«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

30 мая 2024 года

Новости краеведения Наша библиотека Орехово-Зуево

От волока до города

Отзыв на труд А.А. Бирюковой

М. Дроздов

Выдающийся, не побоюсь так сказать, орехово-зуевский краевед Александра Александровна Бирюкова выпустила (тиражом в 500 экз.) очередную свою книгу, на этот раз – «Орехово-Зуево. От волока до города». А я эту толстенькую книжечку в 418 страниц прочитал и хочу поделиться своими мыслями по поводу ее.

Книга эта, несомненно, оригинальная - и по построению, и по содержанию.

По построению это как бы некая непрерывная (но и не совсем непрерывная) хронология города, собранная автором за много лет по музейным, архивным и газетно-журнальным материалам. Да, хронология, но без деления на разделы по годам или периодам и изложенная вперемежку по отдельным частям современного Орехова-Зуева. А именно - : Зуево, Орехово, Никольское, Дубровка и Крестовоздвиженское, которые в описываемые времена не составляли единый город, а жили своей жизнью, но постепенно вовлекались в общий городской «водоворот», в товарный, культурный, человеческий обмен

При этом в тексте нет ни одной фотографии или рисунка, а собраны они все отдельно, в приложении из 73 страниц, что, скажем сразу, не всегда бывает удобно для пользователя, хотя и планы, и фотографии есть прелюбопытнейшие. А еще в книге нет привычных глав как таковых или главок, посвященных, как это делается обычно, промышленности, торговле, культуре, быту. Похоже на такой информационный «микс». По этой причине нет и собственно оглавления. Зато есть как бы географический (топографический) указатель по названным частям города.

Теперь про содержание. Нравится или не нравится структура книги, а фактов в ней огромнейшее число. Только ссылок подстрочных более 500, а еще и в тексте в неявном виде их немало. Любопытно проанализировать объем материала, пропорциональный количеству использованных источников, по эпохам, которые не обозначены, но довольно легко из текста вычленяются. Если периоду 1209 г. – 1760-ее гг. посвящено в книге всего 11 страниц текста, то периоду с 1760-х до 1861 г. – 43 страницы, 1862-1900 гг. – 143 страницы. И 17 годам 20-го века (1901-1917) посвящены 144 страницы. Наглядно видно как «сжимается время», точнее - увеличивается плотность информации с приближением к 1917 г.

На этих страницах очень многое фактически впервые вводится в научный оборот, очень многое впервые становится доступным каждому, интересующемуся историей города. Читатель узнает про строительство фабрик и казарм, храмов и школ, больниц и парков, театра и стадиона, про читальни и клубы трезвости, приюты и благотворительное общество, конные соревнования в Дубровке, театральные постановки, авиационные перелеты и создание первой отечественной пластмассы. Очень важно, что впервые, по-видимому, касаясь торговли и промышленности (промышленники – вот основа истинной экономики, а не как сейчас – биржевые спекулянты и процентщики), автор обращает внимание не только на Морозовых. И даже не только на Морозовых и Зиминых (у меня, кстати, до сих пор таится мысль, что они из одного корня), но и на других фабрикантов и торговцев региона: тут и Кононовы, и Новосадовы, и Елисовы, и др. Не забывает Александра Александровна, понятно, и местной культуры, образования, здравоохранения, досуга, религии с известным старообрядческим уклоном,.

Про Морозовскую стачку изложено спокойно, без пафоса, опираясь на обстоятельную статью из «Московского листка, популярнейшей тогда в Москве газеты. Кроме всего прочего, становится ясным, почему Савве Тимофеевичу, назначенному (избранному) вскоре после стачки директором правления, стало не до учебы и почему окончил он университет только с дипломом 2-й степени или, по-старому, действительным студентом, а не кандидатом, как его брат Сергей, делами фирмы не занимавшийся..…

Читая книгу А.А. Бирюковой, узнаешь и о так называемых «котах», и о зуевских «глотах», о кабатчиках, кабаках и борьбе с пьянством, о богадельнях и притонах, об осведомителях полиции, полицейских и казаках, пожарах и пожарных, спорте и спортсменах, о честном волостном судье, рабочих-революционерах и администраторах- зверях. Под ее пером оживают, например, образы Елены Михайловны Палладиной – создательницы «Орехово-Зуевского календаря», нашего богородского уроженца инженера Сергея Сернеевича Куприянова, управляющего фабрикой Николая Григорьевича Хвальковского – предка старообрядческого деятеля А.В. Хвальковского, мудрого Ивана Кондратьевича Полякова, правой руки Ивана Викуловича Морозова, умело гасившего недовольства рабочих, почему на Викуловских фабриках и было спокойнее, чем на Саввинских.

Теперь про источники. Если говорить об архивах, то это, главным образом, бывший ЦИАМ (ныне ЦГА г. Москвы) и Владимирский областной архив (ГАВО), но и ряд других. Впервые, наверное, так широко использована в качестве источник газета «Богородская речь». Очень хорошо, что много цитируется воспоминаний и дневников причем людей разного социального положения – В.А. Бычкова, И.И. Птицына, учительницы Добрыниной и др. Приятно было видеть ссылки на наши – масловские - альманах и сайт, на книги друзей и хороших знакомых историков и краеведов И.В. Поткиной, В.Н. Алексеева и В.С. Лизунова, Е.Н. Маслова. Но жаль, что нет ссылок на основополагающие, как мне кажется, труды В.Н. Алексеева об основании и названии Зуева (первое издание), а С.С. Михайлова о Патриаршине. Еще надо заметить, что ссылки местами оформлены достаточно небрежно. Краеведение – это все-таки наука, а книга, тем более такая солидная – совсем не статья в газете–однодневке, это ведь на века!

.И еще о некоторых неточностях, не очень существенных, но имеющих место, как, впрочем, и в любой научной работе, ибо знание всегда совершенствуется , а факты постепенно уточняются или получают другую интерпретацию. Это все естественно Но несколько примеров все-таки приведем.

С.64. И.К. Поляков стал, конечно, сначала потомственным почетным гражданином, а потом уж коммерции советником.

На стр. 185 говорится 18-часовом рабочем дне. Это надо понимать как цикл фабричной деятельности, а не реальный рабочий день, который составлял от от 12 до 9 часов.

С.231. Упоминаемый здесь Совет заведующих фабриками и т.п. это не то, что предлагал в свое время С.Т. Морозов (рабочие Старосты - что-то типа выборных).

С.270. Знаменитый велогонщик Лепетов не из Москвы, а из Богородска, о нем немало материала было в «Богородском крае» и на нашем сайте. Ссылка на несамостоятельную книгу Е.Кудрявцевой выглядит некорректной.

Конечно, подобные мелкие огрехи совершенно не умаляют ценность и важность книги, которая не только дает море полезной и весьма «свежей», найденной непосредственно автором, информации, но и будит мысль.

Конечно еще можно многое написать о книге А.А. Бирюковой, положительное, в основном, но и не только, да и так, наверное, злоупотребил я вниманием читателя. Скажу только в качестве пожелания для будущего переиздания: желательно все-таки разбитие хроники на главы типа «Средние века», «Новое время», «Первая половина 19-го века», «Вторая половина», «Век 20-й». И было бы совсем идеально снабдить книгу именным указателем, что, конечно, требует большого и тщательного труда, но и сделает такое издание непревзойденным справочником!

Ну и в заключение надо поблагодарить автора за столь значительный и оригинальный труд. Это действительно бесценный источник информации и действительно полезная для города книга. Александра Александровна совершила такой подвиг и еще продолжает героическое свое дело. Спасибо Вам, Александра Александровна! Дальнейших успехов желаем в краеведении! И в жизни тоже!

Да, и стих о старом Орехове нашего старого знакомого А.И. Ромашкина на задней обложке книги, как бы «на закуску» – очень уместен и просто хорош:

…Но с Подгорной и до Плешки

Проживали тут «орешки»

Крепкие…

И за это спасибо!

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.