К истории 209-го Богородского пехотного полка…
Офицер 209-го Богородского пехотного полка Соколовский Константин Александрович
Автор
На Русском морском кладбище в Пирее (Греция) захоронен офицер 209-го Богородского пехотного полка Соколовский Константин Александрович. Приводим здесь цитату из книги Жалниной-Василькиоти И. Л. «Родной земли комок сухой». Русский некрополь в Греции [под общей ред. И. В. Домнина; научн. ред. О.В.Чистяков] - М. 2012. 272 с.: ил.:
«Соколовский Константин Александрович (30.03.1889-13.10.1956). Из дворян Ломжинской губернии, сын капитана. В 1907 году окончил 3-й Московский кадетский корпус. 30.06.1907 года поступил в Александровское военное училище. 06.08.1909 окончил училище по 1-му разряду и произведен в подпоручики… с назначением а 110 Камский полк. Переведен в 1-й лейбгренадерский Екатеринославский полк. Произведен в поручики. Участник ПМВ [Первой мировой войны]. Переведен в 209-й пехотный Богородский полк. Произведен в полковники. Член СРЭ [Союза русских эмигрантов в Греции]. Председатель Союза взаимопомощи беженцам из России. Член общества офицеров Московского военного округа. Жена: М. Соколовская. Награды: Г.4 [Орден Святого Георгия 4-й степени] «за то, что утром 16-го августа 1915 года у д. Дроздовки, получив от командира полка приказание обеспечить отход 3-го батальона, который обходился с флангов превосходным в силах противником, а также приказание занять со своими тремя ротами указанную ему позицию, по собственному почину, оценив быстро обстановку, поручик Соколовский перешел со своими ротами в наступление и под сильным оружейным и пулеметным огнем выбил немцев из занятых ими уже наших окопов и отобрал у них обратно наш пулемет, который перед этим был потерян 3-м батальоном. Потери немцев громадны. Энергичная атака поручика Соколовского воодушевила весь 3-й особый пехотный полк (ошибка, следует читать: 3-й батальон – ред.), который перейдя в наступление, восстановил свое положение. Отход 3-го батальона имел важное значение, ибо повлек бы за собой отход всех частей участка» ([награждение] утв[ерждено] 25.03.1916). №181… РГВИА. Ф. 409. П/с 1330 (1910)».
На нашем сайте опубликован материал научного сотрудника Ногинского краеведческого музея Родниковой Е. Е. «Участие 209-го Богородского пехотного полка в боях на Риго—Шавельском (Митава – Шавельском) направлении (июль-август 1915 г.)».
Приведем цитату из этой работы: «16-го и 17-го августа полк участвовал в тяжёлых, но безрезультатных боях в районе деревни Залевшизна. Напряжённость этих боёв передаёт запись в журнале боевых действий (орфография, пунктуация и стиль сохранены): «… В 2 ч. 30 м. ночи с 15 на 16 августа полк перешёл в наступление согласно приказу по дивизии с целью овладеть линией леса. В наступление были двинуты 3 батальона, один батальон оставлен был в резерве в госпитале в Раево. Перед фронтом полка было болото с ручьём, которое разлилось вследствие спуска воды из озера у д. Залевшизна. Несмотря на то, что людям приходилось по колено, а в некоторых местах и по пояс к 4ч. 15м. ротами 3 батальона д. Дроздовка была взята, а затем и деревня Чупайло (?). 2-й и 4-й батальоны подошли на 200 шагов к лесу к югу от Залевшизны. Немцы открыли из леса убийственный огонь не менее как из пяти пулемётов. 5-ая рота, как ближайшая, бросилась в атаку (осталось от неё 40 человек). Роты залегли, чтобы выждать, когда стихнет огонь. 10-я и 12-я роты во главе с ротными командирами по занятии линии Дроздовка – Чупайло двинулись дальше и в 50 шагах от этих деревень наткнулись на немецкие окопы. Бросившись в атаку, они также были остановлены сильным огнём противника. Удерживались на занимаемом месте до 5 ч. 30 м. утра, вынуждены были отойти из-за сильного ружейного и пулемётного огня противника. Отходя на свои позиции, роты всё время обстреливались противником. 2-й и 4-й батальоны, неся огромные потери, отступили на свои позиции, которые были восточнее дороги Брожола (?) - Гритовщизна (?), а остановились западнее, третий же батальон, теснимый кроме того? подошедшим резервом противника, так как из 4-х рот батальона осталось не более 2-х рот, оставил свои позиции. Тогда первый батальон во главе со своим командиром поручиком Соколовским бросился вперёд и быстрым натиском выбил противника из окопов 3-го батальона и начал его преследовать, причём гнал до самого ручья. После чего по приказу отошёл и занял окопы 3-го батальона. Всё это окончилось к 7 ч. 30 м. утра. Весь последующий день тяжёлая немецкая артиллерия обстреливала позиции полка, превращая в месиво земли и грязи».
Несмотря на то, что утром 17-го августа шёл сильный дождь, который сделал болото почти непроходимым, днём полк получил приказ вновь начать наступление, поле боя представляло собой трагическую картину. Под непрерывным, как сказано в журнале боевых действий, убийственным огнём батальоны пошли в атаку. Они шли по болоту по горло в воде и тонули в нём. Получив приказ об отходе, остатки батальонов отошли на прежние позиции, понеся большие потери и не добившись успеха. Поле боя представляло собой безотрадную картину. В болотной трясине плавали трупы, оставались убитые, которых, несмотря на все усилия, не удалось вынести, чтобы предать земле.
Весь следующий день позиции полка подвергались артиллерийскому обстрелу. В журнале боевых действий отмечается хорошая оснащённость немецкой армии. По показаниям пленного немца, действовавшего против 209-го полка, на каждую роту немцев приходится по два пулемёта. Поэтому и потери нашего полка в этих боях были большие. Среди офицеров - один убит, восемь ранено, из них трое тяжело, двое контужено. Значительные потери и среди солдат - 1020. Как убитые, так и раненые остались на поле боя, в болоте. В последующие дни предпринимались попытки наступления, но они оказались безрезультатными, приходилось под огнём противника отходить на свои позиции, неся огромные потери…».
Поделитесь с друзьями