«Испытатель». Еженедельное издание Государственного летно-испытательного центра им. В.П. Чкаловаю
№ 8 (1297), среда, 2 марта 2022 года.
Гибель во имя победы...
(Подвиг лётчика-испытателя Вячеслава Кравченко)
Ю. Какадий
Кравченко Вячеслав Михайлович
В 1943 г., в обстановке строгой секретности, на полигоне НИИ ВВС в г. Ногинске, проходило испытание нового оружия - противотанковой авиационной кумулятивной бомбы (вес 2.5 кг) ПТАБ-2,5-1,5.
Сбрасывая ПТАБ-2,5-1,5 с высоты 75-100 м, штурмовик Ил-2 поражал практически все танки в полосе шириной до 15 м и длиной около 70 м. При попадании в цель кумулятивная бомба прожигала броню до 70 мм, что было достаточно для выведения из строя любого типа гитлеровского танка.
ПТАБ применяли не только с ИЛ-2, но и с истребителя-бомбардировщика Як-9Б
Лётчик-испытатель капитан Кравченко Вячеслав Михайлович 22 июля 1943 г. погиб над авиационным полигоном на самолёте Ил-2 во время испытания ПТАБ-2,5-1,5 (из-за преждевременного разрыва бомб). Государственная комиссия установила, что этот случай произошёл из-за заводского дефекта. Дефект устранили, а оружие, которое он испытывал, наносило сокрушительный удар по фашистским танкам в сражении на Курской дуге. Своей гибелью воспитанник Осоавиахима СССР капитан В.М.Кравченко спас от смерти многих лётчиков на фронте.
Вячеслав Михайлович Кравченко родился 5(18) марта 1912 года в селе Шведуновка Уразовской волости Валуйского уезда Воронежской губернии (ныне Валуйский район Белгородской области).
Село Шведуновка Валуйского района Белгородской области.
В 1859 году «хутор казенный Шведунов при речке Уразовой» Валуйского уезда, «по правую сторону большого проселочного тракта из г. Валуек в г. Купянск» имел 15 дворов, 109 жителей (57 муж., 52 жен.). Уже в 1900 г. хутор Шведуновка Валуйского уезда Уразовской волости имел 64 двора, 273 жителя (142 муж., 131 жен.). С июля 1928 г. хутор Шведуновка в Уразовском районе - центр Шведуновского сельсовета, в состав которого входил еще хутор Лобковка. На 1 января 1932 г. в Шведуновке проживало 2390 жителей, в Лобковке — 145 жителей.
Вячеслав Кравченко вырос в большой крестьянской семье, был самым младшим - шестым ребенком.
В 1928 году он окончил школу 2-й ступени в поселке Уразово Валуйского района.
С 1928 года по 1931 год Вячеслав работал учеником-формовщиком на чугунолитейном заводе в городе Прохладный Ставропольского края.
В 1931 году Вячеслав Кравченко поехал работать арматурщиком в г. Свердловск (Екатеринбург), на строительство гигантского учебного комбината ВТУЗов, где будут находиться восемь основных ВТУЗов Урала с количеством учащихся 11 тысяч человек. Там работал инженером-строителем его старший брат.
Но мечта стать авиатором привела его в г.Севастополь, где в 1931 году он поступил работать на морской завод арматурщиком и стал учиться в планерной школе Осоавиахима СССР. Успешно закончив планерную школу, в 1932 г. В.М.Кравченко поступил в Первую военную школу лётчиков им. А.Ф.Мясникова.
По окончанию Качинской военной авиационной школы летчиков в 1933 г., лейтенант В.М.Кравченко прибыл в подмосковный город Люберцы для дальнейшего прохождения службы в 116-ю авиаэскадрилью Московского военного округа.
Девятников Иван Григорьевич, Кравченко Вячеслав Михайлович, Кутняков Тимофей Захарович
С 1936 г. Кравченко - старший лётчик НИИ ВВС (Приказ НКО № 00133 от 07.02.1936 г.), участвовал в отработке различного вооружения на самолётах И-15, И-16 и их модификациях на недавно созданном полигоне по испытанию авиационного вооружения в г.Ногинске.
С 13 мая 1937 года по 11 января 1938 года В.М. Кравченко воевал в Испании на самолёте И-16. Совершил около 80 боевых вылетов, участвовал в 3 воздушных боях, сбил 1 самолёт противника. В одном из боев он был ранен в ногу и переправлен на Родину.
Воинское звание «старший лейтенант» Кравченко присвоено Пр. НКО № 0130/п от 19.02.1938 г. После возвращения из Испании опять на испытательной работе, с июня 1938 по июнь 1941 года был лётчиком-испытателем, освоил все типы истребителей.
Вячеслав Кравченко участвовал в Великой Отечественной войне с 15.07.1941 г. в составе 401-го ИАП ОН, воевал на Западном фронте. На самолёте МиГ-3 совершил несколько боевых вылетов и участвовал в воздушных боях.
1941 г. Первый боевой вылет в Белоруссии
В сентябре 1941 года Кравченко был отозван с фронта и снова служил лётчиком -испытателем Научно-Испытательного полигона Авиационного вооружения ВВС (с апреля 1943 года -НИИ Авиационного вооружения ВВС).
Приказом НКО №04914 от 12.06.1942г. В.М. Кравченко назначен командиром звена отряда истребительно-авиационной испытательной эскадрильи НИИ п олигона авиавооружения ВВС КА. Он провел испытания различного авиационного вооружения на самолётах Як-1, Як-7, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ил-2, "Харрикейн", "Аэрокобра", "Томагаук", Ме-109. Воинское звание «капитан» ему присвоено Пр. НКО № 03535 от 09.05.1943 г. Кравченко имел общий налет 945 часов в воздухе.
В 1943 году на испытаниях бомбы ПТАБ-2,5-1,5 показал себя хорошо. Результатами интересовались правительство и лично Сталин. Комиссия считала, что бомба доведена и готова к отправке на фронт.
При показательном испытательном полёте, в присутствии высшего командования ВВС КА, 22 июля 1943 года Кравченко на самолёте Ил-2 вышел на боевой курс. Внизу находились 12 немецких танков. Он нажал на бомбосбрасыватель, шторки бомболюка разошлись, кассеты освободились, и тут же неожиданно раздался сильнейший взрыв.
В бомбовую зарядку самолета Ил-2 входило до 192 авиабомб ПТАБ-2,5-1,5 в 4-х кассетах мелких бомб (по 48 штук в каждой) или до 220 штук при их рацио нальном размещении навалом в 4-х бомбоотсеках.
Все бомбы взорвались, и на высоте 500 метров самолет разнесло на мелкие части.
Посмертно Кравченко Вячеслав Михайлович был представлен к ордену Ленина, но награждён орденом Отечественной войны 1-й степени (23.08.1943 г.).
В некрологе, опубликованном в газете "Красная звезда" от 25 июля 1943 г., отмечалось: «Жизненный путь тов. Кравченко - это пример самоотверженного и честного служения Родине. Юношей он пришел в авиацию и все свои силы и способности отдал делу усиления ее мощи, воспитанию кадров летчиков-испытателей. Многие конструкции современных видов авиационного вооружения были блестяще испытаны тов. Кравченко и с успехом применяются против немецкофашистских захватчиков».
Похоронен Вячеслав Кравченко в г. Ногинске (Московская область), могила его находится на территории в/ч 19161. О подвиге летчика рассказывают экспонаты комнаты Боевой славы школы №5 имени Героя России Максима Сураева г. Ногинска. Во дворе школы установлен памятный знак в честь жителей посёлка, погибших в Великую Отечественную войну. Здесь увековечено имя Вячеслава Михайловича Кравченко.
О подвиге летчика рассказывают экспонаты школьной комнаты Боевой славы
Имя лётчика-испытателя, капитана Вячеслава Кравченко включено в «Книгу памяти ГК НИИ ВВС 1941-1945 гг.» (авторы Какадий Ю.А., Мансуров Э.Р., Симонов А.А., издательство РООССА, 2015 г.).
Сегодня нам необходимо сделать все для того, чтобы дети, молодые люди и все граждане России гордились тем, что они наследники героев - победителей Великой Отечественной войны.
Поделитесь с друзьями