«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

30 марта 2023 года

Черноголовка

Черноголовская газета  № 42 (742) 20 октября 2005 года

Колымский характер, или Как начинался «Минкрист»

Михаил Дроздов

Анатолий Владимирович Чичагов

Анатолий Владимирович Чичагов 36 лет возглавляет в ИЭМ группу рентгеноструктурного анализа. По 7 тысяч анализов в год делали они в лучшие времена. Весь институт "варил", соревнуясь с Природой, образцы "экспериментальных минералов" в своих печах-реакторах. И несли потом все наваренное (нынче у этих слов и смысл-то стал другой!) на анализ сюда, в главный корпус ИФТТ. Да, они до сих пор занимают территорию там, где когда-то помещалась целиком Лаборатория экспериментальной минералогии Коржинского, теперь это как бы родимое пятно минералогии на твердом теле. Сидят, впрочем, они здесь крепко. Дружный и высококвалифицированный коллектив выполнял и выполняет на высоком уровне все, что нужно институту, и даже больше. Вот об этом (что "больше") речь пойдет ниже, а пока хочу сказать, что познакомился здесь с отличными специалистами - Владимиром Улиным, Татьяной Докиной, Ольгой Самохваловой, Натальей Дрожжиной. И с примкнувшим к ним не формально, а по сути работы программистом Дмитрием Варламовым. Знаю и о неработающих уже Татьяне Ушаковской и других, но рассказать сегодня хотел бы о самом Чичагове. Для этого есть три причины.

Его повествования о виденном, пережитом и сделанном в жизни впечатляют. Я сразу понял - про это надо писать (хоть и будет, наверное, мой текст только скупой выдержкой из его историй). Это во-первых. Во вторых, вот что: пишем мы о людях достойных несомненно, но чаще всего о детях успешных служащих, а то и профессоров, о детях офицеров, ну, самое маленькое - председателей колхозов. Были они отличниками, поступили в университет, распределились в Академию наук, все как по маслу. У многих. Но не у него. Тут человек, как говорится, из народа, и есть что послушать из не совсем привычного. О Колыме, например. Есть и третья причина, но о ней уж совсем в конце.

Так вот, пара-тройка сюжетов из жизни "простого советского человека", ставшего известным ученым, переложенные мной, почему и называю их героя в третьем лице.

Про Колыму и то, что рядом

Родился он в Маче, недалеко, километров 300 каких-нибудь, от Бодайбо. Двухлетним остался без отца. Мать собрала его, прихватила пожитки какие-то жалкие, села на попутный плот(!) на Лене и оказалась в Якутске, осев здесь на всю жизнь. А Толя там провел детство. Весьма тяжелое, военное. И все же детство есть детство. Оборвалось оно после семилетки в 1950 году. Отчим, мужик хороший и простой, сказал прямо: "Учить, Толька, дальше не можем, житуха трудная. Или работай, или отваливай". Он отвалил. И прилично - аж в Магадан. Поступил в Магаданский горный техникум. Преподавали там в основном бывшие ссыльные, "кадр" сильный, когда-то столичный. "Большие красивые люди" - так о своих учителях выразился А.В. Все ходили в форме, Сталин ввел ее и для гражданских. Но им, студентам, форму выдали не сразу, ее надо было еще заслужить. Стипендия была вполне приличная, помнит до сих пор - 454 рубля на первом, 654 - на последнем курсе. Но была и страшная вещь - "вша". Большинство теперь не знает, что такое вши. Выросли в другую эпоху, а они, дети войны, хорошо помнят это бедствие до сих пор. И как с ним боролись в санпропускниках, сурово и достаточно эффективно, кстати.

Анатолий Владимирович Чичагов

На практике стали уже неплохо зарабатывать, "прибарахлились". После техникума занимался разведкой "на уголь", тут и армия подоспела. Служил совсем близко, если из Москвы смотреть, на Сахалине. Вспоминал здоровяков забайкальских казаков. Как гаркнет такой песню в строю, так соседа словно вентилятором обдувает. Куда они делись, такие-то?! Были ли неуставные отношения? Были старинные традиции, по сравнению с современными просто безобидные.

Но подробнее - не об этом, а о работе А.В. после службы - в поле с зэками.

Что же такое Магадан пятидесятых? Строили его пленные японцы, потом уже наши. А.В. помнит время, когда весь город был разделен на сектора заборами с колючей проволокой, как разводили "бойцы" колонны по объектам, винтовки помнит и собак, абсолютно ничего не выражающие морщинистые лица заключенных, их запавшие пустые глаза. Но еще при Сталине лагеря из города стали убирать. А в области они оставались еще и в 59-м году. Система эта называлась УСВИТЛаг - Управление северо-восточных исправительно-трудовых лагерей. Обычная температура зимой в тех местах 50 градусов…

Все геологические партии в Магаданской области состояли, главным образом, из условно-освобожденных, бесконвойных и недавних зэков. А.В. много с ними трудился и, естественно, общался. Были среди них и уголовники, шулера разные. Эти не работали фактически, а промышляли, в частности - игрой в карты. Но в основном были вполне нормальные и даже хорошие люди с тяжелой судьбой, свои человеческие качества не растерявшие. А в душу лезть не полагалось. Правило было - не расспрашивать. Спецы были классные - шурфовщики, промывальщики, канавщики. "Бить канаву", например, "на ртуть" - это не просто: 100 м длина, 3 м глубина, сделать надо (с помощью взрывчатки) четко и "чисто"…

Про потом

Дальше у А.В. уже более привычно. Хотя, как посмотреть: в МГУ поступил в 24 года, с богатым спектром жизненных ситуаций за плечами. Геолфак, практика (еще раз ездил на Колыму), аспирантура у великого Н.В. Белова. Который уже раз мне говорят об этой исключительной личности, и всегда - с любовью и уважением, а не с подобострастием, как о многих знаменитых, но не таких замечательных в духовном отношении людях. Потом был ИЭМ, ДРОНы, ГДР-ские аппараты и многое другое - тут уж действительно как у всех, т.е. как у большинства.

Очень нестандартно побывал он в родных краях лет 20 назад, когда с братом перегонял машину из Москвы в Якутск. Целый месяц длилось их путешествие длиной в 10 тысяч км. Уже из Читы хотели лететь на самолете, но денег не хватило и опять покатили… Через Лену (20 км ширины!) перебирались на пароме перед самым ледоставом. Автомобиль (между прочим, наш, "совейский") все это выдержал. Про Якутский же тракт, а заодно и Колымский, я опускаю. Врезалось только в память, что дорога на Якутск - это как "после битвы под Москвой": по сторонам горы искореженной техники и много могил…

Но вернемся к науке. Что же А.В. придумал примерно в те же годы и что из этого получилось?

Анатолий Владимирович Чичагов

Про «Минкрист»

Что такое "Минкрист"? Это гордость Чичагова. Это база данных и сайт (с 97-го года) по кристаллическим структурам минералов. Это собственная программа, а когда-то - поисковая тема, т.е. то самое "больше", чем требовала от них дирекция. Тут характер его колымский сказался вовсю. Еще в середине 80-х, по собственной инициативе, начал А.В. собирать вместе, в одну картотеку, данные о минералах, причем не только по их структуре, но и по составу, по свойствам. Стал, значит, составлять - да не просто картотеку минералов, а базу XXI-го века.

И сейчас они продолжают пополнять эту базу. Интересно, будет ли этому конец? Или, говоря иначе, сколько всего может быть истинных минералов? Вопрос не прост. Сейчас база насчитывает 6 тысяч минералов и их кристаллических аналогов. Это очень много. Математики сделали программы с очень наглядными картинками, структуры поворачиваются в пространстве, рассчитываются межатомные и межплоскостные расстояния, углы и пр. Все это - ценнейшая информация для минералогов, кристаллографов, геологов, физиков и химиков. Потому и обращаются к ней за год до 3 миллионов раз! Вот это и называется международное признание, это доказывает настоящую востребованность! И заходят в Черноголовский Интернет чаще всего именно за их данными. Единственная в мире по количеству и качеству база. First class, как пишут в отзывах иноземцы. И приговаривают устно: "Very well!" Вот такой наш Чичагов из Бодайбо и Магадана.

Когда знакомился я с сайтом “Минкрист”, мне лично очень "на вид" понравился флогопит. Вы знаете, что это такое? И я не знал. А оказывается - слюда! Да этих слюд на самом деле десятки модификаций и практически все они в базе Чичагова имеются.

А концовка теперь уже нашего, а не чичаговского рассказа будет такая. Газета выходит в день 70-летия создателя "Минкриста", с чем его от всей души и поздравляют и в институте, и в нашей газете. Новых пополнений и прежнего здоровья, молодых сил Вам, Анатолий Владимирович! А коллегам Вашим привет!

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.