«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

17 августа 2020 года

Великая Отечественная Орехово-Зуево

К 75-летию Великой Победы

Кок с легендарной подлодки

Евгений Голоднов, чл. Союза краеведов России,

Не секрет, что во все времена русские повара умели не только вкусно готовить, но и искусно воевать.

В нашем случае это кок легендарной подлодки С-13 земляк Тимофей Кондратов из деревни Юркино бывшего Орехово-Зуевского района (ныне -городского округа). Более двух лет ему довелось воевать под руководством самого Александра Маринеско!

 Номер советской субмарины стал действительно счастливым, ведь предыдущие двенадцать подлодок во время Великой Отечественной войны уничтожены фашистами: одни потоплены в результате попадания снарядов, другие  подорвались на минах. С-12 пропала без вести.

Подлодка С-13 занимает первое место в советском флоте по суммарному тоннажу потопленных вражеских кораблей во время войны.

Фотографии и биографические данные служившего на ней краснофлотца Кондратова можно увидеть на стендах Музея  истории  подводных  сил России им. А.И. Маринеско в Санкт-Петербурге.

29 сентября 1940 года в дом Кондратовых в деревне Юркино пришла повестка из Орехово-Зуевского военкомата. На службу призвали одного из трёх братьев Кондратовых - старшего, 19-летнего Тимофея. Известно, что до армии паренёк-комсомолец трудился в колхозе с родителями. Окончил четыре класса Юркинской школы, после этого продолжал учёбу в ФЗУ соседнего посёлка Дрезна (стал городом в октябре 1940-го).

Для прохождения срочной службы Тимофея Кондратова направили на Балтийский флот. Для призывников ВМФ СССР предъявлялись более строгие требования, чем для РККА. Это и физические параметры, психологический отбор.

Т.А. Кондратов - курсант морского училища связи

Т.А. Кондратов - курсант морского училища связи

С первого сентября 1939 года по новому закону о всеобщей воинской обязанности срочная служба на флоте стала пятилетней. Поэтому родители, прощаясь с будущими моряками в предвоенном 1940-м, были готовы к долгому расставанию, но не подозревали о скорых тяжких испытаниях для вчерашних мальчишек.

На одной из фотографий Тимофей Кондратов в бескозырке. На ней надпись: «морское  училище связи». Можно предположить, что к лету 1941 года молодые призывники, отслужившие на кораблях меньше года, были ещё не готовы к условиям настоящей войны и поэтому их  распределили на курсы при морских учебных заведениях. Там в экспресс-режиме доводили подготовку молодых моряков для нужд флота в условиях военного времени. Ленты на бескозырке с подобной надписью, как у Т.Кондратова, существовали, к примеру, в Военно-морском училище связи имени Орджоникидзе (в послевоенное время преобразовано в Военно-морской институт радиоэлектроники им. А.С. Попова).

Сначала Кондратов обучался специальности радиста.

Деревенскому пареньку выпало служить на новенькой подводной лодке С-13 в Балтийском море. Предназначалась подлодка для Северного флота, но дооборудование было завершено только в августе 1941 года, так что экипаж перенёс все тяготы блокады вместе с многострадальными ленинградцами (позже Т.Кондратова удостоят медали «За оборону Ленинграда» в составе первого дивизиона подлодок КБФ). До осени 1942-го экипаж лодки готовил корабль к походу, отбивал воздушные налёты и самое главное: тренировался. Однажды во время артобстрела Ленинграда радиста Кондратова контузило - из-за чего произошла частичная потеря слуха. Быть радистом он уже не мог. Пришлось поменять специальность. Его направили на курсы коков для подводных лодок.

Служба на подводной лодке считается одной из самых сложных -  во время боевых походов экипаж находится в замкнутом пространстве на протяжении 30-40 дней, строго в своих отсеках.

А вот кок, помимо навыков приготовления пищи (чему его научили на курсах), должен уметь рассчитать по заранее составленному меню количество продуктов, которое необходимо запасти перед выходом в море, исходя из предполагаемой длительности похода. А от того, как в автономных условиях похода питается команда, в немалой степени зависит и военный успех. Как и любой член экипажа на подводной лодке, кок должен быть физически выносливым, психически устойчивым.

Помещения лодки маленькие, для камбуза выделен крохотный закуток, с трудом можно только повернуться.  Плита электрическая, а электричество на субмарине берегут, ведь под водой она движется на электромоторах, да и все приборы обеспечения тоже нуждаются в энергии. Всплыть для зарядки электробатарей в тылу врага можно не всегда, поэтому в экстренных случаях камбуз отключается в первую очередь, а команду кормить надо всегда. Да и по боевому расписанию кок на подлодке типа «средняя» входит в состав артиллерийской команды, а в подводном положении лодки он вместе со всеми участвует в аварийных работах. Короче, кок на подводной лодке личность не менее героическая, чем торпедисты или артиллеристы.

В боевом походе на подводной лодке 2 сентября 1942 года (ещё без А. Маринеско) бывший радист Тимофей Кондратов служил  уже в качестве кока.

На этот раз встреча советской подлодки с врагом произошла вблизи Хельсинки, где её атаковали финские катера. Прорвавшись через вражеские патрули, днём 11 сентября субмарина вышла на боевые позиции в Ботническом заливе северной части Балтийского моря.

Советских подлодок здесь ещё не было. Вскоре нашим морякам удалось потопить два финских транспорта, идущих с грузом в гитлеровскую Германию. Третье судно пришлось расстреливать из орудия. Парусно-моторная шхуна, хоть и сумела выброситься на берег, но выгорела полностью.

Возвращаясь из похода, 15 октября, С-13 была замечена и атакована финскими сторожевиками. От близких разрывов глубинных бомб вышли из строя гирокомпас и эхолот, заклинило вертикальный руль, треснули баки аккумуляторов, в лодку начала поступать забортная вода. Пришлось лечь на грунт и в течение шести часов устранять повреждения. Исправить руль глубины так и не удалось, а дальнейший путь осилили лишь благодаря электромоторам.  Но до родной базы наши моряки дошли!

В этом походе кок Кондратов проявил себя как умелый артиллерист и способствовал потоплению трёх вражеских транспортов общим водоизмещением 25 тысяч тонн. И ещё, как единодушно отметила команда, питание, приготовленное Тимофеем, было вкусным и качественным. В условиях строгой экономии электроэнергии Кондратову удалось сократить время приготовления еды в два раза! Поэтому 26 октября 1942 года орден «Красной Звезды» справедливо украсил грудь старшего краснофлотца.

Т.А. Кондратов (1921-1994), кавалер Красной Звезды, служил у легендарного Маринеско

Т.А. Кондратов (1921-1994), кавалер Красной Звезды, служил у легендарного Маринеско

В апреле 1943 года (до сентября 1945 г.) командиром С-13 становится капитан 3 ранга Александр Маринеско (1913-1963 гг.), будущий Герой Советского Союза (звание присвоено посмертно в 1990 г.).

Он готовит ПЛ к новому походу. Но в 1943 году немцы плотно перекрыли выход из Финского залива минными полями и противолодочными. Потеряв несколько субмарин, советское командование отменило подводникам все выходы в море. Только после выхода из войны Финляндии наш подводный флот на Балтике вновь смог выходить на охоту. В названном году С-13 в боевые походы не выходила.

1 октября 1944 года под руководством капитана 3-го ранга Александра Маринеско С-13 вышла в свой 43-суточный поход …

Вскоре после возвращения из него, 26 ноября,  Тимофея Кондратова наградили медалью Нахимова (в представлении к награде командир Маринеско первоначально указал медаль Ушакова). На протяжении всего похода кок обеспечивал команду, как всегда, вкусными обедами, а камбуз содержал в отличном состоянии. Заметим, по техническим данным автономность данного типа лодок составляла всего 30 суток. А в случае с ПЛ С-13 на 13 суток больше!

В очередной раз команда под руководством Маринеско вышла в море уже 11 января 1945 года.

Вначале советской субмарине не везло. Все встреченные транспорты либо очень хорошо охранялись, либо проходили вне зоны поражения. Наконец, 30 января в перископе появился большой корабль, быстро уходивший вдаль. Чтобы не упустить и его, Маринеско приказал догонять цель в надводном положении. Форсировав двигатель лодки до предела, советским подводникам удалось выйти на дистанцию торпедного выстрела. После трёх полученных в борт торпед немецкое судно быстро затонуло. После взрывов опомнились и корабли немецкого эскорта. Чтобы их запутать, Маринеско уводит подлодку в сторону берега и ложится на грунт. Расчёт оправдался, С-13 так и не нашли.

Следующая удачная атака произошла 10 февраля 1945 года.

Маринеску был уверен, что в этот раз он потопил немецкий крейсер «Эмден». Уже по возвращении стало известно, что первый потопленный транспорт - это лайнер «Вильгельм Густов», а второй - не крейсер, а тоже транспорт  «Генерал Штойбен».

Лайнер «Вильгельм Густов»  -  десятипалубное круизное судно. До войны использовался как плавучий дом отдыха, с 1940 года переоборудован под учебное судно-казарму дивизии подводного флота Германии. В 1945 году на нём вывозили из осаждённого Данцига всех, кого немецкое командование желало спасти от русского плена. Так как погрузка на эвакуацию была поспешная, точное количество пассажиров неизвестно. По разным данным, при потоплении погибло от пяти до десяти тысяч человек, в том числе курсанты училища подводного плавания и нацистские функционеры с семьями. На втором транспорте «Генерал Штойбен» пытались уйти от возмездия более трёх тысяч гитлеровцев, из них спаслись в десять раз меньше - около трёхсот.

Внушительные потери от атак С-13 по-настоящему взбесили Адольфа Гитлера. Фюрер объявил Александра Маринеско своим личным врагом.

Советская подлодка успешно вернулась домой после 37-суточного похода. За боевые достижения в нём Тимофея Кондратова удостоили ордена Отечественной войны II степени.

В приказе командира Маринеско от 20 февраля 1945 г. говорилось, что за время боевого похода в тяжелых зимних условиях старший краснофлотец Кондратов проявил себя смелым стойким и мужественным воином. Несмотря на большие штормы, своевременно обеспечивал личный состав отлично приготовленной пищей, тем самым способствовал потоплению легкого крейсера и лайнера противника водоизмещением 20 тысяч тонн.

Лайнер противника, о котором написано в наградном листе, назвался «Wilhelm Gustloff». Это германский 10-ти палубный пассажирский круизный лайнер, один из крупнейших в то время пассажирских судов. Во время войны лайнер использовался Германией для военных нужд — в частности, служил плавучей казармой школы подводников. Уничтожение этого лайнера подлодкой С-13 в советской истории называют «атакой века». На немецком лайнере погибло по разным оценкам от 6 до 8 тысяч человек, в том числе около тысячи немецких подводников — офицеров и курсантов.

Вторым вражеским транспортом, упомянутым в наградном листе, было немецкое транспортное судно «General Steuben» (Маринеско идентифицировал его как легкий крейсер). После атаки корабль затонул, погибло более 3000 человек.

Есть историки, которые считают, что действия Маринеско не соответствуют нормам военной практики и, из-за его действий по уничтожению лайнера и транспортного судна в январе-феврале 1945 года загублены жизни сотен мирных жителей и раненых немецких военных. Но… уничтоженные немецкие корабли использовались для военных целей, имели на борту военные подразделения и вооружение, не были обозначены знаком Красного креста, и ничто не говорило о том, что на них находятся раненые или беженцы.

9 мая 1945 г. в латвийском городе Лиепая вместе с сослуживцами легендарной Краснознамённой подводной лодки Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота Тимофей Кондратов тепло отметил день Победы. В этот незабываемый  день вышел приказ о награждении боевого кока медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Служба героя-земляка Т.А. Кондратова (1921-1994 гг.) в ВМФ СССР завершилась 10 декабря 1945 года.

Он  вернулся в родное подмосковное Юркино с боевыми наградами.

Супруги Кондратовы

Супруги Кондратовы

Долгой – без малого полвека - и счастливой была жизнь Тимофея Алексеевича в супружестве. Своё счастье  он встретил во время Великой Отечественной. Его боевая верная подруга Ксения Демьяновна (1921-2002 гг.) была родом с Донбасса, из города Горловка, и тоже участвовала в боях. Среди её наград есть и орден Отечественной войны. Ксения впоследствии уговорила суженого уехать жить к ней на Родину, там и прошли последние дни бывшего краснофлотца.

Ныне близкие родственники Кондратова проживают и в Подмосковье и  на территории ДНР.

Родные братья-моряки Кондратовы из дер. Юркино

Родные братья-моряки Кондратовы из дер. Юркино

Помимо Тимофея, на Военно-Морском флоте СССР доблестно служили ещё два его родных брата – Иван и Виктор. Тоже участники Великой Отечественной войны. Иван Алексеевич, 1927 года рождения, был призван на службу в октябре 1944 г., учился в 1-м Балтийском (бывшем Ленинградском) высшем военно-морском училище и до апреля 1951-го находился во флоте, участвовал в экспедиции по Северному морскому пути от Ленинграда до Владивостока. Брат Виктор служил на Балтике, занимался в том числе обезвреживанием акватории от неразорвавшихся мин, оставшихся после войны.

Источники:

Сайты МО РФ, Музея истории подводных сил России им. А. И. Маринеско в Сант-Петербурге и ранее опубликованная статья автора Аникиной Марии Викторовны "Великая Отечественная война. Кондратов Тимофей Алексеевич, 1921 года рождения, из деревни Юркино".

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.