Черноголовская газета № 15 (872) 10 апреля 2008 года
Математик от Бога
Т. Криничная
Её предки по материнской линии приехали в Россию еще в XIX веке - в 1848 году. Самый первый переселенец из Германии был гравёром, а вот его детей и внуков все чаще привлекала медицина. Мама героини нашей публикации до революции успела закончить два курса медицинского института. После революции уже работала - медсестрой в госпитале. Позже был пединститут и преподавание в школе немецкого языка - практически второго родного.
Маленькая девочка с библейским именем Авигея стала третьим ребенком в семье. А всего их было пятеро - братишка и четыре сестры.
Детство и юность
Родилась Авигея 10 апреля 1928 года в Гатчине, но в самом раннем детстве ей пришлось переехать ближе к Полярному кругу - в 1929 году деда, врача по профессии, арестовали. Вслед за ним, в Архангельск, отправились и младшие члены семьи. Четыре года лагерей на Поповом острове, что в Белом море. Много это или мало? Похоже, семье повезло - еще не грянул 37-й год с его массовыми жестокими репрессиями, с расстрельными статьями и бесконечными сроками по надуманным поводам. Дед вышел на свободу в 1933 году, а умер уже после войны, в 1947-м, работая до последнего дня своей жизни.
В Архангельске прошло школьное детство Авигеи Николаевны Ивановой. Военные годы с их голодом и холодом подкосили здоровье матери. Плеврит, полное отсутствие антибиотиков - и в 1942 году пятеро детей осиротели. Заботу о племяннике и племянницах, младшей из которых было всего шесть лет, взяла на себя сестра матери, Мария Владимировна. У этой женщины интереснейшая судьба. Никогда, так сложилось, не учившаяся в школе - с ней занимались отец и старшая сестра, - девушка поступила на рабфак. За год прошла трехлетний курс наук и стала студенткой медицинского института. Закончив вуз, посвятила себя педиатрии - всю жизнь отдала лечению детей.
Студентки -1947 г.
А Авигея тем временем открыла для себя "царицу наук". Любимое занятие - "решать задачки", чем сложнее, тем интереснее. Не удивительно, что следующим этапом ее жизни стал мехмат МГУ. Первый послевоенный год, первый курс. Блестяще закончив мехмат в 1951 году, Авигея Николаевна поступила в аспирантуру. Три года ее научным руководителем был замечательный советский математик Л.А. Люстерник. Тема кандидатской диссертации - "Сходимость квадратурных формул на бесконечных интервалах". После успешной защиты А.Н. Иванова в течение пяти лет преподавала матанализ на кафедре высшей математики в МИСИ.
Друг и коллега Борис Львович Тарнопольский стал ее мужем, когда Авигея Николаевна была еще аспиранткой. К моменту переезда в Черноголовку в семье уже росла дочурка, 6-летняя Надя.
Первое лето в Черноголовке. 1960 г.
В Черноголовке. Первые годы
В начале 1960 г., когда по инициативе академика Н.Н. Семенова было решено создать математический отдел ФИХФ АН СССР, подбор кадров для новой структуры был поручен крупному советскому математику Израилю Моисеевичу Гельфанду. Именно по рекомендации И.М. Гельфанда директор филиала Ф.И. Дубовицкий в числе первых сотрудников пригласил Б.Л. Тарнопольского и его супругу А.Н. Иванову. С этого года и ведет свой отчет творческий, необыкновенно плодотворный черноголовский период жизни Авигеи Николаевны Ивановой.
Авигея Николаевна была молода, полна энтузиазма. Она погрузилась в мир новых, совершенно необычных для того времени задач и вскоре стала блестящим специалистом, совершено незаменимым в области проблем химической физики.
Сначала ей были поручены задачи, связанные с хартри-фоковскими расчетами электронной структуры атомов, а также вычислением атомных энергетических спектров с использованием фейнмановской диаграммной техники. Авигее Николаевне и руководимой ею группе, куда входили А.И. Прихоженко, Н.В. Рабинкина и др., порой в ходе работы приходилось глубоко вникать и даже корректировать математическую постановку задач. Эти программы и алгоритмы, разработанные ею в 1960-1974 гг., оказались очень успешны и широко применялись многими учеными (не только из ИХФ) сначала для вычисления теоретических спектров ЭПР, а впоследствии и при изучении термодинамики плотной плазмы в лаборатории газовой динамики В.Е. Фортова.
Вот что говорит В.К. Грязнов, который в 70-е годы тесно сотрудничал с Авигеей Николаевной в этой области:
- История нашего сотрудничества с Авигеей Николаевной насчитывает более 35 лет. В начале семидесятых я был аспирантом, и передо мной стояла задача расчета электронной структуры атомов, находящихся в экзотических условиях, - так называемых "сжатых" атомов. Надо сказать, что впервые в мире устойчивый, эффективный метод расчета на ЭВМ атомных структур был разработан именно в нашем институте. Это было сделано коллективом математического отдела, в котором ключевая роль принадлежала Авигее Николаевне. Для меня работа под руководством Авигеи Николаевны, математика от Бога, стала прекрасной школой беззаветного служения науке, терпения, неиссякаемого трудолюбия, человеческой теплоты. Ее отношение к делу, отношение к жизни никак не изменилось со временем. Как в те годы, так и сейчас Авигея Николаевна активнейшим образом работает, всегда готова обсуждать новые задачи, прийти на помощь в решении сложных математических и вычислительных проблем.
С Борисом Львовичем Тарнопольским. 1968 г.
Новые задачи
Блестяще проявив себя в деле разработки программ квантово-химических расчетов, Авигея Николаевна в середине 70-х годов смело переключилась на совершенно другую область приложений математики к проблемам химфизики, связанную с уравнениями химической кинетики. Уже с середины 60-х годов в математическом отделе трудами А.Я. Дубовицкого, Е.А. Гельман и др. успешно создавались оригинальные эффективные численные и ассимптотические методы исследования этого важнейшего класса дифференциальных уравнений.
Авигея Николаевна, однако, подошла к этой тематике с иной стороны. В отделе начали заниматься вопросами качественного исследования, связанными с топологической структурой так называемого графа реакций. Вначале А.Н. Иванова построила первые элегантные примеры реализации периодических решений в балансных кинетических системах. Затем ей удалось установить тесную связь особенностей структуры графа реакций с такими эффектами дифференциальных уравнений, как автоколебания, множественность стационарных состояний, диссипативные структуры. Принципиально важно, что предложенные подходы теории дифференциальных уравнений на графах удалось эффективно алгоритмизировать. Совместно с Б.Л. Тарнопольским, который, по отзывам коллег, являлся талантливейшим математиком, одним из лучших программистов СССР, были созданы программы аналитического исследования уравнений химической кинетики, позволяющие формулировать в явной форме условия изотермического взрыва, бифуркаций рождения/гибели стационарных состояний, диссипативных структур, возникновения автоколебаний. На основании полученных результатов в 1984 году Авигея Николаевна защитила докторскую диссертацию.
Семья
Решались сложнейшие задачи, разрабатывались новые подходы, защищались диссертации. Иной и за две жизни не успеет выполнить хоть толику перечисленного, а ведь у Авигеи Николаевны была семья, уже двое детей - в 1961-м родился сын Женя. Дети росли, требовали все больше внимания, времени, душевных затрат. Да и взрослые члены семьи были далеко не анахоретами. Авигею Николаевну и Бориса Львовича не миновали увлечения поколения 60-х. Зимой бегали на лыжах, весной и летом ходили в горы. Штурмовали Кавказские перевалы, добрались до Байкала. На байдарках прошли по Карельским озерам, побывали на Нерли. Даже волжский стрежень попробовали их байдарки, но вот этот поход Авигее Николаевне не понравился: все же волжская ширь - для крупных судов. Ходили и в походы по Подмосковью - сюда непременно брали детей. Глядя на невысокий рост Авигеи Николаевны, с трудом веришь, что настолько миниатюрная девушка была в состоянии таскать за плечами рюкзак. Впрочем, рядом ведь был любимый муж, опора в прямом смысле - выше супруги почти на полметра. Хрупкие плечи, на редкость милое, женственное лицо с нежным овалом и - мощный, организованный интеллект, непреходящая любовь к "решению задачек". Был, правда, в жизни Авигеи Николаевны момент, когда она засомневалась в правильности выбора профессии. Дело в том, что занятия математикой доставляли ей истинное наслаждение, а ощущение, что это приносит реальную помощь реальным людям, отсутствовало. Возможно, свою роль сыграл пример одной из сестер, Татьяны. Вот еще одна уникальная судьба. Девочка еще до войны заболела туберкулезом кости. 12 переливаний крови, больница за больницей. Июнь 1941 года застал Таню в детском санатории далеко на юге. Четыре месяца правдами и неправдами добирался больной ребенок до Архангельска. Удивительно, но медицина тех лет сумела справиться с грозным заболеванием. Сестра выздоровела, окончила школу, затем медицинский институт. Известнейший в Архангельске кардиолог, профессор, 50 лет руководившая кафедрой в Архангельском медицинском институте, - это все она. На Татьяну Николаевну молился весь город, скольких она вытащила с того света - не перечесть. "Вот это и есть настоящее служение людям", - примерно так подумывала Авигея Николаевна.
С внуками: Петей, Аней, Олей. 1993 г.
Работа и увлечения
Но сомнения прошли, а работа продолжалась. Над творческой активностью А.Н. Ивановой не властны ни годы, ни усталость, ни проблемы нашей непростой жизни. Воистину можно сказать, что возраст в ее случае - всего лишь цифры, не более. На сайте ISÌ Web Knowledge по ключевому сочетанию "Иванова АН" система выдаст вполне обозримый (меньше 100) список работ, хотя он будет далеко не полон. Некоторые, даже самые интересные, могут быть опущены. Иной пользователь может даже предположить, что эти работы сделаны однофамильцами с совпадающими инициалами, потому что спектр, широта научных интересов Авигеи Николаевны поражает: "Расчет фейнмановских диаграмм", "Диффузная кинетика взаимодействия металлов с газами", "Диффузно-кинетическая модель роста раковой опухоли", "Бифуркационные методы в термодинамике полимеров"... И это все она.
Авигея Николаевна всегда была глубоко заинтересована и в регулярном проведении семинаров в математическом отделе, многие годы им руководила. Иной раз сотрудникам казалось, что посещение некоторых докладов необязательно, что оно просто отнимает время от текущей работы, с которой темы семинара никак не связаны. Но проходило время, и оказывалось, что ничего не было зря, впустую. Появлялись новые научные проблемы, и вдруг обнаруживалось, что именно в тех докладах содержалась полезнейшая информация, всплывавшая в памяти в нужный момент.
Чаепитие в лаборатории матфизики. 2006 г.
Коллеги А.Н. Ивановой не перестают удивляться: несмотря на постоянную занятость и активную работу, в Авигее Николаевне никогда не чувствовалось напряжения, той самой нервозности, которая частенько сопутствует ощущению, что времени ни на что не хватает. Наверное, хватало, и хватает сейчас - на работу, на общение с детьми, с любимыми внучками (числом четыре) и внуком. На книги, наконец, которые она любит не меньше математики. М. Цветаева, А. Ахматова, Д. Самойлов - с юных лет любимые имена. Авигея Николаевна перечитывает мемуары Дмитрия Лихачева, любит Людмилу Улицкую и Дину Рубину. Открыла для себя французского писателя Ромена Гари, дважды лауреата Гонкуровской премии. Такую же страсть к чтению Авигея Николаевна и Борис Львович привили своим детям, Наде и Жене. А вот любовь к животным уже сам Женя пытался зародить в сердцах папы и мамы. Мальчик так долго просил собаку, что родительские сердца дрогнули. Борис Львович с сыном серьезно обсудили проблему, выбрали породу будущего питомца и отправились за щенком эрдельтерьера к заводчице. Та была особой не менее серьезной. Ее рассказ о правилах воспитания собаки, о щенячьем рационе изобиловал мельчайшими подробностями. Когда суровая женщина подчеркнула, что чеснок для собачки нужно чистить и резать исключительно деревянным ножом, Борис Львович рискнул заметить, что в их семье и для себя-то металлический используют. И что вы думаете, заводчица не отдала щенка опешившим визитерам - не доверила! Представляете ощущения разочарованного мальчишки? Зато сейчас в семье Евгения купается в человеческой любви презабавный мопс. Поселилась собака и в семье Надежды - здесь хозяев "воспитывает" рыжая такса.
Вот такая семья живет и работает в Черноголовке. 10 апреля у ее нынешней "Главы" - юбилей.
"Спасибо, за все спасибо, дорогая Авигея Николаевна! Будьте здоровы, по-прежнему талантливы, активны и счастливы!" - говорят коллеги Авигеи Николаевны Ивановой - специалиста высочайшей квалификации, красивой, по-настоящему скромной женщины, неслучайно, наверное, носящей ту самую фамилию, на которой "держится вся Россия".
Редакция благодарит за помощь в подготовке публикации В.А. Дубовицкого, В.К. Грязнова, А.А. Карнаух, М.И. Лебедеву, В.В. Барелко.
Поделитесь с друзьями