«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

15 мая 2019 года

Воспоминания, дневники Богородск-Ногинск

Среди невинно осужденных, расстрелянных и умерших в тюрьмах, а впоследствии реабилитированных, хотелось бы отметить имя нашего земляка – Терновского Алексея Александровича (1891 – 1943). К столетию со дня рождения живописца и графика по призванию, был устроена выставка его произведений, и 19.11.1991 г. в газете «Волхонка» была опубликована заметка об этом событии. А.А. Терновский жил на Рогожской улице в доме с мезонином под номером 67, построенном в 1840-е годы. В 2006 году жилище разобрали, а на его месте было построено другое здание. 

Дом Терновских на Рогожской улице в Ногинске

О семье Терновских можно прочитать в книге Г. Фурасеевой «Прогулки по улицам Ногинска» (станция юных туристов, Ногинск, 2012, с. 42-43). Мы публикуем вышедший 27 лет назад материал в новой авторской  редакции.

 

Превратности судьбы осиливший

О выставке живописи и графики А. Терновского в Ногинском доме художника

К.Лихачев

Портрет А. А. Терновского, выполненный Шишовым В. Ю. 18.05.1987 г. по фотографии (после окончанию Московского Александровского юнкерского училища).

Сначала о судьбе. Алексей Александрович Терновский (1891-1943 гг.) – наш земляк, дворянин, избравший военную карьеру. Окончив 3-й Московский Кадетский корпус (1910 г.), а затем – Юнкерское военное училище (1913 г.), получил звание подпоручика. Принимал участие в боевых действиях на Австро-Венгерском фронте в период мировой войны. После ранения был назначен воспитателем Киевского Николаевского военного училища. В это время брал уроки живописи и графики у К. Коровина. В 1917 году произведен в поручики и одновременно в кавалеры ордена Святого Георгия Победоносца.

Черновик прошения отца Алексея  Терновского – А. Аф. Терновского на имя Директора 3-го Московского кадетского корпуса с просьбой разрешить для сына, воспитанника 5-го класса 1-го отделения корпуса,  переэкзаменовки.

В 1921-1926 годах призывался в ряды Красной Армии, где служил командиром батальона, заместителем командира полка. После увольнения в запас работал преподавателем рисования и черчения в школах Богородска и Электростали. В 1939 году репрессирован, осужден на 10 лет без права переписки. Умер в заключении в 1943 году. Реабилитирован в 1958 году. Всех, кто знал Алексея Александровича поражали его военная выправка и стать, красивое лицо и фигура, манера ходить с высоко поднятой головой, неизменное чувство собственного достоинства. Он был носителем той самой офицерской чести. Его отличало уважение к окружающим людям. Ко всем ученикам он обращался только на «Вы».

Алексей Александрович Терновский

Алексей Терновский на прогулке (1930-е годы).

И еще. Как настоящий офицер той поры, он очень любил лошадей. Даже когда был преподавателем, не обремененный большим личным состоянием, в очень неподходящих городских условиях держал двух прекрасных лошадей: одну – для верховой езды, другую – для упряжки. Его выезды по городу всегда сопровождались восхищенными взорами не только мальчишек, но и взрослых людей. Алексей Александрович брал этюдник, выезжал на природу и писал с натуры.

Алексей Терновский оставил после себя довольно интересные зарисовки быта военных училищ, детские и охотничьи рассказы, воспоминания о службе в Красной армии. На снимке обложка его Воспоминания о о курсах командного состава РККА в Петрограде (1924 г.).

О творчестве. Импульсом к изобразительному искусству послужили красота окружающего мира, тайна человеческого бытия. Еще будучи юношей, Терновский заметил, что далеко не все люди, отягощенные повседневными заботами о куске хлеба, в большинстве своем малообразованные, размышляют о красоте природы, об огромном счастье, данном каждому человеку – жить на этой земле, делать мир человеческих отношений добрее и радостнее. Как привлечь внимание людей к этим проблемам, каким образом жизненный факт, эпизод, событие, явление природы положить в основу произведений искусства и заставляет человека задуматься над собственной жизнью, над совершаемыми поступками? Задуматься и… постараться исправить в себе жестокое, дурное.

Разрешить эту задачу помогли встречи с известным  русским художником К.Коровиным. Именно  в этот, киевский, период жизни появилось чуть больше свободного времени, чем ранее.

До самого ареста в 1937 году А. Терновский занимался живописью и графикой лишь в те редкие часы досуга, что оставляли ему военная служба и преподавательская работа. Но и пользуясь обрывками времени, он создал более 300 картин, этюдов, акварелей, которые почти полвека бережно хранились семьей Терновских. Около 200 произведений демонстрируются на выставке, приуроченной к 100-летию художника. Настоящий мастер, А. Терновский сделал тематикой произведений собственную жизнь. Вот, например, картины, изображающие батальные сцены свидетелем которых ему приходится быть: «Конная разведка», «Под пулеметным огнем», «Каратели», «В дозор», «Под пулеметным огнем», «Атака» и др. В них умело передаются динамизм, напряженность и драматичность боя. Всякое сражение – это не только гром победы, но и еще и горечь смерти, что с особой силой прозвучало в картине «Враги». В центре ее – две рядом расположенные могилы – немецкого и русского офицеров, о чем говорят каска и фуражка на деревянных крестах. Только гибель примирила этих врагов.

Страстное увлечение А. Терновского охотой нашло отражение в таких работах, как «Выхода нет», где изображена стая волков, окруженных красными флажками, «Момент охоты» - нападение охотников на медведя, на «Тяге у Николаевской сторожки», «Стойка», «Охотничья избушка» и др. Желание подчеркнуть неповторимую красоту животного мира, как части природы, воплотилось  в картинах и этюдах: «Филин», «Тетеревиный ток», «Рысь», «Волки», «На охоту» и др.

Терновский А. А. Гусей крикливых караван

Терновский А. А. Гусей крикливых караван. 175х255 мм. Акварель.  Октябрь 1921 года.

Есть на выставке и произведения ставшие историческими. Таковы «Завод «Электросталь», воспроизводящее период становления прославленного предприятия, «Богородск, 20 сентября 1918 г.», «Снятие колокола» - момент закрытия в 1937 году в нашем городе Богоявленского собора.

Но все же главное в творчестве А. Терновского, в чем он добился наибольшего результата  - это лирический пейзаж. Художник считал своей творческой обязанностью передать зрителю переполняющую его радость жизни неповторимую прелесть русской природы. Красота, которая по Достоевскому, спасет мир, призвана заставить человека прежде всего задуматься над собственной жизнью, над тем, чтобы сделать ее содержательнее, осмысленнее, радостнее, свободнее.

Воспроизводя различное состояние природы, времена года, художник раскрывает настроения и переживания человека. То мажорные, как в работах «Дыхание весны», «Разлив в лесу», «Зимний лес», «Первый снег» и др., то овеянные грустью увядания – «Осенний дождь», «Под вечер», «Осень», «Окраина» и др.

В произведениях А. Терновского – свежесть и аромат леса («Подмосковный лес», «На ночлег», «Зимний пейзаж», «Сосны» и др.), величавость и разнообразие русской природы – от донских степей до уральских гор: «Над Хопром», «За городом Новохоперском», «Река Шексна», «Южная ночь», «Урал» и др.

Особый интерес вызывают узнаваемые, а порой – ставшие незнакомыми изображения Богородска, деревень, сел и поселков нашего района:  Торбеево, Панфиловка, Клюшниково, Щекавцево, Обухово, Молзино и т.д.

Несколько работ А. Терновский посвятил чудесному уголку города, овеянному легендами – Волхонке.

Терновский А. А. Гаврилов переулок

Терновский А. А. Гаврилов переулок. Дровяной двор. 240х340 мм. Акварель. 22 января 1920 г.

В целом же творчество художника – это воспевание отчего края, создание поэтического образа родины, в котором ее дитя – человек черпает свои духовные силы.

Мнения о выставке А. Терновского разные. Неискушенный зритель видит в работах живописца дальнейшее развитие традиций художников-передвижников. Некоторые профессионалы считают, что А. Терновский так и не перешагнул порога любительства. А вот один их старейших ногинских живописцев член Союза художников СССР В. Власов утверждает, что манера А. Терновского наиболее близка к творчеству участника передвижных выставок известного русского пейзажиста и анималиста, широкого представленного в Третьяковской галерее А. Степанова, а лучшие пейзажи нашего земляка заслуживают самой высокой оценки.

 

…Двоякое чувство навевает вернисаж. С одной стороны – неизбывную печаль, о том, сколько судеб исковеркал и талантов истребил тоталитаризм, и как оскудела наша культура от неисчислимых жертв и потерь. А с другой – произведения художника, его размышления над жизнью, его преклонение перед красотой и неповторимостью родины, хотя и с опозданием на полвека, все же пришли к людям и заняли достойное место в их духовной жизни. Талант преодолел превратности судьбы.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.