Пионерлагерь в деревне Дальняя
Рассказы старожилов
Екатерина Жукова
Пионерский отряд в лагере в деревне Дальняя. 1957 год.
Дальняя она в самом деле дальняя. Хотя Павловопосадский район. За лесами, за болотами, особенно в те времена. Это 1957 год. Зою Дьяконову туда направили работать воспитателем на летнюю студенческую практику из Орехово-Зуевского пединститута. В лагере было несколько одноэтажных деревянных построек. Из Электрогорска в те годы в Дальнюю один раз в день ходил небольшой поезд с маленькими вагончиками, шел через болота. Но один раз Зое пришлось идти пешком вдоль этой узкоколейки по железнодорожной насыпи через зловещие трясины. В болотах стояла коричневая жижа, было и жутко и романтично. Росла ягода гонодобель.
Пионерлагерь в деревне Дальняя. 1957 год
В лагере было организовано три отряда по пятьдесят человек, дети в основном из поселений торфоразработчиков, электрогорские и московские, направленные по путевкам предприятий, возможно, Мосэнерго. Дети рабочих в основном. От деревни Дальняя лагерь находился немного в стороне, во всяком случае, деревни этой они не видели. Хотя в походы ходили. На каждый отряд полагался воспитатель и вожатый. У Зои был младший отряд, на двоих с вожатой. У вожатой девочки, у Зои мальчики, примерно двадцать пять человек. Но как-то так вышло, что в поход она отправилась одна с целым отрядом в пятьдесят детей. Пошли на реку Шерна, причем воспитательница сама там никогда раньше не была. Шли лесными дорогами и тропами. Пред отправлением Зоя их посчитала – 50 человек. В дороге еще раз посчитала – 49. Нет одной девочки. Что делать? Возвращаться или идти дальше. Потом оказалось, что эта девочка осталась в лагере, никому ничего не сказав. Но до Шерны путешественники дошли, реку видели. В другие дни они ходили в лес за грибами, ягодами, сдавали их на кухню. Как-то раз в лагерь обратился окрестный колхоз с просьбой нарвать веток для скотины. Готовили концерт они сами, кто поет, кто пляшет. «Мы будем петь», – сказали четыре девочки. Исполняли «То березка то рябина», танцы. Но русские танцы были не в моде. Несколько раз в смену делали банный день. Баня деревянная стояла отдельным строением, помещение человек на восемь, лавки, тазы. Физкультурник натаскивал воду, заливал котлы. Он там каждое лето работал, однажды подбил молодых вожатых и воспитателей на грабеж столовой. А дело было так. Однажды в лагерь завезли клубнику, но повара детям не всю скормили, а часть оставили себе. Физкультурник как-то прознал. Собрал всех девиц-вожатых и вечером повел на дело. Кухонные работники уже спали. Физкультурник проник на кухню через окно, потом открыл дверь остальным, сделал обыск, и в итоге был обнаружен большой таз клубники. Всемером они съели ягоды. А на следующий день работники кухни помалкивали, жаловаться директору не пошли.
Воспитатель Зоя Дьяконова в пионерлагере в деревня Дальняя. 1957 год
По вечерам, чтобы дети лучше засыпали, Зоя рассказывала им сказку, сказка большая, интересная с замысловатым сюжетом, а поскольку все вскоре засыпали, то одну и ту же сказку воспитательница продолжала каждый вечер. Дети как-то сильно к ней привязались. И еще долго она получала письма, особенно из Москвы, от своих пионеров. «Они буквально бегали за мной, я их фотографировала».
Фотоаппарат в послевоенное время имелся у немногих, но в Орехово-Зуевском пединституте работал фотокружок, некоторые студенты увлеклись, в том числе Зоя, решила даже купить фотоаппарат и все полагающееся, только на стипендию не купишь. «Мама прижимала, но я вопила». Так появился фотоаппарат и впоследствии многочисленные снимки, запечатлевшие разные картинки из жизни конца 1950-х и дальнейших годов.
Поделитесь с друзьями