«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

1 апреля 2024 года

У церковных стен Орехово-Зуево

К истории прихода Успенского храма деревни Войнова Гора

Фабриканты Морозовы. Династия Красовских

А.Морозов, к.и.н.,краевед.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Войново Гора /Орехово-Зуевский г.о./

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Войново Гора /Орехово-Зуевский г.о./

История погоста, села, деревни Войнова Гора /Орехово-Зуевского городского округа/ насчитывает несколько веков. По одной из версий, изложенной краеведом В.С.Лизуновым, это название дали воины времен Ивана Грозного. Сделав привал на красивом пригорке берега Клязьмы и очарованные красотой здешней природы, они стали называть это место -Войнова Гора. История Успенского храма Войнова Горы, его прихода определенным образом связана с фабрикантами Морозовыми, священниками и учителями школ прихода Красовскими.

В ХIХ в. деревня Войнова Гора входила в состав Покровского уезда Владимирской губернии. Первое упоминание о деревне относится к 1628 г. Ранее в этой местности был монастырь, принадлежащий Троице-Сергеевой обители. В 1678 г. была построена деревянная церковь. В 1723 г. вместо нее отстроена новая, тоже деревянная, церковь. В середине XVIII в. в деревне проживало 52 человека мужского пола. До реформы 1861 г. крестьяне этих земель были государственным. К началу XIX в. значительно выросло население деревни, у жителей было более полутора сотен лошадей, 6 светелок и 15 ткацких станков. Войново-горские земли видели и нашествие монгол и фуражиров Наполеона. Первый разорительный пожар в селе случился в 1865 г. Через несколько лет село отстроилось. Значительная часть населения села составляли ямщики Владимирской ямской слободы, Москвы, Переславля. Были и крестьяне на отхожих промыслах, землепашцы. На дому работало несколько ткацких светелок.

Со временем Успенская деревянная церковь пришла в негодность. В 1835–1837 гг. строится новый каменный храм, последний главный придел которого был освещен в 1855 г. В приход церкви входили деревни Войнова Гора, Городищи, Дубровка, Трусово, Прокудино, Алексино, Неверово Внуково. Церковь строилась из местного кирпича, предположительно заводика фабрикантов Морозовых, расположенного недалеко от храма. Кирпич не имел клейма, как, например, у фабриканта Кондакова, перевозился на гужевых подводах и на баржах по реке Клязьме. В 1871 г. старая деревянная церковь была куплена за 300 р. Павлово-Посадским купцом Яковом Ивановичем Лабзиным и перевезена в с. Зуево на место сегодняшнего храма РПЦ. Эта церковь была освещена в декабре 1873 г. Параллельно рядом с 1872 по 1890 гг. шло строительство каменного храма Рождества Пресвятой Богородице в с. Зуево. Предположительно деревянная церковь просуществовала в годы строительства каменного храма, который был освещен в 1890 г.

Прихожане, благотворители материально помогали Успенский храму д. Войнова Гора. В 1878 г. павловопосадским купцом Лабзиным было подарено Успенскому храму церковная утварь на 120 р. Имя купца Лабзина связано с с.Зуево тем, что там он имел участки земли и деловые связи в местными купцами. Возможно, этим он хотел прочнее закрепиться на земле орехово-зуевской. В Павловском Посаде примерно в это время шла «борьба» между известным купцом Давыдом Ивановичем Широковым /связан родством с Абрамом Саввичем Морозовым и был моим дальним-дальним родственником/ и Я.И.Лабзиным за первенство в торговой деятельности и социальной жизни Павловского Посада. Для этого Лабзин сообщил в вышестоящую Консисторию РПЦ о том, что Широков является раскольником, старообрядцем. В свою очередь купец Широков сообщил туда же о том, что Лабзин является сектантом, по слухам проводит странные обряды, крестится даже не двумя и не тремя пальцами. После разбирательств выяснилась беспочвенность взаимных обвинений. Позже торговое дело Лабзина быстро пошло в гору. Некоторые краеведы называют Павловский Посад «лабзинским».

Место Войнова Горы называли погостом, селом, деревней. Рядом с храмом был погост, через несколько сот метров начиналось село, деревня. В лесном массиве рядом с деревней находился охотничий домик фабрикантов Морозовы. Об этом говорилось в дневнике служащего мануфактуры В.И.Бычкова, утверждениях местных жителей. Рядом с деревней находился кирпичный заводик Морозовых. Предположительно кирпич использовался и на строительстве храма и для производственных нужд фабрикантов. Есть упоминание о том что Т.С.Морозов пожертвовал 30 тыс. кирпича на строительство церкви. Возможно при строительстве использовались гужевые повозки местных жителей, баржи фабрикантов Морозовых – железная дорога еще не была построена. У местных жителей появилась легенда о том, что дети Морозовых когда-то бегали по улицам деревни.

Как мы уже упомянули, Успенскому храму помогали благотворители. В 1880 г. из средств Вукула и Саввы Морозовых было пожертвовано 645 р. Еще 105 р. собрали морозовские мастеровые и рабочие. На эти деньги был устроен чугунный пол храма. В 1904 г. на пожертвованные средства пол заменили метлахской плиткой. Директор Правления мануфактуры С.Морозова Иван Андреевич Колесников пожертвовал на нужды храма 700 р. Были более мелкие пожертвования от работников Никольских мануфактур, жителей д. Городищи, г. Покрова и др. Так, красивый иконостас на свои средства в 3000 руб. купил купец Сергей Сергеевич Хохлов из Покрова. Значительные пожертвования делал Почетный гражданин Михаил Константинович Красовский. 21 дек 1903 г. из села Орехово была принесена икона Успение Божией Матери, как дар крестьянина д. Дубровка В.С.Григорьева, послушника при Архимандрите Леониде-настоятеле Иерусалимской Духовной Миссии /в миру – Михаил Иванович Спицев, бывший техник на фабрике Морозова/.

Церковная земля всегда была важным хозяйственным элементом жизни храма. Отметим, что с постройкой в 1861 г. Нижегородской железной дороги церковная земля уменьшилась на 6 десятин.

В 1899 г. старостой церковной общины был избран дворянин Петр Николаевич Давыдов, заведующий торфяными разработками С.Морозова в Тверской губернии. Некоторое время старостой общины прихода был местный житель Власов Константин Егорович. Род Власовых известен в деревне. Там родился Герой Советского Союза Алексей Михайлович Власов /1919-2001/.

Определенную помощь оказывал Успенскому храму С.А.Назаров, директор красильно-отбельной фабрики Товарищества Никольской мануфактуры Саввы Морозова. Некоторое время С.А.Назаров руководил Городищинской отбельной фабрикой. Он помогал Марии Федоровне Морозовой, матери Саввы Тимофеевича Морозова, управлять фабрикой. Фабрика располагалась в трех верстах от Войнова Горы. Сама деревня Городищи входила в состав церковного прихода Успенской церкви.

Городищинская отделочная фабрика начала свою работу в 1883 г. В 1886 г. стараниями Марии Федоровны Морозовой строится молельный дом. В 1907 г. освещается деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы. При освещении храма нес службу ореховозуевский протоиерей Федор Загорский. К сожалению, через несколько месяцев храм сгорел. Позже на его месте выстроят новую церковь. Стараниями М.Ф. Морозовой в 1887 г. начинает активно работать церковно-приходская школа. В этом же году открылось народное училище при фабрике. В нем обучались 51 человек. В доме было три классных комнаты и квартиры для учителей. Позже выстроено второе учебное здание. В 1914 г. в начальном народном училище с четырехлетним сроком обучения было 115 человек. С помощью М.Ф.Морозовой в 1906 г. скомплектована библиотека в 2700 экземпляров. Заведующей библиотекой стала Юлия Красовская. При фабрике открылись курсы по подготовке конторщиков и конторских мальчиков /помощников/ 12-15 лет. На очереди обучения конторщиков было 20 человек, мальчиков – 50 человек. В 1899 г открылась земская школа в д. Дубровка.

Обучение в сельской школе до революции

Обучение в сельской школе до революции

При храме в Войнова Горе в доме общества при церкви в 1884 г начала работать трехклассная церковно-приходская школа, Некоторые из рода войновогорских священников Красовских проходили начальное обучение в местной церковно-приходской школе. В 1906 г. она становится четырехклассной земской школой. На первом этаже находятся классы, на втором – квартиры учителей. Земство обеспечивало мебелью, топливом, учебниками и др. Преподавали арифметику, грамматику, Закон Божий, географию, церковно-славянский язык. В земской школе обучалось 60-70 учеников. По окончанию курса обучения экзамены проводились в Покрове, Маркове, Малой Дубне. Комиссия состояла из инспектора и 5-6 учителей. Выпускники писали изложение, отвечали устно по Закону Божьему, сдавали арифметику, географию.

В церковно-приходской школе вначале учительствовал один наставник – Петр Иванович Смирнов. В 1906 г. в школу пришли работать Константин, Александр, Николай, Василий, Анна Красовские, Мария Венедиктовна Смирнова-Красовская.

Родоначальником рода Красовских являлся священник Константин Васильевич Красовский /1829-1891/, много времени служивший в Успенском храме Войнова Горы. Он был женат на Надежде Семеновне, дочери священника Симеона Малинина, предки которого более 100 лет служили в этом храме. Константин участвовал в Крымской войне, был награжден Георгиевским крестом. В 1880 г. он за усердную службу награждался орденом Святого Владимира IV степени. Его дети Николай /1876-1938/ и Александр/1866?-1931/ учились в местной церковно- приходской школе и семинарии. Они тоже стали священниками. Некоторое время они служили в Успенском храме, позднее - в других храмах земли орехово-зуевской. Учителя ветви Красовских преподавали в школах Войнова Горы и Городищи. Всего в семье Красовских насчитывалось 13 педагогов.

Предполагаю, что фабриканты Морозовы знали священников Красовских. Дорога между Никольским и Покровом проходила недалеко от храма Успения Пресвятой Богородицы, через д. Войново Гора. Владея Городищинской фабрикой, Морозовы не могли не интересоваться положением городищинских, войново-горских школ, в которых работали Красовские. Среди преподавателей были Константин Васильевич, его дети Александр, Николай Красовские, их родственник Николай Поспелов, дочь Константина Красовского Анна /1878-1944/, Мария Венедиктовна Красовская-Смирнова, помогала в работе и Юлия Красовская. Материальное положение учителей было достойным. Они получали вознаграждение за воспитательную работу, выступления перед населением.

 Встреча на железнодорожной станции Усад, недалеко от д. Войново Гора. Слева второй Н.Красовский, восьмой Н.Поспелов

Встреча на железнодорожной станции Усад, недалеко от д. Войново Гора. Слева второй Н.Красовский, восьмой Н.Поспелов

Николай Константинович Красовский

Николай Константинович Красовский /1876-1938/, священномученик, родился и служил в храме д. Войново Гора, учитель школ в этой деревне и соседней д. Городищи /Усад/. Репрессирован, похоронен на Бутовском полигоне

Николай Васильевич Поспелов

Николай Васильевич Поспелов /1885-1938/, священномученик, родственник Красовских, служил в храмах земли орехово-зуевской, был учителем в школах д. Войново Гора и д. Городищи.. Репрессирован, похоронен на Бутовском полигоне

Трагично сложилась судьба Николая Константиновича Красовского и Николая Васильевича Поспелова. Николай Красовский после учительства в Войнова Горе и Городищи пошел на фронт Первой мировой войны санитаром. В 1918 г становится учителем Городищинской школы. После конфликта с руководством школы по поводу проведения урока в клубе, открытого на месте храма, он ушел из школы, в 1924 г. был рукоположен дьяконом и назначен к Успенскому храму Войнова Горы. 1931 г. – служба в храме с. Кабаново. 1932 г. – он иерей в Никитской церкви Кабаново. В 1936 г. – служба в храме Великомученика Никиты в с. Дровосеки. В 1938 г. Н.Красовский был арестован за антисоветскую деятельность. Расстрелян в 1938 г., похоронен на Бутовском полигоне Москвы.

Николай Васильевич Поспелов родился в д. Песьяне Владимирской Губернии /ныне – Киржачский район/. Женился на Анне Константиновне Красовской, сестре Николая Красовского. Семья имела 8 детей. В 1907 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию. Учительствовал в Городишинской и Войновоа Горской школах. Служил в храмах с. Житенино и с. Войнова Гора Орехово-Зуевского района. В 1933–1934 гг. служил в храме Рождества Богородицы Орехово-Зуева, протоиереем. В 1938 г. репрессирован, расстрелян, похоронен на Бутовском полигоне.

Н.Красовский и Н.Поспелов постановлением Священного Синода РПЦ причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Их образы запечатлены в храме Новомучеников и исповедников Орехово-Зуевских /храм расположен недалеко от железнодорожного вокзала/.

В семье Красовских известен Сергей Александрович /1894-1971/, родом из д. Войнова Гора. Талантливый певец басовых партий Большого театра. Заслуженный артист РСФСР. Возможно, он помнил приезд в деревню летом 1920 г. артистов орехово-зуевского театра-студии Л.Н..Королева и известных московских артистов Е.Б.Вахтангова, В.Н. Яхонтова, А.Д.Попова.

В Орехово-Зуево проживает родственница Красовских Первакова Юлия Николаевна, преподаватель в музыкальной школе.

История Войнова Горы, как и другие истории поселений Орехово-Зуевского городского округа, хранит еще много тайн. Их разгадка будет уделом молодого поколения жителей региона, краеведов.

Автором использованы материалы из открытых электронных источников, Орехово-Зуевского историко-краеведческого музея, беседы с жителями д. Войнова Гора, пгт. Городищи, настоятелем Успенского храма о. Алексеем, учителями школы, директором музея Городищи Т.В.Потаповой, родственницей Красовских Ю.Н.Перваковой. и др.


Февраль 2024 г.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.