«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

16 июля 2019 года

Люди Богородского края Щёлково

Мноян Вера Ивановна – пионер разработок ламп бегущей волны для СВЧ-приёмников РЛС. Часть 3

« предыдущая

 

Космические старты – ЛБВ с высоким КПД и большим сроком службы

Г. Ровенский

12 апреля – День космонавтики. Установлен он в честь первого полета человека в космос. Да, тогда Юрий Гагарин и его прекрасная улыбка стали символом прогресса – технического прогресса нашей страны и всего человечества.

В управлении ракетами, в наблюдении за первыми спутниками принимали участие многие приборы нашего «Истока». Академия наук СССР ценила это и вручила специальные грамоты ряду технологов и разработчиков, соучастникам полета первого спутника в космосе.

Через 4 года, тоже в апреле, произойдет еще одно космическое событие, которое на 30 лет привяжет Мякинькова к космосу. Подготовка к этому началась намного ранее, как раз в 1961 г.

Дело в том, что впечатляющие полеты человека в космос – это меньше 5% космонавтики. Космос сегодня уже 40 лет активно работает на Землю – его глобальные спутниковые системы связи и навигации, беспилотные спутники (навигаторы, помогающие определить свои координаты кораблю, человеку, автомобилю, самолету), картографы, разведчики, сборщики сведений для прогноза погоды и многое-многое другое – все это трудится ежедневно для разных стран и для всего человечества.

Спутники связи (телефон, телевидение, Интернет) располагаются обычно над экватором на так называемой синхронной орбите - на огромном расстоянии (около 36 000 км) от Земли. Их скорость вращения совпадает со скоростью вращения Земли, т.е. они стоят в одной точке. А удалиться от родной Земли им мешает притяжение нашей планеты. В зависимости от приемных и передающих антенн они могут захватывать до трети поверхности Земли.

Сегодня привычный вид приемной антенны для приема со спутника телепрограмм - небольшая тарелка-антенна, направленная под малым углом к горизонту на далекий экваториальный спутник.

В те же, 1960-е гг. только большая в 8-20 метров антенна обеспечивала уверенный прием сигнала. Такое большое сооружение в 64 метра высотой хорошо видно всем, проезжающим по Щелковскому шоссе у Медвежьих озер, где расположено одно из подразделений знаменитого ОКБ МЭИ.

Для спутника связи «Молния-1»

Лаборатория Мякинькова параллельно с другими работами почти 30 лет вела разработку приборов СВЧ для спутников связи (ЛБВ «Шипка-1», «Штурман-1», «Штурман-2», «Шарик», «Шестерня-1», «Шестерня-2»).

Приборы СВЧ для спутников связи

Приборы СВЧ для спутников связи

Основной «рабочей лошадью» спутника связи являются передатчики именно на лампах бегущей волны. Их широкополосность позволяет иметь стандартную полосу ретранслятора в 500 МГц для многоканального приема и передачи.

Начало 1960-х. Помню, как однажды Юрий Павлович, вернувшись из Москвы, сообщил просьбу Главка: нужно подстраховать неудачные пока попытки саратовского НИИ создания 40-ваттной ЛБВ для первого советского спутника связи «Молния». Прибор полу-чался сложным техноло-гически; изготовление годных приборов задер-живалось, срывая планы работ заказчика.

Постановление о создании первого спутни-ка связи вышло в феврале 1962 г., но тогда наш НИИ-160 для разработки бортовых передатчиков не был там прописан...

Мы выпускали в это время ЛБВ на 100 мВт, а нужно было сделать ее хотя бы в 200 раз мощнее и, главное, как поставил задачу Юрий Павлович, сделать быстро, так как аппаратурщикам не на чем отрабатывать узлы передатчика спутника связи, а время торопит.

Передающая частота «Молнии» была около 1000 МГц, в этом диапазоне у нас и была уже ЛБВ на 0,1 Вт, разработанная для аппаратуры радиопротиводействия.

Так началась эта работа в лаборатории Мякинькова. Нам повезло, что один американский университетский ученый года за 3-4 до этих событий сделал ЛБВ длиной в 3 метра и тщательно экспериментально обмерил СВЧ поля в разных ее точках при различных режимах работы. Так он составил графики оптимального КПД, которые были опубликованы в недавнем тогда вышедшем сборнике по ЛБВ. Вот по ним, а не по стандартным теоретическим формулам, рассчитали мы ЛБВ, стараясь «вместить» ее спираль в имеющийся у нас стеклянный баллон маломощной ЛБВ.

Парадокс состоял в том, что это удалось с первой же попытки!

К тому же первые экземпляры ламп показали неожиданно высокий КПД (более 20%), что удивило тогда многих разработчиков и облегчило наши заботы. Хороша была и надежность работы лампы.

Через месяц с нашей ЛБВ «Шипка» уже работали связисты, готовящие спутник.

Гражданский же НИИР (НИИ «Радио») готовил наземные станции, на этих частотах у него был большой задел работ в радиорелейных линиях связи длиной в тысячи километров.

А прямопролетный клистрон для их наземного передатчика в 3 кВт на частоте 800 МГц для них разрабатывал во Фрязино в НИИ-160 Григорий Моисеевич Кауфман (отделение 2).

Первые же «мякиньковские» ЛБВ очень понравились «каплановцам». В итоге они заняли на спутнике важную долю, несколько потеснив «саратовцев».

Только третий запуск 23 апреля 1965 г. дал возможность сообщить ТАСС (и то не сразу) об успешном выводе на орбиту первого советского спутника связи «Молния-1». Конечно, мы узнали о нормальной работе спутника чуть раньше ТАСС. Тогда-то и мы порадовались и, несомненно, отметили своей лабораторией это событие. Отдел тоже ликовал – и «мы - в космосе».

У американцев запуск спутника связи (но на синхронную орбиту) прошел двумя неделями ранее. Звали его «Ранняя пташка», он был первым в знаменитой будущей глобальной системе спутников связи «Интелсат». Но это был уже 4-й спутник связи, запущенный ими.

Потом именно с НИИ Радио (на улице Радио) лаборатория Мякинькова начнет 30-летнюю работу по спутнику связи «Горизонт», но все это произойдет немного позднее. И на других частотах.

Первые «космонавты» отд. 190 лаб. 194. (космическая ЛБВ «Шипка-1»)

Гл. конструктор Юрий Павлович Мякиньков

Гл. конструктор Юрий Павлович Мякиньков

Зам. гл. конструктора Георгий Ровенский

Зам. гл. конструктора Георгий Ровенский

Старший технолог Анна Фирсович

Старший технолог Анна Фирсович

Ст. инженер-испытатель Людмила Максимова

Ст. инженер-испытатель Людмила Максимова

Ст. техник-технолог Надежда Крюкова

Ст. техник-технолог Надежда Крюкова

Испытатель Виктор Максимов

Испытатель Виктор Максимов

Техник-испытатель Рая Собчинская

Техник-испытатель Рая Собчинская

Техник-испытатель Лида Соколова

Техник-испытатель Лида Соколова

Техник-технолог Дуся Мелешкина

Техник-технолог Дуся Мелешкина

Техник-технолог Валя Илясова

Техник-технолог Валя Илясова

Участников было много – не нашлось фотографий Вали Рожковой, Зины Свиридовой и др.

Шеногин А.А. уточняет маршрут (из семейного архива Мноян В.И.)

Шеногин А.А. уточняет маршрут (из семейного архива Мноян В.И.)

Смирнов

Юсов

Знаменитые слесаря сборщики Смирнов и Юсов (из семейного архива Мноян В.И.)

Из семейного архива Мноян В.И.

Вера Ивановна тренируется, наверное,  к межотдельским соревнованиям

Вера Ивановна тренируется, наверное,  к межотдельским соревнованиям

Лыжи тогда были любимым развлечением и у инженерной молодежи. Помню, как по приезде в январе 1959 г. на преддипломную практику из бесснежного Таганрога мы с 22 до 24-00 с радостью бегали по лыжне в ночном лесу за Базой. Лыжи и ботинки выдавал на прокат стадион.

 

Людмила Юданова, технолог космических ЛБВ «Штурман-1» и последующих.

Людмила Юданова, технолог космических ЛБВ «Штурман-1» и последующих.

Сытилин Н.С., фронтовик, «Штурман-1» и последующих.    выпускник МХТИ 1949 г.,  нач. технологической лаборатории, отд. 190

Сытилин Н.С., фронтовик, выпускник МХТИ 1949 г., нач. технологической лаборатории, отд. 190

Мишкин Ахмет Галиевич

Мишкин Ахмет Галиевич, в 1951 в его цех поступили на освоение первые ЛБВ Афанасьева-Мноян

Кантюк Сергей Павлович

Изобретатель сверхмалошумящих электростатических усилителей СВЧ, Кантюк Сергей Павлович, нач. отделения 8 с 1980 г., Лауреат Ленинской премии (1966, с Мноян и др.), Лауреат Государственной премии 1976, приборы его лаборатории оказались востребованы и сегодня для РЛС ПВО (С-200, 300, 400 и т.д.)

Через 2 года, в 1974 г., оба подразделения объединили в отделение 8. Нашими сопартнерами по отделению стали разработчики сверхмалошумящих усилителей СВЧ на ЛБВ и электростатических усилителях.

Мы были уже в большей мере мощным производ-ственным подразделением - поставки приборов занимали более 70% времени. Общий выпуск достигал в отделении нескольких тысяч штук ЭВП.

В отделении были образованы два отдела. Отдел 81 объединил разработчиков малошумящих и сверхмало-шумящих усилителей: лаборатории Н.В. Потапова (бывшая В.С. Савельева – широкополосные малошумящие  ЛБВ с кольцевым пучком типа «Шпрее» для систем РТР); лаб. К.Г. Ноздриной (сверхмалошумящие ЛБВ для РЛС с плоским тонким электронным лучом и обнимающей его молибденовой спиралью); лаб. С.П. Кантюка (сверхмалошумящие элекростатические усилители для РЛС, ставшие потом основой для фазированных решеток ракетных установок С-300) и производственные участки. Располагался он в основном в отдельном корпусе отд. 160.

Отдел 82 включил кроме нашей лаборатории № 84 (бывшей 194) и лаборатории А.Н. Бакаушина (бывшую ранее лабораторией В.И. Гуртового), да 4 производственных участка (монтаж, откачка, срок службы, мех. мастерская - токари, фрезеровщики, шлифовщики и слесаря) в главном корпусе. Начальником этого отдела был назначен Ю.П. Мякиньков, оставаясь и начальником лаборатории.

Юрий Павлович и раньше выполнял функции заместителя начальника отдела по науке и замещал В.И. Мноян при ее командировках и отпусках, так что руководить большим коллективом ему было не внове.

Основной задачей отдела оставались те же - разработка новых ЛБВ малой и средней мощности для аппаратуры радиопротиводействия (РПД) и спутников связи и для внутренних работ НИИ (ЛБВ для раскачки клистронов и мощных ЛБВ).

Вера Ивановна Мноян во главе решения новых проблем использования электровакуумных приборов СВЧ -  электромагнитной совместимости (1974-1986)

Быстрый рост количества приборов отрасли и тоже
 быстро увеличивавшееся  разнообразие радиоаппаратуры потребовало принятия многих ГОСТов, регламентирующих уровень взаимного излучения электромагнитных волн.

Перечислим ряд проблем

Электромагнитная совместимость радиоэлектронных средств ЭМС РЭС
    Способность радиоэлектронных средств одновременно функционировать в реальных условиях эксплуатации с требуемым качеством при воздействии на них непреднамеренных радиопомех и не создавать недопустимых радиопомех другим радиоэлектронным средствам

Электромагнитная обстановка

Совокупность электромагнитных полей и колебаний в заданных: области пространства, полосе частот и интервале времени

Территориальный разнос радиоэлектронных средств

Регламентация размещения радиоэлектронных средств на территории и (или) в пространстве для обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств

Частотный разнос радиоэлектронных средств

Регламентация выбора рабочих частот радиоэлектронных средств для обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств

Частотно-территориальный разнос радиоэлектронных средств

 

Вот такая проблема поручена энергичной Вере Ивановне. Конференции, согласования гостов и инструкций с десятками предприятий МЭП и МРП, многочисленные эксперименты на предприятиях с влиянием.

Думаем, что она отлично с ней справилась. 

Зам. директора «Истока» по науке Девятков Николай Дмитриевич и нач. отдела 190 Вера Ивановна Мноян

1972. На семинаре в г. Горький. Ангел-хранитель отд. 190, зам. директора «Истока» по науке Девятков Николай Дмитриевич и нач. отдела 190 Вера Ивановна Мноян.

Источники

« предыдущая

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.