«История делает человека гражданином». В.М.Фалин, советский дипломат

21 декабря 2023 года

Черноголовка

Черноголовская газета № 15 (872) 10 апреля  2008 года

Математик от Бога

Т. Криничная

Её предки по материнской линии приехали в Россию еще в XIX веке - в 1848 году. Самый первый пересе­ленец из Германии был гравёром, а вот его детей и внуков все чаще привлекала медицина. Мама герои­ни нашей публикации до револю­ции успела закончить два курса медицинского института. После ре­волюции уже работала - медсест­рой в госпитале. Позже был пед­институт и преподавание в школе немецкого языка - практически вто­рого родного.

Маленькая девочка с библейским именем Авигея стала третьим ре­бенком в семье. А всего их было пятеро - братишка и четыре сестры.

Дома. 2000 год

Детство и юность

Родилась Авигея 10 апреля 1928 года в Гатчине, но в са­мом раннем детстве ей пришлось переехать ближе к Полярному кругу - в 1929 го­ду деда, врача по профессии, арестовали. Вслед за ним, в Архангельск, отправились и младшие члены семьи. Че­тыре года лагерей на Попо­вом острове, что в Белом мо­ре. Много это или мало? По­хоже, семье повезло - еще не грянул 37-й год с его массо­выми жестокими репрессия­ми, с расстрельными статья­ми и бесконечными сроками по надуманным поводам. Дед вышел на свободу в 1933 году, а умер уже после вой­ны, в 1947-м, работая до пос­леднего дня своей жизни.

В Архангельске прошло школьное детство Авигеи Николаевны Ивановой. Во­енные годы с их голодом и холодом подкосили здоровье матери. Плеврит, полное от­сутствие антибиотиков - и в 1942 году пятеро детей оси­ротели. Заботу о племяннике и племянницах, младшей из которых было всего шесть лет, взяла на себя сестра ма­тери, Мария Владимировна. У этой женщины интерес­нейшая судьба. Никогда, так сложилось, не учившаяся в школе - с ней занимались отец и старшая сестра, - де­вушка поступила на рабфак. За год прошла трехлетний курс наук и стала студенткой медицинского института. За­кончив вуз, посвятила себя педиатрии - всю жизнь отда­ла лечению детей.

Студентки -1947 г.

Студентки -1947 г.

А Авигея тем временем отк­рыла для себя "царицу наук". Любимое занятие - "решать задачки", чем сложнее, тем интереснее. Не удивительно, что следующим этапом ее жизни стал мехмат МГУ. Первый послевоенный год, первый курс. Блестяще за­кончив мехмат в 1951 году, Авигея Николаевна поступи­ла в аспирантуру. Три года ее научным руководителем был замечательный советский ма­тематик Л.А. Люстерник. Те­ма кандидатской диссертации - "Сходимость квадратурных формул на бесконечных ин­тервалах". После успешной защиты А.Н. Иванова в тече­ние пяти лет преподавала матанализ на кафедре выс­шей математики в МИСИ.

Друг и коллега Борис Льво­вич Тарнопольский стал ее мужем, когда Авигея Никола­евна была еще аспиранткой. К моменту переезда в Черно­головку в семье уже росла до­чурка, 6-летняя Надя.

Первое лето в Черноголовке. 1960 г.

Первое лето в Черноголовке. 1960 г.

В Черноголовке. Первые годы

В начале 1960 г., когда по инициативе академика Н.Н. Семенова было решено соз­дать математический отдел ФИХФ АН СССР, подбор кадров для новой структуры был поручен крупному со­ветскому математику Израи­лю Моисеевичу Гельфанду. Именно по рекомендации И.М. Гельфанда директор филиала Ф.И. Дубовицкий в числе первых сотрудников пригласил Б.Л. Тарнопольс­кого и его супругу А.Н. Ива­нову. С этого года и ведет свой отчет творческий, не­обыкновенно плодотворный черноголовский период жиз­ни Авигеи Николаевны Ива­новой.

Авигея Николаевна была молода, полна энтузиазма. Она погрузилась в мир но­вых, совершенно необычных для того времени задач и вскоре стала блестящим спе­циалистом, совершено неза­менимым в области проблем химической физики.

Сначала ей были поруче­ны задачи, связанные с хартри-фоковскими расче­тами электронной структуры атомов, а также вычислени­ем атомных энергетических спектров с использованием фейнмановской диаграм­мной техники. Авигее Нико­лаевне и руководимой ею группе, куда входили А.И. Прихоженко, Н.В. Рабинкина и др., порой в ходе работы приходилось глубоко вникать и даже корректировать мате­матическую постановку за­дач. Эти программы и алго­ритмы, разработанные ею в 1960-1974 гг., оказались очень успешны и широко применя­лись многими учеными (не только из ИХФ) сначала для вычисления теоретических спектров ЭПР, а впослед­ствии и при изучении термо­динамики плотной плазмы в лаборатории газовой дина­мики В.Е. Фортова.

Вот что говорит В.К. Гряз­нов, который в 70-е годы тесно сотрудничал с Авигеей Николаевной в этой области:

- История нашего сотруд­ничества с Авигеей Николаев­ной насчитывает более 35 лет. В начале семидесятых я был аспирантом, и передо мной стояла задача расчета электронной структуры ато­мов, находящихся в экзоти­ческих условиях, - так назы­ваемых "сжатых" атомов. Надо сказать, что впервые в мире устойчивый, эффектив­ный метод расчета на ЭВМ атомных структур был разра­ботан именно в нашем инсти­туте. Это было сделано кол­лективом математического отдела, в котором ключевая роль принадлежала Авигее Ни­колаевне. Для меня работа под руководством Авигеи Никола­евны, математика от Бога, стала прекрасной школой без­заветного служения науке, терпения, неиссякаемого тру­долюбия, человеческой тепло­ты. Ее отношение к делу, от­ношение к жизни никак не из­менилось со временем. Как в те годы, так и сейчас Авигея Николаевна активнейшим об­разом работает, всегда гото­ва обсуждать новые задачи, прийти на помощь в решении сложных математических и вычислительных проблем.

С Борисом Львовичем Тарнопольским. 1968 г.

С Борисом Львовичем Тарнопольским. 1968 г.

Новые задачи

Блестяще проявив себя в деле разработки программ квантово-химических расче­тов, Авигея Николаевна в се­редине 70-х годов смело переключилась на совершенно другую область приложений математики к проблемам химфизики, связанную с уравнениями химической кинетики. Уже с середины 60-х годов в математическом отделе трудами А.Я. Дубовицкого, Е.А. Гельман и др. успешно создавались ориги­нальные эффективные чис­ленные и ассимптотические методы исследования этого важнейшего класса диффе­ренциальных уравнений.

Авигея Николаевна, однако, подошла к этой тематике с иной стороны. В отделе на­чали заниматься вопросами качественного исследова­ния, связанными с тополо­гической структурой так на­зываемого графа реакций. Вначале А.Н. Иванова пост­роила первые элегантные примеры реализации перио­дических решений в баланс­ных кинетических системах. Затем ей удалось установить тесную связь особенностей структуры графа реакций с такими эффектами диффе­ренциальных уравнений, как автоколебания, множествен­ность стационарных состоя­ний, диссипативные струк­туры. Принципиально важно, что предложенные подходы теории дифференциальных уравнений на графах удалось эффективно алгоритмизи­ровать. Совместно с Б.Л. Тар­нопольским, который, по отзывам коллег, являлся та­лантливейшим математи­ком, одним из лучших прог­раммистов СССР, были созданы программы анали­тического исследования уравнений химической ки­нетики, позволяющие фор­мулировать в явной форме условия изотермического взрыва, бифуркаций рождения/гибели стационарных состояний, диссипативных структур, возникновения автоколебаний. На основа­нии полученных результа­тов в 1984 году Авигея Ни­колаевна защитила докторс­кую диссертацию.

Семья

Решались сложнейшие за­дачи, разрабатывались но­вые подходы, защищались диссертации. Иной и за две жизни не успеет выполнить хоть толику перечисленно­го, а ведь у Авигеи Никола­евны была семья, уже двое детей - в 1961-м родился сын Женя. Дети росли, тре­бовали все больше внима­ния, времени, душевных затрат. Да и взрослые члены семьи были далеко не анахо­ретами. Авигею Николаевну и Бориса Львовича не мино­вали увлечения поколения 60-х. Зимой бегали на лы­жах, весной и летом ходили в горы. Штурмовали Кавка­зские перевалы, добрались до Байкала. На байдарках прошли по Карельским озе­рам, побывали на Нерли. Даже волжский стрежень попробовали их байдарки, но вот этот поход Авигее Николаевне не понравился: все же волжская ширь - для крупных судов. Ходили и в походы по Подмосковью - сюда непременно брали де­тей. Глядя на невысокий рост Авигеи Николаевны, с трудом веришь, что настоль­ко миниатюрная девушка была в состоянии таскать за плечами рюкзак. Впрочем, рядом ведь был любимый муж, опора в прямом смыс­ле - выше супруги почти на полметра. Хрупкие плечи, на редкость милое, женст­венное лицо с нежным ова­лом и - мощный, организо­ванный интеллект, непрехо­дящая любовь к "решению задачек". Был, правда, в жизни Авигеи Николаевны момент, когда она засомне­валась в правильности вы­бора профессии. Дело в том, что занятия математикой доставляли ей истинное наслаждение, а ощущение, что это приносит реальную помощь реальным людям, отсутствовало. Возможно, свою роль сыграл пример одной из сестер, Татьяны. Вот еще одна уникальная судьба. Девочка еще до вой­ны заболела туберкулезом кости. 12 переливаний кро­ви, больница за больницей. Июнь 1941 года застал Таню в детском санатории далеко на юге. Четыре месяца прав­дами и неправдами добирал­ся больной ребенок до Ар­хангельска. Удивительно, но медицина тех лет сумела справиться с грозным забо­леванием. Сестра выздоро­вела, окончила школу, затем медицинский институт. Из­вестнейший в Архангельске кардиолог, профессор, 50 лет руководив­шая кафедрой в Архангельском медицинском институте, - это все она. На Татьяну Нико­лаевну молился весь город, скольких она вытащила с то­го света - не пе­речесть. "Вот это и есть нас­тоящее служение людям", - примерно так подумывала Авигея Николаевна.

С внуками: Петей, Аней, Олей. 1993 г.

С внуками: Петей, Аней, Олей. 1993 г.

Работа и увлечения

Но сомнения прошли, а работа продолжалась. Над творческой активностью А.Н. Ивановой не властны ни годы, ни усталость, ни проблемы нашей непростой жизни. Воистину можно сказать, что возраст в ее слу­чае - всего лишь цифры, не более. На сайте ISÌ Web Knowledge по ключевому сочетанию "Иванова АН" сис­тема выдаст вполне обозри­мый (меньше 100) список работ, хотя он будет далеко не полон. Некоторые, даже самые интересные, могут быть опущены. Иной поль­зователь может даже пред­положить, что эти работы сделаны однофамильцами с совпадающими инициала­ми, потому что спектр, ши­рота научных интересов Авигеи Николаевны пора­жает: "Расчет фейнмановских диаграмм", "Диффузная кинетика взаимодействия металлов с газами", "Диф­фузно-кинетическая модель роста раковой опухоли", "Бифуркационные методы в термодинамике полиме­ров"... И это все она.

Авигея Николаевна всегда была глубоко заинтересова­на и в регулярном проведе­нии семинаров в математи­ческом отделе, многие годы им руководила. Иной раз сотрудникам казалось, что посещение некоторых док­ладов необязательно, что оно просто отнимает время от текущей работы, с кото­рой темы семинара никак не связаны. Но проходило вре­мя, и оказывалось, что ни­чего не было зря, впустую. Появлялись новые научные проблемы, и вдруг обнару­живалось, что именно в тех докладах содержалась по­лезнейшая информация, всплывавшая в памяти в нужный момент.

Чаепитие в лаборатории матфизики. 2006 г.

Чаепитие в лаборатории матфизики. 2006 г.

Коллеги А.Н. Ивановой не перестают удивляться: не­смотря на постоянную заня­тость и активную работу, в Авигее Николаевне никогда не чувствовалось напряже­ния, той самой нервозности, которая частенько сопут­ствует ощущению, что вре­мени ни на что не хватает. Наверное, хватало, и хватает сейчас - на работу, на обще­ние с детьми, с любимыми внучками (числом четыре) и внуком. На книги, наконец, которые она любит не мень­ше математики. М. Цветае­ва, А. Ахматова, Д. Самой­лов - с юных лет любимые имена. Авигея Николаевна перечитывает мемуары Дмит­рия Лихачева, любит Люд­милу Улицкую и Дину Руби­ну. Открыла для себя фран­цузского писателя Ромена Гари, дважды лауреата Гон­куровской премии. Такую же страсть к чтению Авигея Николаевна и Борис Льво­вич привили своим детям, Наде и Жене. А вот любовь к животным уже сам Женя пытался зародить в сердцах папы и мамы. Мальчик так долго просил собаку, что ро­дительские сердца дрогнули. Борис Львович с сыном серьезно обсудили пробле­му, выбрали породу будуще­го питомца и отправились за щенком эрдельтерьера к заводчице. Та была особой не менее серьезной. Ее рас­сказ о правилах воспитания собаки, о щенячьем рацио­не изобиловал мельчайши­ми подробностями. Когда суровая женщина подчерк­нула, что чеснок для собач­ки нужно чистить и резать исключительно деревянным ножом, Борис Львович рискнул заметить, что в их семье и для себя-то метал­лический используют. И что вы думаете, заводчица не отдала щенка опешившим визитерам - не доверила! Представляете ощущения разочарованного мальчиш­ки? Зато сейчас в семье Ев­гения купается в человечес­кой любви презабавный мопс. Поселилась собака и в семье Надежды - здесь хозя­ев "воспитывает" рыжая такса.

Вот такая семья живет и работает в Черноголовке. 10 апреля у ее нынешней "Гла­вы" - юбилей.

"Спасибо, за все спасибо, дорогая Авигея Николаевна! Будьте здоровы, по-прежне­му талантливы, активны и счастливы!" - говорят кол­леги Авигеи Николаевны Ивановой - специалиста высочайшей квалификации, красивой, по-настоя­щему скромной женщины, неслучайно, наверное, но­сящей ту самую фамилию, на которой "держится вся Россия".


Редакция благодарит за помощь в подготовке публикации В.А. Дубовицкого, В.К. Грязнова, А.А. Карнаух, М.И. Лебедеву, В.В. Барелко.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.