Наш земляк – академик Янин
Евгений Голоднов, член Союза краеведов России
«Молчат гробницы, мумии и кости, - лишь слову жизнь дана: из древней тьмы, на мировом погосте, звучат лишь Письмена» – прозорливо сказал в своё время поэт Иван Бунин, призывая бережно относиться к родной речи, к родной истории.
В школьные годы я зачитывался книгой учёного-археолога Валентина Янина «Я послал тебе бересту». Книга выдержала несколько изданий временем. На многих моих ровесников книга оказала большое впечатление. Некоторые, как и я, увлеклись историей, краеведением, другие – археологией… Берестяные грамоты, найденные Яниным и его коллегами в Новгороде, произвели мировую сенсацию.
В нынешний Год Александра Невского в России это особенно важно вспомнить, ведь берестяные грамоты найдены именно в Новгороде - городе великого князя Александра Невского – защитника и собирателя русских земель. Новгород был одним из крупнейших центров древней Руси, отличаясь тремя ещё не до конца изученными особенностями. Он не был монархией, княжеством, каким были Киев, Владимир или Москва, а был «Великой русской республикой средневековья». В отличие от большинства древнерусских столиц, он был центром громадной округи, где городская жизнь почти полностью сосредоточивалась в самом Новгороде. Все эти особенности нуждались в тщательном изучении. Открытие берестяных грамот в свою очередь помогло в изучение «белых пятен» истории Великого Новгорода.
Читая запоем книгу Янина, я не мог и предположить, что детство и отрочество этого знаменитого учёного, профессора МГУ, доктора исторических наук, академика тесным образом связано с моей малой родиной, с Орехово-Зуево. Выходит, мы даже – земляки. Мало того, с Орехово-Зуевом и Орехово-Зуевским районом связаны и его родители, бабушка и дедушка по материнской линии…
Несколько лет назад я, как краевед, послал письмо Валентину Лаврентьевичу, чтобы получить подтверждение на вопросы о землячестве. И академик в нескольких строках теплом отозвался о тех годах, о родителях, о бабушке. Уточнил, что во время Великой Отечественной, в 1941-1943 годах, находился у бабушки, маминой мамы, которая в то время проживала в Орехово-Зуевском районе.
Потом уже, обращаясь к разным источникам, к архивам, я узнал немало интересных фактов из жизни Яниных на Орехово-Зуевской земле.
Оказалось, что отец учёного Лаврентий Васильевич Янин (1902-1968 гг.) родился в крестьянской патриархальной семье в селе Кипеть Тульской губернии (по другим данным - в Калужской), в его роду – старообрядческие корни. Учился в Козельской мужской гимназии, затем во втором Московском университете на кафедре промышленной санитарии и гигиены. После окончания университета Лаврентий Янин был направлен в Орехово-Зуево, где познакомился с местной молодой учительницей Елизаветой Степановной Масловой (1901 – 1983), матерью будущего ученого. Вскоре после женитьбы Лаврентий Васильевич получил предложение работать в Вятке (ныне – г. Киров), куда приехал вместе с женой и где у них 6 февраля 1929 г. родился сын Валентин – будущий корифей археологической науки. В Вятке Янины прожили около полугода и вновь вернулись осенью 1929 года в подмосковное Орехово-Зуево.
27-летнему главе семейства предложили работу санитарным инспектором Орехово-Зуевских текстильных предприятий – бывших Морозовских мануфактур. Затем ему доверили должность главного санитарного врача всего Орехово-Зуевского района.
В разгар «ежовщины» попал в расстрельные списки. Наверное, этому поспособствовали и «доброжелатели». Однако не обошлось без человеческого фактора. Главного врача спасли от неминуемой гибели какие-то хорошие знакомые, которым он когда-то тоже помог: они вычеркнули Лаврентия Янина из одного списка и вставили в другой. Из расстрельного – в ссыльный... Об этом в своё время рассказал сам академик Янин. Ссыльный список тоже почему-то «не сработал». И Лаврентия Васильевича в 1938 году перевели на работу в столицу, в ВЦСПС, куда он уехал вместе с семьёй.
23 июня 1941 года, по призыву Ленинского РВК Москвы, началась воинская служба майора (а потом и подполковника) медицинской службы Янина. Она завершилась ровно через семь лет, в июне 1948 г. А до этого – были тяжёлые будни Великой Отечественной войны, Брянский и Второй Прибалтийский фронты, работа в эвакуационных госпиталях, спасение раненых красноармейцев, гибель коллег, награды за боевые заслуги, среди которых – орден Красной Звезды в июне 1944 года.
Мать учёного Елизавета Степановна Янина (в девичестве Маслова) родилась и выросла в деревне Илкодино Орехово-Зуевского уезда, в трудолюбивой крестьянской семье. Её родители Степан Ефимович Маслов (1872-1938 гг.) и Евдокия Сергеевна Маслова.
Дед учёного был до революции 1917 г. и после неё имел крепкое большое хозяйство и при этом пользовался большим уважением у односельчан. Помогал нуждающимся, жертвовал деньги на строительство здешнего деревенского православного храма, много лет прослужил верой и правдой церковным старостой. У Масловых в д. Илкодино имелся большой двухэтажный дом с каменным нижним и деревянным верхним этажом. Многодетная семья деда Валентина Янина занимала половину дома, а во второй половине жила семья его двоюродного брата. После Октябрьской революции Масловых потеснили: многодетной семье Степана Маслова новая советская власть оставила лишь часть нижнего этажа, а весь верхний этаж был отдан под деревенский клуб.
В период организации первых колхозов Степан Ефимович добровольно сдал свою сельскохозяйственную технику, лошадей и вступил в колхоз. В 1930-х годах заведовал колхозным пчельником. В 1937 г. по доносу завистника-односельчанина был арестован, осуждён 27 ноября 1937 г. тройкой при УНКВД СССР по Московской области и отправлен в мордовские лагеря, где через год в возрасте 66 лет скончался.
Реабилитирован посмертно, уже во времена Хрущёва, в 1964 году, причём за отсутствием состава преступления, Постановление президиума Московского областного суда.
Бабушку Валентина Лаврентьевича, Евдокию Сергеевну, мать восьмерых детей, НКВД не тронул. Перед войной и все военные годы бабушка будущего академика трудилась в местном колхозе бригадиром овощеводческой бригады, удостоена медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Мама будущего светила исторической науки Елизавета Степановна училась сначала в женской гимназии соседнего города Покров Владимирской губернии, а позже – на педагогических курсах в г. Егорьевске. Всю жизнь она трудилась учителем начальной школы, с 1938 г. – в одной из московских школ, в т.ч. и в годы войны. Награждена орденом Ленина.
С деревней Илкодино Орехово-Зуевского уезда у Валентина Лаврентьевича связано много тёплых детских воспоминаний. Сюда к бабушке Евдокие Сергеевне его обычно привозили летом. Здесь в июне 1941 г. его, школьника, застала война. Вместе с бабушкой он прожил на Орехово-Зуевской земле около двух военных лет (бабушка академика прожила долгую жизнь, почти век). Осенью 1941 г. подросток пошел учиться в семилетнюю школу, которая находилась в четырёх километрах от Илкодино. Здесь он закончил шестой и проучился почти весь седьмой класс. Лишь после окончания лета 1943 г. он уехал от бабушки и переселился к матери в Москву – продолжил обучение уже в столице.
Валентин Лаврентьевич часто с душевной радостью вспоминал о том, как летом 1941, 1942 и 1943 гг. ежедневно ходил в лес, собирал грибы и ягоды, сдавал их на ближайшем армейском заготовительном пункте. За это ему выдавали расписку с определенной денежной суммой. Когда денег по распискам набиралось достаточно, подросток покупал на них какой-нибудь дефицитный в то время товар: бутылку водки, папиросы, соль или спички. Свои покупки передавал бабушке. В доме не было мужчин, а тяжелой работы в деревне хватало, а в военные годы особенно. Евдокия Сергеевна расплачивалась продуктами с чужими людьми за работу. Отсюда у Валентина Лаврентьевича пронесённые через всю жизнь хорошее знание и любовь к лесу.
Осенью 1943 г. Валентин Янин продолжил обучение в восьмом классе 7-й Московской образцовой школы. Она располагалась в Казанском переулке и в те годы была «образцовой» не только по названию. Здесь работал высокопрофессиональный педагогический коллектив. Костяк школьников составляли дети правительственных чиновников, а также творческой интеллигенции из знаменитого «Писательского дома» в Лаврушинском переулке. Многие из выпускников этого образовательного заведения стали известными людьми. Два года Валентин Лаврентьевич провел за одной партой с Вячеславом Всеволодовичем Ивановым, сыном крупного советского писателя В.В. Иванова, автора пьесы «Бронепоезд 14-69».
В 1946 г. семнадцатилетний юноша окончил школу с золотой медалью и летом того же года поступил на исторический факультет МГУ, где без малого сорок лет трудился в качестве заведующего кафедры археологии исторического факультета. 58 лет – с 1962 по 2020 гг. – он являлся руководителем Новгородской археологической экспедиции.
2 февраля минувшего года на 91-м году завершилась земная жизнь Валентина Лаврентьевича. Светлая память великому учёному и земляку!
Поделитесь с друзьями