«История делает человека гражданином». В.М.Фалин, советский дипломат

24 апреля 2020 года

У церковных стен

Как преодолевался раскол…

Мы недавно публиковали мнение епископа Порфирия Успенского о возможных путях преодоления раскола, сегодня мы публикуем документ конца 17-го столетия о том, какие способы преодоления раскола предпринимались государством. Мы публикуем из документа фрагмент, который, на наш взгляд, наиболее ярко представляет взгляд власти того далекого времени на раскольников – православных людей, ставших раскольниками после  т.н. Никоновских реформ. М.б. следует напомнить, что реформы,  хотя и носят названия «Никоновские», по имени патриарха того времени Никона, должны быть названы, скорее всего, реформами царя Алексея Михайловича.   

«1685 апреля 7. Указные статьи о раскольниках*.

В прошлом в 193 году (6193 год от сотворения мира или 1685 год от Рождества Христова – прим. ред.) апреля в 7 день  Великие Государи Цари и Великие Князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всея Великие и Малыя и Белая России (в тексте: «Росии» – ред.) Самодержцы, и сестра их Великая Государыня благоверная царевна Софья Алексеевна, слушав сих статей, указали и бояре приговорили: раскольщикам впредь свой Великих Государей указ чинить по прежнему указу отца своего Великих Государей, блаженной памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великие и Малыя и Белыя России Самодержца, и по сему Великих Государей указу и по статьям, каковы писаны ниже сего:

1.Которые раскольщики святой церкви противятся, и хулу возлагают, и в церковь и к церковному пению и к отцам духовным на исповедь не ходят, и святых тайн не причащаются, и в домы свои священников со святынею и с церковною потребою не пускают, и меж Христиан непристойными словами чинят соблазн и мятеж, и стоят в том своем воровстве упорно: и тех воров пытать, от кого они тому научены, и сколь давно, и на кого станут говорить и тех оговорных людей имать и роспрашивать и давать им меж собой очные ставки, а с очных ставок пытать; и которые с пыток учнут в том стоять упорно ж, а покорения святой церкви не принесут, и таких, за такую ересь, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять.

2.А буде кто у казни обратятся и принесут к святой церкви повиновение, и обещаются с чистым намерением так не делать: и таких посылать в большие монастыри и держать их в тех монастырях под началы, в великом бережении и за крепким караулом, и давать им хлеба и воды по мере, и приставлять к ним добрых и искусных старцев, и велеть их приводить в церковь Божию ко всякой церковной службе, так же и к келейному правилу, и смотреть за ними со всяким прилежанием, какого тех противников к покаянию обращение, и совершенно ли они церкви Божией повиновение приносят, и нет ли в них какого лукавства, чтобы они лукавством своим и лестным обращением от заточения не отбывали, потому что многие притворством своим и лукавым обращением выманивались и уходя  из монастырей в иные места чинили противности горше первого; и буде которые совершенно от той злобы отстанут и святой церкви приобщатся истинным намерением и чистою совестью, и таких, по подлинному свидетельству, из-под начал свобождать; а буде которые из них похотят постричься, и их постригать в тех же монастырях, а буде которые постричься не похотят, а жен и детей у них нет, и тем быть в тех же монастырях до кончины живота своего неисходно, чтобы они,  вышед из тех монастырей, с прелестники в сообщении не учинились и на прежнюю злобу не обратились; а у которых есть жены и дети, и тех давать на поруки, чтоб им впредь такой прелести не держаться, и с расколщики не знаться, и учения их не слушать, и в домы к ним не входить, и к себе не пущать, да над ними того же всего велеть надсматривать отцам их духовным; а буде они были в тех монастырях, или вышед из монастырей из-под начала, объявятся в прежней своей злобе, а покорение у казни приносили лестно, и таких казнить смертью, как писано выше  сего в 1 статье…» 

 

Источник:

Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи археографическою экспедициею Императорской Академии наук. Дополнены и изданы Высочайше учрежденною Комиссиею. Том четвертый. – СПб. 1856. С. 419-422. 

 

Послесловие от редакции: несколько слов надо сказать о том, как Православная церковь опираясь, конечно, на власть, многие годы  пыталась  "приручить" старообрядцев.

 27 октября 1800 года указом императора Павла I были утверждены "Правила единоверия", разработанные, в основном, митрополитом Платоном (Левшиным). "Единоверцами" могли стать только старообрядцы, перешедшие в лоно Православной церкви. Они могли иметь свои приходы в обычных епархиях. В таких приходах богослужения совершались по старым книгам, молились по старому чину, но священники назначались правящим архиереем православной церкви. 

Не будем сейчас вдаваться в многообразные подробности жизни единоверческих приходов, правила постоянно менялись. Скажем только, что в Богородском уезде таких приходов было очень немного, от силы 3 - 4, они были малочисленны, содержались не приходом, а консисторией,  и возложенной на них миссионерской задачи по "искоренению раскола" выполнить не смогли.

Новой вехой в жизни единоверия можно назвать время после манифеста 1905 года "Об укреплении веротерпимости". Появился первый единоверческий епископ Симеон (Шлеев) в далеком от Богородска Петербурге. А в сам Богородск такой епископ, в чине - викарного,  был назначен уже после революции 1917 года, но по разным причинам он осуществлял управление единоверцами у нас не более года (см. заметку об этом на нашем сайте).

На общем фоне положения церкви в Советское время,  к 1988-му году на территории большого СССР сохранилось всего два единоверческих сельских прихода.

Принципиальное значение для единоверия имело Постановление Поместного Собора Русский Православной Церквуи 1971 года, "признавшее клятвенные запреты, ранее наложенные Соборами 1656 и 1666/1667 годов на древние русские богослужебные обряды и придерживающихся их, "яко не бывшие". Собор укрепил "равночестность старых и новых церковных обрядов".

В 2000 году было торжественно отмечено 200-летие единоверчества. Патриарх Алексий II тогда сказал: "Чадам Русской Православной Церкви нужно помнить, что древние церковные обряды составляют часть нашего общего духовно-исторического наследия, которое следует хранить как сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви". Отдадим должное Патриарху - высокие слова.

В новейшее время решено заменить названия единоверческих приходов на "старообрядные приходы РПЦ". В Москве с 2007 года был создан Патриарший центр древнерусской богослужебной практики - при Покровском храме в Рубцове, поблизости от станции метро "Электрозаводская".

К 2013-му году старообрядных приходов в России насчитывали около 30-ти, правда с оговоркой - "некоторые из них находятся в стадии формирования".

Вернемся к нашим родным местам. В Ногинском районе восстановлены все храмы РПЦ и построено несколько новых.  Из уцелевших, до поры до времени, двух храмов - в честь св. Михаила Малеина в Тимкове и в честь пророка Захарии и преподобномученицы Евдокии в Ногинске - первый за последние 20 лет подвергся уже полному уничтожению, а второй так и пребывает до сих пор в качестве то ли склада, то ли чего-то неизвестного  на территории Хлебозавода... 

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.