«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

29 марта 2019 года

Воспоминания, дневники Павловский Посад

Павловопосадский журналист Тамара Сидорина

(История с фотографиями из частного архива)

В. Маслова по материалам книги «Большие дома моего детства»

 Уходят имена в небытие. Часто не понятые, как это бывает, не оценённые вовремя. Остывают угольки сгоревших жизней. Но нет-нет и всплывёт заново какая-то характерная фраза, деталь быта, аукнется доброе дело – всколыхнётся память об ушедшем дорогом человеке. И уже с итоговой позиции, при отсутствии наносного и бренного, вдруг ярче осознаёшь уникальность и ценность его личной роли в твоей судьбе, его место первопроходца на пути к настоящему и будущему социума. 

Наверное, уже немногие помнят в Павловском Посаде это имя – Тамара Фёдоровна Сидорина (Суханова). Её годы жизни 1921–2005. Она из числа детей первопоселенцев девяносто первого дома по улице Кирова. Въехали в него с самого начала, с 1927 года. Жила там много лет с родителями, а потом и со своей семьёй в трёхкомнатной квартире № 10 на первом этаже.

Счастливое семейство Сухановых-Сидориных, 2 мая 1950 года.  Первая пятилетка после Великой Отечественной войны. Мужчины – фронтовики

Счастливое семейство Сухановых-Сидориных, 2 мая 1950 года. Первая пятилетка после Великой Отечественной войны. Мужчины – фронтовики

С её детьми мы были друзья уже в третьем поколении, и для нас, маленьких, она была просто тётя Тамара. Добрый, тёплый, красивый и любимый человек.

Тамара Федоровна Сидорина с детьми Ириной и Вадимом Середина 1950-х гг.

Тамара Федоровна Сидорина с детьми Ириной и Вадимом Середина 1950-х гг.

Когда она возвращалась с работы, в 19 часов все собирались на ужин в гостиной с окнами на Кировскую за большим столом. За ним находилось место и дочкиным подружкам, которым иной раз ну никак не хотелось расстаться даже на минуту, а отказаться от еды тем более не было никаких сил. Иногда им накрывали отдельный маленький детский стол рядом. Не каждая семья отличалась таким чётким укладом и гостеприимством.

В их доме был радиоприёмник, а не просто чёрная радиотарелка на стене. На этажерке – книги, газеты, журналы, среди них даже детские – «Мурзилка», «Весёлые картинки». Нам только дай почитать!

В доме у Сидориных

Пока родители на работе, в доме хозяйничали дети.

Как-то среди журналов попался мне в руки небольшой альбом с чудесными пейзажными рисунками. Уголок природы с водоёмом поразил моё детское воображение. Я замерла над ним:

– Кто рисовал? Ты?!!

– Мама, – буднично ответила Ирка. – Акварелью.

Словно каждая мама рисовала, да ещё реку, в которой вода ну прямо течёт.

– А это она маслом.

Подружка охотно достала небольшой кусочек картона, где был нарисован завораживающий утренний пейзаж. Опять вода, прозрачная, с листочками и лёгкой рябью. Простор луга с овражком. Лесной массив на горизонте и выступившая вперёд одинокая сосна. Восход алой зари и лёгкий розовый туман, сквозь который намёк на очертания храма. Пробуждение…

И тут я как бы заново взглянула на тётю Тамару и впервые увидела в ней нерядовую личность.

Героем всегда был её муж, дядя Боря. Борис Георгиевич Сидорин (1925–1978). Участник войны, танкист. Вернулся с фронта израненным, особенно тяжело в плечо. О войне всуе – ни-ни. Поблажек себе не искал. Он – один из лучших работников завода учебно-наглядных пособий, его портрет всегда на Доске Почёта. О том, что наш дядя Боря ещё и внук бывшего владельца парчовой фабрики Рудакова в селе Казанском, конечно, не знали. Родословными мы не интересовались, да такая информация и не котировалась.

Родители Бориса Сидорина: Георгий Прохорович и Наталья Михайловна (урожд. Рудакова), 1920-е годы. Фото И. С. Бажанова

Родители Бориса Сидорина: Георгий Прохорович и Наталья Михайловна (урожд. Рудакова), 1920-е годы. Фото И. С. Бажанова

Дома дядя Боря иногда мастерил нам из бумаги вертушки, прикреплял к лучине, и мы бегали с ними наперегонки по улице Кирова до школы (ну, или до восемьдесят девятого дома) и обратно. Весело! Надо сказать, что был он мастер на все руки. Паял, пилил, строгал… На радость детям сделал аквариум. Большой. Говорили, ведёрный! Настоящее подводное царство: грот из ракушек, с песчаного дна поднимаются пузырьки воздуха; меж водорослей, как в диковинном лесу, мелькают стайки рыбок – и каких только нет! – вуалехвосты, меченосцы, скалярии, жемчужные… Микроклимат в аквариуме такой, что воду меняли не часто, один раз в год. Борис Георгиевич делал всё основательно и творчески.

Увлекся фотографией. И немудрено! Друг бывшего танкиста Сидорина – фронтовой фотокорреспондент. Это Владимир Николаевич Голубков, наш школьный учитель. Фотографии – их общий интерес мирного времени. Бесценным мог быть опыт и совет Голубкова в сложном фотоделе тех лет: с проявкой плёнок, закреплением изображений на фотобумаге, последующей промывкой, накаткой и сушкой карточек. Приспособили для этого туалетную – единственную тёмную комнату (квартиры нашего девяносто первого дома были без ванн). Всё по силам, если есть желание. Ну и понимание семьи!

Дядя Боря снимал многих во дворе. Фотографировал и нас, ребятишек. Если бы не он, не было б у нас детских карточек.

Часто летними вечерами дядя Боря с тётей Тамарой брали нас, большедомовских ребят, на клязьминский пляж купаться, а в выходной ездили с нами в лес за ягодами. Как-то они даже взяли меня в Москву на теплоходную экскурсию в Серебряный бор, которую организовали на заводе у дяди Бори. Авторитет Ириного отца был вне конкуренции.

А тётя-то Тамара работала… на радио! Это узнала я сама, уже будучи школьницей. Однажды догадалась, что ведь это её голосом начиналась в шесть часов вечера городская радиопередача! Да? Да! Читала она выпуски радиопередач попеременно со штатным диктором-совместителем Анной Ермаковой. А вообще-то тётя Тамара – корреспондент и передачи те готовит! Вот это да! С момента моего открытия, кажется, с ней мы подружились не меньше, чем с её дочкой.

Война сыграла свою роль в судьбе моего взрослого друга: Тамара Суханова не получила высшее образование, к которому стремилась. Поступила после окончания новой в городе академической школы № 18 в московский вуз на факультет французского языка. Проучилась два курса, и грянула Великая Отечественная. Институт эвакуировали из столицы. Отец ушёл на фронт. Одну маму, да ещё заболевшую, Тамара не оставила, вернулась в свой город. Нашла работу в библиотеке, но вскоре её пригласили корреспондентом на радио. Кадры в городе часто растили из своих рядов, обучая личным примером, помогая на практике. Был бы талант. Заметили, что Тамара неплохо владеет пером, быстро и творчески понимает суть дела. Далее образовалась вакансия в редакции районной газеты, и юную Тамару позвали туда. Так она связана свою судьбу с журналистикой на долгие годы. Вернее, практически весь её трудовой путь прошёл в средствах массовой информации Павловского Посада. На её творческую биографию пришлись времена военные, сталинские, хрущёвские, брежневские…

Тамара Фёдоровна – первый реальный, осязаемый журналист в моей жизни, и, пожалуй, на тот момент единственный в нашем рабочем квартале Больших домов. Образ её скромный был очень симпатичен. Её орудие труда не только карандаш или ручка с блокнотом. Плёнки. Переносной портативный магнитофон на лямках. Один из первых, репортерский. Тяжелеееенный! Как удерживала его стройная хрупкая женщина? (Не из-за него ли в итоге она имела большие проблемы с венами на ногах? Не раз с благодарностью вспомнишь современные диктофоны, лёгкие и удобные, или встроенные в айфоны и смартфоны. Мечта!)

С тем магнитофоном ездила она по командировкам в село. Записать живой голос доярки на ферме или тракториста в поле. Если удачно получится, заиграет передача – праздник души! Забыты все тяготы. Ну, а если ветер или шум дождя запорят интервью? До слёз… Тогда всё сначала. Заново организовывать, уговаривать героя, писать, расшифровывать, монтировать…

При близком общении всё больше открывался её богатый внутренний мир. Например, ценила стихи и юмор Пушкина: «Я влюблён, я очарован, я совсем огончарован». Большую радость доставляли ей картины, которые она изготавливала ещё со своим отцом. Зимние пейзажи из растений, украшенные распылением жидкого гипса: чисто иней на деревьях! Для этих картин они собирали в лесу траву и мох, сушили в подвешенном состоянии, чтоб не помять и не потерять объём. А как она шила и вышивала с мамой! Их вкусу можно было позавидовать. Ирина до сих пор носит симпатичные кофточки от мамы.

Для своих детей Тамара Фёдоровна делала что-то совсем необыкновенное: частенько возила их в Москву в Третьяковскую галерею! Дочка обожала эти поездки и предпочитала любым другим, любила и знала картины и художников. Вёл тогда рубрику по искусству журнал «Огонёк», у Иры собралась целая коллекция красочных вырезок из него. Дед-бухгалтер выделил для них толстенную папку, поддержал увлечение внучки!

К моим делам Тамара Федоровна всегда проявляла интерес, давала советы. Запомнилось, говорила она как об очень ценном качестве – умении журналиста удивляться. Взглянуть на обыденное, рядовое с иной точки зрения и удивиться! А значит, рассказать читателю интереснее. Открыла мне, что написанный материал должен «отлежаться» и пересмотреться свежим взглядом. Ведь, что написано пером, не вырубишь топором. Да и слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Но и передержать сообщение нельзя, потому что оперативная работа, тем более на радио, требует скорости. Посему особенно велика ответственность корреспондента. С добром, без зависти и ревности упоминала в разговоре она о коллегах. Её личные качества всегда вызывали у меня уважение.

Теперь тёти Тамары нет в живых. Но и спустя более полувека, есть у меня возможность вновь прикоснуться к её личному архиву, который бережно хранят дети: Ирина, когда-то главный редактор отраслевого журнала и издатель книг по изобразительному искусству, и Вадим, инженер-электронщик.

Газетные фото тети Тамары – в отдельной стопочке. С благоговением перебираю их, возвращаясь в прошлое, чтобы уже взглядом коллеги увидеть быт, понять атмосферу редакции нашей городской газеты («Ударник», «Ленинская искра»), вспомнить лица журналистов, имена которых упоминались в разговорах горожан как очень значимые. Оброков, Денисов, Пылков, Политов, Лыхин, Курганов, Ярыкин... Дорогая, дорогая редакция!

Многих мне довелось видеть в городе воочию, а для Ирки это вторая мамина семья – дружная, весёлая. Нередко, забирая дочку из детского садика на улице Кирова (что в пяти минутах от редакции), тётя Тамара возвращалась на работу доделать что-то срочное. Ирка вспоминает, как попадала в атмосферу добра, шуток и гостинцев. Самой желанной комнатой для неё было машбюро, где на подоконнике лежали груды использованных листов бумаги. Рисуй на обороте сколько душе хочется! Бывало, разрешат ей и на машинке попечатать!

А я вот смотрю на фото. Тамара Фёдоровна пунктуально проставляла даты снимков на обороте. Словно заботилась о будущем дне, об интересе потомков. Раскладываю по годам в соответствии с хронологией. Выходит лепта в краеведение города от старого журналиста. Попробую рассказать.

Итак, вот они, фотографии.

Семинар радистов Москвы и области. 1949 год. Во втором ряду (за текстом надписи) первая слева – Тамара Сидорина

Семинар радистов Москвы и области. 1949 год. Во втором ряду (за текстом надписи) первая слева – Тамара Сидорина

Т. Ф. Сидорина – литсотрудник газеты «Ударник». Апрель 1952 г.

Т. Ф. Сидорина – литсотрудник газеты «Ударник». Апрель 1952 г. В руке перьевая ручка. На столе чернильный прибор и пресс-папье с промокательной бумагой

Вспоминаются основные этапы прежней технологии газетного производства. Весьма трудоёмкое и ответственное дело. Поиск интересной и важной информации, творческие муки над текстами в разных жанрах, пожалуй, самая наглядная и приятная его часть. Рукопись следовало подготовить к перепечатке на пишущей машинке, сдать в машбюро (и не дай бог, если у тебя неразборчивый почерк!). Редакторская правка, подсчёт строк. Фотографии, текстовки. Макет, клише, вёрстка. Типография, набор, корректура, вычитка. Сигнальный номер. Долгожданная подпись ответственного выпускающего на нём с ремаркой: «На выход в свет разрешаю». Значит, к людям! И печатный станок пошёл!

В редакцию пришло письмо

В редакцию пришло письмо

Тамара Сидорина, командировка от сельхозотдела редакции Кукуруза – царица посадских полей. Лето 1952 года

Тамара Сидорина, командировка от сельхозотдела редакции Кукуруза – царица посадских полей. Лето 1952 года

За составлением макета газетного выпуска

За составлением макета газетного выпуска

Октябрь 1952 года. «Ударник»

Октябрь 1952 года. «Ударник»

Ноябрьский праздник. Редакция газеты «Ленинская искра» (?). 6 ноября 1953 года Первый ряд слева направо: двое неизвестно, редактор Оброков, Копылов. Второй ряд слева направо: В. Бубнова, ответственный секретарь А. Денисов, Т. Ф. Сидорина, Л. И. Смирнов

Ноябрьский праздник. Редакция газеты «Ленинская искра» (?). 6 ноября 1953 года Первый ряд слева направо: двое неизвестно, редактор Оброков, Копылов. Второй ряд слева направо: В.Бубнова, ответственный секретарь А.Денисов, Т.Ф.Сидорина, Л.И.Смирнов

31 октября 1956 года. Очередной номер сдан! Впереди праздник!

31 октября 1956 года. Очередной номер сдан! Впереди праздник!

Живосписные окрестности города – источник творческого вдохновения. На снимке – Т. Ф. Сидорина в вышитом пыльнике собственного изготовлени

Живосписные окрестности города – источник творческого вдохновения. На снимке – Т. Ф. Сидорина в вышитом пыльнике собственного изготовления

Т. Ф. Сидорина у моста через Вохонку

Т. Ф. Сидорина у моста через Вохонку

Зинаида Маркова, редакционный фотограф

Личные и редакционные снимки этого периода предположительно сделаны штатным фотографом газеты Зинаидой Марковой.

7 ноября 1956 года. Редакция на демонстрации

7 ноября 1956 года. Редакция на демонстрации

Сотрудники газеты «Ленинская искра» в небольшом саду у здания редакции на ул. Кирова, 1950-е годы. На снимке слева направо: Копылов, неизвестно, Т. Ф. Сидорина, Л. Д. Артамонов; девушки неизвестны

Сотрудники газеты «Ленинская искра» в небольшом саду у здания редакции на ул. Кирова, 1950-е годы. На снимке слева направо: Копылов, неизвестно, Т. Ф. Сидорина, Л. Д. Артамонов; девушки неизвестны

Палисадник был не только живописным фоном для фотосъёмок, но очень часто и излюбленным местом для уединения и оперативного творчества корреспондентов.

Редакционный коллектив «Ленинской искры». Вырезка со статьей журналиста А.А.Анисенкова к 95-летию газеты. На фото указан 1955 год

Редакционный коллектив «Ленинской искры». Вырезка со статьей журналиста А.А.Анисенкова к 95-летию газеты. На фото указан 1955 год

Снимок, идентичный газетному, есть в архиве Тамары Фёдоровны. Правда, датируется он июнем 1957 года. Возможно, где-то вкралась ошибка.

Июнь 1957 года. Верхний ряд слева направо: неизвестно, Л. И. Смирнов, Н. Л. Политов, Л.Д. Артамонов, В. А. Бубнова, ответственный секретарь Анатолий П. Денисов. Нижний ряд слева направо: корреспондент сельхозотдела Тамара Федоровна Сидорина (Суханова), машинистка (имя неизвестно), стоит машинистка Валентина Федоровна, Оля Денисова (дочь А. П. Денисова)

Июнь 1957 года. Верхний ряд слева направо: неизвестно, Л. И. Смирнов, Н. Л. Политов, Л.Д. Артамонов, В. А. Бубнова, ответственный секретарь Анатолий П. Денисов. Нижний ряд слева направо: корреспондент сельхозотдела Тамара Федоровна Сидорина (Суханова), машинистка (имя неизвестно), стоит машинистка Валентина Федоровна, Оля Денисова (дочь А. П. Денисова)

Праздник в редакции 6 ноября 1957 года

Праздник в редакции 6 ноября 1957 года

Праздничное застолье в тот же день (6 ноября 1957 года).

Праздничное застолье в тот же день (6 ноября 1957 года). На снимке с поздравлением стоит Н. Л. Политов. В правой стороне стола сидят редактор К. И. Оброков, литсотрудник Пётр Лыхин, неизвестно, литсотрудник Т. Сидорина с мужем Б. Г. Сидориным, В. Бубнова

Площадь, 7 ноября 1957 года. Идёт коллектив редакции городской газеты «Ленинская искра». В четвёртом ряду – Т. Ф. и Б. Г. Сидорины

Площадь, 7 ноября 1957 года. Идёт коллектив редакции городской газеты «Ленинская искра». В четвёртом ряду – Т. Ф. и Б. Г. Сидорины. В первом ряду справа – редактор городского радио А. Д. Пылков. На здании нарсуда – характерное праздничное оформление с портретами членов правительства

Удостоверение литературного сотрудника газеты

Удостоверение литературного сотрудника газеты

Удостоверение литературного сотрудника газеты

Тамара Федоровна Сидорина на рабочем месте в редакции «Ленинской искры». Просмотр подшивки газеты. Июнь 1957 года

Тамара Федоровна Сидорина на рабочем месте в редакции «Ленинской искры». Просмотр подшивки газеты. Июнь 1957 года

1959 год, 10 июня. Коллектив редакции газеты «Ленинская искра»

1959 год, 10 июня. Коллектив редакции газеты «Ленинская искра». Слева направо в верхнем ряду: неизвестно, В. А. Бубнова (отдел культуры), К. И. Оброков (главный редактор), В. Д. Баранов, фотограф Зинаида Маркова, ответственный секретарь Анатолий Денисов, Л. И. Смирнов. В нижнем ряду: двое неизвестны, Копылов (участник войны, хромал, очевидно, имел ранение в ногу), неизвестно, Тамара Сидорина (Суханова, корреспондент сельхозотдела), машинистка Валентина Федоровна, Н. Л. Политов, А. Д. Пылков (позднее возглавлял городскую редакцию радиовещания)

Один из последних снимков на память. Впереди (1961 г.) предстояла эра газеты «Знамя Ленина». На XXII съезде КПСС провозглашена цель – построение коммунизма.

После реорганизации «Ленинской искры» Тамара Федоровна вновь вернулась на городское радио корреспондентом. Редактором был её коллега А. Д. Пылков, человек, по её отзывам, «очень писучий». Они вместе готовили радиовыпуски на общегородскую тематику. Работали с плёнками, записями, с микрофонным материалом. Наряду с короткими информациями практиковали выступления руководителей, оперативные репортажи с важных событий, интервью с павловопосадцами-тружениками самых разных сфер деятельности.

Приезд оперной певицы Ленинградского Малого оперного театра Е. Г. Шумской, воспитанницы преподавателя А. И. Николаева, в музыкальную школу г. Павловского Посада. 27 декабря 1972 года

Приезд оперной певицы Ленинградского Малого оперного театра Е. Г. Шумской, воспитанницы преподавателя А. И. Николаева, в музыкальную школу г. Павловского Посада. 27 декабря 1972 года

Знаменитая гостья с учителем и со зрителями. Пресса рядом!

Знаменитая гостья с учителем и со зрителями. Пресса рядом! В первом коротком ряду слева направо: Анатолий Денисов, (газета «Знамя Ленина»), дама в светлом В. Козлова. Второй ряд слева направо: неизвестно, Л.Ф. Дроздова, А. Ковалева, В.С. Николаева, неизвестно, О. К. Вдовина (Чуваева), М.П. Ильинская, преподаватель музыкальной школы. Третий ряд слева направо: лаборант школы № 18 Л. Черная, пианист Александр Николаев (музыкальное сопровождение концерта), Е. В. Черная (учитель начальных классов в школе № 18), певица Елизавета Григорьевна Шумская (с цветами), трое неизвестны. Четвертый ряд слева направо: сотрудник газеты «Знамя Ленина» Копылов, сотрудник радиоТамара Сидорина, музыкант Анатолий Иванович Николаев (учитель Е.Г. Шумской), Г. Ратушняк

Событийные снимки, хранимые Т. Ф. Сидориной. Космонавт Валентина Терешкова в Павловском Посаде. Июль 1973 года

Событийные снимки, хранимые Т. Ф. Сидориной. Космонавт Валентина Терешкова в Павловском Посаде. Июль 1973 года

Событийные снимки, хранимые Т.Ф. Сидориной. Космонавт Валентина Терешкова в Павловском Посаде. Июль 1973 года

Менялись времена и названия газеты ещё и ещё, но по сути общественно-политическое издание, районная газета, появившееся с установлением советской власти в городе, в 2019 году отмечает столетний юбилей. Значимость газеты и радио в прошлом, в бескомпьютерное и даже в бестелефонное время трудно переоценить. Про журналистов говорили: «Волка ноги кормят». Сколько избегано ими ради нескольких строчек в газете! И совсем не за высокую заработную плату. И гонорар в три копейки строчка! Работники редакций выполняли информационную, пропагандистскую и объединяющую задачу в городе по призванию, по внутреннему творческому состоянию души.

Ведомые идеей коммунистической партии о построении коммунизма, они старались делать свои материалы живыми и интересными для земляков, работали с внештатными корреспондентами из разных слоёв общества, растили молодую смену. Перед ними стояла задача – освещать больше тем, расширять географию публикаций, увеличивать число авторов и внештатных корреспондентов. Они писали каждодневную летопись города, рассказывали о земляках, создавали их авторитеты, сами будучи известными в лучшем случае по фамилиям и статьям. И ещё они были лириками и мечтателями, честными в своих устремлениях. А значит, своеобразными векторами человеческого развития. Тамара Фёдоровна Сидорина – из той когорты людей. Моё им признание и скромные строчки светлой памяти.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.