«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

25 августа 2020 года

Орехово-Зуево

Орехово-Зуево помнит Есенина

Евгений Голоднов, чл. Союза краеведов России.

3 октября Россия готовится отмечать 125-летие Сергея Есенина.

Родниками есенинской поэзии наполнен и наш Орехово-Зуевский городской округ.

Современники Сергея Есенина утверждали в мемуарах, что многие свои литературные вечера в 1920-е годы (и до самой кончины) он  начинал именно с частушки о подмосковном Орехово-Зуеве и о своем друге-поэте Николае Клюеве, расстрелянном в 1937 г. Строки написаны в период между 1915 и 1917 гг.:

 

Шел с Орехова туман,

Теперь идет из Зуева.

Я люблю стихи в лаптях

Миколая Клюева.

Есенин и Клюев

Есенин и Клюев

Кто мог рассказать Есенину об Орехово-Зуеве – родине меценатов Морозовых и Зиминых, городе нашумевшей в 19 веке Морозовской стачки?

Возможно, это был поэт Сергей Городецкий, помогавший в 20-е становлению легендарного орехово-зуевского литературного объединения «Основа» (одного из старейших в России), или один из  близких друзей Есенина, известный Борис Пильняк?! Именно с ним наш известный земляк,  будущий советский писатель – «певец Подмосковья»  Александр Перегудов (1894-1989 гг.), проживавший долгое время в г. Ликино-Дулёво, учился в реальном училище города Богородска (нынешнего г. Ногинска) и дружил почти до самой его трагической смерти в 1938 году. Добавим, что Пильняк и Перегудов в течение двух лет по вечерам посещали лекции в популярном в то время столичном городском университете имени Альфонса Шанявского на филологическом отделении. В это же время на историко-философском отделении этого учебного заведения - с 1913 года - занимался в качестве вольнослушателя Сергей Есенин.

Есенин и Городецкий

Есенин и Городецкий

Есенин и Пильняк (в центре)

Есенин и Пильняк (в центре)

Александр Перегудов (крайний справа)

Александр Перегудов (крайний справа)

В 1930-е писатель Перегудов, рискуя своим положением и даже, может быть, свободой и жизнью, сохранил у себя дома в Ликино-Дулёве произведения своего опального друга…

Но вот другой наш земляк, известный журналист, литератор  Георгий Волков (умерший в начале 1990-х),   в опубликованной им 10 февраля 1927 года в местной газете «Колотушка»  заметке «Почему мы против есенинщины?» поддержал основные положения «Злых заметок» Николая Бухарина. И сделал вывод, что Есенин – певец «ржаной России», многое проглядел, воспевая старую темную деревню… Дескать, молодое поколение нужно учить на новых произведениях, таких как «Цемент» Гладкова, «Неделя» Либединского и прочих.

По словам ныне здравствующего сына первого руководителя орехово-зуевского литобъединения «Основа», поэта и драматурга, Николая Владимировича Богатырёва его отец Владимир Сергеевич Богатырёв (1895-1970 гг.) лично знал Сергея Есенина, с которым они были ровесниками.

В.С. Богатырёв, поэт, драматург, руководитель Основы

В.С. Богатырёв, поэт, драматург, руководитель Основы

В 1918-1920 гг. Есенин часто читал свои произведения в популярном среди литераторов, артистов и художников московском кафе «Стойло Пегаса» (порой за тарелку супа). Причем никогда вместе не выступал с Маяковским. В.С. Богатырёв вспоминал что новый 1923 год он встречал в столичном Доме  печати (ныне – Центральный Дом журналиста)  и там был Есенин, который пел свою частушку «Меня милый не берет на Принцессу Турандот...». Кстати, Богатырёв был лично знаком и с Сергеем Городецким, Сергеем Григорьевым, Дмитрием Фурмановым (поддержавшим в 1925 году зарождение «Основы» в Орехово-Зуеве) и другими известными писателями.

Пройдет более сорока лет  после гибели Есенина - и будущий большой поэт России, сын фронтовика, 16-летний выпускник сельской школы Коля Дмитриев пойдет пешком из подмосковного села Архангельское  Рузского района Подмосковья в легендарное Константиново. А позже лауреат многих престижных литературных премий Николай Фёдорович Дмитриев напишет:

 

Под Рязанью визжат поросята

И закрыт станционный буфет,

И старухи в окошко косятся

На медлительный желтый рассвет.

 

Мне шестнадцать — к Есенину еду,

Крепко томик сжимаю рукой

И со всеми вступаю в беседу:

Где такое село над Окой?

 

Вот проснулся мужик — грудь нагая.

«Не подскажете, где же он жил?»

Тот сидел и сидел, постигая,

Помолчал и про клен заблажил.

 

И старуха в тулупчике ветхом

Прочитала про цветь и про синь.

«До Рязани, — сказала, — доехай

И в райкоме про все расспроси».

 

…Я вернулся — с грошами сурово,

И назад — хоть попутку лови,

С пониманьем, что главное — слово,

А он ставил его на крови.

 

Чтоб всегда: и в дожди и в метели

Пробирались на берег Оки,

Чтоб поменьше, уставясъ, глазели

На цилиндры и на пиджаки.

 

Чтоб звучало тревожно и свято

Над толпою забывчивых лет,

Даже если визжат поросята

И закрыт станционный буфет.

Поэт Н.Дмитриев

Поэт Н.Дмитриев

Сокурсник Николая Дмитриева по Орехово-Зуевскому педагогическому институту (ныне – Государственный гуманитарно-технологический университет) Константин Воронцов, тоже влюбленный в Есенина, стал одним из сотрудников Государственного музея-заповедника С.А. Есенина «Константиново». Впервые студент Воронцов посетил Константиново зимой 1970-го, до малой родины Сергея Александровича добирался по январским сугробам на санях. Его дипломной работой стало творчество любимого поэта.

Многие годы Константин Петрович неизменно гостеприимно встречает на Есенинской родине земляков-ореховозуевцев и в частности, участников Орехово-Зуевского Клуба поэзии под руководством заслуженного работника культуры России, театрального режиссёра и актёра, Геннадия Каретникова, показывает им сокровенные музейные ценности...

К.П. Воронцов - наш знаменитый земляк, старейший сотрудник музея С.Есенина

К.П. Воронцов - наш знаменитый земляк, старейший сотрудник музея С.Есенина

Около полувека  лауреат Пушкинской премии К.П. Воронцов посвятил себя без остатка работе в музее С. Есенина в Константинове. Не одно десятилетие он был заместителем директора по научной работе. И во многом благодаря Константину Петровичу фонды музея пополнились огромным количеством уникальных экспонатов.

Клуб поэзии под руководством Г. Каретникова выступает в с. Константиново

Клуб поэзии под руководством Г. Каретникова выступает в с. Константиново

Поставленные в Орехово-Зуеве, в 1960-е,  Геннадием  Каретниковым Есенинские вечера поэзии привлекали огромное число зрителей – люди лезли не только в двери, но и окна местного Дворца культуры… С этими вечерами ореховозуевцы выступали под гром оваций даже во МХАТе имени Горького.

Однажды у ореховозуевцев, прибывших в Константиново с любимым поэтом, родилась такая импровизация:

 

Мы приехали к Есенину. Новый век. И новый день.

И глядит на нас ЕСЕНИН И светлеет даже тень.

И светлеют наши лица, Благоденствуют сердца.

Чудо — на Руси родиться, Быть поэтом до конца.

 

Перейдём к другой странице жизни Сергея Есенина и его супруги из США Айседоры Дункан. Вспомним, что 3 декабря 1921 г. в Москве А. Дункан создана знаменитая в СССР «Школа пластического танца».

Ученицы А.Дункан. Мария Борисова из Дрезны в верхнем ряду (в центре).

Ученицы А.Дункан. Мария Борисова из Дрезны в верхнем ряду (в центре).

А вот 12-летняя жительница небольшого подмосковного посёлка Дрезна Мария Борисова стала одной из первых участниц этой самобытной школы. Причём вне конкурса. Бездетная Айседора даже побывала в начале 1922 г. (возможно, вместе с Сергеем Есениным) в Дрезне у родителей Маши - пыталась убедить простых текстильщиков дать согласие на «удочерение» их дочери.

Мария родилась в 1908 г. в подмосковном фабричном посёлке Дрезна (городом он стал только в предвоенном 1940-м). Борисовы жили в бывшей Первой казарме (ныне – ул. Зимина, д. 8). Впоследствии талантливая девушка стала выдающейся русской танцовщицей. По свидетельству современников, танцы ослепительно стройной Марии Борисовой неизменно производили ошеломляющее воздействие на зрителей. Рассказывают, что к юной изящной Маше великий русский поэт Есенин испытывал большую симпатию.

Из книги «Айседора Дункан и Сергей Есенин. Их жизнь, творчество, судьба» (автор И. Краснов, издательство Терра, 2005 г.) и из опубликованного в ней достаточно эмоционального письма танцовщицы к наркому просвещения А.В. Луначарскому узнаём, что мать М.Борисовой трудилась ткачихой более 40 лет на Зиминской прядильно-ткацкой фабрике, отец работал на этой же фабрике электротехником, состоял в партии большевиков. Впоследствии Борисова всячески старалась продолжать дело великой танцовщицы в России.

В 1928 году после гибели Айседоры Дункан приёмной дочери Ирме Дункан и Марии Борисовой  удалось вывезти одиннадцать лучших учениц Школы в США, где их необыкновенно успешное выступление продолжалось полтора года, пока власти в Москве категорически не потребовали немедленного возвращения ...   Вернулась только Мария. Ирма осталась в США.

Газета Нью-Йорка писала о Марии Борисовой: «Кто видел танцовщиц студии Айседоры, тот заметил ослепительную, стройную и прекрасную фигурой темноволосую девушку, которая кажется более гибкой и динамичной, чем остальные из этих юных замечательных танцовщиц, див и русалок в красных рубашечках. Марии Борисовой – 19 лет…»

В 1963 году, в разгар «хрущёвской оттепели», группа бывших учениц Айседоры Дункан, в том числе и наша Мария Борисова, обратилась с письмом к тогдашнему Министру культуры СССР Екатерине Фурцевой с предложением оказать свою безвозмездную помощь в восстановлении в Москве Студии танца А. Дункан. В ответ они получили чиновничью отписку.

Мария Борисова прожила долгую интересную творческую, хотя и достаточно тернистую, жизнь. Прославленная танцовщица жила в Москве, работала консультантом в Большом театре. В 1950-1980-е гг. Мария Филипповна неоднократно приезжала к родственникам в Дрезну, здесь не раз выступала перед земляками. Она скончалась в начале 90-х и похоронена в Москве.

Первый муж Борисовой (в начале 1930-х, непродолжительное время)  Илья Ильич Шнейдер (1891-1980 гг.), известный журналист, переводчик, театральный деятель, историк, есениновед. В 1921 г. нарком просвещения Луначарский направил его на работу секретарем Айседоры. Он сопровождал Дункан в гастрольных поездках, писал либретто, установливал «светомузыку». В 1922–1946 гг. Шнейдер занимался организационным руководством школы, затем студией и, наконец, Московским театром-студией имени А. Дункан. Весной 1949 г.  Шнейдера  арестовали. Доставили на Лубянку и поместили в одиночную камеру... Постановлением Особого Совещания при МГБ он получил десять лет ИТЛ. В лагере написал книгу воспоминаний «На реке жизни». Через семь лет, весной 1956 г. был реабилитирован. После освобождения И. Шнейдер создал книгу воспоминаний «Встречи с Есениным». Она вышла в свет в издательстве «Советская Россия».

16 мая 2019 г. под эгидой Года театра и 90-летия Московской области  на здании Детской школы искусств г. Дрезна (ул. Зимина, 6), что напротив бывшей Первой дрезненской казармы (ныне – ул. Зимина, д.8), где проживала с родителями в 1908-1921 гг. М.Ф. Борисова, была торжественно открыта мемориальная доска с соответствующей надписью от благодарных земляков.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.