«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

15 июля 2020 года

Богородский атлас

Фатьяновская культура

Алексей Симонов (г. Ногинск)

Ключевые понятия: индоевропейцы, боевые топоры, колёсная повозка, лактоза, металлургия, керамика и солярные мотивы, скотоводство, ДНК-генеалогия.

Период существования: между 2800 и 2000 гг. до н.э. (энеолит-бронза).

География распространения: лесная полоса Европейской России.

Место возникновения: нынешняя южная Польша.

Причины широты распространения: боевые топоры, колесные повозки, усвояемость лактозы.

Предполагаемый язык: северный индоевропейский языковой континуум.

Внешний вид: европеоиды.

Предполагаемая гаплогруппа: R-1а.

 

В Богородском крае археологами были обнаружены следующие памятники - грунтовые могильники, относящиеся к фатьяновской археологической культуре:

  1. Большое Буньково. Ногинский район. К югу от деревни около 1,7-1,8 км., первая надпойменная терраса левого берега р. Клязьма.
  2. Беливо. Орехово-Зуевский район. Западная окраина деревни, 18 метров к югу от усадьбы Осиповых, первая надпойменная терраса левого берега р. Нерская.
  3. Соболево. Орехово-Зуевский район. Восточная часть деревни, склон мыса первой надпойменной террасы правого берега р. Нерская.
  4. Саурово. Орехово-Зуевский район. К югу от грунтовой дороги в деревню Гридино, на правом берегу р. Клязьма близ устья безымянного ручья.

Фятьяновская культура – археологическая культура III тыс. до н.э. (энеолит-бронзовый век), восточное ответвление культуры боевых топоров и шнуровой керамики. Впервые эта культура обнаружена у деревни Фатьяново Ярославской области в 1873 г.

Некоторые исследователи видят в этой культуре неразделённую протобалто-славянскую общность. Фатьяновская культура (включая её средневолжскую часть, зачастую выделяемую в отдельную балановскую культуру) представляет собой крайнее восточное ответвление огромного археологического горизонта шнуровой керамики и боевых топоров, существовавшего между 2 800 и 2 000 гг. до н.э. Культура шнуровой керамики и боевых топоров возникла в Южной Польше. Предполагают, что в лингвистическом отношении шнуровики представляли собой северный индоевропейский языковой континуум.

Ранее считалось, что фатьяновская культура берёт своё начало в ямной культуре южнорусских степей. Однако современные исследования выявили принципиальную разницу в происхождении этих археологических культур.

Фатьяновская культура была распространена от Псковского озера до Камы и Вятки и от юга Вологодчины до Десны, верховьев Оки и Пензы, достигая на юго-востоке Средней Волги, т.е. занимала почти всю лесную полосу Европейской России. Непосредственной её предшественницей и отчасти современницей была волосовская мезолитическая культура, основными занятиями носителей которой были охота и рыболовство. Она, в свою очередь, имела корни в существовавшей здесь ранее Верхневолжской культуре (5000-3500 гг. до н.э.). В расовом отношении верхневолжцы и волосовцы были северными европеодами. Прослеживается антропологическая близость между волосовцами и фатьяновцами. Несмотря на отдалённое родство, отношения фатьяновцев и волосовцев складывались враждебные.

Почти вся информация о фатьяновской культуре получена из её захоронений. Постоянные поселения фатьяновцев до сих пор не найдены, что, вероятно, связано со скотоводством и подвижным характером жизни. В отличие от волосовцев, которые хоронили своих мёртвых прямо на поселениях возле жилищ, у фатьяновцев были родовые кладбища, располагавшиеся на высоких берегах рек и холмах. Погребения были грунтовыми, бескурганными, что характерно для северо-восточных культур шнуровой керамики. Покойников укладывали в скорченном положении на боку – мужчин на правом (головой на запад), женщин на левом (головой на восток). Тела заворачивали в бересту или шкуру медведя. Остатки костров вокруг могил и над могилами, угли в засыпке могил и возле головы и ног погребённых, красная краска и кремни в захоронениях свидетельствуют о роли огня в погребальном культе.

Наиболее примечательными предметами в фатьяновских захоронениях являются боевые топоры, изготовлявшиеся в основном из кристаллических пород камня (гранита, диорита, диабаза). Известны топоры нескольких разновидностей, из которых наиболее совершенные, иногда украшены лучеобразными узорами, по всей видимости, принадлежали вождям. В московской группе фатьяновской культуры боевые топоры обязательно присутствуют в каждой мужской могиле, а иногда и в женских могилах. Находки игрушечных топоров из камня и глины в детских могилах свидетельствуют о том, что фатьяновцы приучали сыновей к жизни воина с детства. Из оружия в захоронениях встречаются также наконечники дротиков и стрел, булавы шаровидной и грушевидной формы, тщательно отполированные шары правильной формы (вероятно, снаряды для пращи), кинжалы из костей медведя, а также кремнёвые ножи.

Вислообушный каменный боевой топор фатьяновской культуры.

В поздний период фатьяновской культуры в богатых погребениях племенных вождей и военачальников появляются медные вислообушные топоры характерной фатьяновской формы, уложенные в чехлы из бересты или кожи. Наряду с ними встречаются и другие металлические изделия – втульчатые копья, шилья, иглы, браслеты, гривны, перстни, кольца, трубчатые пронизки, височные подвески и др. Фатьяновцы хорошо владели ковкой, литьём и плавкой. По всей видимости, источником меди для них были залежи медистых песчаников на Средней Волге и в Вятско-Ветлужском междуречье.

Тонкостенная круглодонная глиняная посуда фатьяновцев резко отличается от толстостенной остродонной посуды неолитического периода и при этом очень сходна с посудой других культур шнуровой общности. Находки глиняных ложек свидетельствуют либо о варёной пище у фатьяновцев, либо о литейном производстве. Украшения фатьяновской керамики весьма разнообразны и у каждой территориальной группы выделяются свои мотивы: ёлочные, решётчатые, лопастные, ромбические, насечки, зигзаги и другие орнаменты. На днищах фатьяновских сосудов имелись ямки, пространство вокруг которых также украшалось декором в основном солярного характера. Эти солярные мотивы были унаследованы более поздними обитателями Волго-Окского междуречья, и встречаются ещё на русских надгробных плитах XV-XVI вв., на деревянных резных ковшах, прялках, вальках и других изделиях, на наличниках и воротах русских крестьянских изб, в вышивках и кружевах и т.д.

Во многих фатьяновских захоронениях мужчин и мальчиков присутствуют обереги из клыков медведя, чаще всего лежащие у кисти левой руки погребённого. Обычай заворачивать усопших в медвежьи шкуры, кинжалы из медвежьих костей, топоры на обухе с головой медведя – всё это свидетельствует о взгляде фатьяновцев на медведя как на священное животное.

Основой хозяйства фатьяновцев было скотоводство, а именно его лесная разновидность с большой ролью свиноводства. В ранних московско-клязьминских могильниках каждое погребение сопровождается частями туши свиньи. В поздних московско-клязьминских и ранних верхневолжских могильниках наряду с ними появляются части туши овцы или козы, а также изделия из костей овец и коз.

В самых поздних фатьяновских могильниках (Волосово-Даниловский, Балановский и др.) присутствуют уже кости всех видов домашних животных (собака, свинья, овца, коза, корова, конь). Однако примечательно, что, в отличие от свиней и овец, фатьяновцы никогда не клали в захоронения части коровьих туш. Из этого можно заключить, что они не ели говядину, а корова для них была лишь молочным животным (что представляет собой любопытную параллель с более поздней индоарийской традицией).

Керамические сосуды Фатьяновской культуры.

Вероятно, бытование у фатьяновцев разных видов амфор, чашек и мисок было связано с употреблением молока. Быки могли использоваться как тягловые животные для фатьяновских повозок, о наличии которых свидетельствуют находки глиняных моделей колёс в Балановском могильнике.

Терпимость к лактозе стала одной из причин исключительной успешности индоевропейцев в ходе их экспансии. Согласно последним данным палеогенетики, евразийский ген терпимости к лактозе (содержащемуся в молоке сахару), позволяющий человеку употреблять молоко в пищу во взрослом возрасте, по всей видимости, появился и закрепился у индоевропейцев во второй половине IV тыс. до н.э. и затем был разнесён ими в ходе миграций в разные области Евразии.

Высказываются предположения о наличии у фатьяновцев подсечно-огневого земледелия, однако никаких собственно земледельческих орудий на их памятниках до сих пор не обнаружено. Находки кремнёвых огнив рядом с трутом из древесного гриба свидетельствуют о высекании огня металлическим кресалом из огнива. Фатьяновцы добывали древесную смолу и делали вар. Судя по костным останкам в захоронениях, они охотились на медведя, северного оленя, лося, кабана, косулю, куницу, лисицу, рысь, волка, бобра и других животных.

Как уже упоминалось, восточное ответвление фатьяновской культуры в Среднем Поволжье зачастую выделяется в особую Балановскую культуру. В то время как единственными известными фатьяновскими памятниками являются могильники, археологами обнаружено около 70 балановских поселений с жилыми и хозяйственными постройками, а иногда и с оборонительными сооружениями. Обычно они располагаются на высоких естественно укреплённых местах. Жилищами балановцам служили наземные срубы с одно- или двухскатными крышами.

Балановцы создали собственный очаг высокоразвитой металлургии, под влиянием которого находилась металлургия их западной фатьяновской родни. Базой для него служили вятско-казанские месторождения медистых песчаников. О далёких походах с целью разведки новых месторождений могут свидетельствовать фатьяновско-балановские погребения, обнаруженные у города Бирска на реке Белой в Башкирии. Балановцы занимались разработкой рудных месторождений, плавкой металла и литьём медных изделий. Их изделия, почти из чистой меди, включают оружие (вислообушные боевые топоры, наконечники копий, шиловидные наконечники стрел), орудия труда (тёсла, шилья, иглы) и украшения (височные кольца, подвески, серьги, пронизки и др.).

По своему составу балановское стадо отличалось от фатьяновского – в нём преобладали свинья и корова, потом шёл конь, а овца-коза была представлена очень незначительно. Это дополнительно свидетельствует, что по сравнению с фатьяновцами балановцы вели более оседлую жизнь.

Уже по количеству предметов вооружения и разнообразию арсенала (топоры, копья, дротики, луки и стрелы, кинжалы, ножи, булавы, снаряды для пращи) фатьяновцев и балановцев можно судить о той роли, которую в их жизни играла война. Дополнительным свидетельством о ней служат массовые захоронения убитых фатьяновцев и волосовцев.

На рубеже III и II тысячелетий фатьяновская культура прекращает своё существование. Прекращение фатьяновской культуры связывают с ассимиляцией ее носителей более многочисленными местными племенами. По мнению О.Н. Бадера, формирование культуры ранней сетчатой керамики следует рассматривать как отражение в материальной культуре заключительного этапа сложного процесса взаимной ассимиляции разнокультурных и разноэтнических групп населения в эпоху бронзы (потомков льяловских, волосовских, фатьяновских, поздняковских, абашевских и других племён), постепенного слияния их в одно целое. Носителей       этой культуры большинство исследователей связывает с предками финно-угорских народов Поволжья.

Но, высказывают мнение, что на востоке фатьяновцы под влиянием распространяющихся со стороны Урала финно-угров переходят на уральское наречение и становятся одной из составляющих в сложении финских народностей, на юге фатьяновская культура уступает место абашевской культуре, а в западных областях становится одним из источников образования балто-славянских народностей, включая будущих русских.

В Волго-Окском междуречье фатьяновцы прекращают существование в конце II тыс. до н.э. с наплывом племён культур: абашевской, текстильной керамики и поздняковской. На основании смешения этих культур образовались ранние городищенские культуры: дьяковская, ананьинская, городецкая, юхновская, штриховой керамики.

Изучали и исследовали фатьяновскую культуру известные русские и советские учёные-археологи: Василий Алексеевич Городцов (1860-1945), Ольга Александровна Кривцова-Гракова (1895-1970), Отто Николаевич Бадер (1903-1979), Дмитрий Александрович Крайнов (1904-1998).

Реконструкция внешности фатьяновца.

В последнее время получило распространение такое направление как ДНК-генеалогия, возникающее на стыке генетики, физической химии и исторических наук. Генетическая информация человека зашифрована в ДНК-полимерной молекуле, располагающейся в ядре каждой клетки нашего организма. Молекулы стойко передают генетический код каждому последующему поколению. Генетические маркеры Y-ДНК передаются с Y-хромосомой исключительно по отцовской линии (то есть от отца к сыновьям), а маркеры мт-ДНК – по материнской линии (от матери всем детям). Гаплогруппа – группа схожих гаплотипов, имеющих общего предка, у которого произошла мутация, унаследованная всеми потомками.

Почти все известные на данный момент представители шнуровой керамики, из которой вышли фатьяновцы, были носителями мужской гаплогруппы R-1а, к которой относится большинство русских мужчин, включая составителя данных конспектов.

Отступая от главной темы конспекта, хотелось бы добавить, что в настоящее время проходят исследования древних славянских захоронений с учётом применения методов ДНК-генеалогии. На территории Богородского края под руководством археологов, организован научный ДНК-проект посёлков Валентиновка, Загорянка, Бурково Щёлковского городского округа. В ходе проекта планируется воссоздать ДНК-профиль древних захоронений и погостов, создать историко-рекреационную зону вдоль реки Клязьмы.

Источники

  1. Археологический словарь. М., 1996. С. 263.
  2. Археологическая карта России. Московская область. Ч.1. М., 1994. С. 24-29.
  3. Археологическая карта России. Московская область. Ч.3. М., 1996. С. 16, 39, 48, 65.
  4. Крайнов Д.А. Древнейшая история Волго-Окского междуречья. Фатьяновская культура II тыс. до н.э. М., 1972.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.