Исторические даты края и новые исследования
Ю.Карякин
Датой рождения населенного пункта или территории считается самое раннее найденное упоминание в письменных источниках. Древняя волость Гуслица впервые упоминается в Духовной грамоте великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты. Духовную грамоту (по нашему - завещание) он писал перед поездками в Золотую Орду. Для сохранения мира и спокойствия он начал дань возить сам, этим предотвратил набеги татар на наши земли. Текстов Духовных грамот Ивана Калиты в Российском Государственном архиве древних актов сохранилось два, обе без даты. Большинство ученых историков склоняются к 1328 и 1339 годам. Мы склоняемся ко второй дате, так как там упоминание второй жены Ивана Калиты Ульяны ("княгини с меньшими детьми") указывает на время значительно позднее 1332 г., – времени второго брака Калиты . В Духовной грамоте « …Вохну, Дейково Раменье, Данилищеву слободку, Машев, Сельну, Гуслицу, Раменье, что было за княгиней…».
Фраза «что было за княгиней» позволяет предположить, что территория раньше вошла в Московское княжество как приданное с Дмитровского удела. Да есть и предположение, что раннее название деревни Степановки – Ульянино - в честь владелицы, жены Ивана Калиты. Подтверждение этому мы находим в одном из «Актов социально-экономической истории Северо-Восточной Руси XIV-XVI вв. М 1964 г, т 3, стр 27. А написано там так «… А Дмитровских волостей тянет Вохна, Селна, Гуслица, Загарье, Рогож».
В грамоте упоминаются Машев и Раменье, позже они вошли тоже в состав Гуслицы. На период 14 века это отдельные административные территории. Спас на Машеве – это местность вокруг Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря (г. Куровское). Раменье - это сегодняшние деревни Рудня, Равенская, Мальково, Богородское, Титово, Селиваниха, Степановка, Понарино, Заполицы, Мисцево, Авсюнино, Абрамовка. Критиков, желающих сказать, что Раменье это сегодняшний Раменский район – успокою, в Духовной грамоте упоминалось два Раменья. Да и долгое время впоследствии эту местность называли Раменской часть Гуслицы. В Духовной грамоте Вохна – это территория вокруг сегодняшнего Павлово-Посада, Селна - это Давыдово и близлежащие территории.
Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, Петр I, Петр II, Царица Елизавета Петровна, Екатерина II название местности Гуслица знали, в подписанных ими документакх это название звучало.
На территории Гуслицкой волости в 1728 году было 47 деревень, три погоста и четыре церкви. Крестьянских дворов 854, а в них муж. пола 3025 душ, женского пола 3038 душ. Деревни, а в них дворов: Алексеевская 7-мь, Печюрина –15-ть, Сенькино – 14-ть, Старая – 6-ть, Барышево – 14-ть, Внуково- 9-ть, Беззубово 23-и, Игнатово – 15-ть, Цаплино \Чаплино\ - 8-мь, Зевнево - 20-ть, Слободищи - 27-мь, Юрятино – 8-мь,Гридино – 16-ть, Устьянова – 20-ть, Иванищево – 11-ть, Чичово – 10-ть, Нореево – 14-ть, Шувоя 24-е, Костенево – 7-мь, Мосягино – 15-ть, Понкратовская – 8-мь, Давыдово – 7-мь, Столбуново - 10-ть, Круглая – 10-ть, Батагова – 11-ть, Челохова – 11-ть, Горшкова – 12-ть, Чанникова – 12-ть, Андреевская – 7-мь, Погост Рудня с церковью Рождества Пресвятой Богородицы на пруде – 4-е, Незденова – 10-ть, Ульянина – 14-ть, Игнатово – 9-ть, село Богородское – 11-ть, Селиваниха – 7-мь, Дорохова – 13-ть, Авсюнина – 19-ть, Титова - 16-ть., Панарина – 16-ть, Мисцова – 21-ин, Петрушина – 11-ть, Заполицы - 9 -ть, погост на реке Мерской , на нем церковь Преображенская – 3и, Куровская – 10-ть, Старая – 13-ть, Заволинье – 7-мь, Беливо – 10-ть, погост Гуслицы на речке Поповке с двумя церквами - св. Пророка Ильи и церковь во имя Чудотворца Николая – 10-ть дворов.
В 2019 году 680 лет Гуслице, 435 лет Ильинскому Погосту - это страницы нашей истории, истории Малой Родины – части большой России.
Скорее всего, Ильинский Погост (ранее погост Гуслицы) значительно старше, так как посады и погосты - одни из самых древних населенных мест нашей местности, пожалуй старше только селища и городища. Исследователям и краеведам предстоит еще сделать открытия по более раннему упоминанию села, но пока найдено только это.
Являясь центром I стана Богородского уезда, село Гуслицы являлось долгое время административным, торговым, религиозным центром, местом набора в рекруты, здесь жили жандармский и полицейский чины, становой, были почтовая и телеграфная станции.
Значение Ильинского Погоста, как волостного центра сохранялось на протяжении многих веков, и было утеряно только в 1922 году. Село, хотя очень способствовало развитию производств в соседних населенных пунктах, само не дало себе дальше развиваться. Сюда лучше всего подходит выражение по Далю: «Звона много, а хлеба нет». Теперь мы можем только утверждать: Ильинский Погост – исторический центр Гуслицы. Сегодняшним неофициальным центром Гуслицы несомненно является город Куровское.
В мае 1922 года город Егорьевск и его уезд были переведены из состава Рязанской губернии в Московскую. За этим последовали и некоторые перекройки административных границ, в результате которых Ильинская волость, в составе которой оказались прежние Ильинская и Беззубовская волости, включавшие немалое число гуслицких селений, вошли в состав Егорьевского уезда. В 1922-1929 годах Гуслица находилась в составе Егорьевского уезда. Впоследствии территория переведена в новообразованный Куровской район, территория которого вошла, в свою очередь, в 1959 году в состав Орехово-Зуевского. В Егорьевском районе осталось шесть гуслицких населённых пунктов: Челохово, Горшково, Панкратовская, Гридино, Шувое и Нареево.
Волость, существовавшую не одно столетие, упразднили, но ее историческое имя – Гуслица, сохранилось, благодаря самобытной культуре старообрядцев, ее населяющих.
Гуслица многие годы поставляла по всей стране изумительные рукописные книги, главным образом певческие, украшенные красочным, с золотом, неповторимым орнаментом. Много таких книг собрано и сохранено археографами МГУ во время экспедиции в Гуслицу. Участник большинства экспедиций, член редакционной коллегии Православной энциклопедии Е. А. Агеева приводит свидетельства ХIХ в., что старожилы окрестностей рассказывали: "гусляки - они все как священники были," "... в Гуслицах писанина была" (т.е. переписывались книги).
В Гуслице был свой стиль, своя манера письма и икон, и богослужебных книг, которые в настоящее время незаслуженно забыты. Речь идет, в том числе, о гуслицком стиле книжного орнамента. Для местных нужд книги писали еще в XVII веке, а вот в начале XVIII они начали появляться и в продаже. Тексты рукописных книг писались полууставом, который отличается некоторой вытянутостью, наклоном букв и большей их толщиной. Музыкальная строка состояла из крюковых нот.
Гуслицкие певческие книги расходились по всей стране моментально, хотя стоили не дешево. Их популярности способствовали не только высокая грамотность гуслицких писцов и сохранение пения по крюкам, но и, бесспорно, нарядное оформление и богатый орнамент.
Гуслицкий стиль книжного орнамента прошел долгий путь, прежде чем стал узнаваемым и самобытным. В основе гуслицкого орнамента лежат мотивы старорусского стиля. По утверждению ученых Гуслица являлась вторым, по значимости, книгописным центром. В конце XVIII–XIX вв. по всей России и во многих местах за границей использовались гуслицкие певческие рукописные книги. Известными центрами переписки были Беливо, Понарино, Мисцево, Петрушино, Заполицы, Устьяново и Заволенье. Мы почти не знаем фамилий тех, кто писал и оформлял художественно эти книги - они редко подписывались авторами.
Но несколько фамилий до нас все-таки дошли: братья Г. и В. Прокофьевы из Мисцева династии писцов Шитиковых из Понарино, Добриньковы (Добренькие) в Мисцеве, С. Г. Алексеев, Ф. Г. и М. Г. Батулины в Беливе и М. А. Кашкин в Устьянове. Некоторые из них продолжали свою деятельность в 20-х гг. XX в.
Гуслицкие книги находятся практически во всех крупных рукописных собраниях лучших музеев и библиотек России и мира, во многих частных коллекциях. Ими до сих пор пользуются во многих храмах и церквях. Рукописи, написанные в Гуслице и там бытовавшие, составляют Гуслицкую коллекцию Пушкинского Дома (ИРЛИ) – 44-е книги, Гуслицкое собрание Российской Государственной библиотеки (бывшая библиотека им. Ленина) - Фонд 734 насчитывает 119-ть книг, 62-е рукописные книги гуслицкого происхождения хранятся в коллекции музея МГУ. Довольно приличным собранием таких книг обладает и Центральный исторический музей в Москве.
В Анциферове, Яковлевской, Елизарове, Костине, Давыдове, Ляхове и Горе — был развит иконописный промысел, возникший в конце XVIII века. Основоположниками промысла были анциферовские крестьяне, обучавшиеся иконописи в Новгороде и в Москве. В Анциферове работали 25-ть иконописцев, в Яковлевской — 28-мь, в других деревнях по несколько человек. В Ильинском Погосте была целая иконописная мастерская.
Исус Христос Вседержитель, икона гуслицкого письма.
Св. Антипий, медная икона гуслицкого литья.
Святитель Никола, медная икона гуслицкого литья с белой и синей эмалью.
Прорись иконы св. Николы
По мнению ученых, Гуслицкое иконописание формировалось под влиянием владимирских иконописных сел (Палех, Мстёра). Стиль гуслицких икон воспроизводит стилистику московской иконописи 1-й половины XVII века. Иногда местные иконописцы пользовались готовыми рисунками, но чаще выполняли их сами.
Вместе с тем гуслицкие иконы имеют своеобразные черты, отличающие их от произведений других иконописных центров. Характерной особенностью местных икон является цветовое решение иконы: преобладание охристо-коричневых красок фона и более темных полей, создающих впечатление старины. Дополняющие образ фигуры избранных святых на полях икон, как правило, помещены в клеймах на ярком киноварном фоне. Одежды выполнены твореным золотом или разбеленным основным тоном.
На знаменитой Нижегородской ярмарке существовал целый торговый ряд с Гуслицкой иконой.
Прославилась местность не только иконами местного письма, но и другим народным промыслом - медным литьём. Литые иконки, складни, кресты и нательные крестики со священными изображениями изготавливались во многих гуслицких деревнях.
В одном из документов Министерства внутренних дел 1840-х гг. значится: «…отливные медные кресты и иконы… Употребление сих икон и крестов, как известно, есть повсеместное по всей России, оно укоренилось с давнего времени между простым народом, не исключая и лиц православного исповедания, так что иконы сии имеются почти во всех избах и других жилищах и вывешиваются в селениях над воротами домов, на судах и проч. Сверх того, сими иконами крестьяне благословляют детей своих, отлучающихся в дальние дороги или поступающих в рекруты, и образа сии остаются потом у них на целую жизнь…»
Старший научный сотрудник центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва, хранитель фонда медного литья Е. Я. Зотова осуществила научную классификацию гуслицкой меднолитой пластики.
Гуслицкий орнамент в интерьере музея в Ильинском погосте.
Художник Михаил Полетаев и краевед Владимир Лизунов в гостях у Николая Степановича Самошина.
Гуслицкие мастера отливали нательные мужские и женские кресты, напрестольные восьмиконечные кресты с рельефным изображением Распятия Христова и титлой «IНЦИ», разного размера киотные кресты, дополненные пластинами с группами предстоящих, а также иконами-клеймами с двунадесятыми праздниками и увенчанные изображениями херувимов.
Такие гуслицкие «створцы», украшенные не только растительным вьющимся побегом и рамкой с геометрическим орнаментом, но и декорированные эмалью белого и синего цвета, – самый распространенный вид меднолитой продукции. Легкие, сравнительно недорогие гуслицкие иконы и складни пользовались особым почитанием на протяжении XVIII – XX вв.
Читателям сайта, надеюсь, хорошо известен впускаемый в Ильинском погосте историко-краеведческий альманах «Гуслицы». За последние 15-ть лет вышли 14-ть номеров альманаха. На его страницах публикуются исследовательские работысилами краеведов, ученых и педагогов, местных и Москвы, соседних местностей, из различных уголков России. За это время четыре автора альманаха защитили кандидатские диссертации и стали «Кандидатами исторических наук». В последнем номере альманах в разделе «Энциклопедия Российской деревни» описаны деревни Слободищи, Мосягино, Юрятино. Публикуются материалы по деревням соседних Воскресенского и Егорьевского районов. Не остается в стороне Морозовская тематика. Навстречу 75 –летию Великой Победы нами опубликованы воспоминания двух ветеранов-земляков, полностью прошедших 4 года войны, а по деревне Зевнево даны подробные описания боевого пути всех жителей. На основе материалов альманаха в деревне уже установлен достойный памятный знак.
Послесловие от редакции
Есть причина вспомнить о краеведах, которые внесли огромный вклад в деле исследования самобытной истории Гуслицы. В. Н. Алексеев напомнил о Василии Ивановиче Владимирове, который еще в советское время создал небольшую этнографическую экспозицию в сельской школе деревни Максимовской. Когда школу закрыли и он, как учитель, перешел работать в школу Ильинского погоста, то и экспозицию перенес на новое место. Как не вспомнить Николая Степановича Самошина, самородка из деревни Анциферовой с его устными рассказами из гуслицкого старообрядческого быта и старообрядческого искусства. Устинья Григорьевна Андрианова создала в деревне Степановке мемориал павшим в Отечественной войне воинам и музей, который, слава Богу, функционирует и сейчас. Огромен вклад Владимира Сергеевича Лизунова с его книгой «Старообрядческая Палестина» и Владимира Ивановича Смирнова, автора книги «Мы – егорьевцы». Бесценен вклад в воссоздании истории Гуслиц Елены Александровны Агеевой и Виктора Дмитриевича Огурцова, которых мы называем своими учителями и к благожелательной помощи которых прибегаем постоянно. Отдадим еще раз должное редакционному совету альманаха «Гуслица» и его многолетнему возглавителю Юрию Александровичу Карякину за их кропотливый труд на краеведческой ниве.
Поделитесь с друзьями