«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

4 декабря 2023 года

У церковных стен Богородск-Ногинск

Исповедные росписи. Исчезнувшая история

Л. Н. Мартишина (Лобачёва)

Каждый несёт в своей крови и в нервных клетках смутную память обо всём, что думали и чем волновались предки. … И каждый из нас, сам того не замечая, действует не как личность, а как порода!

М. О. Меньшиков (1859–1918) – русский гидрограф, журналист, публицист. «Письма к русской нации».

Исповедные ведомости (исповедные росписи, великопостные росписи) - это церковный документ, ежегодный отчёт, представляемый священником приходской церкви в духовную консисторию.

Исповедные росписи, в отличие от метрических книг, носили в основном религиозный характер и были не нужны советской власти, порой они просто выбрасывались, не смотря на ценнейшую информацию для истории.

Исповедные ведомости сохранились гораздо хуже, чем метрические книги и ревизские сказки. Ведомости, составленные после 1860- х годов, встречаются крайне редко.

Согласно бюллетеню Центрархива РСФСР от 25 мая 1927 года, все исповедные росписи, начиная с 1865 года и более поздние, подлежали уничтожению в архивах, как не имеющие исторической ценности.

Именно поэтому исповедные ведомости приходов Московской губернии позже 1865 года в абсолютном большинстве были утилизированы, в основном переработаны на макулатуру.

Идея исповедных ведомостей появилась вместе с церковным расколом Русской православной церкви 1650-х годов, в результате которого появились реформаторы и сторонники старой веры - «старообрядцы». По сути это были первые диссиденты в русской истории.

Идея заключалась в том, что каждый православный христианин должен хотя бы раз в году исповедоваться и причащаться Святых Тайн.

Впервые законодательно это было закреплено в «Инструкции старостам поповским или благочинным надзирателям» патриарха Московского Адриана в декабре 1697г.

Появление инструкции было связано с борьбой со старообрядчеством и выявлением раскольников. Тогда эта обязанность прихожан исповедоваться не была воплощена в жизнь.

Указом Петра I от 8 февраля 1716 года для тех, кто не был у исповеди, устанавливались штрафы. За 1720 -1730 -е гг. было издано ещё несколько указов, подтверждавших такие наказания.

Указ Синода от 17 мая 1722 года вменял в обязанности священнику сообщать властям о готовящейся государственной измене, о которой он узнал на исповеди, если человек не раскается и не откажется от своих планов.

Священник обязан был учить своих прихожан исповедоваться и причащаться, также он обязан был отправлять в Патриарший приказ списки прихожан, уклоняющихся от исповеди.

16 июля 1722 года Указ Сената и Синода окончательно закреплял обязательство для прихожан, начиная с семилетнего возраста, посещать Исповеди и Святое Причастие, а священникам вести Исповедные ведомости («записных исповедавшимся книг»).

Исповедные ведомости состоят из посемейных списков прихожан с указанием возраста. Обычно в них включали всех членов семьи, даже тех, кто ни разу не был на исповеди, кроме детей в возрасте до 1 года.

Указ Синода 1737 года вводил формуляр исповедных ведомостей и окончательно закреплял порядок проведения исповеди и причастия.

«… все Ея Императорского Величества (императрица Анна Иоанновна 1693 -1740) верные подданные исповедания Святыя православно восточныя церкви, всякаго чина мужеска и женска пола люди, от семилетне-возрастных и до самых престарелых, во дни Святые четыредесятницы (т.е. Великого поста) у отцов своих Духовных исповедовались и приобщались Святых Тайн повсягодно, без всякого, от такового душеспасительного долга избежения, лености же и небрежения своего. Буде же кто за какою-либо крайне богословную виною в Святую четыредесятницу онаго не исполнит, то таковым тое исповедь чинит в последующие тому два поста, в Петров или Успенский неотменно и потому же Святых Тайн приобщаться»[1].

После этого указа составление исповедных ведомостей распространилось на всю державу и продолжалось до тех пор, пока … ну, Вы знаете.

Отсутствовать на исповеди могли по нескольким причинам:

Кто отсутствовал больше года в своём приходе могли исповедоваться и причаститься у другого священнослужителя, но должны были об этом предъявить справку в церковь по месту проживания.

В сентябре 1765 года Екатерина II издала указ о наказаниях для тех, кто уклонялся от исповеди и причастия.

«… взыскивать штрафы без упущения, а именно: с разночинцев и посадских за первой (год) по рублю, за второй по два, за третий по три рубля ...». «Разночинцев за небытие в первой, второй и третий годы на исповеди и у Святого причастия … денежных штрафов за совершенной скудостью и нищетой платить будет нечем, употреблять … в работы казённые и полицейские, и в той работе содержать по две недели, … доколе они в той работе будут, давать в пищу только хлеб и воду, а телесного наказания им не чинить, за помещиковых же и владельческих людей и крестьян, кои за неисповедь положенных штрафов сами платить будут не в состоянии, взыскивать те штрафы с помещиков и их владельцев...»[2]. [2]

С 1765 года для горожан, которые не могли заплатить эти штрафы, вводились исправительные работы, а за крестьян, у которых не было денег на выплату штрафов, их обязан был выплатить помещик или управляющий имением.

«… также купечество, разночинцы и дворовые люди явятся сверх трёхлетнего времени в небытии на исповеди и у Святого причастия, … телесного наказания никому не чинить, а наказывать их публичным церковным покаянием, молитвой и постом.

Буде же кто и после оного в таковой же неисповеди окажется, таких наказывать же, во - первых: на некоторое по рассмотрению время тюрьмою, питая во время того содержания хлебом и водою, а потом им чинить публичное же церковное покаяние...».

«Штрафные деньги отсылать на содержание военных госпиталей в Военную коллегию».

Только в 1801 году по синодскому указу от 18 января, все штрафы отменялись и заменялись епитимьей.

Суровые меры к пренебрегающим своим христианским долгом, церковь и государство применяло неукоснительно.

Например, в Серпуховском уезде Московской губернии в 1844 году на крестьян из села Васильевское «за небытие у Святого Причастия Косму Михайлова никогда и Фёдора Михайлова 4 года возложить епитимью: на первого 6-недельную, а последнего 4-недельную с исправлением оной в Серпуховском Высотском монастыре в работе, посте и молитве, с тем, чтобы они ходили к каждому богослужению и умилостивляли благость Божию о допущенном ими нерадении...».

И отправили их туда по решению земского суда под контролем станового пристава, а потом отконвоировали и обратно с приложением «репорта» от настоятеля монастыря, что они срок отбыли и исповеданы и причащены.

Правда, они попались как свидетели по делу об ограблении, а при допросе всех свидетелей обязательно задавался, после биографических данных, вопрос: «Был ли на исповеди и у Святого причастия?».

«Не бывание» на исповеди и у Святых Христовых Тайн, например в течении 2-х лет и более, могло быть формальной причиной отказа в венчании.

Вступавшие в брак из другого прихода должны были предъявить необходимые письменные документы, в том числе свидетельство о бытии на исповеди с подписями причта и церковной печатью.

Например 20 января 1865 года Богородской городской Думой было выдано свидетельство «Богородскому 2-й гильдии купеческому сыну Василью Семёнову Белкину в том, что на вступление ему в первый законный брак с кем пожелает препятствий со стороны Думы не имеется, от роду ему восемнадцать лет вероисповедания православного. Свидетельство ей по совершению брака обратно представить в сию Думу с надписью священника совершившего сей брак».

Василий Семёнович выбрал невесту из Бронницкого уезда Коломенского Волостного Правления. Она получила от Правления такое же свидетельство, что «препятствий к выходу ея в замужество никаких не имеется». Так же она получила и свидетельство от церкви.

«1865 года генваря 24 дня. Дано сие свидетельство Бронницкого уезда, села Жилина У… ведомства умершего крестьянина Андрея Иванова дочери девице Надежде Андреевой в том, что она на вступление в замужество имеет законные лета, именно девятнадцать (19) лет, веры она православной, у исповеди и св. причастия ежегодно бывала, выходит в замужество с согласия старшего своего брата, того же села Жилина кр. Александра Андреевича Шорина.

В верности сего свидетельства с применением церковной печати удостоверяю отец ея Духовный села Жилина Успенской церкви священник Александр Хайский?».

Исповедная ведомость Христорождественской церкви в селе Ямкино за 1826г, «Подана сент. 10 дня 1826 года», первый лист.

«Ведомость учиненная московской эпархии богородской округи, радонежской десятины Рождественской, что в селе Ямкино церкви Священником Герасимом Георгиевым с причтом, обретающимся при оной церкви в приходе нижеявленных чинов людям, со изъявлением против коегождо имени о бытии их в Святую четыредесятницу у Исповеди и Святых Таин причастия, и ктож исповедался токмо, а не причастился и ктож не исповедался»[3].

В начале исповедной ведомости записывались духовные люди, т.е. священник и его домашние и прочие члены причта вместе с семьями.

  1. Священник Герасим Георгиев вдов - 39 лет

мать его вдова дьячиха Анна Иванова -60 лет

  1. диакон Иаков Николаев -29 лет

жена его Елена Михайлова -29 лет

  1. дьячек Пётр Егоров - 33 года

жена его Аграфена Сергеева - 31 год

дети их: Пелагея -14 лет

Фёдор - 9 лет

Татиана - 4 года

Иван - 2 года

  1. пономарь Максим Петров - 26 лет

жена его Надежда Антонова - 21 год

сын их Дмитрий - 2 года

мать его вдова пономариха Наталия Никитина - 60 лет

просвирня вдова дьячиха Анна Иванова - 42 года

дочь ея Степанида Семёнова -19 лет

На следующей странице написано: «Вотчины господина корнета Николая Иванова сына Иохемсина села Ямкина Дворовые люди. (писались до 1861 года).

  1. Евтихий Петров - 47 лет

жена его Васса Григорьева - 48 лет

дочь их Дарья - 20 лет

Терентий Кирилов вдов - 71 год

дочь его Ульяна - 30 лет

Василий Петров - 57 лет

жена его Акулина Абрамова - 56 лет

дети их Прасковья - 22 года

Анна - 21 год

Анна Степанова - 42 года

дочь ея Марья Максимова - 21 год»[4].

Далее идёт список крестьян по деревням прихода церкви.

В исповедной ведомости церкви Рождества Христова села Ямкино за 1826 год в селе числится 40 дворов, в которых проживает 148 лиц мужского пола и 184 - женского. По деревне Соколово значится 32 двора, 113 мужчин, 122 женщины. В деревне Починки - 30 дворов, 96 мужчин и 132 женщины.

В 1860 году в селе 71 двор, 234 мужчины и 258 женщин. В деревне Соколово - 51 двор, 165 мужчин и 190 женщин. В деревне Починки - 49 дворов, 135 мужчин и 173 женщины.

1826 год

1860 год

село Ямкино

кол-во дворов

40

71

кол-во душ муж. пола

148

234

кол-во душ жен. пола

184

258

дер. Соколово

дворов

32

51

м. п.

113

165

ж. п.

122

190

дер. Починки

дворов

30

49

м. п.

96

135

ж. п.

132

173

В исповедной ведомости деревни Соколово за 1826 год, переписаны 32 двора. Опись начинается со двора Мартына Петрова, двор значится по порядку в ведомости номер 47.

В те годы у крестьян ещё не было фамилий, они стали постепенно появляться после отмены крепостного права в 1861 году. Крестьяне, в поисках работы отправлялись в города, для этого надо было получить паспорт, а там была графа «фамилия». Чаще всего в паспорт, в качестве фамилии, вписывали отчество.

Возможно сейчас в деревне Соколово живут Мартыновы или семья, где имя «Мартын» в том или ином виде осталось в роду.

  1. Мартын Петров 57 лет, 2 года не был на исповеди «за нерачением», (не пожелал, не захотел).
    Жена его Авдотья Антипова 49 лет - была.
    Дети их: вдова Васса 32 года и сын Семён 29 лет не были «за нерачением»,
    сыновья Матвей 27 лет, Андрей 21 год и Константин 17 лет - были.
    У Семёна жена Гликерия Иванова 26 лет не была «за нерачением»,
    дети их: Анастасия 9 лет - была, Аграфена 6 лет и Ирина 2 года - не были «за малолетством».
    У Матвея жена Наталья Степанова 24 года - была
    У Андрея жена Домна Якимова 21 год - была на исповеди[5].

Полностью описана семья, 13 человек, с указанием возраста и родственных отношений.

Самый многолюдный двор в деревне, номер в ведомости 51, в этот год состоял из 14 человек, вдовы Авдотьи Афанасьевой - 77 лет.

В деревне было всего 4 двора, где в 1826 году проживало 5 человек в доме, например:

  1. Григорий Кондратьев - 35 лет, не был на причастии и исповеди 2 года «за нерачением»

жена его Дарья Матвеева - 35 лет, была

дети их Авдотья - 11 лет, «не была за нерачением»

Агафон - 10 лет, тоже не был на исповеди и причастии «за нерачением»

Андрей - 5 лет, не был «за малолетством»[6].

Этот же двор в 1860 году, через 32 года:

  1. вдова Дарья Матвеева - 67 лет,

Агафон Григорьев - 42 года,

жена его Ефимия Фомина - 41 год,

дети их: Матвей - 20 лет,

Григорий -16 лет,

Федот -13 лет,

Акилина - 4 года,

солдатка Евдокия Тимофеева - 39 лет, (вероятнее всего -это жена Андрея)

дети: Алексей Андреев - 8 лет,

Анна - 14 лет, Васса - 11 лет[7].

Надо пояснить, что жён солдат - рекрутов называли «солдатками». После отправки мужа в войско женщина выходила из крепостной зависимости и получала статус свободной гражданки, подчинявшейся законам военного ведомства.

Стоит обратить внимание, что в 1860 -м году в деревне Соколово оказался только один прихожанин Пётр Петров - 32 года, который игнорировал исповедь и причастие в течении двух лет «по опущению», значит «по нерадению», по лености, по сравнению с 1826 годом, когда не явились на исповедь и причастие по нежеланию 45 человек.

Церковная дисциплина с 1826 года укрепилась, навлекать на себя гнев церкви и государства было неразумно. К тому же, всё- таки, большинство шло в храм по зову души, за облегчением и помощью.

Заканчивалась исповедная ведомость в 1826 году следующими словами:

«Сверх вышеписанного в том нашем Рождественском приходе прописных и утаенных ничьих дворов не имеется, и во означенных дворах кроме вышеявленных тутошних жителей ни кого, из пришлых ни какого чина и возраста людей под укрывательством НЕ обретается, и которые в сей ведомости показаны исповедовавшимися и святых таин причастившимися, и те все подлинно исповедовались и святых таин причастились, а других как исповедовавшихся токмо а не причастившихся, так и не бывших на исповеди, кроме малолетних, ни кого не было.

Буде же из оного показания нашего по какому либо доносу явится, хотя мало что ложное или какая утайка и прикрытие, и за то повинны мы все не… извержению чинов своих но и жестокому в гражданском суде истязанию»[8].

Такая формулировка окончания ежегодной исповедной ведомости прихода церкви, с несущественными изменениями, оставалась всегда.

В 1826 году в приходе церкви были записаны 8 человек (3 муж. 5 жен) «записные раскольники», все из одной семьи в деревне Жилино:

«147. Иван Семёнов вдов - 63 года

дети его Авдотья - 36 лет

Екатерина - 31 год

Татиана - 28 лет

Алексей - 24 года

Терентий - 19 лет

Анисья - 17 лет

у Ивана сноха вдова Степанида Семёнова - 63 года».

В 1837 году в приходе Христорождественской церкви села Ямкино значилось 643 муж. 701 жен. Раскольники — 11чел. (4 муж., 7 жен.)[9].

В 1851 году в приходе «жителей православного исповедания обоих полов 1640.

Сверх того «записные раскольники» - 17 ( 5 муж. 12 жен.)» и все из деревни Жилино[10].

В 1860 году в приходе Ямкинской церкви жителей «Православного исповедания» -1769 (821 муж., 948 жен.).

«Сверх того раскольников - 5 (2 муж., 3 жен.)».

«В селе Ямкино крестьянская вдова Марфа Игнатьева 57 лет.

В деревне Жилино Алексей Иванов 57 лет, его жена Ирина Иванова 34 года, дети их Ефим 9 лет и Федосья 7 лет»[11].

1851 год. Раскольники в деревни Жилино

Исповедные ведомости по сути создали образ некоего контроля за умонастроением каждого отдельного человека и в целом крестьянской общины. Невозможно отрицать духовную пользу исповеди для людей, но политическая и гражданская польза от этой меры была значительная. Также это была своего рода ежегодная перепись населения.

Для нас, жителей третьего тысячелетия христианского летоисчисления, ведомости являются одним из основных источников, в которых можно найти информацию о предках, живших в стародавние времена.

 

Синод - Святейший Правительствующий Синод - высшая инстанция, орган управления Русской церковью в 1721 - 1917 годах.

Сенат - в Российской империи высший государственный орган законосовещательной, исполнительной и судебной власти.

Епитимья - это особое послушание, которое священник, духовник назначает кающемуся грешнику после исповедания им совершённого греха.

Записные раскольники - лица, которые открыто заявляли государственной власти о своей принадлежности к расколу. Они должны были платить двойной подушный оклад, носить специальное платье и особый медный значок.

[1] Полное собрание законов РИ т 10 закон 7226 (1737–1739) стр 114–118.

[2] ПСЗ РИ т 17 (1765–1766) закон 12183 стр 346–347

[3] Госархив Москвы ГБУ «ЦГА Москвы» ф 203 о 747 д 1068 стр 236

[4] там же ф 203 о 747 д 1068 стр 237

[5] там же ф 203 о 747 д 1068 стр 243

[6] там же ф 203 о 747 д 1068 стр 247

[7] там же ф 203 о 747 д 1799 стр 643

[8] там же ф 203 о 747 д 1068 стр 259

[9] там же ф 203 о 747 д 1306 стр 48

[10] там же ф 203 о 747 д 1614 стр 609

[11] там же ф 203 о 747 д 1799 стр 657

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.