Черноголовская газета № 24 (672) 17 июня 2004 года
Дочь солдата
М. Стунжас
Колхозницы Черноголовки, 1942 год. Большая часть - солдатские вдовы. Четвертая слева в третьем ряду - мать Валентины Васильевны, Мария Михайловна Рысакова.
"А дымок над отчей крышей всё бледней, бледней и выше…Мама, мама, ты услышишь голос мой, голос мой - всё дальше он и тише… Эта боль не убывает, где же ты, вода живая? Ах, зачем война бывает, зачем нас убивают?"
Ушли из жизни родители и вдовы не вернувшихся с фронта солдат. Уходят и их дети, с малолетства хранившие живую память о своих молодых отцах - так давно и так недавно закончилась война. Вот и мы опоздали в гости к Екатерине Семёновне Богдановой, чтобы вместе с ней вспомнить, каким замечательным человеком был её отец Семён Петрович Богданов, знаменитый на всю округу кузнец-золотые руки. Вместе с земляками в первые же дни войны он ушёл на фронт, оставив семью с шестью ребятишками мал мала меньше. Мастеровитый черноголовец ремонтировал покарёженную в боях военную технику и сопровождал её на передовую. Был ранен, после лечения снова вернулся в строй и на одной из военных дорог подорвался на противотанковой мине. О том, как выживала семья Семёна Петровича и другие семьи в горестные дни войны, мы расскажем в этот предъюбилейный год на страницах нашей газеты.
Ещё одно имя на обелиске ожило в воспоминаниях дочери солдата, Валентины Васильевны Рысаковой (Крыловой). Её отец, Василий Павлович Рысаков, побывал до Отечественной на двух других войнах, в том числе и на "той незнаменитой", финской. Вернулся живым, чтобы после переподготовки уйти в августе 1941 года 30-летним полным сил главой семейства защищать Родину. Дома остались молодая жена Мария, родители, брат - инвалид с детства и горячо любимая пятилетняя дочь. Валентина Васильевна сохранила яркие воспоминания о проводах отца. Малышку не хотели брать с собой, но отец вскинул её на руки и прошёл с ней свой последний путь по деревне до самой околицы, где ополченцев ждала машина. Прощаясь, отец сказал жене страшные слова: если будет покалечен на войне, то не сообщит об этом семье, чтобы не быть обузой в доме, где уже много лет жил инвалид. Алексей Павлович, брат отца, с шестилетнего возраста обезноживший после болезни, старался помогать семье: шил валенки, сапожничал, ремонтировал колхозный инвентарь и даже под руководством Марии вязал носки. Мария Михайловна Рысакова кормила семью, работала в колхозе, на вахтах трудового фронта. Однополчанин мужа, после тяжёлого ранения вернувшийся в конце 1941 года домой во Фряново, где на заготовках дров работала бригада черноголовских женщин, рассказал, что лежал с Василием Павловичем в госпитале в Дмитрове. "Знала бы, пешком к нему пошла", - сокрушалась мать. Из госпиталя отец был направлен на Северо-Западный фронт, на защиту Ленинграда. Последнее письмо от него было в 1942 году из Старой Русы, а затем пришла и бумага о том, что он пропал без вести. Сражённую горем мать в том же несчастливом году чуть не убило при аварии молотилки: травма черепа и потеря крови были так велики, что несколько дней она лежала в Ивановской больнице без сознания. Маленькой Валентине грозила горькая участь сироты, но мать чудом выжила. Дочь погибшего солдата окончила Якимовскую семилетку, с 8-го по 10-й классы училась в Глухове, часто добираясь туда и обратно на попутках. После школы Валентина Васильевна поступила на 2-й курс техникума связи в Москве и, получив диплом, начала работать на АТС ОИХФ в Черноголовке. Вышла замуж за военного строителя нашего посёлка Вячеслава Павловича Крылова, отец которого тоже не вернулся с войны. У них сын и дочь и уже пятеро внуков. Им Валентина Васильевна рассказывает о том, как отец привёз ей как-то из Ногинска гостинец - красивые крупные яблоки разных сортов, а семечки от них посадил на огороде под недоверчивый смех матери. На деревенских огородах было не принято занимать землю под плодовые деревья - картошка кормила семью. Яблони выросли и лет двадцать не плодоносили, а потом пошли ежегодно, на зависть соседям, давать щедрые урожаи таких же крупных и красивых плодов, какие когда-то привез маленькой Вале отец.
Валентина Васильевна свыше 30 лет проработала на АТС института, неоднократно выдвигалась на Доску почёта. Выйдя на пенсию, вот уже больше десяти лет работает дежурной в общежитии института, памятуя советы своей матери, что от всех невзгод и болезней спасает только работа. Мария Михайловна, вдова солдата, умерла 6 лет назад на 87-ом году жизни и до конца дней своих работала. По свидетельству врачей, та давняя травма головы сократила годы её полной трудами жизни.
P.S. Газета благодарит Лидию Максимовну Шуйскову, одну из героинь нашей публикации "Имена на обелиске", за горячее содействие в подготовке этого материала.
Поделитесь с друзьями