«История делает человека гражданином». В.М.Фалин, советский дипломат

23 февраля 2022 года

У церковных стен Черноголовка

Перечитывая «Черноголовскую газету». Часть 2

« предыдущая следующая »

Черноголовская газета № 23 (263) 7-14 июня 1996 года

Стромынский мужской успенский монастырь

А. Мельников

Автору этих строк не удалось обнаружить ни в литературных, ни в архивных источниках изображение Успенского Стромынского монастыря, построенного игуменом Троицкого монастыря Сергием Радонежским по желанию Великого Князя Дмитрия Ивановича, прозванного Донским. Хотя, как указывает в книге «Поэтика древнерусской литературы» академик Д.С. Лихачев, такое изображение имеется в первом Остермановском томе Русской истории «... на миниатюре N 14 деревянная церковь, которую распорядился поставить Сергий в монастыре на Стромыне на Дубенке, показана шатровой с одной главой, в сходных формах ее изображение повторено на миниатюре N 19...»

Часовня в Стромыни

Часовня в Стромыни

Одно из первых письменных известий об основании монастыря во имя Успения Богородицы на Стромыне имеется в Русских летописях. В частности, дважды встречается в Патриаршей или Никоновской (П.С.Р.Л. ХI, стр. 45 и 145), где сказано: «... того же лета 6887 (1379 г. - А.М.) повелением В.К. Дмитрия Ивановича преподобный игумен Сергий создал монастырь на реке на Дубенке на Стромыне, и постави в нем церковь Успения Пречистая Богородицы и игумена приведе из своего монастыря, от Святой Троицы, именем Леонтия, и освящена была церковь месяца декабря в первый день, и иноки совокупи и монастырь устрои со всем».

Легенда гласит, что в преддверии Куликовской битвы 1380 г. В.К. Дмитрий пришел в монастырь к Преподобному Сергию за благословением перед решительным сражением с войсками Мамая и дал обет, что в случае благополучного исхода битвы поставит монастырь во имя Успения Богородицы. Встреча, очевидно, происходила в середине августа, так как на 15 августа приходится праздник Успения. В Никоновской летописи говорится, что Дмитрий Иванович перед походом на Мамая в 1380 году был в монастыре преподобного Сергия в воскресенье, 18 августа. «Краткая летописная повесть 1408 г.» и «Новгородская первая летопись младшего взвода 1421 года» молчат о поездке Дмитрия к Сергию накануне выступления войск из Москвы. Пространная летописная повесть 1425 г. упоминает лишь о послании Сергия, содержащем благословение князю, послание это было получено Дмитрием на берегу Дона 6 сентября 1380 г. Можно полагать, что это событие и послужило отправной точкой последующего развития легенды. Житие Сергия 1418 г. уже свидетельствует о посещении Дмитрием Троице-Сергиева монастыря, а разработанную версию этой легенды содержит позднейшее, 80-90-х гг. 15 века, «Сказание о Мамаевом побоище», где мы находим и дату посещения монастыря Дмитрием - 18 августа 1380 года. Последняя хронологическая подробность прямо противоречит летописному сообщению о выступлении войск Дмитрия из Коломны 20 августа (следовательно, из Москвы войска вышли еще раньше, ведь до Коломны из Москвы 4 дня пешего хода, и Дмитрий не мог 18 числа находиться в Троице). Можно предположить, что сцена встречи Дмитрия с Сергием накануне Куликовской битвы - плод вымысла древнерусских писателей, отделенных от подлинных событий промежутком не менее чем в сорок лет.

Остается выяснить, когда же был построен и освящен Стромынский монастырь. В Троицкой летописи говорится, что «постройка Стромынского монастыря происходила в 1379 г.» и значит, монастырь построен задолго до Куликовской битвы, и его сооружение с данным событием никак не связано. Кроме того, там сообщается, что в том году Благовещение совпало с Пасхой. «Се же написах того ради - добавляет летописец, - понеже не часто так бывает, но реткажды, окроме того лета отселе еще до второго пришествия одинава будет».

Совпадение же Благовещения с Пасхой на самом деле произошло не в 1379 г., а в 1380 году. Это заставляет нас более внимательно присмотреться и к записям о построении Стромынского монастыря на Дубенке. Из них следует, что преподобный Сергий по велению Великого князя поставил церковь Успения Богородицы «и монастырь устроил и келии возгради», а освящена была церковь в первый день декабря на память пророка Наума" , но в 1379 г. 1 декабря приходилось на четверг, а освящение первого монастырского храма в будничный день представить себе трудно. Расчеты показывают: день 1 декабря являлся воскресеньем в 1381 г.

Тогда все становится на свои места: сооружение монастыря в память победы русских ратей на Куликовом поле завершено было именно в 1381 году, что вполне понятно - построить церковь и целый монастырь глубокой осенью 1380 года было невозможно. Впоследствии, при составлении Троицкой летописи, вероятно, листок с известиями о совпадении Благовещения и Пасхи, а также о строительстве монастыря на Стромыне и попал не на место, и по ошибке был переписан под 1379 год.

В письменных памятниках древности никаких данных о состоянии этого монастыря не встречается. Известно только из рукописных трудов монаха Троице-Сергиевского монастыря, ученика Сергия, виднейшего автора русской средневековой литературы Епифания Премудрого, что монастырь на Стромыне был «чудом во всем исполнен». В нем был главный деревянный храм Успения с двумя приделами, один в честь «Рождества Христова», другой во имя святых Афанасия Великомученика и Кирилла Александрийского. Венчали Храм три шатровых верха с деревянными крестами на них. Главная паперть на столбах с перилами завершалась шатром. Боковые два крыльца, у южных и северных дверей храма «крыты плоско», т.е. без шатрового оформления. На главном крыльце или паперти висели четыре колокола «невелики», а в них по смете «семь пудов весу».

Справа от храма находилась деревянная часовня над гробницей второго игумена этого монастыря Саввы Стромынского. Первый игумен Леонтий не долго состоял в этой должности и выбыл в другой монастырь. Савва же был его преемником в управлении обителью, в ней скончался и был погребен. Святостью жизни он более прославился, нежели Леонтий, и потому имя его в списке учеников Сергиевых поставлено выше Леонтиева, и чтилось в 17 веке как имя преподобного, что доказывает изображение его лика в Успенском соборе Лавры и часовня над его гробницею.

Неподалеку от часовни находилась небольшая теплая, на подклети и с трапезной, деревянная церковь во имя Сергия Радонежского, поставленная в честь основателя монастыря, «с шатровым верхом, глава которого и шея обиты чешуею» (деревянными пластинками, называемыми лемехами). На монастырском дворе было шесть келий с сенями и чуланами в них. В этих кельях жили черный поп, игумен и их прислужники. Здесь же находились две житницы (амбары), в которых хранились запасы ржи, ярицы, овса, гречихи, конопляного семени. Были тут также погреб, ледник и поварня. Но «конюшенного и коровьего двора нет». Монастырь был окружен деревянным бревенчатым забором с двумя воротами, «красными» или «святыми», и задними, для выхода на речку и на монастырскую мельницу, которая располагалась тут же на Дубенке...

Из межевых книг Московского уезда 17 столетия видно, что монастырь на Стромыне, построенный по велению Дмитрия Донского, считался монастырем дворцовым и был великокняжеским особняком, местом великокняжеского богомола. В начале 17 века, точнее в 1603 г., монастырь пострадал от пожара. Сгорели все грамоты, подтверждающие принадлежность монастырю его вотчинных владений. Через некоторое время новые грамоты были дадены царем Борисом Годуновым, а затем Василием Шуйским. Права монастыря на владение своими вотчинными землями и селениями были восстановлены.

Спустя 13-14 лет монастырь поднялся, обустроился, но окончательно оправиться так и не смог, и в 1616 г. по царской грамоте он был передан в ведение Троице-Сергиевского монастыря. Поступив в управление Троицкой обители, Стромынский монастырь окреп, число братии в нем умножилось, были восстановлены постройки, за исключением главного Успенского храма. Он был отстроен значительно позже, в 1680 году.

Вновь восстановленный монастырь, впрочем, не мог оправдать своих расходов. Когда же учрежденная в Москве Духовная Славяно-Греко-Латинская академия открыла свои двери для слушателей, Стромынский монастырь, в числе других, по воле государя был назначен в 1682 г. на содержание академии и совсем захирел. Он прекратил свое существование в 1754 году, когда по указу Екатерины II была проведена секуляризация, т.е. обращение в собственность государства церковно-монастырских земельных владений, а также небольших обедневших монастырей. Главный Успенский храм Божьей Матери в 1785 г. был разобран и перевезен в село Копотню. В 1870 г. по желанию священника Павла Фаворского с причтом вместо пришедшей в ветхое состояние часовни, на том же месте, по проекту архитектора Яковлева, была построена каменная, которая дожила до наших дней. Из святынь также сохранилась икона Кипрской Божьей Матери, которую со своим благословением передал сюда основатель обители, преподобный Сергий.

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.