Черноголовская газета № 33 (681) 19 августа 2004 года
Призвание и судьба Инны Петровны Боровинской
А.М. Столин
Призвание
Инна Петровна Боровинская - химик и по образованию, и по призванию. Она вспоминает: "Увлечение химией началось еще в старших классах школы, а потом укрепилось на химфаке Уральского политехнического института, где в те годы преподавали такие замечательные ученые, как академик И. Я. Постовский (органическая химия), академик С. В. Тананаев-младший (физическая химия). Мне всегда было интересно (скорее, даже любопытно) получать разные химические вещества, выращивать красивые кристаллы солей. Да и группа подобралась замечательная: Олег Чупахин (сейчас академик РАН), Глеб Панфилов - теперь всемирно известный кинорежиссер, а тогда подающий большие надежды студент-химик, увлекающийся фотографией".
Первым местом работы стал атомный центр в Свердловске-44, а первой исследовательской работой - создание фильтра для разделения протонов UF6. Это была важная и сложная проблема, для решения которой Инна Петровна отдала кусочек своего таланта.
В.П. Кобяков, д.физ.-мат.н.: "Это было на Урале, в закрытом городе Свердловск-44 (теперь г. Новоуральск), Уральский электрохимический комбинат. К нам в лабораторию, которая занималась разработкой новых типов фильтров для разделения изотопов урана, пришла миловидная стройная девушка Инна с очень ясными, ласковыми глазами. Ее внешность не портила даже ужасного вида роба, в какие были одеты все сотрудники лаборатории рангом ниже руководителя группы. Особых подробностей о начале ее деятельности я не помню - я занимался никелевыми фильтрами, ее же направили в группу, которой было поручено начать разработку тефлоновых фильтров. Надо сказать, что она оказалась дельным специалистом, способным к самостоятельному творчеству. Это было не только мнение руководителя группы (он же был руководителем ее дипломной работы), об этом свидетельствовали результаты исследований, в которых она участвовала в качестве основного разработчика. Решение проблемы тефлоновых фильтров продвинулось в значительной мере благодаря ее усилиям".
Поворот судьбы
Затем судьба распорядилась переехать в Черноголовку, где в то время (шестидесятые годы) начал работать филиал Института химической физики АН СССР. Инна Петровна была направлена на работу в лабораторию органической химии, которой руководил молодой, но уже известный ученый Леонид Тимофеевич Еременко, сейчас профессор ИПХФ. Он вспоминает: "В начале 1960 года в нашей лаборатории органического синтеза появилась новая энергичная, обаятельная сотрудница - Инна Петровна Боровинская. Наша лаборатория начинала новую тематику, слабо разработанную в те времена во всем мире, и на долю Инны Петровны пришлась весьма трудная часть - организация и начало работ по фторированию органических нитросоединений элементарным фтором. Это была очень нелегкая и опасная работа. Инна Петровна работала с большим энтузиазмом, и день, и ночь в буквальном смысле слова. Благодаря этому были получены первые положительные результаты. Тогда же были опубликованы наши первые статьи в этой области. Такой прорыв буквально взбудоражил американских ученых: они были уверены, что лидеры - они, а мы, по-русски, плетемся где-то в хвосте. Мало того, они даже приехали в Россию послушать наш доклад на эту тему (симпозиум по химии фтора был проведен в Москве под руководством академика И.Л. Кнунянца)".
Вместе с Л.Т. Еременко Инна Петровна выполнила ряд блестящих работ по синтезу фторсодержащих топлив. Это было яркое и очень перспективное направление, сулящее большие успехи. Но судьба внесла свои коррективы.
Участники всесоюзной школы по неизотермической кинетике (Новосибирск, начало 70-х). И.П. Боровинская - четвертая справа
Выбор пути
Соседней лабораторией руководил молодой физик Александр Григорьевич Мержанов. В лаборатории были сильные физики, но исследования развивались таким образом, что нужно было получить взрывоопасные ацетилениды меди и серебра, за синтез которых никто не брался. И тогда Федор Иванович Дубовицкий, который руководил филиалом, перевел Инну Петровну в лабораторию Мержанова для работы в этом направлении. Так Инна Петровна Боровинская стала первым химиком в этом успешно работающем коллективе физиков. Вспоминая годы становления школы СВС, покойный профессор В.В. Барзыкин писал: "Инна Петровна пришла в лабораторию А.Г. Мержанова в ОИХФ (с 1967 г. - отдел макрокинетики ОИХФ, с 1988 г. - ИСМАН) в конце 1965 г. В то время в лаборатории не было химиков, и это несколько ограничивало возможности исследований. Одной из задач, которая решалась лабораторией, был поиск систем для экспериментального подтверждения "безгазовой" модели горения. Высококвалифицированный химик, Инна Петровна активно включилась в эту работу, приведшую в дальнейшем к открытию "твердого пламени" и созданию метода СВС, и внесла в развитие нового перспективного направления творческий энтузиазм, исследовательский задор и огромную самоотдачу. Конечно же, она не знала тогда, что стоит у истоков главного дела своей жизни и что в начале XXI века по проблеме СВС будет публиковаться 700 статей в год в 49 странах мира. И что ей посчастливится внести в становление СВС существенный вклад и завоевать признание научной общественности".
Сейчас даже трудно представить, как сложилась бы судьба нового научно-технического направления СВС, если бы в свое время И.П. Боровинская, которая ранее занималась органическим синтезом взрывчатых веществ, в 1966 году по предложению А.Г. Мержанова не сменила бы свои профессиональные интересы. С этого момента и следует отсчитывать историю его открытия.
Победы и поражения
Дальнейший путь Инны Петровны хорошо известен. Кандидатская диссертация по горению химических элементов в азоте и синтезу нитридов, создание лаборатории по самораспространяющемуся высокотемпературному синтезу, активная деятельность по разработке научных основ СВС, защита докторской, успешная научная деятельность как внутри страны, так и за рубежом, многое другое. Она выполнила ряд блестящих фундаментальных работ по горению металлов в азоте, зафиксировав в них новые явления и процессы: поверхностное и послойное распространение пламени, горение и догорание, автоколебания фронта и спиновые волны, расщепление волн и отражение от поверхности раздела фаз - и заложив научные основы фильтрационного горения. Под ее руководством начались технологические работы, и СВС из области фундаментальных исследований превратился в область практического применения. В ее работах были заложены основы получения материалов и изделий напрямую, без стадии предварительного синтеза порошков, и разработаны методы, в которых СВС сочетался со спеканием, горячим прессованием, изостатическим прессованием и т.д. Тогда же совместно с Институтом проблем материаловедения АН Украины были созданы и опробованы на 300 предприятиях высокоэффективные пасты на основе СВС-порошка титана. Инна Петровна увлеклась исследованиями СВС-процессов в больших объемах: объекты ее исследований стали весить не граммы или десятки грамм, а килограммы или десятки килограмм. Так, в Черноголовке была создана первая опытная установка, выпускавшая 10-20 т продукта.
К началу 70-х годов, когда были изучены более 300 реакций и продуктов синтеза, пришло понимание громадных возможностей СВС. Казалось, что преимущества нового способа синтеза, основанного на использовании горения, перед традиционными печными технологиями очевидны. Однако с этого времени начинается драматичная, сложная, с резкими поворотами история технологии СВС. Многие специалисты, привыкшие к традиционным технологиям, встретили СВС с отчуждением и недоверием. Для них это было нежеланным вторжением в сферы их интересов. Сказалась и сила привычки: постоянно стремясь к новому, человек с трудом отказывается от старого. Сейчас уже стало забываться, сколько ран, тяжелых ударов и потрясений пережили основоположник СВС А.Г. Мержанов и его незаменимый помощник, соратник и жена И.П. Боровинская, сколько усилий и стараний, умения терпеть и держать удары потребовали от них эти научные и околонаучные баталии. В 80-е годы пришло признание российских достижений в области СВС за рубежом. Но именно этот период был омрачен деятельностью наших "ответственных" чиновников, связанной с ошибочной информацией о контактах ученых Черноголовки с японскими фирмами "Чори" и "Киерицу" по вопросам СВС. В дальнейшем выяснилось, что криминала в этих контактах не было, но "принятые меры" привели к разрыву всех договоренностей с японскими фирмами. В результате был понесен существенный материальный ущерб (стоимость контракта составляла 200 тысяч долл., а за продажу лицензии намечалось получить несколько миллионов). Кроме того, были запрещены все наши открытые публикации по СВС, а ученых еще и наказали в административном порядке - правда, непонятно за что.
Корни оптимизма
Постепенно скептиков и критиков СВС становилось все меньше и меньше. Для этого понадобилось время, силы и нервы. А самое главное - конкретные результаты и достижения. Инна Петровна своими делами доказывала преимущества и перспективы СВС. Для этого ей пришлось активно заниматься внедрением своих разработок. В ИСМАН по ее инициативе был создан специальный сектор, который готовил техническую документацию на СВС-продукты, большое внимание она уделяла созданию в Институте материаловедческой базы, а также экспериментальной диагностике СВС-процессов. Одним из примеров практических результатов такой увлеченной работы стало создание при сотрудничестве с мощной испанской компанией ENUSA экологически безопасной промышленной СВС-технологии. При участии И.П. Боровинской в Испании был спроектирован и построен мощный современный завод по производству ряда керамических порошков. Завод обеспечен автоматическими линиями подачи шихты и выгрузки продукта с помощью регулирующего робота, на нем ведется маркетинг продукции. Эти достижения - результат высокого профессионализма И.П. Боровинской. Директор ИСМАН Ю.А. Гордополов: "Инна Петровна - современная деловая женщина в лучшем смысле этого слова. Я бы хотел отметить в ней талант менеджера. Помимо широкой научной эрудиции она свободно и профессионально ориентируется в финансовых, юридических, хозяйственных и других вопросах, без чего, как известно, невозможно бывает довести научную разработку до её практической реализации".
И.П. Боровинская, акад. А.Г. Мержанов, Ю.Н. Баринов и акад. Г.И. Марчук с членами индийской делегации в ИСМАНе
День сегодняшний
Сегодня Инна Петровна Боровинская - руководитель Исследовательского Центра СВС. Она ведет активную научную и научно-организационную деятельность, которая получила международное признание: в 2002 г. Инна Петровна избрана академиком Мировой Академии керамики. В ее работах последних лет по-прежнему решаются самые злободневные, важные для нашей страны проблемы. Один из примеров - СВС-нанопорошки. И.П. Боровинской принадлежит идея разработки метода химического диспергирования, позволяющего синтезировать поликристаллические продукты с наноразмерными кристаллитами. Одной из последних ее прикладных разработок стала организация мелкосерийного производства фильтрующих элементов, которые нашли спрос в нефтегазовой промышленности в качестве катализаторов активных мембран и в медицине для получения апирогенной воды для инъекций. Под ее руководством спроектирован экологически чистый завод по производству карбида вольфрама и подготовлена техническая документация для его строительства в Черноголовке. Много внимания она уделяет руководству Исследовательским центром СВС и лабораторией проблем СВС в ИСМАН. В.И. Юхвид, зам. руководителя ИЦ СВС: "Хочу отметить широту научных исследований нашего Центра: синтез материалов с уникальными свойствами, прямое получение изделий из твердых, высокотемпературных и сверхпроводящих материалов, создание разнообразных функциональных и защитных покрытий, утилизация ядерных отходов и многое другое. Стиль работы Инна Петровны современный: решение всей проблемы в целом, от фундаментальных исследований до промышленного производства и это, по-видимому, главный рецепт для выживания академической науки".
К.Л. Смирнов, к.т.н.: "Инна Петровна способна доверить своим сотрудникам самостоятельно решать самые сложные научные задачи. Большую заботу она проявляет о ветеранах. Во многом благодаря этому в нынешнее непростое время в лаборатории продолжает функционировать старое и даже вводится в строй новое уникальное оборудование".
М.В. Кузнецов, д.х.н.: "Бытует мнение, что женщинам в науке сложнее, чем мужчинам. В области разработки технологий и их промышленного внедрения присутствие женщины - и тем более женщины-руководителя - может показаться чем-то экзотическим. Однако, когда речь заходит об ИСМАН, об Исследовательском центре СВС, о технологии СВС и ее практических приложениях, без профессора Инны Петровны Боровинской эти понятия просто не воспринимаются. Многие годы она чутко держит руку на пульсе громадного коллектива ученых, технологов и конструкторов. Открытие, более ста патентов и авторских свидетельств, почетное членство в отечественных и зарубежных университетах и академиях, ордена и медали, государственные и международные премии - вот далеко не полный перечень ее достижений и заслуг. Но все-таки главной чертой и даром Инны Петровны является ее способность быть не только руководителем, но и старшим товарищем, наставником в науке для всех сотрудников Центра, независимо от их возраста, опыта и стажа. Десятки дипломных работ, кандидатских и докторских диссертаций, подготовленных под ее руководством, говорят о том, что ее ученики и последователи не только составляют костяк плодотворно работающего коллектива Центра СВС и Лаборатории проблем СВС, но и являются ведущими специалистами профильных подразделений в области СВС в России и СНГ. Как руководитель и наставник, в рамках возглавляемой ею Научной Школы и Секции Ученого Совета, на конкурсах научных работ, на симпозиумах и конференциях, Инна Петровна находит время для всех - от школьника до докторанта. Ее неуемная энергия и увлеченность, которой могут позавидовать молодые сотрудники, ее способность аккумулировать идеи и мыслить на перспективу позволяют надеяться на плодотворное развитие возглавляемого ею коллектива и СВС-тематики в будущем".
Послесловие
Инна Петровна - очень умная женщина. В деле развития новой научно-технической области, какой является синтез горением, она выбрала тяжелую (если не самую тяжелую) ношу: технологию и прикладные разработки. Но, имея огромный масштаб собственной деятельности, она всегда в нужном месте и в нужное время подчеркивает роль и значение своего учителя А.Г.Мержанова, предпочитая сама оставаться в тени. За границей А.Г.Мержанова стали называть "Father of SHS" (отец СВС). Но если есть отец, то должна быть и мать СВС. В знак признания заслуг И.П. Боровинской ближайшие друзья и коллеги так ее и называют.
Поделитесь с друзьями