«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

14 августа 2021 года

Социум Богородск-Ногинск

Детский тренер ... уходящая натура

Юрий Яковлев

Опыт прожитых лет позволяет оценить вклад отдельных событий и людей в общую жизненную картину каждого человека. Осенью 2014 года в актовом зале бывшего дворца пионеров торжественно отмечали 80 - летие ногинской ДЮСШ (детская юношеская спортивная школа при городском отделе образования), которая была создана еще в 1934 году первой в Московской области. На мероприятии присутствовали как ветераны, так и действующие тренеры и воспитанники. Лыжное отделение ДЮСШ поддержали бывшие тренеры (Коротков Г.М., Крючков П.С., Ахраров А.) и выпускники ( Рябчиков Володя, Бабердин Паша, Козлов Володя, Баринов Саша, Яковлев Юрий). Некоторые из участников мероприятия непосредственно участвовали в строительстве самого здания дворца пионеров в 70х годах прошлого века в городском парке в качестве разнорабочих вместо тренировки. После окончания торжественной части, упомянутые выпускники, продолжили воспоминания на чайной церемонии и договорились ежегодно встречаться в день традиционного открытия лыжного сезона 5 декабря (бывший день конституции) в «поместье» одного из выпускников на банных процедурах.

С той поры минуло 7 лет …, и нет уже с нами тренеров ДЮСШ, которые и внесли тот самый вклад в каждого из нас, без которого мы были бы немного другими. Нам хочется воздать им должное и чтобы люди помнили об этих педагогах будней воспитания подрастающего поколения. Наш рассказ о тех, кто олицетворял собой лыжный спорт в ногинском районе с 50х годов до конца советского периода. Назовём их поимённо: Сергеев Евгений Александрович, Хвостов Евгений Николаевич, Коротков Геннадий Михайлович, Чекменёв Владимир Серафимович, Крючков Пётр Семёнович, Лебедев Леонид Семёнович, Лебедев Николай Сергеевич, Рогожкин Пётр Николаевич, Ахраров Александр, Медведев Олег Владимирович. Этот список примечателен тем, что его открывает фантастическая личность выдающегося Тренера Сергеева, который участвовал в Великой отечественной войне, получил контузию, тренировал в Москве спецназ по рукопашному бою, а после окончания войны до 1970 года работал тренером в различных организациях Ногинска. Закрывает список тренер, добившийся наибольших заслуг (заслуженный тренер РСФСР), который был учеником Евгения Александровича – Медведев Олег Владимирович. Круг, что называется, замкнулся. Историю тренеров российской эпохи до 2021 года, возможно, напишут другие, если смогут и захотят.

Сергеев Евгений Александрович

Сергеев Евгений Александрович (16.04.1917 г. – после 1972) был, что называется «тренером от бога». Он закончил в 1937 г. с отличием Московский областной техникум физической культуры и мог определить потенциал ребенка в конкретном виде спорта и поставить ему технику, благодаря которой можно было достигать высоких результатов и одерживать победы над физически более одаренными детьми. Сам он был чемпионом СССР в беге на 400 метров, ставил технику по плаванию, лыжам, барьерному бегу, метаниям молота, диска, копья. Собственно это и является предметом физической культуры. Он был прекрасным методистом, что позволяло начинающему физкультурнику стать хорошим спортсменом, так как им планировались соответствующие нагрузки, что создавало систему тренировок с выводом на требуемый результат. Его планами тренировок пользовались выпускники ДЮСШ (Артюхов, Вашенцев и другие) уже во взрослой жизни отслужив в Советской армии и выступая во взрослых спортивных коллективах различных спортивных обществ. Евгений Александрович тренировал по многим видам спорта, а не только по лыжам. Воспоминания о нём поведали его выпускники Охотников Сергей, который успешно работает в сфере детского туризма и спортивного ориентирования (Ногинская станция юных туристов), а также Медведев Олег Владимирович работавший в 70е – 80е годы тренером, а в середине 90х директором ДЮСШ. Последний рассказал, как Сергеев поставил ему технику метания молота, очень сложного технически вида спорта. Сам Олег Владимирович не являет идеал фигуры молотометателя, но за счет отличной техники метания был лидером среди студентов Малаховского филиала Смоленского института физкультуры в Московской области, который он закончил в 1971 году.

Коротков Геннадий Михайлович

Коротков Геннадий Михайлович (2.04.1936 – 22.03.2015) – наш первый тренер и бог ОФП, то есть функциональной подготовки или как это называется сейчас фитнеса, мастер спорта по спортивной ходьбе. После его тренировок отпадало желание заниматься чем угодно. Его нагрузки казались нам запредельными. Он открыл летний спортивный лагерь в Яхроме напротив лыжного трамплина, куда мы выезжали в августе на 3 недели и делали там определяющий объём работы на предстоящий лыжный сезон. Жили в палатках, еду готовили себе сами, в общем, всё было на самообслуживании, как и выматывающие тренировки, после которых во сне некоторые воспитанники говорили много нехороших слов в адрес своего тренера. Знаменательна поездка в Москву в Сандуновские бани в качестве разгрузки в день смерти Юрия Гагарина. Когда он ушёл из ДЮСШ, то любые нагрузки предлагаемые другими тренерами казались ничтожными. После ухода из ДСШ он много и успешно работал инструктором физкультуры на Чулочной фабрике и на птицефабрике, а также выступал как спортсмен.

Чекменёв Владимир Серафимович

Чекменёв Владимир Серафимович (30.09.1938 – 27.05.2020) сменил Геннадия Михайловича. С него началась эпопея летнего спортивного лагеря в районе Яхромы у деревни Свистуха и этот сюжет длился уже в 90е годы. Он начал работать в ДЮСШ с 1969 года практически одновременно с Крючковым Петром Семёновичем (их звали 2С или СС за совместную работу – они дополняли друг друга и формальное начало их отчеств с буквы «С»), который сильно развил этот спортлагерь. Также в Яхроме был ежегодный зимний сбор, на базе одной из школ, где мы ночевали в спортзале в спальных мешках, а тренировки проводили на базе сильнопересечённой местности (сейчас там супермодный горнолыжный кластер). Именно этим лагерям многие обязаны быстрому овладению техникой горнолыжного спуска, что в будущем мне сильно помогло. Для экономии спортинвентаря (относительно хорошие лыжи берегли для соревнований) тренировки проходили на «деревяшках типа снежинка», кант которых стирался через неделю занятий и только высшие силы помогали оставаться на ногах до конца спуска. Практиковался также велотуризм перед летним отдыхом с ночёвкой в палатках. Вспоминается один из них по маршруту Ногинск – Загорск (Сергиев Посад) – Турист – Ногинск, а также поездки в открытый бассейн «Москва», которого уже нет.

Понять сущность деятельности детского тренера мне помог случайный разговор с Серафимычем, который произошёл в период моего летнего каникулярного отпуска (учился в военном училище). Во время прогулки я случайно встретился в Истомкино со своим тренером, устало бредущим с очередных соревнований. Он поведал мне о своём видении наших занятий лыжами, которое, по сути, сводилось к тому, что он никогда не заставлял нас делать того, чего мы не просили. Я не был создан для спорта, но тот задел, который взрастили у меня, привил мне любовь к двигательной активности, обеспечил интересное и полезное провождение свободного времени в военном училище, создал задел здоровья на оставшуюся жизнь. Были и другие жизненные опции, которые сформировались у меня, благодаря занятиям лыжами, о которых распространяться не буду. В училище занятия спортом помогали выдержать моральную нагрузку непривычного ритма жизни (меня сразу пригласили в сборную факультета, где я занимался бегами и спортивным ориентированием, так как с лыжами погода не очень ладила). Многие виды спорта я освоил самостоятельно благодаря занятиям лыжам, а по жизни меня принимали «за своего» представители других видов спорта, с лыжами мало связанных. Моя лыжная спортивная закалка помогала мне в состязаниях с перворазрядником - велосипедистом, которое никто из нас не мог выиграть, хотя он ехал на спортивном велосипеде с 3 скоростями, а я на дорожном. В беговых видах я неизменно выигрывал у представителей игровых видов спорта, которые как пел Владимир Семёнович «рвали на 10000 как на 500 … и спекались». Позволю себе развить педагогическую или даже воспитательную сторону деятельности наших тренеров в конце этой статьи.

В 90е годы он работал преподавателем физкультуры в бывшем техникуме советской торговли вмести со своим воспитанником и моим приятелем Олегом Поликарповым по прозвищу «Леший» (мы бегали по одному возрасту и дружили с Димкой Никитиным, с которым я учился в одной школе и сидел за одной партой). Я часто тогда заходил к ним в спортзал ближе к его закрытию, и мы вместе проводили время в беседах «за жизнь». В дальнейшем он переехал с семьей в Питер и поселился в Приозерске.

Крючков Пётр Семёнович

Крючков Пётр Семёнович (10.07.1936 – 11.01.2019). У него было много воспитанников, которые очень благодарны ему и я не буду собой их подменять. В период занятий лыжами Серафимыч считал, что у меня лучшая техника классического лыжного хода в ДЮСШ, но Семёныч это воспринимал скептически. Видел я Крючкова в летнем спортлагере в Свистухе, но практически никогда с ним не пересекался. Наши взаимоотношения, по большому счёту, возникли в конце 90х и 2000х годах, когда он работал в Обуховском детском приюте, а я преподавал в Финансовой академии в Москве и ездил туда на свои пары на электричке из Монино. Понятно, что встречались мы с ним, как правило, на автобусе 34 маршрута туда или обратно. Также, жили мы с ним с разных сторон Глуховского парка, и наши пути часто пересекались в районе 5ой школы на футбольной поляне, где он практически до конца жизни занимался физкультурой, а я часто пешком ходил с Полигона в Глухово или обратно. В общем, и в том и другом случае место встречи изменить было нельзя.

Первый раз во взрослой жизни (я тогда служил на Полигоне и был в офицерской форме) мы случайно повстречались в автобусе и он чуть ли не на весь автобус торжественно объявил, что я его воспитанник, и он гордится мной. Оказалось, что это не чудачество, а искренне отношение к воспитанникам ДЮСШ. Наверное, в этом и состоит секрет его успеха. Он в каждом воспитаннике находил какой то позитив и открыто восхищался этим. Мы много о чём говорили во время этих случайных встреч. Много позже я узнал о его достаточно трудном детстве без семьи, раннему началу вынужденной трудовой деятельности, другим тяготам и лишениям, характерным для детей войны. Он много труда приложил, чтобы уже в 31 год закончить институт физкультуры. Может быть, в этом и заключался его секрет отношения к воспитанникам. Он реально представлял сложность и ценность высшего образования и ценил это в своих воспитанниках. Семёнович в юности бросил курить сигареты, и был яростным противником этой пагубной привычки, всячески объясняя её вредность.

Медведев Олег Владимирович

Закончу свой краткий рассказ о наших воспитателях личностью Медведева Олега Владимировича (9.03.1949 г.). Он коренной ногинчанин - глуховчанин, учился в 1ой, а закончил 9ю школу. Начал заниматься спортом (баскетбол) у легендарного тренера Жилина А.А., затем перешёл к Сергееву Е.А., который занимался лыжами. В 1971 году закончил Малаховский филиал Смоленского института физкультуры, который в отличие от ГЦОЛИФК готовил не учителей физкультуры, а спортсменов с соответствующими нагрузками, по сравнению с которыми нагрузки Короткова отдыхают. По окончании института один год отслужил в хорошо знакомой большинству ногинских спортсменов трифоновской части и пришел тренером лыжного отделения ДЮСШ, где воспитанники моего поколения и познакомились с ним, так как в то же время там работали 2С. В 80х годах не было равных в Московской области и РСФСР его воспитаннице Ларисе Мурашовой. Далее он тренировал команду Московской области, которая добилась значительных достижений на всесоюзной арене, и за которые он был удостоен высокого звания заслуженного тренера РСФСР в соответствии с положением об этом звании. К сожалению, Ларисе Мурашовой откровенно не повезло в её спортивной карьере. Во второй половине 80х годов она на равных конкурировала с такими знаковыми именами в отечественных женских лыжах как Елена Вяльбе, Лариса Лазутина, Анфиса Резцова, Светлана Нагейкина и по праву должна была стать членом сборной СССР, но сократили лимит сборников и оставили «старых» спортсменов, а молодых не взяли. С такой ситуацией часто встречаемся и в наше время, посмотрите, что творится в биатлоне.

Олег Владимирович вернулся в ДЮСШ, где в 90е стал директором и сделал много в то очень не простое для всех время для ногинского детского спорта.

В заключение позволю несколько мыслей о сути деятельности детского тренера и его вкладе в воспитание нормального человека. В этом мне помогла разобраться моя серьёзная деятельность в сфере образования в качестве учителя, научного сотрудника, советника ректора, декана факультета, руководителя школьного проекта резидента инновационного центра «Сколково». Эта деятельность в последнее время связана с проведением многочисленных образовательных мероприятий в различных регионах РФ для учителей и родителей учащихся, общение с сотнями учителей.

Классическая педагогика отличает академическое обучение и воспитание. Первое сильно связано с вербальной формой, а второе с реальными действиями. Первое требует объяснений, а второе личного примера. В рамках классно – урочной системы один учитель в день уделяет учащемуся максимум 3 минуты (25 учащихся в классе, 45 минут урок, уроки разные – попробуйте сами посчитать это время). Тренировки по лыжам проводились 4 раза в неделю (обязательно в воскресенье – соревнование) по 3 часа каждое. Максимум на тренировке 20 воспитанников, которые переодеваются, готовят инвентарь, делают разминку и выполняют заданный тренером объем нагрузок. Тренер помогает готовить инвентарь, ставит задачу на тренировку, отслеживает выполнение упражнений, подсказывает, делает замечания при необходимости, просто подбадривает. В процессе тренировки идёт совместная деятельность воспитанника с тренером, где общение направлено на его развитие и поддержку. Эта деятельность касается обычных вещей, также как и в семье, где нет назиданий, а есть совместная деятельность по функционированию семьи, которая незаметна, но складывается также незаметно в привычки, в характер, в нрав. Эта деятельность формирует нормальных людей, которые благодарны за это своим фактическим воспитателям.

Совместно с еще одним выпускником лыжного отделения ДЮСШ 1972 г. Козловым В. И. мы задались целью сохранить память о наших тренерах. Кстати, он считает время проведенной в ДЮСШ школой дружбы и имеет на это достаточные основания.

Мы создали сообщество в социальной сети «Одноклассники» (ДСШ-Ногинск(лыжи)), где аккумулируем отцифрованные фотоматериалы, воспоминания современников, газетные и архивные материалы о деятельности ЮСШ-ДСШ-ДЮСШ при муниципальном управлении образования. Готовим материалы для радио и телеэфира о наших детских тренерах. Лучшей памятью о них могли бы стать регулярная серия стартов для юных школьников в форме кубка Богородского края «Первая лыжня», дизайн которого разработан для вовлечения детей к систематическим занятиям физической культурой и формирования здорового образа жизни, поощрения участников и призёров, а также школьных учителей физкультуры и детских тренеров. В Ногинске существует хорошая практика проведения отдельных стартов памяти таких спортсменов как Хвостов Евгений Николаевич (тренер), Дмитрий Скидан (выпускник детской школы), А. Дьяконов и мы хотели бы развить эту практику.

Приглашаем всех неравнодушных к нашей идее людей для взаимодействия и сотрудничества.

 

PS. Название материала связано с тем, что детский спорт уходит на муниципальном уровне из под ведения структур дополнительного образования и просвещения, в подчинения непосредственно органам по управлению физической культуры и спортом, а с этим происходит смещение фокуса с процесса воспитания юного человека на достижение этим человеком высоких спортивных результатов. Не чувствуете разницы? А сколько молодых судеб загублено выжиманием результата любой ценой и сколько их кануло в лету, так и не проявившись во взрослом спорте?

 

Контакты для коммуникаций:

Яковлев Юрий Борисович -

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.