Исповедные росписи. Исчезнувшая история
Л. Н. Мартишина (Лобачёва)
Каждый несёт в своей крови и в нервных клетках смутную память обо всём, что думали и чем волновались предки. … И каждый из нас, сам того не замечая, действует не как личность, а как порода!
М. О. Меньшиков (1859–1918) – русский гидрограф, журналист, публицист. «Письма к русской нации».
Исповедные ведомости (исповедные росписи, великопостные росписи) - это церковный документ, ежегодный отчёт, представляемый священником приходской церкви в духовную консисторию.
Исповедные росписи, в отличие от метрических книг, носили в основном религиозный характер и были не нужны советской власти, порой они просто выбрасывались, не смотря на ценнейшую информацию для истории.
Исповедные ведомости сохранились гораздо хуже, чем метрические книги и ревизские сказки. Ведомости, составленные после 1860- х годов, встречаются крайне редко.
Согласно бюллетеню Центрархива РСФСР от 25 мая 1927 года, все исповедные росписи, начиная с 1865 года и более поздние, подлежали уничтожению в архивах, как не имеющие исторической ценности.
Именно поэтому исповедные ведомости приходов Московской губернии позже 1865 года в абсолютном большинстве были утилизированы, в основном переработаны на макулатуру.
Идея исповедных ведомостей появилась вместе с церковным расколом Русской православной церкви 1650-х годов, в результате которого появились реформаторы и сторонники старой веры - «старообрядцы». По сути это были первые диссиденты в русской истории.
Идея заключалась в том, что каждый православный христианин должен хотя бы раз в году исповедоваться и причащаться Святых Тайн.
Впервые законодательно это было закреплено в «Инструкции старостам поповским или благочинным надзирателям» патриарха Московского Адриана в декабре 1697г.
Появление инструкции было связано с борьбой со старообрядчеством и выявлением раскольников. Тогда эта обязанность прихожан исповедоваться не была воплощена в жизнь.
Указом Петра I от 8 февраля 1716 года для тех, кто не был у исповеди, устанавливались штрафы. За 1720 -1730 -е гг. было издано ещё несколько указов, подтверждавших такие наказания.
Указ Синода от 17 мая 1722 года вменял в обязанности священнику сообщать властям о готовящейся государственной измене, о которой он узнал на исповеди, если человек не раскается и не откажется от своих планов.
Священник обязан был учить своих прихожан исповедоваться и причащаться, также он обязан был отправлять в Патриарший приказ списки прихожан, уклоняющихся от исповеди.
16 июля 1722 года Указ Сената и Синода окончательно закреплял обязательство для прихожан, начиная с семилетнего возраста, посещать Исповеди и Святое Причастие, а священникам вести Исповедные ведомости («записных исповедавшимся книг»).
Исповедные ведомости состоят из посемейных списков прихожан с указанием возраста. Обычно в них включали всех членов семьи, даже тех, кто ни разу не был на исповеди, кроме детей в возрасте до 1 года.
Указ Синода 1737 года вводил формуляр исповедных ведомостей и окончательно закреплял порядок проведения исповеди и причастия.
«… все Ея Императорского Величества (императрица Анна Иоанновна 1693 -1740) верные подданные исповедания Святыя православно восточныя церкви, всякаго чина мужеска и женска пола люди, от семилетне-возрастных и до самых престарелых, во дни Святые четыредесятницы (т.е. Великого поста) у отцов своих Духовных исповедовались и приобщались Святых Тайн повсягодно, без всякого, от такового душеспасительного долга избежения, лености же и небрежения своего. Буде же кто за какою-либо крайне богословную виною в Святую четыредесятницу онаго не исполнит, то таковым тое исповедь чинит в последующие тому два поста, в Петров или Успенский неотменно и потому же Святых Тайн приобщаться»[1].
После этого указа составление исповедных ведомостей распространилось на всю державу и продолжалось до тех пор, пока … ну, Вы знаете.
Отсутствовать на исповеди могли по нескольким причинам:
- за малолетством;
- по отлучке, например, служба в армии.
Кто отсутствовал больше года в своём приходе могли исповедоваться и причаститься у другого священнослужителя, но должны были об этом предъявить справку в церковь по месту проживания.
В сентябре 1765 года Екатерина II издала указ о наказаниях для тех, кто уклонялся от исповеди и причастия.
«… взыскивать штрафы без упущения, а именно: с разночинцев и посадских за первой (год) по рублю, за второй по два, за третий по три рубля ...». «Разночинцев за небытие в первой, второй и третий годы на исповеди и у Святого причастия … денежных штрафов за совершенной скудостью и нищетой платить будет нечем, употреблять … в работы казённые и полицейские, и в той работе содержать по две недели, … доколе они в той работе будут, давать в пищу только хлеб и воду, а телесного наказания им не чинить, за помещиковых же и владельческих людей и крестьян, кои за неисповедь положенных штрафов сами платить будут не в состоянии, взыскивать те штрафы с помещиков и их владельцев...»[2]. [2]
С 1765 года для горожан, которые не могли заплатить эти штрафы, вводились исправительные работы, а за крестьян, у которых не было денег на выплату штрафов, их обязан был выплатить помещик или управляющий имением.
«… также купечество, разночинцы и дворовые люди явятся сверх трёхлетнего времени в небытии на исповеди и у Святого причастия, … телесного наказания никому не чинить, а наказывать их публичным церковным покаянием, молитвой и постом.
Буде же кто и после оного в таковой же неисповеди окажется, таких наказывать же, во - первых: на некоторое по рассмотрению время тюрьмою, питая во время того содержания хлебом и водою, а потом им чинить публичное же церковное покаяние...».
«Штрафные деньги отсылать на содержание военных госпиталей в Военную коллегию».
Только в 1801 году по синодскому указу от 18 января, все штрафы отменялись и заменялись епитимьей.
Суровые меры к пренебрегающим своим христианским долгом, церковь и государство применяло неукоснительно.
Например, в Серпуховском уезде Московской губернии в 1844 году на крестьян из села Васильевское «за небытие у Святого Причастия Косму Михайлова никогда и Фёдора Михайлова 4 года возложить епитимью: на первого 6-недельную, а последнего 4-недельную с исправлением оной в Серпуховском Высотском монастыре в работе, посте и молитве, с тем, чтобы они ходили к каждому богослужению и умилостивляли благость Божию о допущенном ими нерадении...».
И отправили их туда по решению земского суда под контролем станового пристава, а потом отконвоировали и обратно с приложением «репорта» от настоятеля монастыря, что они срок отбыли и исповеданы и причащены.
Правда, они попались как свидетели по делу об ограблении, а при допросе всех свидетелей обязательно задавался, после биографических данных, вопрос: «Был ли на исповеди и у Святого причастия?».
«Не бывание» на исповеди и у Святых Христовых Тайн, например в течении 2-х лет и более, могло быть формальной причиной отказа в венчании.
Вступавшие в брак из другого прихода должны были предъявить необходимые письменные документы, в том числе свидетельство о бытии на исповеди с подписями причта и церковной печатью.
Например 20 января 1865 года Богородской городской Думой было выдано свидетельство «Богородскому 2-й гильдии купеческому сыну Василью Семёнову Белкину в том, что на вступление ему в первый законный брак с кем пожелает препятствий со стороны Думы не имеется, от роду ему восемнадцать лет вероисповедания православного. Свидетельство ей по совершению брака обратно представить в сию Думу с надписью священника совершившего сей брак».
Василий Семёнович выбрал невесту из Бронницкого уезда Коломенского Волостного Правления. Она получила от Правления такое же свидетельство, что «препятствий к выходу ея в замужество никаких не имеется». Так же она получила и свидетельство от церкви.
«1865 года генваря 24 дня. Дано сие свидетельство Бронницкого уезда, села Жилина У… ведомства умершего крестьянина Андрея Иванова дочери девице Надежде Андреевой в том, что она на вступление в замужество имеет законные лета, именно девятнадцать (19) лет, веры она православной, у исповеди и св. причастия ежегодно бывала, выходит в замужество с согласия старшего своего брата, того же села Жилина кр. Александра Андреевича Шорина.
В верности сего свидетельства с применением церковной печати удостоверяю отец ея Духовный села Жилина Успенской церкви священник Александр Хайский?».
Исповедная ведомость Христорождественской церкви в селе Ямкино за 1826г, «Подана сент. 10 дня 1826 года», первый лист.
«Ведомость учиненная московской эпархии богородской округи, радонежской десятины Рождественской, что в селе Ямкино церкви Священником Герасимом Георгиевым с причтом, обретающимся при оной церкви в приходе нижеявленных чинов людям, со изъявлением против коегождо имени о бытии их в Святую четыредесятницу у Исповеди и Святых Таин причастия, и ктож исповедался токмо, а не причастился и ктож не исповедался»[3].
В начале исповедной ведомости записывались духовные люди, т.е. священник и его домашние и прочие члены причта вместе с семьями.
- Священник Герасим Георгиев вдов - 39 лет
мать его вдова дьячиха Анна Иванова -60 лет
- диакон Иаков Николаев -29 лет
жена его Елена Михайлова -29 лет
- дьячек Пётр Егоров - 33 года
жена его Аграфена Сергеева - 31 год
дети их: Пелагея -14 лет
Фёдор - 9 лет
Татиана - 4 года
Иван - 2 года
- пономарь Максим Петров - 26 лет
жена его Надежда Антонова - 21 год
сын их Дмитрий - 2 года
мать его вдова пономариха Наталия Никитина - 60 лет
просвирня вдова дьячиха Анна Иванова - 42 года
дочь ея Степанида Семёнова -19 лет
На следующей странице написано: «Вотчины господина корнета Николая Иванова сына Иохемсина села Ямкина Дворовые люди. (писались до 1861 года).
- Евтихий Петров - 47 лет
жена его Васса Григорьева - 48 лет
дочь их Дарья - 20 лет
Терентий Кирилов вдов - 71 год
дочь его Ульяна - 30 лет
Василий Петров - 57 лет
жена его Акулина Абрамова - 56 лет
дети их Прасковья - 22 года
Анна - 21 год
Анна Степанова - 42 года
дочь ея Марья Максимова - 21 год»[4].
Далее идёт список крестьян по деревням прихода церкви.
В исповедной ведомости церкви Рождества Христова села Ямкино за 1826 год в селе числится 40 дворов, в которых проживает 148 лиц мужского пола и 184 - женского. По деревне Соколово значится 32 двора, 113 мужчин, 122 женщины. В деревне Починки - 30 дворов, 96 мужчин и 132 женщины.
В 1860 году в селе 71 двор, 234 мужчины и 258 женщин. В деревне Соколово - 51 двор, 165 мужчин и 190 женщин. В деревне Починки - 49 дворов, 135 мужчин и 173 женщины.
1826 год |
1860 год |
||
село Ямкино |
кол-во дворов |
40 |
71 |
кол-во душ муж. пола |
148 |
234 |
|
кол-во душ жен. пола |
184 |
258 |
|
дер. Соколово |
дворов |
32 |
51 |
м. п. |
113 |
165 |
|
ж. п. |
122 |
190 |
|
дер. Починки |
дворов |
30 |
49 |
м. п. |
96 |
135 |
|
ж. п. |
132 |
173 |
В исповедной ведомости деревни Соколово за 1826 год, переписаны 32 двора. Опись начинается со двора Мартына Петрова, двор значится по порядку в ведомости номер 47.
В те годы у крестьян ещё не было фамилий, они стали постепенно появляться после отмены крепостного права в 1861 году. Крестьяне, в поисках работы отправлялись в города, для этого надо было получить паспорт, а там была графа «фамилия». Чаще всего в паспорт, в качестве фамилии, вписывали отчество.
Возможно сейчас в деревне Соколово живут Мартыновы или семья, где имя «Мартын» в том или ином виде осталось в роду.
- Мартын Петров 57 лет, 2 года не был на исповеди «за нерачением», (не пожелал, не захотел).
Жена его Авдотья Антипова 49 лет - была.
Дети их: вдова Васса 32 года и сын Семён 29 лет не были «за нерачением»,
сыновья Матвей 27 лет, Андрей 21 год и Константин 17 лет - были.
У Семёна жена Гликерия Иванова 26 лет не была «за нерачением»,
дети их: Анастасия 9 лет - была, Аграфена 6 лет и Ирина 2 года - не были «за малолетством».
У Матвея жена Наталья Степанова 24 года - была
У Андрея жена Домна Якимова 21 год - была на исповеди[5].
Полностью описана семья, 13 человек, с указанием возраста и родственных отношений.
Самый многолюдный двор в деревне, номер в ведомости 51, в этот год состоял из 14 человек, вдовы Авдотьи Афанасьевой - 77 лет.
В деревне было всего 4 двора, где в 1826 году проживало 5 человек в доме, например:
- Григорий Кондратьев - 35 лет, не был на причастии и исповеди 2 года «за нерачением»
жена его Дарья Матвеева - 35 лет, была
дети их Авдотья - 11 лет, «не была за нерачением»
Агафон - 10 лет, тоже не был на исповеди и причастии «за нерачением»
Андрей - 5 лет, не был «за малолетством»[6].
Этот же двор в 1860 году, через 32 года:
- вдова Дарья Матвеева - 67 лет,
Агафон Григорьев - 42 года,
жена его Ефимия Фомина - 41 год,
дети их: Матвей - 20 лет,
Григорий -16 лет,
Федот -13 лет,
Акилина - 4 года,
солдатка Евдокия Тимофеева - 39 лет, (вероятнее всего -это жена Андрея)
дети: Алексей Андреев - 8 лет,
Анна - 14 лет, Васса - 11 лет[7].
Надо пояснить, что жён солдат - рекрутов называли «солдатками». После отправки мужа в войско женщина выходила из крепостной зависимости и получала статус свободной гражданки, подчинявшейся законам военного ведомства.
Стоит обратить внимание, что в 1860 -м году в деревне Соколово оказался только один прихожанин Пётр Петров - 32 года, который игнорировал исповедь и причастие в течении двух лет «по опущению», значит «по нерадению», по лености, по сравнению с 1826 годом, когда не явились на исповедь и причастие по нежеланию 45 человек.
Церковная дисциплина с 1826 года укрепилась, навлекать на себя гнев церкви и государства было неразумно. К тому же, всё- таки, большинство шло в храм по зову души, за облегчением и помощью.
Заканчивалась исповедная ведомость в 1826 году следующими словами:
«Сверх вышеписанного в том нашем Рождественском приходе прописных и утаенных ничьих дворов не имеется, и во означенных дворах кроме вышеявленных тутошних жителей ни кого, из пришлых ни какого чина и возраста людей под укрывательством НЕ обретается, и которые в сей ведомости показаны исповедовавшимися и святых таин причастившимися, и те все подлинно исповедовались и святых таин причастились, а других как исповедовавшихся токмо а не причастившихся, так и не бывших на исповеди, кроме малолетних, ни кого не было.
Буде же из оного показания нашего по какому либо доносу явится, хотя мало что ложное или какая утайка и прикрытие, и за то повинны мы все не… извержению чинов своих но и жестокому в гражданском суде истязанию»[8].
Такая формулировка окончания ежегодной исповедной ведомости прихода церкви, с несущественными изменениями, оставалась всегда.
В 1826 году в приходе церкви были записаны 8 человек (3 муж. 5 жен) «записные раскольники», все из одной семьи в деревне Жилино:
«147. Иван Семёнов вдов - 63 года
дети его Авдотья - 36 лет
Екатерина - 31 год
Татиана - 28 лет
Алексей - 24 года
Терентий - 19 лет
Анисья - 17 лет
у Ивана сноха вдова Степанида Семёнова - 63 года».
В 1837 году в приходе Христорождественской церкви села Ямкино значилось 643 муж. 701 жен. Раскольники — 11чел. (4 муж., 7 жен.)[9].
В 1851 году в приходе «жителей православного исповедания обоих полов 1640.
Сверх того «записные раскольники» - 17 ( 5 муж. 12 жен.)» и все из деревни Жилино[10].
В 1860 году в приходе Ямкинской церкви жителей «Православного исповедания» -1769 (821 муж., 948 жен.).
«Сверх того раскольников - 5 (2 муж., 3 жен.)».
«В селе Ямкино крестьянская вдова Марфа Игнатьева 57 лет.
В деревне Жилино Алексей Иванов 57 лет, его жена Ирина Иванова 34 года, дети их Ефим 9 лет и Федосья 7 лет»[11].
1851 год. Раскольники в деревни Жилино
Исповедные ведомости по сути создали образ некоего контроля за умонастроением каждого отдельного человека и в целом крестьянской общины. Невозможно отрицать духовную пользу исповеди для людей, но политическая и гражданская польза от этой меры была значительная. Также это была своего рода ежегодная перепись населения.
Для нас, жителей третьего тысячелетия христианского летоисчисления, ведомости являются одним из основных источников, в которых можно найти информацию о предках, живших в стародавние времена.
Синод - Святейший Правительствующий Синод - высшая инстанция, орган управления Русской церковью в 1721 - 1917 годах.
Сенат - в Российской империи высший государственный орган законосовещательной, исполнительной и судебной власти.
Епитимья - это особое послушание, которое священник, духовник назначает кающемуся грешнику после исповедания им совершённого греха.
Записные раскольники - лица, которые открыто заявляли государственной власти о своей принадлежности к расколу. Они должны были платить двойной подушный оклад, носить специальное платье и особый медный значок.
[1] Полное собрание законов РИ т 10 закон 7226 (1737–1739) стр 114–118.
[2] ПСЗ РИ т 17 (1765–1766) закон 12183 стр 346–347
[3] Госархив Москвы ГБУ «ЦГА Москвы» ф 203 о 747 д 1068 стр 236
[4] там же ф 203 о 747 д 1068 стр 237
[5] там же ф 203 о 747 д 1068 стр 243
[6] там же ф 203 о 747 д 1068 стр 247
[7] там же ф 203 о 747 д 1799 стр 643
[8] там же ф 203 о 747 д 1068 стр 259
[9] там же ф 203 о 747 д 1306 стр 48
[10] там же ф 203 о 747 д 1614 стр 609
[11] там же ф 203 о 747 д 1799 стр 657
Поделитесь с друзьями