По прочтении воспоминаний С. С. Четверикова…
В.Н.Алексеев, кандидат биологических наук, кандидат исторических наук
«Мне думается для читателя, хотя бы для единиц, эти воспоминания представят известный интерес, как не потеряли интереса и некоторые другие события и люди, отошедшие в вечность сто лет тому назад». Такими мыслями начинаются воспоминания Сергея Сергеевича Четверикова, в прошлом известного энтомолога, генетика, теоретика в области эволюционного учения. Конечно, хочется надеяться, что написанное Сергеем Сергеевичем кто-то не просто прочтёт, но прочтя, задумается, примерит своё мировосприятие к таковому другого человека. Иными словами, читатель увидит в авторе собеседника.
В школе нас всех приучали отвечать на вопрос: «Ваш любимый литературный герой». И мы давали ответы, не задумываясь о том, что означает «любимый» и почему обязательно должен быть «любимый герой», а остальные быть не любимыми? Вероятно, правильнее было бы спрашивать не об этом, а том, например, какой персонаж вызывает у вас сочувствие, сопереживание? В этом случае тебе придётся признать, что и Плюшкин, и Иудушка Головлёв, и Акакий Акакиевич достойны сочувствия. Подобных людей очень много, потому что жизнь жестока и лишь некоторым удаётся противиться непрекращающимся ударам судьбы.
Воспоминания С.С. Четверикова способны вызвать сочувствие читателя и в то же время показать возможное торжество личности над обстоятельствами. Иногда ему даже завидуешь. Вспомним, например, описание научного сообщества, которое он создал: «Все члены СООРа должны были читать на трех основных европейских языках, и с этой стороны не принимались никакие возражения. Намеченные [иностранные] работы я раздавал моим ученикам, чаще всего на две недели, после чего эта работа докладывалась на СООРе. В результате мы всегда были вполне в курсе всех новых достижений в области генетики за рубежом». С такими коллегами можно и горы свернуть!
Показательно и описание С.С. Четвериковым его учебы в гимназии и университете. Вряд ли кто-нибудь с такими подробностями помнит свои школьные экзамены и сочинения. Наша школа стала слишком упрощенной, изначально нацеленной на то, что все перейдут в следующий класс и все «успешно» закончат обучение. Даже тестирование на ЕГЭ и некая сумма баллов, достаточная для поступления в университет кажутся смешными, если знать, что Сергей Четвериков для этой же цели должен был сдать экзамены по французскому, немецкому, английскому, латинскому и греческому языкам и по всем предметам, которые только преподавались в гимназии в течение восьми лет!
Разумеется, такой человек не мог не стать выдающейся личностью, и читатель, надеемся, с большим удовольствием погрузился в мир его воспоминаний.
Поделитесь с друзьями