Через тернии к звёздам
Евгений Голоднов
6 октября нынешнего года исполняется 110 лет со дня рождения нашего выдающегося земляка Павла Ивановича Зимы, руководившего секретным в своё время Орехово-Зуевским конструкторским бюро, связанным с отечественной оборонкой, космическими проектами.
Талантливый конструктор отличался хозяйственной жилкой, большим чувством юмора, был автором более ста изобретений, отмечен несколькими правительственными орденами. Его лично знали и уважали многие легендарные первопроходцы космоса – конструкторы и космонавты. Представители первого отряда звёздных братьев - Алексей Леонов и Павел Попович нередко гостили у него в квартире на четвёртом этаже дома № 2 по улице Гагарина в подмосковном Орехово-Зуево.
Павла Ивановича не стало 2 мая 1994 г., а первая публикация в СМИ о его родном конструкторском бюро появилась с разрешения руководства только в 1995 г., в «Орехово-Зуевской правде», а затем – и в областной прессе (автор этих публикаций ваш покорный слуга). Акционирование родного предприятия произошло уже при жизни Павла Ивановича, и он очень переживал за его дальнейшую судьбу.
Родился Павел Зима в 1911 году в Луганске (ныне – это центр Луганской Народной Республики). Заметим, что в 1935-1958 и в 1970-1990 годах родной город Зимы именовался Ворошиловградом.
В девятнадцать лет юноша окончил Луганский машиностроительный техникум. Чуть больше года он поработал техником-конструктором конструкторского бюро Мосгипромаш Луганска и вскоре стал техником-конструктором местного паровозостроительного завода имени Октябрьской Революции, затем – техником- конструктором завода № 60 Министерства вооружения.
Незадолго до начала Великой Отечественной Павел Зима получил диплом об окончании Одесского индустриального института. Наступившая война с фашистами ещё теснее связала судьбу 28-летнего украинца с подмосковным Орехово-Зуевом, с Подмосковьем и Россией. Где широко раскрылись его организаторские способности, направленные на укрепление обороноспособности Советского Союза.
Четыре года, до 1943-го, Зима работает на ответственной должности начальника конструкторской группы Завода кислородных приборов «Респиратор».
С 1943 по 1952 годы Павел Иванович является техническим инспектором министерства авиационной промышленности на «Респираторе», а в 1955-1956 гг. – главным инженером СКБ-КДА Министерства авиационной промышленности. В это время орехово-зуевскими конструкторами осуществляется разработка одного из первых отечественных аппаратов искусственной вентиляции легких (АИД-1), кислородной и карбогенной терапии (ИП-1).
Для разработок отечественной кислородно-дыхательной техники по решению Правительства СССР в Орехово-Зуеве создаётся СКБ-КДА - «Специальное конструкторское бюро по проектированию кислородных дыхательных приборов и аппаратуры».
Постановлением Совета Министров СССР № 408-195 под председательством Иосифа Сталина от 11 февраля 1953 г. было решено: «построить в 1953-1956 гг. в г. Орехово-Зуево здание для Специального конструкторского бюро кислородно-дыхательных приборов и аппаратуры; возложить на СКБ-КДА проектирование, исследование и испытание кислородно-дыхательных приборов и аппаратуры, а также изготовление опытных образцов этих изделий; организовать при СКБ-КДА производственно-экспериментальную базу и центральную испытательную станцию». Государственную регистрацию (реестровый лист № 10/62, т. 36, стр. 262) предприятие получило 28 июля 1953 г.
Создание специального КБ (до 1967 г. – СКБ-КДА) имело целью преодолеть наметившееся отставание кислородно-дыхательной аппаратуры от растущих потребностей бурно развивавшейся в послевоенные годы реактивной авиации. Конструкторское бюро на тот момент являлось единственным в Советском Союзе научно-исследовательским и опытно-конструкторским центром по созданию приборов и систем жизнеобеспечения для авиационной и космической техники, водолазной техники для Военно-Морского Флота, а также для аварийно-спасательных служб страны.
С марта 1956 г по август 1958 г. П.И. Зима работал директором оборонного завода «Респиратор» и по совместительству – начальником специального конструкторского бюро по проектированию кислородно-дыхательных приборов и аппаратуры СКБ-КДА. На этом посту он сменил Павла Григорьевича Адамова (1911-1983 гг.), возглавлявшего СКБ-КДА в 1953-1956 гг., а затем направленного на повышение в Москву на должность начальника производственного управления министерства машиностроения, где он проработал более четверти века.
С августа 1958 г. по декабрь 1986 г. П. И. Зима – первый Главный конструктор СКБ-КДА Министерства авиационной промышленности. Его заместителем много лет трудился инициативный руководитель, талантливый инженер-испытатель, конструктор, изобретатель Станислав Яковлевич Репин (1931-1993 гг.), работавший в СКБ-КДА с самого его основания, без малого сорок лет.
Под руководством Зимы разработаны и освоены в серийном производстве многочисленные комплекты кислородно-дыхательной аппаратуры для индивидуальных систем жизнеобеспечения лётного состава боевой и военно-транспортной авиации при полётах на высотах до пятидесяти километров (1957-1961 гг.); разработан комплект КП-60 (1960-1961 гг.), обеспечивший жизнедеятельность Юрия Гагарина во время орбитального полёта 12 апреля 1961 г.; комплект КП-55 (1964 г.), позволивший впервые в мире космонавту Алексею Леонову совершить 18 марта 1965 г. выход в открытый космос и возвращение на корабль.
Космонавт А.Леонов у конструкторов Орехово-Зуева. Второй слева на первом ряду сидит П.И. Зима
1964 г. Сотрудники Орехово-Зуевского КБКО Идет проверка работы ранцевого прибора КП-55 для обеспечения жизнедеятельности космонавта Алексея Леонова
В центре космонавт А.А. Леонов, справа - П.И. Зима. Орехово-Зуево. 1965 г.
Период руководства П.И. Зимы был весьма плодотворным и успешным в решении задач, стоявших перед коллективом по развитию авиации, космонавтики, военно-морского флота. Была успешно решена задача обеспечения кислородно-дыхательной аппаратурой реактивной авиации, созданы комплекты кислородного оборудования, обеспечившие полёт первого человека в космос и выход в открытое космическое пространство, разработано и принято на снабжение ВМФ спасательное снаряжение для затонувших подводных лодок и для работы водолазов на больших глубинах. Успешному решению этих задач способствовало умение Павла Ивановича работать с кадрами. У него было плохое зрение, но его особое чутьё видеть человека «насквозь» заменило природный недостаток. Дисциплина на предприятии при Зиме была просто железная. Его очень уважали и побаивались в связи с этим ветераны «КАМПО» рассказывали мне немало даже курьёзных случаев. Один из них – о том, как молодой провинившийся сотрудник при слове «Тихо, сам Зима идёт!» спрятался от главного конструктора в холодильную камеру…
В коллектив шёл постоянный приток молодых специалистов из ведущих вузов страны, эффективно реализовалось их становление как специалистов по профилю предприятия, проходило постоянное обновление лабораторно-испытательного оборудования, в том числе строительство и открытие в 1970 году кислородно-заправочной испытательной станции.
Под руководством П.И. Зимы в 1958 году орехово-зуевские конструкторы разработали первые отечественные акваланги АВМ-1, с помощью которых стали возможными сложные подводные съёмки в известном художественном фильме «Человек-амфибия». Как рассказали ветераны предприятия, разработчики аквалангов стали соискателями Государственной премии.
Последующие годы также были плодотворными: в 1959 году в СКБ разработали аппарат тактического плавания ТП для глубин до сорока метров, использовавшийся на средствах передвижения типа «Сирена» частями разведки ВМФ. В 1960 году создаётся снаряжение ИСП-60 для спасения из подводной лодки методом свободного всплытия с глубиной применения до 160 метров. Снаряжение явилось базовым для дальнейших разработок.
В 1961 году в Орехово-Зуеве произведён комплект кислородного прибора КП-52М, положившего начало новому поколению авиационных кислородных приборов. По настоящее время КП-52М остается основным комплектом, которым оснащено большинство самолетов истребительно-бомбардировочной авиации.
Примечательно, что в 1982 г. группа конструкторов КБКО разработала кислородные аппараты АКА и кислородную маску для советских для альпинистов-участников знаменитой экспедиции на Эверест 4-9 мая 1982 г.
Создание (совместно с ОАО «НПП» Звезда») кислородных приборов («АКА 4», «АКА 6», «УЗ 2») и кислородной маски, применявшихся для альпинистов в первой отечественной экспедиции на «третий полюс» мира Эверест (Джомолунгму) 4-9 мая 1982 года.
Разработчики КП: Борис Георгиевич Георгиевский (руководитель группы), Геннадий Алексеевич Якушкин, Сергей Владимирович Ермаков, Александр Георгиевич Максимов, Юрий Александрович Иванов. Конструктор кислородной маски «Эверест-82» («Ирбис-2») Михаил Александрович Гузанов.
Инженера КЭИЛ № 1 (ныне ЛИиН) Геннадия Алексеевича Якушкина (1929-2010 гг.) направили в командировку на Памир, чтобы в естественных условиях обучать альпинистов более эффективному использованию кислородных приборов и маски «Эверест-82». Подготовка экспедиции заняла около трех лет (с 1979 г.) — начиная с отбора кандидатов и кончая последними тренировочными сборами.
В связи с успешным завершением экспедиции на Эверест и большой вклад, внесённый в её подготовку, руководство ОЗКБКО удостоено Почётной грамоты Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, а группа работников ОЗКБКО (в т.ч. и Г.А. Якушкин) награждены грамотами Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР.
Как выяснилось, конструкторы и инженеры Орехово-Зуевского СКБ (в те годы предприятие именовалось, как почтовый ящик № М-5461 и ОЗКБКО) начали заниматься разработкой и испытанием кислородных аппаратов для альпинистов почти за десять лет до начала первой экспедиции на Эверест, в 1973 году.
Этому свидетельством документальные подтверждения. В их числе: утверждённый Главным конструктором СКБ «Протокол № 81 заводских лабораторных испытаний доработанного кислородного аппарата альпиниста АКА-4» (от 4 июня 1975 г.), предназначенного для обеспечения кислородным питанием альпинистов до высоты 9000 метров. В архиве предприятия также имеется документ за подписью и.о. руководителя СКБ В.В. Каменского: «Протокол № 168 лабораторных испытаний кислородного ингалятора «Альпинист» (от 17 августа 1973 г.), предназначенного для обеспечения питанием кислородом альпинистов. Протокол согласован с начальником экспедиции А.В. Севастьяновым. Мастер спорта СССР по альпинизму Анатолий Васильевич Севастьянов во время подготовки экспедиции советских альпинистов для совершения восхождений в Гималаях был назначен ее начальником и руководил двумя спортивно-тренировочными сборами на Памире.
Конструкторы нашего СКБ под руководством Главного конструктора П.А. Корнилова (1938-2011 гг.) продолжали работать по этой теме и в 1990-е годы, чему тоже имеется документальное подтверждение: «Протокол № 120 лабораторных испытаний регуляторов АКА-7 и АКА-7 А» (от 20.02. 1992 г.), предназначенных для питания кислородом альпинистов в условиях высокогорья до высоты 9000 метров.
В год столетия П.И. Зимы – в 2011 году – коллектив «КАМПО» вместе с родными и близкими конструктора, ветеранами космонавтики и авиации НПП «Звезда», общественностью города широко отметили юбилей бывшего лидера предприятия.
В честь него установлена мемориальная доска на стене доме № 2 по улице имени Гагарина. Здесь Павел Иванович жил с семьёй более полувека, начиная с военных 1940-х. В квартире главного конструктора, нередко бывали известные космонавты, среди них: Алексей Леонов, Павел Попович, Пётр Климук, Юрий Романенко…
Мемориальная доска в честь П.И. Зимы на здании дома № 2 по ул. Гагарина
В торжественном митинге, посвященном памяти конструктора, приняли участие представители правительства Московской области, руководство местной администрации, Совета депутатов, лётчик-космонавт, герой России Юрий Гидзенко (земляк П.И. Зимы, трижды побывал в космосе), представитель департамента Гособоронзаказа ВМФ Сергей Никонов, который отметил, что сегодня «КАМПО» представляет собой серьезный бренд, за которым стоят качество и надежность. За 30 лет службы Никоновым – главным водолазным врачом на ВМФ – не было ни одной аварийной ситуации, связанной с отказом техники, выпускаемой ОАО «КАМПО».
Дети главного конструктора Александр Павлович и Татьяна Павловна пошли по стопам отца, стали конструкторами НПП «Звезда». Супруга Елена Васильевна работала в Орехово-Зуевском конструкторском бюро.
По приглашению руководства в 2012 г. на «КАМПО» (я в то время работал в пресс-службе предприятия и знаю подробности события) побывали ближайшие родственники Зимы: его дочь Татьяна Павловна, вдова сына Александра Павловича Ирина Евгеньевна, внуки Павла Ивановича Сергей и Алексей. Во время проведения торжественного открытия мемориальной доски у них возникло желание побывать на производстве, внести свой вклад в пополнение экспозиции замечательного музея «КАМПО».
Для родственников бывшего руководителя провели обзорную экскурсию по предприятию, подробно рассказали о производственном процессе и выпускаемой продукции.
По признанию родных, их очень заинтересовали экспонаты музея, которые напомнили им о яркой, масштабной деятельности Павла Ивановича, который стоял не только у истоков специального конструкторского бюро, но и проявил в 1961 году инициативу по организации музея предприятия (получается, что в нынешнем году исполняется ровно шестьдесят лет музею «КАМПО»!).
Дочь главного конструктора Татьяна Павловна поделилась воспоминаниями о первых руководителях СКБ-КДА – Павле Григорьевиче Адамове (1911-1983 гг.), Льве Александровиче Поздееве (1931-1989 гг.) и Павле Андреевиче Корнилове (1938-2011 гг.), о руководителе группы разработчиков изделий для альпинистов - участников экспедиции на Эверест Борисе Константиновиче Георгиевском. Она предложила свою помощь по поиску дополнительных биографических материалов об Адамове, по налаживанию контактов с его родными. Родственники П.И. Зимы привезли на память в музей «КАМПО» уникальные вещи из домашнего архива – награды, подлинники документов, фотографий с дарственными надписями космонавта Алексея Леонова, выдающегося авиаконструктора Андрея Туполева. Известно, что под руководством Туполева спроектировано свыше ста типов самолётов, на них установлено 78 мировых рекордов, выполнено около тридцати выдающихся перелётов. Разработки наших конструкторов также входили в систему жизнеобеспечения самолётов «Ту». К примеру, запорно-редуцирующее устройство УЗР-2 и регулятор подачи кислорода РПК-42, ставшие одними из агрегатов первой отечественной кислородной системы экипажа и пассажиров самолётов гражданской авиации.
Посетив Орехово-Зуево и родное предприятие П.И. Зимы, его дочь Татьяна Павловна подчеркнула, что работа для отца в КБКО всегда была главным смыслом жизни, он буквально жил ею. Очень трудными оказались для него, как и для всей страны, годы Великой Отечественной войны, а золотая пора пришлась на 1950-60-е годы, когда в Советском Союзе создавалась новейшая пожарная, медицинская, авиационная, космическая техника…
Мемориальная доска, открытая в честь выдающегося конструктора, стала первым шагом к достойному увековечению памяти подвижника. Затем именем Павла Ивановича Зимы было предложено назвать ближайший проезд в городе. Администрация и Совет депутатов Орехово-Зуева поддержали эту инициативу – и вот уже десять лет в Орехово-Зуеве существует проезд имени бывшего руководителя ОЗКБКО (ныне – АО «КАМПО»).
Поделитесь с друзьями