Маневры, выстрелы пушек, вертолеты и, как ни странно, краеведческая конференция
3 августа в рамках «Душоновских маневров» состоялась краеведческая конференция, посвященная 140-й годовщине рождения И. В. Сталина. Конференция продолжилась 24-го того же августа круглым столом на ту же тему - во время многолюдного праздника на территории усадьбы «Гребнево» под грохот пушек, пулеметной стрельбы и рокота вертолетных двигателей. Если в Душоново на маневрах вспоминали один из эпизодов Великой Отечественной войны, то в Гребнево показали театрализованный эпизод на сюжет войны в Афганистане. На огромной территории хватило места для выставки военной техники, представительства разных команд, изучающих историю и снаряжение Советской, Российской, Итальянской, Испанской и Немецкой армий. Кругом было изобилие разнообразной снеди для всех вкусов и возрастов. Но вернемся к конференции и круглому столу. В обоих случаях зачин осуществили ученики 16-й щелковской школы Дарья Драгая, Антон Никишин и Вячеслав Минашкин… Затем выступили настоятель Тихвинского храма с. Душоново протоиерей Алексей Новичков, представители движения «Суть времени» Павел Колганов и Владимир Васильев, краеведы Галина Морозова, Евгений Маслов, в дискуссиях принимали участие немногочисленные, к сожалению, присутствовавшие. Выступил и модератор, как сейчас именуют, события педагог и краевед из Щелкова Тимофей Балыко. Продюсер телеканала «Продвижение» Жанна Толстикова представила размышления Клима Жукова ко второй серии фильма «Иван Грозный» Эйзенштейна. Нельзя не упомянуть имя бессменного организатора и вдохновителя сего действа – представителя администрации района Ирины Коврижных.
В исторических размышлениях о сталинской эпохе и о личности самого Иосифа Виссарионовича всегда, так или иначе, присутствовал анализ и сопоставление дней минувших и дней нынешних.
У нас, к великому сожалению, нет текстов выступлений, но мы цитируем здесь работу Федора Степуна «Чаемая Россия» (1936 год), в которой выражена квинтэссенция чаяний почти всех выступающих:
«… превращение России в типично капиталистическую страну (автор здесь предвосхищает постбольшевистскую Россию – ред.) было бы величайшим преступлением, как перед идеей социального христианства, так и перед всеми пережитыми Россией муками…
… земля должна будет остаться изъятой из свободного частновладельческого товароооборота. Дабы крестьянство не впало в новое рабство к частному, да еще и иностранному капиталу…
… не следует, что колхозы должны будут окончательно исчезнуть, что их нужно будет принудительно ликвидировать… может быть и коллектив, живущий ладною, единомысленной жизнью. В колхозах гораздо легче организовать ту общественно-коллективную жизнь, которая сейчас повсюду становится нормальною для молодого поколения: клубы, читальни, спортивные площадки и кинематографы…
… промышленность… придется строить на тех же сложных основаниях не бессмысленной отмены всего, что сделано большевиками, а на утверждении и преображении уже начатого ими. Все ключевые производства должны будут остаться в руках государства… важно будет не допустить эксплуатации рабочих новыми предпринимателями…
… громадный политический успех (марксистской доктрины – ред.) явно объясняется тем, что у него был свой пафос и своя трудовая этика, по-своему осмысливавшие… серые рабочие будни…»
Ф. А. Степун. Чаемая Россия// Православие. Pro et contra. – Санкт-Петербург. 2012. С. 369-371 (впервые опубликовано в 1936 году).
Поделитесь с друзьями