чтобы ни морщинки. В этот день пионеры ходили важные и гордые, потому что «Пионер — всем ребятам пример» и в законе пионеров Советского Союза было написано, что пионер готовится стать комсомольцем. А это было ответственно.
В 1958 - 1961 годах пионеры носили пионерские значки трех ступеней, соответственно классам, рассчитанные каждая на 2 года. В 1962 году был введен новый единый значок, без ступеней (на фото справа).
Поощрения
За хорошую учёбу и примерное поведение учеников награждали Похвальными грамотами или книгами с благодарственной надписью. Так, например, после окончания 4-го класса Виктор Агафонов получил Похвальную грамоту, а Люду Лобачёву наградили книгой: Н.П. Печерский «Красный вагон», с надписью, сделанной красивым почерком Марии Константиновны.
Знамя
В школе было свое знамя. Его выносили из учительской комнаты на линейку, когда принимали в пионеры, с ним ходили на торжественный митинг в День Победы, к обелиску воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, и на другие торжественные мероприятия. Знамя сохранено внуком Анны Ивановны Гуськовым Сергеем Сергеевичем и внучкой Гуськовой (в замужестве Бирюковой) Татьяной Сергеевной.
Оклики на публикацию
Виктор Иванович, прям "бальзам на душу"!!! Все и всё - родное, близкое и как вчера... Спасибо!
Юдин МС, г. Санкт-Петербур
А вокруг школы был старый яблоневый сад и луговые травы в таком разнообразии видов, которые я не встречала в других местах.
Белякова Н., Ямкино
Огромную работу проделали Спасибо!
Помню, бабуля ещё рассказывала, что на летней практике от Соколовской школы, они сажали ёлочки. Эти ёлочки росли ровной рощей между собачьим загоном, вблизи военной дороги. Сейчас там развязка. А рощица эта была как по линейке посажена. Сухая вся стояла эта роща последние лет 20...
Миронов Михаил, Соколово
Витя, спасибо большое за статью. Перечитала 2 раза с удовольствием.
Зяблева (дев.) В.А., Соколово.
Спасибо Виктор ! Как в детстве побывала.Всё представилось перед глазами: учительская, барабан там лежал, знамя, бак с водой. До сих пор помню , как около этого бачка на перемене Иван Бузин показывал как он мел ел , а мы ему удивлялись , а был не мел , а шарики обсыпанные сахарной пудрой
Немова О.В., Соколово.
Поделитесь с друзьями