«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

25 апреля 2022 года

Воспоминания, дневники

К 105-й годовщине Февраля…

Батанов С. А.

Я решил поделиться детскими воспоминаниями своего отца, Батанова Александра Абрамовича (1910 - 2004).

Итак, события тех лет глазами шестилетнего мальчика. В то время отец с матерью и бабушкой по отцу жил в селе Кишлееве Владимирского уезда Владимирской губернии. Его отец с двумя ещё несовершенными сыновьями работал на фабрике И. Н. Зимина в Зуева Богородского уезда. Старший сын был на фронте. Ещё один сын учился в городе.

Как-то мать, как обычно, проснулась раньше всех. Затопила печь, накормила и напоила скотину, подоила корову. Свекровь приготовила завтрак, собрала на стол. Разбудили мальчика. Позавтракали. Женщины решили сходить за покупками в магазины. В то время в селе было пять магазинов. Военное время. Уже такого изобилия товаров как в 1913 году не было. Повсеместно ввели "продуктовые билеты" на сахар. Поход в магазин не был быстрым.

Входную дверь в дом не закрывали. Чтобы ребёнок никуда не убежал, мать посадила его на печку и дала кошелёчек с медной мелочью. При этом сказала: "Санечка, сиди, соколик, смирно, не слезай с печи до нашего возвращения. Стереги кошелёк. В нём все наши денежки". Мой отец, считая, что выполняет важное поручение, тихо сидел на печке, не выпуская из рук кошелёк. Вдруг из сеней до него донеслись топот и крики. Дверь в кухню распахивается, и вбегает ватага школьников. Школа находилась недалеко. С криками: "Царя скинули" школьники стали срывать численник и календарь с изображением царя. Сняли большой портрет царя и растоптали его. Разорвали открытки с царицей, царевнами и царевичем. Открытки особенно было жалко отцу. Бабушка купила ему их на базаре, и они часто их вместе разглядывали. Сделав дело, мальчишки направились в другие дома.

Дом, в котором жил отец

Дом, в котором жил отец

А вот та печка, на которой сидел отец

А вот та печка, на которой сидел отец

Через некоторое время возвратились мать с бабушкой. С ужасом они воскликнули: "Что это? Словно Мамай по нашей избе прошёл! Что случилось-то?" Отец вскрикнул: "Это не я. Это школьники. Кричали, что царя скинули." Женщины переглянулись: "Странно, в магазинах инда и разговоров об этом не было".

Бабушка взяла метёлку, собрала осколки, порванное положила в печь на растопку. С радостью увидела, что в передней (горнице) "юные погромщики" не заметили ещё один портрет царя. Оторвала кусок холста, завернула в него портрет, перекрестилась и, причитая: "Ой ты, батюшко, белый царь", спрятала портрет в подполе.

А к вечеру в селе проходило гулянье. Отец запомнил румяную барышню в нарядной зелёной бархатной юбке. Она плясала и спела частушку: "Ах, царь Николай, мою юбку не марай. Моя юбка новая, сама я чернобровая".

Фотография 1914 года. В саду варят варенье.

Фотография 1914 года. В саду варят варенье. Отец держит миску с пенками. Фотографировал агроном В.Кревин, латыш, которого наняла сельская община. Жил у нас на квартире. На фото слева. Баловал моего отца. Сажал его на плечо и просил рвать сливы. За каждую сливу давал конфетку "раковая шейка". Эти дореволюционные конфеты отцу нравились всю жизнь. Агронома, как и старшего брата отца, призвали в армию. Бабушка получила от него письмо с фронта. Потом связь прекратилась.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.