«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

20 февраля 2025 года

Новости краеведения Богородск-Ногинск

Краеведческие чтения: Зодчий. Архитектурные шедевры А.В. Кузнецова

15 февраля 2025 года состоялись очередные краеведческие чтения клуба «Рогожский хронограф». Чтения прошли в центре культуры имени Г.В.Калиниченко города Ногинска. Чтения были посвящены жизни и деятельности выдающегося архитектора Александра Васильевича Кузнецова (1874-1954), построившего в Богородске начала XX века ряд зданий, которые до настоящего времени украшают наш город. Творения Кузнецова, других архитекторов, работавших в новом тогда стиле «модерн», позволили историкам архитектуры ввести термин «Богородский модерн». Можно с уверенностью сказать, что вряд ли найдется районного значения город в России с таким количеством памятников архитектуры в «модерне» как у нас в Ногинске.

Во вступительном слове ведущая чтений, заведующая филиалом Ногинского музейно-выставочного центра Ольга Герасимовна Тихомирова рассказала о культурном наследии серебряного века, о стиле модерн, как о синтезе исторических традиций и искусств, о сочетании архитектурной выразительности и функциональности в этом стиле. А также напомнила слушателям, что в прошлом году исполнилось 150 лет со дня рождения А.В.Кузнецова – одного из представителей русского модерна.

Дальше слово было предоставлено нашему постоянному гостю из Черноголовки, учёному и краеведу Михаилу Сергеевичу Дроздову. Его рассказ был посвящён краткой истории жизни А.В. Кузнецова и его работам в Богородске и не только.

В списке работ Кузнецова Ново-Ткацкая фабрика, Богородская женская гимназия, нынешняя школа № 2 имени В.Г. Короленко, дома для семьи А.И.Морозова в Глуховском парке. Как отметил Михаил Сергеевич, строил А.В.Кузнецов в Богородске по заказу фабриканта А.И. Морозова.

В выступлении было уделено внимание теме жизненного и творческого пути А.В. Кузнецова, о его деятельности под руководством Л.Н. Кекушева (1862–1910-е или 1917), Ф.О. Шехтеля (1859–1926), а также о совместной работе Кузнецова с пионером железобетона инженером А.Ф. Лолейтом (1868–1933).

В начале творческого пути А.В. Кузнецовым по заказу и на средства московского купца Г.С. Овсянникова был построен в 1901–1908 гг. старообрядческий Успенский собор в Белой Кринице. А также, около 1910 г., им же была построена церковь преподобного Сергия в Климоуцах, ныне на территории Румынии.

Через Ф.О. Шехтеля А.В. Кузнецов получал много заказов от старообрядцев. Так и А.И. Морозов пригласил его в Глухово для строительства Ново-Ткацкой фабрики, которая была построена в 1907 году. Необходимо отметить, что фабрика была на тот момент самым современным зданием по освещению и устройству большепролетных конструкций, которые стали возможны только с применением железобетона. На плоской крыше фабрики были устроены фонари для естественного освещения, интересным и новым было решение по водостоку с плоской эксплуатируемой кровли.

Жителям Ногинска хорошо знакома большая труба из красного кирпича с датой постройки – 1907 г. и «платочки» или «паруса», выполненные из железобетона над вентиляционными шахтами на территории Ново-Ткацкой фабрики. В советское время на территории фабрики снимали, ставшие культовыми, художественные фильмы: «Светлый путь» с Любовью Орловой и «Старые стены» с Людмилой Гурченко.

А.В. Кузнецов был востребован и в советский период истории России. В 1923 г. он являлся главным конструктором строительства первой сельскохозяйственной выставки в Москве там, где ныне Центральный Парк Культуры и Отдыха им. Горького.

А.В. Кузнецов был замечательным преподавателем, подготовившим целую плеяду талантливых архитекторов и конструкторов.

Кузнецов преподавал в Императорском Московском Техническом Университете (потом именовался МВТУ), при котором совместно с В.А.Весниным основал архитектурное отделение (с 1918 года), затем как факультет промышленного строительства (с 1922 года). После реорганизации МВТУ в 1930 г. Кузнецов работал в Высшем инженерно-строитель­ном училище и затем – в Московском архитектурном институте (МАРХИ) вплоть до своей смерти в 1954 г.

Александр Васильевич по праву является основателем отечественной, русской, школы промышленной архитектуры.

Также на чтениях выступил второй наш гость из Черноголовки – Михаил Валентинович Золотарев. Известный коллекционер старых фотографий Михаил Валентинович поведал слушателям одну из историй с фотографией. На одном из снимков его коллекции изображено большое здание, снимок 1936 года с портретом И.В. Сталина на фасаде. Долгое время было неизвестно, что это за здание и где оно находится. Однажды, в городе Коломне проходила выставка фотографий М.В. Золотарева, и к нему подошел художник – Геннадий Михайлович Калинин, который сказал, что на снимке изображено здание всесоюзного электротехнического института в Москве на Красноказарменной улице. Здание было построено в 1929-1933 гг. по проекту А.В. Кузнецова. Из-за полукруглого ризалита здание получило в народе название «Московская Бастилия».

Далее слово было предоставлено Дмитрию Евгеньевичу Маслову, который рассказал о реставрации в 1996-1997 годах школы № 2 имени В.Г.Короленко, бывшей женской гимназии. Работы выполнялись коллективом кооператива «Ризалит» под руководством Евгения Николаевича Маслова.

Прежде всего, Дмитрий Евгеньевич обратил внимание слушателей на то, что А.В. Кузнецов являлся новатором в продвижении железобетонных конструкций. Капитальный ремонт бывшей гимназии был задуман ещё в 1991 году, было проведено обследование и составлены дефектные ведомости. Из-за неудовлетворительного ухода крыша здания уже давно протекала.

Параллельно были составлены и дефектные чертежи по дому Морозова в Глуховском парке.

К проектированию работ по капитальному ремонту приступили в 1995 году. В 1996 году начались строительные, на фасадах школы были установлены строительные леса.

Евгений Николаевич Маслов инициировал встречу с Ириной Александровной Кузнецовой – дочерью Александра Васильевича. Она приезжала в Ногинск вместе со своей внучатой племянницей Анной Алексеевной Арциховской-Кузнецовой.

В 1909 году А.В. Кузнецов опубликовал в журнале «Зодчий» статью о строительстве гимназии. В статье много говорится о гигиене и здоровье учащихся и о способствующем этому естественном освещении. Решение архитектора – окна на всю ширину классного помещения, чтобы было больше света.

Главной задачей при восстановлении здания школы являлось строгое соответствие всех строительных мероприятий замыслу архитектора, точное исполнение его конструктивных и архитектурных решений. Благодаря проведенной огромной и трудной работе по реставрации, здание школы, яркий образец «Богородского модерна», и теперь поражает своей красотой жителей и гостей города.

Знаменательным событием чтений был приезд гостей из Москвы, правнука и правнучек А.В. Кузнецова – Анны Алексеевны, Надежды Алексеевны и Бориса Алексеевича Арциховских-Кузнецовых.

Анна Алексеевна Арциховская-Кузнецова

Анна Алексеевна Арциховская-Кузнецова

Анна Алексеевна Арциховская-Кузнецова

Надежда Алексеевна Арциховская-Кузнецова

Крайний справа Борис Алексеевич Арциховский-Кузнецов

Крайний справа Борис Алексеевич Арциховский-Кузнецов

С рассказом о выдающемся прадеде выступила Анна Алексеевна Арциховская-Кузнецова. Вот что она рассказал слушателям.

Дочь Александра Васильевича Ирина Александровна Кузнецова более 60 лет работала хранителем французской и европейской живописи в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Ирина Александровна в послевоенные годы занималась реставрацией и сохранением живописных полотен Дрезденской галереи. Внучка И.А. Кузнецовой Анна Алексеевна пошла по её стопам – стала искусствоведом в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Был задан вопрос о происхождении Александра Васильевича, и Анна Алексеевна рассказала, что прадед происходил из купеческого сословия, родился в Санкт-Петербурге в семье купца 2-ой гильдии Василия Ивановича Кузнецова. Интересными в рассказе были факты биографии семьи Кузнецовых. Интересное и то, что потомки и сейчас проживают в частном доме в центре Москвы, в Хамовниках, который приобрёл и перестроил их прадед в 1916 году после переезда из Санкт-Петербурга.

Усадьба в Мансуровском переулке до настоящего момента сохранила дух времени и поэтому неоднократно становилась съёмочной площадкой. Англичане нашли здесь натуру для своего «Обломова», для Никиты Михалкова этот дом дважды служил декорацией: первый раз в 1966 году в телефильме «Шуточка», второй – в «Жестоком романсе» Эльдара Рязанова в 1984 году. В 1991 году здесь снимался фильм Сергея Соловьева «Под звёздным небом».

В целом чтения и встреча с потомками А.В. Кузнецова прошли в тёплой, дружеской атмосфере. Было задано много интересных вопросов.

Надеемся на продолжение интересных мероприятий клуба «Рогожский хронограф».

 

А.С.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.