Презентация в Московской митрополии РПСЦ
М.Дроздов
Мария Нащокина представила в резиденции старообрядческого митрополита Московской и Всея Руси двухтомник воспоминаний архитектора Ильи Евграфовича Бондаренко
Известный московский зодчий Илья Евграфович Бондаренко (1870–1947) был одним из создателей замечательного «неорусского стиля» в архитектуре начала 20-го века. Он обладал и большим литературным талантом, что видно из его труда «Записки-художника-архитектора. Труды, встречи, впечатления», ценного исторического источника по истории и культуре России рубежа 19-20 вв., насыщенного множеством интереснейших деталей. Отрывки из этих «Записок» периодически появлялись в разных изданиях, но полностью книга под редакцией М.В. Нащокиной и с участием сотрудников РГАЛИ А.Л. Евстигнеевой и Л.Н. Бодровой издана в издательстве «Прогресс-Традиция» только недавно, в конце 2018 года, в двух томах, с многочисленными иллюстрациями из фондов РГАЛИ и собственного собрания Марии Владимировны.
На нашем сайте уже сообщалось об этом, единственном в своем роде, издании. Отмечалось, что в воспоминаниях «всё, начиная с самых ранних лет, и кончая зрелыми годами архитектора, пронизано острым художническим взглядом, творчеством, жизнелюбием, почти каждый персонаж его воспоминаний наделен характерным портретом». То же самое можно сказать об описаниях Ильей Евграфовичем Уфы, Москвы и других городов, в том числе иностранных: «создается впечатление, что читатель сам ходит по этим улицам, разговаривает с жителями, не пропуская ни одной постройки, чтобы не запечатлеть ее в своей памяти…».
В общем, выпуск данной книги был ярким событием в издательско-архитектурном мире. Ярким событием стало и представление «Записок» архитектора 13 мая. Оно состоялось… на Рогожском кладбище! Не пугайтесь, можно сказать и по-другому – на Рогожском поселке, или на Старообрядческой улице, 31А, или совсем официально - в Московской митрополии РПСЦ.
Как все происходило?
Рассказываю, поскольку там был...
Некоторое время назад заинтересованным, видимо, лицам было разослано следующее извещение: «Русская православная старообрядческая церковь. Российская академия архитектуры и строительных наук. По благословению преосвященнейшего Корнилия, митрополита Московского и всея Руси, в Новых палатах (Дом причта) Московской митрополии, по адресу: г. Москва, улица Рогожский поселок д. 29 стр. 8, в понедельник, 13 мая 2019 года, в 18:00 состоится презентация книги И.Е. Бондаренко «Записки художника-архитектора. Труды, встречи, впечатления». Книгу представит научный редактор и руководитель проекта академик РААСН, доктор искусствоведения М.В. Нащокина. Вход свободный. Координатор иерей Николай Бобков».
Уникальное, согласитесь, объединение столь разных организаций в «шапке» приглашения! Но если вспомнить, что И.Е. Бондаренко – самый «старообрядческий зодчий», создатель 11-ти, по крайней мере, старообрядческих храмов, то все становится на свои места. И, тем не менее, вечер все же получился действительно уникальным. Народу было очень много, старообрядческого и нестарообрядческого, и очень много было духовных лиц, в том числе – высокопоставленных. Думаю, что в истории русской культуры еще не было такого, когда исследователь архитектуры, представлял свой труд (а я считаю, что это издание - действительно труд Марии Владимировны и соавторов-архивистов, а не только Ильи Евграфовича) в таком духовном синклите, да еще и под председательством самого Главы Церкви! Замечательно и все еще удивительно!
Академик архитектуры М.В. Нащокина, знакомя будущих читателей с новой книгой и находясь при этом в духовно-административном центре РПСЦ, естественно коснулась в основном работ архитектора Бондаренко для старообрядцев – как поповцев, так и беспоповцев. Конечно, она говорила и о судьбе храмов в нашем Богородском крае - пророка Захарии в Ногинске, св. Анны Кашинской в Кузнецах, Рождества Богородицы в Зуеве. Обо всех трёх высказался и Митрополит. В частности, он сказал, что при недавней встрече с губернатором Воробьевым тот обещал в ближайшее время положительно решить вопрос о возвращении Захарьинской церкви старообрядческой общине города Богородска-Ногинска. Вел весь вечер сам Владыка Корнилий, причем весьма активно. Он и рассаживал епископов и других важных лиц в первом ряду, комментировал доклад, зачитывал избранные места из книги и пр., и пр. Он же давал слово тому или другому из присутствующих. Кроме Владыки и Марии Владимировны, также выступили: сотрудница РГАЛИ Лидия Николаевна Бодрова (о фонде Бондаренко в архиве и двух вариантах рукописи его книги), искусствовед Игорь Климентьевич Русакомский (о Преображенском старообрядческом монастыре), доктор филологических наук, Елена Михайловна Юхименко (о храме в Токмаковом переулке), профессор Валерий Анатольевич Любартович (он дал краткий, но очень дельный, с некоторой критикой и конкретными предложениями, анализ представляемого издания), краевед Вера Николаевна Анисимова сообщила о захоронении праха И. Е. Бондаренко на Донском кладбище. Священник о. Александр Панкратов в заключение сказал, что хотя И. Е. не был, скорее всего, уж очень глубоко верующим человеком, судим мы теперь о нем по тому, что он оставил предкам, оставил же он, благодаря данному ему таланту, в своих каменных церковных постройках большое и духовное, христианское наследие. А талант этот дал ему Бог!
Р.S. От себя добавлю несколько впечатлений о «Записках» И.Е. Бондаренко.
Это изумительная книга, от нее нельзя оторваться, восторг какой-то, запойное чтение! Давненько такой в руках не держал. Интереснейшие и, как кажется, очень правдивые воспоминания с очень меткими деталями быта. Крайне редкие в литературе (очень мало воспоминаний зодчих!) замечания архитектора о других архитекторах, иногда и весьма хлесткие. Там так много любопытного, важного, редкого, а то и редчайшего. Профессиональная характеристика Шехтеля. Удивительная фигура Филиппова, возобновителя «Русского обозрения». Семья Поляковых. Морозовы. Необычное описание знаменитых выставок - Нижегородской 1896-го года и Парижской 1900-го. Изумительные подробности о Мамонтове и его хуторе, о валторнисте Денисове - как учили его рисовать, о музыкальном кружке, не без труда «пробивающем» русскую музыку. Вообще, очень занятны сравнения архитектуры и музыки. И многое, многое другое. Короче говоря, Илье Евграфовичу удалось создать очень многоцветный и очень яркий образ своего времени. Местами и не без перехлеста. Но и нельзя, скажу по своему опыту, представлять ни народ наш родной, ни купцов наших любимых, ни старообрядцев уважаемых такими уж сплошными ангелами, как иногда полагают. Всякое бывало и бывает, жизнь нередко очень сильно удивляет.
Вот и с этими воспоминаниями Бондаренко удивительное ведь дело произошло. Пусть и в несколько урезанном виде были они уже подготовлены к печати в 1941 году! Издать помешала война, а то они непременно вошли бы в серию прекрасных предвоенных изданий мемуаров Грабаря, Рылова и др. Люди узнали бы (или вспомнили) много-много интересного и по большей части правдивого о дореволюционной, «буржуазной» жизни. И далось это, подготовка публикации в 1941 году, автору очень небольшой ценой – всего одного краткого описания его встречи с Лениным и нескольких совершенно обычных, стандартных для того времени коротких фраз идеологического содержания…
Но вернемся к нынешнему двухтомнику. Это, кроме всего прочего, еще и отличное подарочное издание. И справочное! Таковым его делают множество прекрасных, редких фотографий, чертежей, подробные комментарии и обширный именной указатель. Огромная наша всеобщая благодарность М. В. Нащокиной, А.Л. Евстигнеевой и Л.Н. Бодровой.
Поделитесь с друзьями